«Медный всадник» кратко: главная мысль произведения

Содержание
  1. Мечты и чаяния маленького человека
  2. Разгул стихии
  3. Печальный итог
  4. Не грози царю
  5. Поэма Медный всадник: смысл произведения
  6. Царь
  7. Терзания главного героя
  8. Жанр, размер стиха и композиция
  9. Второстепенные герои
  10. Предисловие
  11. Вступление
  12. Часть 1. Знакомство с главным персонажем
  13. 18. Актуальность
  14. Историческая справка о поэме «Медный всадник»
  15. Часть вторая
  16.  Чему учит
  17. Евгений
  18. Средства выразительности
  19. Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»
  20. Размер, рифма, строфика
  21. Государство в образе Медного всадника
  22. Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах
  23. Вступление
  24. Несчастье невских берегов
  25. Литературный анализ
  26. 16. Средства художественной выразительности
  27. Пересказ сюжета очень кратко
  28. Предисловие
  29. Вступление
  30. Часть 1. Знакомство с главным персонажем. Потоп
  31. Часть 2. Последствия стихийного бедствия
  32. Лирический герой
  33. Образ «маленького человека» в поэме Пушкина
  34.  Моё отношение
  35. Строитель чудотворный
  36. Сюжет

Мечты и чаяния маленького человека

Вечером в конце ноября Евгений, мелкий чиновник из некогда благородной семьи, возвращается в свой скромный дом в одном из беднейших районов города. Он ложится спать, но его мысли не дают ему уснуть. Он думает, что вода в Неве все еще идет, что с реки сняты мосты. В результате он два-три дня не сможет увидеть свою возлюбленную Парашу, которая живет на окраине Петербурга, по ту сторону Невы.

На смену тревожным мыслям приходят счастливые мысли о возможной будущей жизни с любимым человеком. Он хочет жить с ней скромно и праведно, детские мечты. Поглощенный этими сладкими снами, Эухенио засыпает.

Разгул стихии

На следующий день приходит известие о страшном несчастье. Нева, разлившаяся с берегов, затопила город. Жители Петербурга были бессильны перед «стихией божьей.

На мраморном льве — статуе, украшающей площадь Петрова, сидит бесчувственный Евгений и смотрит через Неву. Именно там, прямо у кромки воды, в небольшом домике живут Параша с мамой. Охваченный мрачными тревожными мыслями о судьбе возлюбленной, герой не замечает разгула стихии вокруг себя:

  • ветер срывает с него шляпу;
  • дождь заливает его лицо;
  • вода непрерывно поднимается и достигает подошв.

Впереди него, возвышаясь над стихийным бедствием, спокойно стоит Медный всадник.

На заметку! Памятник Медному всаднику, значение которого объяснил сам скульптор Фальконе, установлен на берегу Невы. Петр изображен в динамичном состоянии, одетый в простую, почти безликую одежду, которую мог бы надеть герой любой национальности. Вместо седла — шкура медведя — символ цивилизации, который носит царь. Скала под памятником — символ трудностей, которые преодолел Петр. И змея под копытами — символ врагов — тоже выполняет практическую функцию: обеспечивает устойчивость памятника.

Печальный итог

Наконец воды Невы успокаиваются, река выходит на ее берега. Евгений с замиранием сердца бросается к воде. С помощью лодочника ее переправляют на другой берег. Его взору предстает удручающая картина:

  • знакомые места стали чужими и неузнаваемыми;
  • дома, разрушенные стихией;
  • трупы вокруг.

То, что он видит, напоминает ему поле битвы.

Не найдя там же дома семейного дома любимой, Евгений начинает дико смеяться. Не в силах справиться с охватившими его отчаянием и болью, герой сходит с ума.

И даже когда город перестроен и все следы недавних разрушений удалены, Евгений не может оправиться от пережитого шока. Он беспокойно бродит по городу, полный тяжелых мыслей. Он спит на набережной, ест то, что ему подают, не замечая, как дети кидают в него камни, а кучера бьют плетьми.

Не грози царю

Падение, весь ужас, который когда-то прижимал его к земле, снова поднимается перед ним. Евгений оказывается возле мраморных львов, окружая величественного рыцаря на бронзовом коне.

Он сразу узнает того, кто основал этот город «под водой». Евгений находит виноватого во всех своих бедах. Охваченный волнением и гневом, он угрожает Питеру: «Ах ты!…»

В этот момент Юджин выглядит так, будто лицо короля поворачивается к нему, а глаза вспыхивают от гнева. Герой убегает. Но куда бы он ни бежал, куда бы он ни повернулся, он повсюду слышал стук тяжелых копыт лошади Медного всадника.

На заметку! Один из главных героев стихотворения, несмотря на то, что он является плодом воспаленного воображения безумного Евгения, несет в себе значение названия стихотворения — «Медный всадник». Автор намеренно заменяет бронзу, из которой отлит настоящий памятник, на медь — тяжелый красный металл — символ борьбы и крови.

С тех пор, когда Евгений случайно прошел перед памятником Петру, он снял кепку и смущенно прижал руку к сердцу, «унижая мучения».

Вскоре выясняется, что дача Параши не исчезла полностью в бездне. Волны унесли его на небольшой необитаемый остров у моря. Именно там было найдено тело несчастного Эухенио, и именно там был похоронен «сумасшедший».

Поэма Медный всадник: смысл произведения

В стихотворении Пушкин поднимает важную проблему: историческую и философскую. Как великие преобразования страны могут повлиять на жизнь человека? Так ли важны переживания и чувства простых людей на фоне государственных достижений? Трагическая взаимосвязь противоречий между государством и гражданином — это смысл поэмы «Медный всадник.

Построив город на окраине государства, прямо на берегу моря, Петр, желая открыть окно в Европу, не задумывался о судьбе людей, которые там жили бы. Поэтому именно он винит в своих проблемах маленького Евгения Чиновника. Герой считает Петра виновным в потере любви, разрушении его мечтаний и надежд.

Но добиться справедливости от автократа не так-то просто. Любое сопротивление или даже намек на свободу мысли обречены на жестокие репрессии, иногда сопровождающиеся тяжелым топтанием копыт по тротуару. Обычному человеку ничего не остается, как неловко сорвать шапку с головы и покаяться.

Смерть героя в конце стихотворения тоже символична. Его смерть говорит о неминуемой гибели некоторых поступков и подвигов Петра Великого: эпохи реформ.

Царь

Люди беспомощны перед стихийными бедствиями. К кому обратиться за помощью, кто спасет их от потопа? По тогдашней традиции они идут к царю. Он выходит на балкон грустный, смущенный. И он объявляет народу: цари не могут справиться со стихией. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин указывает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, безграничную власть, не должен соперничать за власть с природой.

Однако в поэме «Медный всадник» образ правителя государства Российского воплощен в огромном монументе, который стоит в центре Санкт-Петербурга. Ведь именно Петр осмелился построить город на Неве в начале 18 века. Его идея стоила много крови. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось не случайно. Спустя более ста лет после основания Санкт-Петербурга произошло наводнение, которое погубило простых людей. Предшественник Великого реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Потоп, изображенный в стихотворении Пушкина «Медный всадник», — не художественный вымысел. Событие произошло в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение в истории Петербурга.

7 января прошел дождь и дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это изначально привлекало зрителей, о чем упоминает автор «Медного всадника». Но очень быстро почти весь город оказался под водой. Лишь незначительная часть Санкт-Петербурга не пострадала. На следующий день ударил сильный мороз. Несколько сотен петербуржцев утонули; последующие исследователи не смогли установить точное количество смертей.

наводнение Санкт-Петербург 1824 г

Терзания главного героя

Итак, Евгений пошел домой. Снял пальто, лег, но спать не мог. Главный герой «Медного всадника» задумался. Что его беспокоит? Прежде всего, тем, что он беден, а потому ему приходится много работать, чтобы добиться хотя бы относительной независимости. У него нет ни денег, ни таланта. Но есть праздные счастливчики, живущие легко и непринужденно! Увы, Евгений не из их числа.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, живущую по ту сторону Невы. И в этот день он тоже расстроен, что мосты сняты. Это означает, что Евгений не увидится с возлюбленной еще два-три дня. От души вздохните и помечтайте.

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медный всадник» — это стихотворение, написанное, как и «Евгений Онегин», тетраметром ямба. Состав довольно странный. У него непомерно длинное вступление, которое обычно можно рассматривать как отдельную самостоятельную работу. Затем есть 2 части, в которых рассказывается о главном герое, о наводнении и о столкновении с Медным всадником. В стихотворении нет эпилога, точнее, он не выделяется отдельно самим поэтом: последние 18 строк на острове у моря и смерть Эухенио.

Несмотря на нестандартную структуру, работа воспринимается как единое целое. Такой эффект создают композиционные параллели. Петр Великий жил на 100 лет раньше главного героя, но это не мешает ему создавать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена в памятнике Медному всаднику; но лицо самого Петра появляется в начале стихотворения, во вступлении, когда речь идет о военном и экономическом значении Петербурга. НРАВИТЬСЯ. Пушкин тоже несет идею бессмертия реформатора, потому что даже после его смерти появились нововведения и долгое время у старых была власть, то есть он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину перемен в России.

Таким образом, фигура правителя появляется на протяжении всего стихотворения, то теперь его собственная личность, то в образе памятника возрождается растерянным умом Юджина. Временной интервал повествования между вступлением и первой частью составляет 100 лет, но, несмотря на такой явный скачок, читатель его не слышит, так как А.С. Пушкин связывал события 1824 года с так называемым «виновником» потопа. Ведь именно Петр построил город на Неве. Примечательно, что эта книга о построении композиции довольно необычна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Второстепенные герои

Параша — возлюбленная Евгения, погибшая во время наводнения.

Предисловие

Предисловие имеет следующее содержание:

Инцидент, описанный в этой истории, основан на правде. Подробности наводнения заимствованы из журналов того времени. Любопытные могут справиться с новостями, собранными ВНБерх.

Вступление

В начале стихотворения перед читателем разворачивается сцена, в которой главный герой — Петр I. После того, как русским войскам удалось отвоевать Балтийское побережье, царь оказывается «на берегу волн пустыни».

На берегу пустынных волн
Он стоял, полный великих мыслей,
И посмотрел вдаль

Молодой император решил построить здесь новый город, который стал торговым и промышленным центром России. Идея была успешно реализована, и Санкт-Петербург «поднялся великолепно, с гордостью», стал одним из красивейших городов Европы.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем

Осень 1824 года не понравилась петербуржцам: неделями шел дождь и бурный ветер пронизывал все и вся. Евгений вернулся к своим гостям в холостяцкую квартиру. Здесь было пусто и неудобно. Юноша не мог заснуть, он думал о будущем.

Мгла ненастной ночи редеет
И уже наступает бледный день…

Он надеялся сделать предложение своей девушке, он мечтал о своей Параше. Евгений представлял, как девушка примет его предложение и они будут жить долго и счастливо. Но на свадьбу денег не хватило. Молодой человек надеялся, что Параша подождет, пока он накопит необходимую сумму. И дождь за окном усилился.

Приближалась ночь страшного события. Из-за сильного дождя Нева начала выходить из берегов. Евгений начал переживать за свою невесту и мать. Женщины жили на острове и были беззащитны перед стихией.

Иллюстрация А. Бенуа

Юноша сидел на каменной статуе льва и не мог двинуться с места. За ним «стоит идол на бронзовом коне с протянутой рукой». Душа Евгения болела, но он не смог помочь своей невесте. Оставалось только надеяться, что все в порядке.

18. Актуальность

Проблема «маленького человека», раздавленного обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичнее и динамичнее мир, тем больше «сумасшедших бедняков» он порождает.

Мир технологий и полезности не создан для людей. Человеческая душа в нем мгновенно поглощается, берет верх выгорание, психическое онемение, моральное вырождение.

Прошло почти 200 лет с момента описанного Пушкиным ужасного наводнения, но мир продолжают сотрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, как заноза, отброшенная быстрым течением.

Поэтому стихотворение «Медный всадник» не теряет своей актуальности.

Историческая справка о поэме «Медный всадник»

Прежде чем анализировать стихотворение «Медный всадник», следует рассказать об исторической подоплеке произведения. На самом деле наводнение произошло в 1823 году. Оно было чудовищным по разрушениям и последствиям.

Памятник скульптору Этьену Фальконе выполнен из бронзы. Пушкин назвал стихотворение «Медный всадник», чтобы преувеличить тяжелый и равнодушный образ Петра I.

Во времена Пушкина и по сей день идет спор: был ли Петр прав, сделав такой явный рывок вперед? Было ли необходимо революционное развитие?Значение произведения

В стихотворении «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной жизни человека, чтобы понять ее божественную ценность.

В отличие от прагматического подхода, оценивающего каждое действие с точки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира — человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы незначительной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково бессильны перед грандиозной стихией, есть высшая судебная инстанция, для которой важен не успех замысла, а его творческая сила, нацеленная на человека.

Часть вторая

Через пару дней вода стала отступать. Нева успокоилась. Дожди прекратились. Юджину удалось найти лодку среди хаоса, оставшегося после наводнения. Курьер согласился отвезти его на остров, где Параша остановилась с матерью. Дом, в котором жили женщины, словно испарился. Создавалось впечатление, что его здесь никогда не было. Его просто унесло волной, и вместе с ним исчезли его хозяева. Мужчина понимает, что здесь произошла трагедия. Девушка и ее мать утонули. Нева поглотила их тела, не оставив шансов на спасение.

Шок от увиденного был сильнее. Евгений не смог пережить потерю. Постепенно он теряет голову. Он бродит по улицам, ночует там, где ему положено, питается остатками еды.

Через полгода после трагедии, случившейся во время наводнения, Евгений, бродя по улицам Петербурга, выходит на площадь, где стоит памятник Петру I. Он видит в лице врага, виновного во всех бедах, которые случилось с ним. Ему казалось, что Петр виновен в смерти своей жены, основав город в таком опасном месте, где нередки наводнения. Он выражает обидчику все, что думает о нем, не задумываясь в выражениях.

На мгновение Евгению показалось, что лицо Питера искажает злая маска. Медный всадник был готов сойти с пьедестала и растоптать того, кто осмелился предъявить государю такие обвинения. Эухенио убегает. В ушах у него слышится стук копыт по тротуару.

Дом Параши сел на мель. Евгений встретил смерть в одиночестве. Его тело было найдено недалеко от дома его возлюбленной.

 Чему учит

Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует изолированно от человека. Каким бы грандиозным и значимым ни казалось то или иное событие, у него есть обратная сторона.

Великолепие Петербурга держится «на костях» его строителей, победа в Великой Отечественной войне — на пролитой крови наших прадедов и трагедии российского детского дома. Жертвами прогресса становятся обычные люди, которые терпят удар.

Те, кто у власти, не должны забывать о нуждах обычных людей, потому что каждый человек — творение Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

Сравнение петербургского Пушкина «Медный всадник» и гоголевского «Невского проспекта» Какое стихотворение Пушкин дал подзаголовку «Петербургская сказка» Потому что стихотворение «Медный всадник» — самое петербургское стихотворение Пушкина
Краткий анализ работы «Бронзовый рыцарь» по проекту
Сравнение петербургского Пушкина «Медный всадник» и гоголевского «Невского проспекта»
Какое стихотворение Пушкин дал подзаголовку «Петербургская сказка»

Поиск: Поиск Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его в комментариях. Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных. Ищи

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут Онегин. Это не случайно: это название звучит приятно, к тому же авторское перо — «его друг». События происходят в ноябре. Волны Невы громко плещутся. Погода неспокойная, ветреная, одним словом, типичная для петербургской осени.

Эухенио идет к себе домой. Живет в Коломне, где-то служит — наверное, работает в одном из безликих ведомств Петербурга. Случилось так, что в русской литературе самые трогательные персонажи — мелкие чиновники. Главный герой поэмы Пушкина «Медный всадник» — «человечек», скромный и социально незащищенный человек. Литературные критики сравнивают Евгения с Башмачкиным в гоголевской «Шинели».

наводнение в Санкт-Петербурге

Средства выразительности

При написании стихотворения Пушкин активно использовал средства художественного выражения. Язык Мертвого рыцаря изобилует тропами. Вот некоторые из них:

  • Метафоры: «Открой окно в Европу / Стой у моря»; «Он поднял Россию на задние лапы».
  • Противостояние: «Старая Москва увядла / Как прежде новая Царица / Вдова Порфирия»; «Как бушующий зверь»; «Как воры, они подходят к окнам»; «И Петрополис появился как тритон».
  • Эпитеты: «пустынный», «свирепый», «высокомерный», «ужасный», «покорный», «непревзойденный», «смущенный», «дряхлый», «холодный».
  • Воплощение: Нева «рвалась», «шла», «ревела», «бросалась»; «Она Нева не могла спорить».
  • Анафора: «Он не слышал, / Как поднялся жадный жезл, / Его растения смыло, / Как дождь хлестал его по лицу, / Как ветер, яростно завывающий…».
  • Антитезис: день — ночь; Пьетро как дворянство — Евгений как нижний слой; Пьетро как государство — Эухенио как простой гражданин.
  • Риторический вопрос: «Куда ты скажешь, конь гордый, / И где копыта опускаешь?»

Пушкинский стиль поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении является аллегория:

О могущественный повелитель судьбы!
Ты не прямо над самой бездной,
На высоте, с уздечкой железной
Он поднял Россию?

Поэтому Пушкин описывает памятник, но придает особое значение его элементам. Петр изображен верхом на гарцующем коне — в нем автор увидел Россию, воспитанную при правлении честолюбивого императора. Сама бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»

  • Евгений — главный герой стихотворения, чиновник со скромным доходом и простейшими жизненными планами. Мечтает жениться на своей девушке и построить с ней спокойную и размеренную жизнь. Со смертью невесты жизнь героя теряет всякий смысл. Он теряет рассудок и вскоре сам умирает.
  • Петр I — в начале повествования — самодержец, решивший построить новую столицу своего государства. Ближе к концу — памятник на коне оживает в головах Евгения, ноющего от боли.
  • Параша — любимая девушка главного героя. Читатель узнает о ней из уст и мыслей Евгения.

Размер, рифма, строфика

Работа написана ямбическим тетраметром.

Содержит как параллельную рифму (AABB), так и перекрестную рифму (ABAB).

Мужские и женские рифмы чередуются.

Преследуемый ритм помогает отразить рельефность сюжета, он соответствует теме царского Петербурга с его грандиозной регулярностью.

Государство в образе Медного всадника

Впервые мы встречаем образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображен как Творец, победивший стихии и построивший город на воде.

Реформы императора были губительными для простых людей, так как ими руководила только знать. Да и ему пришлось нелегко: вспомните, как Петр насильно срезал бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стали простые рабочие: именно он на сотни жизней прокладывал дорогу северной столице. Город на костях — вот он — олицетворение государственной машины. Самому Петру и его окружению было комфортно жить в инновациях, потому что они видели только одну сторону нового бизнеса: прогрессивную и полезную, и то, что деструктивный эффект и «побочные эффекты» этих изменений легли на плечи «маленькие» люди никого не беспокоили. Элита наблюдала, как Петр тонет в Неве с «высоких балконов», и не ощутила всех болей водной базы города. Петр прекрасно отражает в себе абсолютистскую категоричность государственного строя: будут реформы, и люди «как-нибудь доживут».

Если сначала мы видим Творца, то ближе к середине стихотворения поэт пропагандирует идею о том, что Петр Первый не Бог и что он не в полной мере способен справиться со стихиями. В конце работы мы созерцаем только каменное подобие бывшего правителя, нашумевшее в России. Спустя год Медный всадник стал просто поводом для необоснованного опыта и страха, но это всего лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Великого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признать Россию за ее заслуги, ум и силу, но также нельзя закрывать глаза на страдания людей, на плечи которых легли все последствия реформ. Как к ней относиться, решайте сами, и А.С. Пушкин в своем стихотворении «Медный всадник» показал многогранную и многогранную личность императора, о которой также говорится в эссе «Образ Медного всадника ».

Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах

Сюжет поэмы основан на реальной истории наводнения Санкт-Петербурга 1824 года. Сам автор наводнения не видел, а опирался на показания очевидцев, журнальные статьи того времени, архивы. Менее чем за месяц Пушкин написал стихотворение в Болдино в 1833 году. Однако процесс создания потребовал от поэта полной самоотдачи; он переписывал каждый стих несколько десятков раз, достигая идеальной формы.

Идея «возрождающегося памятника» могла быть взята из классика истории о том, как Александр I планировал вывезти памятник Петру из города. Он передумал, когда ему рассказали о сне майора, который увидел медного всадника, скачущего по улицам Петербурга, и услышал грозные слова Петра Великого в адрес императора: «Молодой человек! Во что ты довел мою Россию! Но пока я там, моему городу нечего бояться ». Есть еще одна подсказка. Возможно, Пушкина вдохновила идея «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».

Стихотворение «Медный всадник» по объему относится к более мелким произведениям великого русского поэта, в то же время оно содержит преклонение перед властью самодержца и его бессмертным творением Санкт-Петербурга, любовную историю, ужасные сцены ужасного потопа и раскрытие проблемы «маленького человечка» на фоне мира.

Вступление

На берегу Невы стоит Великий реформатор и мечтает о новом городе, который скоро здесь будет построен «вопреки высокомерному соседу», то есть шведу. Как известно, Петр осуществил свою мечту. Спустя сто лет на берегу реки возвышается прекрасный город, построенный, как потом говорят, на человеческих костях.

Москва исчезла перед Петербургом, «как порфировая вдова перед новой царицей» — такую ​​метафору использует Пушкин в предисловии к поэме «Медный всадник». Автор восхищается красотой города Петры. А потом предупреждает читателя: его история будет грустной.

Несчастье невских берегов

Петербург ожил, как будто не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов сразу написал стихотворение, посвященное трагедии. Однако по свободным улицам люди ходят с «холодным онемением». Чиновники выходят на работу. Даже купец не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И похоже, что в Санкт-Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать нормальную жизнь. Это Евгений, главный герой «Медного всадника».

Петр I упоминается в произведении, очевидно, не только во «Введении». Это важный образ, символизирующий мощь и силу, перед которым «человечек» абсолютно беззащитен. Несколько слов следует сказать о памятнике, изображающем основателя Санкт-Петербурга.

Литературный анализ

В одном стихотворении Пушкин соединил исторические и социальные темы. Он содержит глубокий философский смысл, влияющий на судьбу каждого человека в государстве. Анализируя стихотворение, следует отметить его основные характеристики:

Род Медный всадник

  • Композиционная структура. Построен в виде тяжелого вступления, которое могло бы быть отдельной деталью. Далее следуют две главы, в которых рассказывается о событиях, происходящих с главными героями. Традиционного эпилога нет, но благодаря композиционным параллелям стихотворение остается нетронутым и законченным.
  • Род Медный всадник. Произведение написано в направлении реализма, заключающегося в описании исторических событий с использованием эпитетов, художественных средств выражения (аллегории, персонификации).
  • Поэтическое измерение. Поэтому был выбран ямбический тетраметр. Он помогает описать Петра I и рыцаря пафосно, мощно, величественно. При этом Евгения описывается обычным языком, который хорошо выражает сущность обычного человека.
  • Главный аргумент. Отношения между человеком и всемогущей силой. Результат столкновения — смерть человека, который не справляется с государственной машиной.
  • Участок. Поэт противостоит персонажам, раскрывая проблемы общества в виде противоречий между простым человеком и государством. Он также останавливается на проблемах безразличия и одиночества, включая в сюжет описание потопа, принесшего страдания людям, лишенным дома и близких.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения много ярких эпитетов: «Тихая, тихая Нева», «На берегу пустынных волн», «задумчивые ночи», «прозрачный шелест», «безлунное великолепие».

Сравнения передают динамику происходящего: «Нева, как больной, бросилась в свою беспокойную постель», «Нева, .. как зверь, неистово устремилась в город», «Петрополис плыл, как тритон, по пояс погруженный в воду »,« Злые волны лезут в окна, как воры».

Яркие метафоры разнообразят воображаемое: «Дворец был похож на унылый остров».

Подражания приближают читателя к изображенным картинам: «Дождь злобно лил в окно», «Нева возвращалась, злая, горячая».

Пересказ сюжета очень кратко

Главный герой, простой слуга народа, живет в Санкт-Петербурге. Он живет только в мечтах о женитьбе на своей возлюбленной Параше, которая живет с его овдовевшей матерью на другом берегу Невы.

Однако счастливым планам не суждено сбыться. Дом, в котором жила девушка, был разрушен наводнением. Увидев ужасный образ, Евгений сходит с ума.

Бродит по городу, спит на улице, ест то, что находит. Врезавшись в памятник Медному всаднику, он злится. Ему кажется, что виноват Петр I, построивший этот город.

Ему начинает казаться, что памятник услышал это и сердится. Скульптура взлетает, начинает настигать жалкого чиновника. Конечно, это оказалось плодом его воображения. Через несколько месяцев его нашли мертвым недалеко от дома Параши.

Предисловие

Сюжет основан на событиях XIX века. Осенью 1824 года в Санкт-Петербурге произошло настоящее наводнение. Это было одно из самых страшных наводнений, вызвавших ужасные разрушения в Санкт-Петербурге. Все подробности произошедшей катастрофы взяты из документации тех лет.

Вступление

Начало произведения показывает читателей Петра I, полных великих мыслей о новом городе, который стоит именно на этом месте. Он мечтает открыть окно в Европу и твердо стоять на берегу моря.

За 100 лет город вырос. На месте рыбной ловли финских рыбаков появились дворцы, башни и мосты.

Затем Пушкин описывает свою безграничную любовь к Петербургу. Он пишет, как красиво даже в самое холодное время года. Он надеется, что стихия умиротворяется навсегда, Петербург продержится до тех пор, пока Россия и никто не нарушит сон Петра.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем. Потоп

Первая глава произведения показывает, что в городе холодная осень, неспокойная Нева. Евгений возвращается в свой дом поздно ночью, чтобы увидеть гостей. Он живет в маленькой комнатке на окраине — в Коломне.

У него была беспокойная ночь — его преследовали мысли, где найти деньги. Несправедливо, что ты так много работаешь, но не можешь разбогатеть. Другие вообще не работают, но им ничего не нужно.

Раньше он принадлежал именитой семье, которую знал каждый житель. Но в памяти почти не осталось и следа прошлого, теперь Эудженио избегает всяких благородных.

Пытаясь уснуть, подумайте о непогоду. Его беспокоит, что он не видит свою возлюбленную — Парашу, потому что Нева может разливаться с берегов. Решив, что женится на возлюбленной, Евгений наконец заснул.

К утру Нева уже затопила весь город. Катастрофа была настолько серьезной, что гробы выплыли из разрушенного кладбища. Король признает, что даже он не может справиться со стихией.

Евгений переживает за Парашу, ведь она одна с мамой в полуразрушенном доме. Вокруг видна вода, а над поверхностью Невы виден только памятник Медный всадник.

Часть 2. Последствия стихийного бедствия

Вторая часть стихотворения показывает читателю последствия нападения гнева на город.

Нева успокоилась. Эухенио немедленно отправился в дом любимой. Вместе с лодочником он перешел на другой берег. Сойдя на берег, он первые несколько минут не понимает, где находится: все размыто, дома разрушены, кругом завалы и трупы. Все похоже на военное сражение, которое произошло на поле.

Он так и не нашел дома своей возлюбленной, хотя старая ива была на ее месте. Евгений засмеялся, сошел с ума от боли.

Очень быстро жители навели порядок и вернули все на круги своя. Один Юджин бродил по переулкам в одиночестве. Он долго не ходил домой. Ночевал прямо на причале и ел все подряд. Он все больше и больше походил на бездомного.

прошел год. Он вспомнил день самой катастрофы и памятник, возвышающийся над водной толщей. Эухенио решает, что нашел виновного: ведь именно Петр I построил город у моря.

Сказав несколько грязных слов в адрес памятника, он заметил, что смотрит на него со злобой. Юджин, услышав вдали стук латунных башмаков, убежал. Медный всадник в поле зрения догонял его.

Краткое содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Медный всадник присоединяется к Евгению

После этого инцидента всякий раз, когда чиновник видел памятник, он снимал головной убор и прикладывал руку к сердцу, как бы извиняясь перед ним.

Прошло несколько месяцев. Прибывшие на остров у моря рыбаки обнаружили полуразрушенный дом. В дверях лежал труп, лежавший возле полуразрушенного дома. Его тут же и похоронили.

Лирический герой

В опере нет лирического героя.

В эпических произведениях (к которым относится поэма «Медный всадник») его место занимает рассказчик. Он знакомит читателя с краткой историей жизни Петра I, эпизодами строительства Петербурга, после чего рисует страшную картину наводнения, случившегося на Неве в 1824 году.

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема обиженного, нарушающего права человека неоднократно поднималась в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В свое время он был весьма актуален и не потерял актуальности сегодня. В чем основная идея поэмы «Медный всадник»? Основная идея этой работы заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег, неспособные на хитрость и подлость, часто становятся жертвами ужасного стечения обстоятельств. Нет никого, о ком можно было бы позаботиться, как Самсона Вырина из «Смотрителя вокзала», Евгения из стихотворения, обсуждаемого в сегодняшней статье. Тема Медного всадника — преступное равнодушие окружающих.

Пушкин знакомит читателя со своим героем в начале первой главы. Все амбиции и стремления Юджина сосредоточены вокруг мечты жениться на Параше. Он предается мечтам о следующей семейной жизни, поэтому образ бедного чиновника так трогателен. В конце концов, он никогда не находит счастья. Мечты маленького человечка поглощены суровой стихией природы.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул свое отсутствие лица. Таких, как Евгений, было много в Петербурге в 19 веке. Его положение и характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из стихотворения «Медный всадник» — не человек, а отражение петербургского общества. То общество, которое было далеко от роскошных дворцов и усадеб.

Идет потоп. Люди умирают. Император произносит короткую речь к народу и исчезает. Так было с незапамятных времен. Правители прошли долгий путь, простые люди между тем страдали далеко от знати: робко, тихо, жестко. Евгений из стихотворения Пушкина символизирует страдания представителей низшего социального слоя.

Пушкин, конечно, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к достижению высоких целей, у него нет амбиций. Его желания ограничиваются повседневными удовольствиями. В этом нет ничего экстраординарного, исключительного. В то же время автор сочувствует бедному чиновнику.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Очевидно нет. Амбиции и амбиции власть имущих часто приводят к трагическим последствиям. Именно это показал Пушкин в стихотворении «Медный всадник». Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которому наплевать на страдания простых людей. Власть всегда распоряжалась своей жизнью беззаботно, жестоко. Фактически, в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не заботился о жителях бедных кварталов Петербурга, их никто не спасал.

памятник бронзовому всаднику

 Моё отношение

Сюжет поэмы меня глубоко тронул. Я сочувствую бедному Евгению и сожалею о том, как трагично сложилась его судьба.

Пушкин ярко показывает контраст между простыми человеческими желаниями и железной волей организаторов общественной жизни.

С трагедией безумного Евгения в русской литературе началась череда больших и малых бедствий, выпавших на долю тех, кто не приспособился к механическому вращению технологического колеса.

Практически все произведения, написанные в девятнадцатом и двадцатом веках, так или иначе затрагивают эту тему. Пушкину удалось услышать и написать потрясающую увертюру к симфонии «Железный век».

Строитель чудотворный

Однажды воспаленную совесть Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что «идол с протянутой рукой», то есть Петр, виноват в его трагедии. Грозный и изобретательный правитель когда-то основал город на Неве. Значит, именно он, этот «чудесный строитель» виноват в смерти Параши.

Евгений, казалось, забыл о том событии, которое превратило его в сумасшедшего. И вдруг проснулся, увидел площадь, львов и Медного всадника. И он невозмутимо стоял в темноте. Петр I, по воле которого когда-то был основан город под водой, вдалеке смотрел сурово и спокойно.

Безумец подошел к памятнику. Он остановился у своих ног, посмотрел в лицо бронзовому королю и стал угрожать «гордому идолу». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь оживает. Безумец побежал, и всадник, как ему показалось, присоединился к нему на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Эухенио нашли рыбаки на небольшом необитаемом острове. Это краткое содержание «Медного всадника».

Сюжет

В предисловии автор описывает величие славного города Санкт-Петербург, который затмевает Москву. Это стало возможным благодаря усилиям Петра Великого, решившего открыть окно в Европу. Затем автор переносит читателя в 1824 год, когда происходят основные действия стихотворения.

Холодным и дождливым ноябрьским вечером, мокрый от непрекращающегося дождя, молодой офицер Евгений вернулся домой. Будучи бедным и простым человеком, он все еще мечтал о лучшей жизни. Его счастьем была красивая девушка Параша, на которой он женится. Размышляя о своем будущем с возлюбленной, сам Евгений не заметил, как заснул под стонами бушующего ветра.

Утром Нева вышла из берегов и начала заливать острова. Так началось ужасное наводнение, принесшее ужасные разрушения и сотни смертей. Яростная стихия природы оказалась неподвластной ни простонародьям, ни царю. Несчастных жертв наводнения можно было спасти, только забравшись куда-нибудь повыше и дождавшись там окончания наводнения.

Спасаясь от набегающей воды, Евгений сел на скульптуру льва и с ужасом наблюдал за разрушениями, которые принесла река. Он не беспокоился о себе: все его мысли были о Параше, которая жила с его матерью на одном из островов. Рядом с Евгением стояла скульптура Медного всадника, который небрежно смотрел на происходящее.

Как только вода перестала поступать, Евгений сразу пошел к возлюбленной, но на месте его дома была пустота: бурная река унесла дом вместе с его обитателями. Герой никак не мог понять, что его невеста умерла. Его разум был омрачен болью, и Эухенио превратился в городского сумасшедшего, живущего только на подаяние.

Однажды он оказался возле Медного всадника. Глядя на статую Петра, он стал обвинять его в строительстве города на воде, что унесло жизнь его возлюбленной Параши. Вдруг ему показалось, что статуя налетела на него. Евгений испугался. Через некоторое время его нашли мертвым возле дома Параши, занесенного на остров наводнением. Здесь его похоронили.


наводнение Санкт-Петербург 1824 г
памятник бронзовому всаднику

Оцените статью
Блог про смысл произведений