Анализ произведения «Обломов»: главные герои и смысл

Введение

Центральные персонажи Обломова — Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Столц. В произведении персонажи изображены как личности с противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнее разнообразие характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась много лет, будучи не только взаимно приятной, но и полезной для обоих персонажей. Они всегда были рады видеть друг друга, разделять проблемы или трудности, оставаясь самыми близкими людьми на протяжении большей части своей жизни.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы общества, затрагивая каждого гражданина той эпохи. Основная проблема романа в том, что все общество находилось в состоянии спячки. Под запретительным влиянием политики того времени, блокировавшей любое стремление к новому, желание двигаться, они привели общество в состояние спокойствия, когда каждый оказался в своем маленьком мире, который он любил и любил, без оставив это.

Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда теряется интерес к жизни и человек превращается в «живого мертвеца», когда происходит деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, — сильное и животворное чувство, но даже если оно не разбудило Обломова, разрушило созданную им оболочку вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной незначительность такого существования проявляется, когда герою, опасаясь потерять привычный образ жизни, удается бросить любимую женщину.

Дружба Обломова со Штольцем также не получила дальнейшего развития, все чувства атрофировались. Ленивое и безрассудное лежание на диване стало единственной радостью и счастьем героя. Он даже не трогает свои домашние дела, полагаясь на слугу. Смысл жизни для героя стал сводиться только к мечтам и размышлениям.

5. Загадки восточной войны

Обломов читает газеты и узнает: «.. зачем англичане отправляют корабли с армией на Восток…».

Какие военные действия на Востоке вы имеете в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время пребывания в Китае и описал в «Фрегате« Паллас ». Однако дело даже не в этом. Восток упоминается минимум четыре раза в разных частях романа, а на самом деле длится несколько лет.Оказывается, не только главный герой застрял, так сказать, в застывшем времени, где ничего не происходит, но и также новости из мира (а герои романа очень любят обсуждать новости) всегда одни и те же. Газеты, очевидно, вынужденные следить за последними новостями, сообщают о событиях, которые повторяются бесконечно. Не только Обломов: весь мир никак не может двигаться.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним 12 лет.

Когда роман уже готовился к публикации, автор переписал его, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был закончен, писатель сказал, что описывает свою жизнь, по сути, автор был прототипом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий против прессы, и тема «Обломова» была отражением той эпохи. Критика Белинским «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», а также помогла автору очертить характер и сущность главного героя.

Работа над произведением была остановлена ​​на время, пока автор гастролировал по миру, после чего она была продолжена, роман был переделан и завершен. Годы написания этого романа — 1847–1859 годы.

Чему учит?

Роман Обломова учит избегать крайностей. Чтобы чего-то добиться в этой жизни, человек должен честно работать, а не просто говорить о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять человечество само по себе. В конце концов, только рассказывая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, размышляя, поддаваясь ностальгии, мы можем быть по-настоящему счастливы. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».

Гончаров доказал, что верными друзьями могут стать даже совершенно разные люди, и даже самая нежная любовь может привести к проблемам. Это мораль творчества Обломова: нет ничего абсолютно хорошего и плохого, истинного и ложного. Добрые намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге только довела его до еще большей деградации.

2. Тайна слова «луна»

Рассказчик любит Обломовку, но ничего поэтического в ней не видит:

«Бог знает, удовлетворился бы поэт или мечтатель природу уголка мира. Как известно, эти господа любят смотреть на луну и слушать тиканье соловьев. <…> И никто на этой земле не знал, что это за луна — все называли ее месяцем. Она как-то ласково, всеми глазами смотрела на села и поля и очень походила на чистый медный таз».

В сознании Обломова нет поэтического образа луны, и мы не случайно узнаем об этом. В романе неоднократно упоминается ария «Каста дива» из оперы Беллини «Норма». Сначала Обломов мечтает, как это исполнит его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви. Название Воздуха переводится на русский язык как «Чистейшая Богиня», но оно посвящено не Богородице, как иногда говорят, а богине луны. Об этом вспоминает и сам Обломов:

«… Как эта женщина плачет в душе! Какая печаль в этих звуках!… И никто ничего не знает о… Она одна… Тайна тяготит ее; доверьте это Луне…»

Таким образом, любовь Обломова к Ольге связана с романтическим образом луны, чего, впрочем, не знали в патриархальной Обломовке. Неудивительно, что их история отношений заканчивается печально.

Штольц и Обломов — две разных судьбы

образование штольца

Воспитание Штольца и Обломова, как видите, существенно отличалось, хотя он и другой происходили из знатных семей и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья — люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому их судьбы были такими разными. Воспитание Обломова и Штольца было очень разным. Сравнение позволяет отметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Активный Андрей до последнего дня старался «нести корабль жизни» и зря не пролить ни капли. А мягкий, вялый Илья поленился даже встать с дивана и оставить ее комнату для прислуги. Ольга Обломова как-то с болью спросила Илью, что его погубило. На это он ответил: «Обломовщина». Известный критик Н.А. Добролюбов также считал, что «обломовщина» виновата во всех проблемах Ильи Ильича. Это среда, в которой главный герой был вынужден вырасти.

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще в школьные годы. На момент знакомства у героев был схожий характер и были общие увлечения. Маленький Илья изображен как очень любознательная девочка. Он хотел познать окружающий мир и узнать как можно больше о нем снова, даже будучи молодым человеком, он все еще готовился к тому, что его жизнь «обретет другие, более широкие измерения», будет полна разных стремлений и надежд подготовка к важной роли в обществе. Однако благодаря «оранжерее», воспитанию «Обломова» и влиянию родственников герой остается на своем месте, только продолжая надеяться и строить планы, не предпринимая никаких действий. Вся деятельность Обломова переходит в мир грез и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным, как Илья, но не ограничивался в познании мира и даже мог выйти из дома на несколько дней. И если в обломовском воспитании погибло активное, активное начало, то на формирование личности Штольца повлияла смерть его матери, горячо любившей сына. Строгий и бесстрастный отец не мог подарить сыну всю любовь и тепло, которые он потерял после потери матери. Видимо, именно это событие вкупе с необходимостью по приказу отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру произвело сильное впечатление на юного Андрея Ивановича. Зрелый Штольц — это человек, которому очень трудно понять свои чувства, более того, он не понимает любви, так как не может принять ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с нечувствительным механизмом, что в корне неверно — ведь Штольц не менее искренний и добрый человек, чем Обломов (вспомните, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность скрыта глубоко внутри его души, непонятной и недоступной даже самому герою.

Отношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух людей, очень похожих по характеру и характеру, но разное воспитание делает их совершенно разными и даже противоположными персонажами, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге нечто иное близко, что сблизило их еще в школьные годы.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обломов» — это солнечная система: в центре Илья Ильич и некоторые люди вокруг него. Практически у всех героев есть равные антиподы. Таким образом, ленивый и меланхоличный Илья противопоставляет активному и активному Андрею, вежливую и настойчивую Ольгу — простой и покорной Агафье. В основе образовательной системы лежит антитеза романа Обломова. Вот графическая таблица из Many Wise Lytrecon:

имя характерная черта
илья Ильич Обломов помещик, потомок старинного дворянского рода, официальный отставной толстяк вялый и одновременно ленивый, очень чуткий и сострадательный, склонный к философствованию, вырос в родовом имении, в окружении всеобщей заботы и поклонения, в результате вырос как личность абсолютно не адаптирован к реальной жизни. Я пытался уйти на государственную службу, но, не выдержав давления, он подал в отставку и снял квартиру, где всю жизнь бездельничал и мечтает Попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полным провалом и погружается все глубже в себя.
андрей иванович штольц антипод Обломова, сын русской дворянки и худощавого, решительного и прагматичного немецкого иммигранта, был воспитан сурово, после чего был полностью изгнан из дома, достиг дворянства и разбогател с детства дружил с Обломовым и проявлял большой интерес к нему его судьба с помощью Ольги Ильинской, он пытался вывести своего друга из блюза, но потерпел неудачу он спас Обломова от мошенников, взял под контроль его имущество и позже позаботился об образовании сына Обломова он женился на Ольге Ильинской, но брак не был счастливым.
ольга Сергеевна Ильинская молодая дворянка красивая девушка активная, жизнерадостная и образованная из соображений интереса, она вызвалась помочь Штольцу вернуть Обломова к жизни, однако со временем их отношения переросли в серьезные чувства какое-то время была помолвлена ​​с главной героиней, но брак так и не состоялся. Разочарованная в любви, жениться на нелюбимой штольце отношения между супругами довольно благополучные, но интересные.
агафья

матвеевна

зерно

антипод Ильинской недалекой, но доброй хозяйки, скромной, обходительной и трудолюбивой, ее единственные увлечения — работа по дому, а ходить на рынок не читать книг и не интересоваться внешним миром стала идеальной женой, для которой Обломов отдал ему все свои заботы и заботы искренне этого хотел.
мужчина фермер. Обломовский слуга грубый, ленивый и злобный человек, обманывающий плохого работника, любит при этом говорить плохое про своего хозяина, искренне предан ему и не терпит оскорблений в адрес Обломова со стороны окружающих после смерти главного героя, становится бомжем нищий и искренне желает хозяину.

Композиция

В экспозиции романа с учетом главы «Сон Обломова» писатель представил вниманию читателя все причины, по которым сформировалась эта личность этого детского героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре фазы жизни Обломова показывают цикл, в котором сон сменяется действительностью и снова превращается в сон. Среди изменений этих состояний происходит начало романа, где Обломов знакомится с Ольгой Ильинской.

Следующая часть — кульминация действа. Герой вдруг так просыпается, что делает Ильинской предложение. Но это состояние длится недолго, Обломов снова выбирает умиротворенное и сонное состояние и расстается с Ольгой.

В финальной части романа герой женится на Агафье Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, сдержанная забота. Агафья не мешает привычному наслаждению хозяином жизни и женится на ней.

Агафья незаметно для себя сумела полюбить мастера чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее поклонению, не мешавшему такому же сонному образу жизни, вступил с ней в брак. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь своего друга Штольца, но прожили они недолго, Обломов умер.

Художественные особенности и детали

Художественная уникальность романа заключается, прежде всего, в приятной внешней простоте основного действия, которое скрывается за сложной философской и социальной дилеммой.

Очень любопытную роль играет эпизод, в котором Обломов мечтает о детстве в родовой усадьбе. Этот эпизод занимает центральное место во всем романе. В нем раскрывается конфликт героя и мира, показана основа, на которой зиждется характер Обломова. Это роль сна в романе.

 Тайна кофе и сигар

Во сне Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.

«Перед обедом приятно заглянуть на кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как лепятся лепешки, сбрасываются сливки. Затем лягте на диван; жена читает вслух что-то новое; мы останавливаемся, мы ссоримся… Но приходят гости, например ты с женой. <…> После обеда мокко, гавана на террасе…»

Что значит упоминать мокко и кубинские сигары? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: он внимательно слушает своего друга, но с самого начала уверен, что даже во сне Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Вы рисуете мне то же самое, что и произошло с бабушками, дедушками и отцами «. Штольц явно ошибается. Традиционный «обломовский» образ жизни не может удовлетворить главного героя, а его мечту даже нельзя описать словами «обломовский»: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, ленивый, образованный петербуржец, уехал далеко от Обломовки.

быть похожим на гончаров Инструкция: как написать «Обломов» Например, придумать запоминающиеся имена для персонажей. Пусть все задаются вопросом, что означает имя «Обломов»

Основная идея

Гончаров описал в романе увядание старой России и начало новой эпохи, в этом социальное значение романа Обломова»:

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящегося в глубоком идейном кризисе, беспомощного и равнодушного ко всему.
  2. С другой стороны, в лице Штольца мы можем наблюдать новое поколение россиян: трудолюбивые и талантливые капиталисты, бизнесмены, живущие только на работе и заработках.

Основная идея автора — надежда на то, что Россия может извлечь только лучшее из обоих миров.

Проблемы

Не менее интересны и насыщены проблемы романа Обломова:

  • Лишний человек — Гончаров изобразил человека, который в силу своего благородного воспитания оказывается неспособным жить в реальном мире. В образе Обломова писатель продемонстрировал деградацию меценатского дворянства, неспособного приспособиться к переменам быта и обычаев. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их кристальную душу. Поэтому его позиция атавизма кажется вполне логичной, что постепенно уходит в прошлое.
  • Обломовщина — под этим словом Гончаров имел в виду образ мышления, при котором человек, отказавшись от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не создает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина — это отказ от действий, который неизбежно заканчивается смертью души.
  • Образ жизни Обломова — Писатель в какой-то мере сочувствует своему герою, показывая его моральное превосходство над отсутствием души и суетливостью окружающих, но Гончаров доказывает, что образ жизни Обломова губителен не только для него но и тем, кто от него зависит. Его сын остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни — Писатель показывает нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, посвятившего всю свою жизнь ленивым рассуждениям и размышлениям, а с другой — Штольца, для которого в этой жизни нет ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не нашли в жизни настоящего счастья и смысла. Гончаров показал тщетность двух жизненных крайностей.
  • Причины лжи Обломова: Гончаров показал несовершенство благородного образования и общества, что в итоге породило слой людей, непригодных для какой-либо человеческой деятельности. Именно хозяин нашел свое место на диване, потому что только его жизнь не заставляла его работать. Он родился с серебряной ложкой во рту, и у него не было достаточно мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если все есть? Обломов мог появляться в обществе и тратить там деньги, как и большинство его сверстников, дворян, но по натуре он был замкнутым и апатичным человеком без интереса. Его занимали только мечты и мысли, поэтому его образ мышления и происхождение соединились в какой-то момент: на диване.
  • Лень показана в романе как опаснейший человеческий порок, ведущий человека к духовной, а затем и физической смерти.

Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

Романо И.А. Гончарова «Обломов» — это роман о русском национальном характере. Главный герой оперы — помещик Илья Ильич Обломов — концентрирует основные черты русского менталитета. Талант Гончарова, на мой взгляд, сумел отразить в Обломове как вечные, «генетические» черты, так и то, что сформировалось эпохой, в которую попали и герой, и автор. На протяжении всего романа природа Обломова по-разному «проясняется». Одно из них — противостояние, контраст. Рядом со своим, уверен, любимым, герой Гончаров ставит своего друга — Штольца. Таким образом, писатель показывает нам два мировоззрения, две жизненные позиции. В начале романа мы находим главного героя в его обычном времяпрепровождении: лежа на диване. Обломов — помещик, на средства своего имения в Петербурге снял квартиру, где жил со своим преданным слугой Захаром. Круг жизненных интересов героя сузился до невероятных размеров: ему практически все вокруг не интересно. Обломов не читает книг, почти не общается с людьми, не участвует в светских мероприятиях и, наконец, не заботится о своем имуществе. Этот человек полностью погружен в апатию, в своего рода вечный сон, из которого не хочет выходить. Жизнь иногда «пробивает» стену, построенную героем; обычно в виде повседневных дел, которые Обломов воспринимает как величайшее несчастье. Итак, в самом начале романа мы узнаем, что ему срочно нужно найти другую квартиру. Кроме того, необходимо придумать план организации собственности, наведения там порядка. Вроде элементарные и, между прочим, жизненно важные вещи. Илья Ильич вполне справится. Но он не может: «Он потерялся в потоке повседневных забот и продолжал лежать, ворочаться из стороны в сторону. Время от времени раздавались только внезапные возгласы: «Боже мой! Это касается жизни, это повсюду ». Мы видим, что герой просто боится жизни, пытаясь спрятаться от нее в теплом коконе уюта и спокойствия. В конце жизни ему это удается: Обломов находит свой «дом» с Агафьей Пшеницыной, которая помогла Илье Ильичу полностью изолировать себя от внешнего мира. Резким контрастом Обломову является его друг Андрей Столц. Этот человек полная противоположность Илье Ильичу. Трудно понять, как эти люди оставались друзьями на протяжении всей своей жизни. Штольц — активный и активный человек. Если Обломов делает акцент на чувствах, эмоциях, жизни души, то все Штольца строго рационально, логично. Для него главное — работа мысли, этот человек старается все подчинить разуму. В жизни ей удается многое: активно и плодотворно работать, путешествовать, быть в курсе последних событий, общаться с интересными людьми. Но все это внешнее. Внутренне Штольц производит впечатление сухого человека, лишенного сильных эмоций. Если Обломов волнуется, кричит, может плакать, то в Штольце мы его никогда не увидим. Оказывается, такая «духовная экономия» — это продуманная позиция героя: «Столько лет жажды чувства, терпения, спасения сил души! Как долго я ждал: все вознаграждено.. »Эти слова относились к Ольге Ильинской. Героин сыграл важную роль в жизни обоих друзей. Но если Обломов, встречаясь с Ольгой, не видел в ней свою идеальную жену, то для Штольца это был лучший вариант совершенно разные представления о своих спутниках жизни. Обломов искал жену-мать, хозяйку, которая могла бы дать ему ласку, комфорт и тепло. Штольцу нужна была «мать, которая будет творить и участвовать в нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения. «Но у друзей, несмотря на все различия, было что-то общее. Мы помним их юные романтические мечты о реорганизации себя и мира, мечты о вышеназванном, о великих. Штольц начал воплощать эти идеалы в жизнь, мужчины. Три Обломов глубоко запомнил их. Но, несмотря на летаргию, Илья Ильич не утратил своих «духовных» качеств: более нежного, доброго, благородного и порядочного человека было трудно найти. Недаром Ольга называет Обломова «золотым сердцем». И она, и ее муж ценят героя, прежде всего, за эти качества. Гончаров также рисует причины появления столь разных персонажей. Характер Обломова определялся его воспитанием, условиями крепостного права. С одной стороны, этот герой считал себя особенным, привилегированным, не похожим на «других». Он не привык делать что-то в одиночку, потому что за него все делали другие. С другой стороны, обладая тонкой и ранимой душой, Обломов не мог общаться с холодным миром Петербурга, где по большей части царили расчет и лицемерие. Штольц же более спокойно воспринимал «холод повседневной жизни». Он, наполовину немец, вырос совсем в других традициях: более суровых, спартанских. С детства этого человека учили работать, до того, что он должен был зарабатывать на жизнь. Практической стороне дела Андрей посвятил все себя, свои эмоции, свою душу. Нельзя сказать, что это был совсем онемевший человек, но эмоции в нем не преобладали. В то время как в Обломове они были решающими, доминирующими. Думаю, эти два персонажа идеально дополняли друг друга. Они нашли в другом то, чего им самим не хватало. Мне кажется, что идеальная жизненная позиция — это «золотая середина» взглядов Обломова и Штольца. В этих героях крайности проявляются по-разному. Но в их мировоззрении много хорошего, здорового, плодотворного. Разумно сочетая все это, можно получить оптимальный взгляд на мир, гармоничного и счастливого человека, приносящего пользу не только себе, но и окружающим. Мне кажется, это была точка зрения самого Гончарова.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Отношения Штольца и Обломова в зрелом возрасте остаются такими же доверительными и необходимыми для героев, как в детстве или юности. Убегая из реальной жизни в чудесный мир иллюзий, Илья Ильич и рациональный, всемогущий и активный Андрей Иванович находят друг в друге те качества и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимопонимании и сопереживании, но и на взаимопомощи героев друг с другом. Только со Штольцем Обломовым он мог делиться своими надеждами, планами, мечтами, и только Штольц мог быстро и выгодно решать проблемы со своим имуществом для Ильи Ильича. С другой стороны, только в компании друга Андрей Иванович обрел душевный покой и смог поделиться с ним своими проблемами.

Штольц всякий раз пытается «пошевелиться», активировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда». В результате я пришла к спокойной, размеренной и однообразной семейной жизни.

Жизнь в Петербурге

После окончания учебы едет в Санкт-Петербург, где устраивается на работу (отправляет товары за границу), путешествует по миру, ведет активный образ жизни и во всем преуспевает. Несмотря на то, что он ровесник Обломова, этот герой сумел добиться в жизни гораздо большего. Он заработал деньги и дом. Энергия и активность способствовали успешной карьере этого героя. Он достиг высот, о которых даже не мог мечтать. Штольц умел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем от природы.

В его жизни все было умеренно: и радости, и горе. Андрей предпочитает прямой путь, отвечающий его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили мечты или воображение — он просто не допускал их в своей жизни. Этот герой не любил спекулировать, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый и спокойный взгляд на людей и вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь была подобна «медленному и устойчивому огню».

6. Тайна коллежского секретаря

Вот как рассказчик представляет нам Обломова:

«Обломов, дворянин по происхождению, высокопоставленный коллегиальный секретарь, двенадцать лет непрерывно прожил в Петербурге».

Секретарь колледжа — это ранг класса X, то есть не самый низкий. Как Обломов получил такую ​​степень? Но это на самом деле не очень понятно и даже комментаторам полного собрания сочинений Гончарова, открывшим эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил вуз кандидатом, то есть с особым успехом, и получил эту степень сразу после выпуска (только Обломов не особо прилежно учился). Если бы Обломов не был кандидатом, он должен был иметь чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «как-то отсидел два года», а значит, не успел прослужить два чина. Кроме того, в черновиках романа Обломов прямо назначается губернским секретарем. В общем, звание Обломова не имеет правдоподобного объяснения. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой принцип. Именно у класса X была сожительница Обломова, вдова Агафьи Матвеевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в одном звании с их мужьями). Возможно, это совпадение — иронический намек на некое «родство душ» между Обломовым и Агафьей Матвеевной.

 Тайна любви Обломова к Ольге

Расставшись с Ольгой, Обломов ошеломлен:

«Снег, снег, снег! — бессмысленно повторял он, глядя на снег, густо покрывавший забор, плетень и гребни сада. — Я заснул! «Потом он в отчаянии прошептал, лег спать и заснул свинцовым мрачным сном».

Почему герой не мог повторить ничего, кроме снега? Потому что любовь Обломова к Ольге развивается по сезонам. Герои встречаются в мае, и ветка сирени становится символом их любви — Обломов несколько раз напрямую сравнивает с ней свои чувства. Отношения достигают пика накала летом и осенью. Обломов, подавленный многочисленными ежедневными трудностями, старается избегать встреч с Ольгой, притворяется больным и так далее.

Когда они выходят, идет снег: естественный годовой цикл завершен, и ничего не поделаешь. Таким образом, в своей любви герой вновь раскрывает себя продуктом родного села — места, где «годичный круг» повторяется «правильно и спокойно».

Направление и жанр

Роман Обломова — яркий пример реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному отображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.

Это произведение смело можно отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает большой промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему благородства, но и философские вопросы, обсуждая смысл жизни и жизни человека.

Композиция и конфликт

Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетается с окружающей природой, и в этом ее особенность:

  1. История начинается зимой, когда герой погружается в себя и отрезан от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и истории любви наступает летом.
  4. В итоге композиция замыкается в кольцо. В закрытое состояние герой возвращается ранней осенью.

В работе выявлено несколько конфликтов. Первая рассказывает о противостоянии героя и общества, которое он не приемлет. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя своей собственной природе. Также можно отметить традиционное для русской литературы противопоставление равнодушного и живого города искренней деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает между двумя женщинами с диаметрально противоположными персонажами.

Оцените статью
Блог про смысл произведений