Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»: значение и история создания

Содержание
  1. История создания
  2. Посланник небес
  3. Жанр и направление
  4. Средства выразительности
  5. Краткий анализ стиха «Пророк» Пушкин А. С.
  6. 16. Значение произведения
  7. Лирический герой
  8. 19. Чему учит
  9. Художественное своеобразие произведения
  10. Центральные персонажи
  11. Главные герои и их характеристика
  12. Смысл
  13. Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации
  14.  Актуальность
  15. Лексические особенности
  16. Вариант №3
  17. Темы,  проблемы
  18. Манифест настоящего поэта
  19. Композиция и тематики
  20. Письменный анализ лирического стихотворения по литературе «Пророк» Александра Сергеевича Пушкина: кратко по плану, 9, 10 класс
  21. Интертекстуальность, идея и тема
  22. Сюжет
  23. Анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина
  24. Сюжетные части
  25. Образы и символы
  26. Полный, подробный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» с цитатами для ЕГЭ — написать сочинение: тема, идея, основная мысль стиха, лирический герой

История создания

Составление произведения приходится на 1826 год. В то время Пушкин временно жил в селе Михайловское, где болезненно пережил неудачный бунт декабристов, с которыми был в хороших отношениях. Известие о потере близких было разрушительным, в результате чего автор был похищен из Библии, присланной его братом. Перед этим он прочитал переведенную мусульманскую книгу, которая вдохновила его на написание серии стихов «Подражание Корану».

Анализ стихотворения Пушкина пророк

В основу произведения легла религиозная легенда об Исайе, которого посетил посланник Бога. Согласно библейскому сюжету, человек должен был стать проповедником и рассказывать людям о воле Божьей. В своем стихотворении Александр Сергеевич кратко переосмысливает легенду… Он сам становится пророком и сравнивает себя с лирическим персонажем. Читая произведение, многие не понимают, почему Пушкин считает дар поэта пророческим. Александр Сергеевич считает поэтический талант даром свыше. Многие так это воспринимают. Для автора был важен смысл произведения «Пророк».

Первая публикация произведения состоялась в 1826 году в журнале «Московский вестник». Литературоведы утверждают, что изначально «Пророк» было общим названием для цикла из 4 произведений. Знакомый автора Погодин рассказал, что из общего числа в публикации появился только один стих, который начинается словами: «Нас мучает духовная жажда…». Работа должна была завершить весь цикл, но напечатали только ее.

Посланник небес

Начиная с анализа пушкинского «Пророка», отметим, что первые строки стихотворения описывают одинокого полумертвого путешественника, который «поплелся в пустыню». Тогда ему явился спаситель «шестикрылый серафим», преобразивший путника, очистив его от всего человеческого: «зрачки открылись», уши «наполнились шумом и звуком». Посланник небес «вырвал греховный язык» путника и вложил в его замерзшие губы «жало мудрой змеи», вытащил из его груди «трепещущее сердце» и на его место положил «горящий уголь». Страдания не прошли бесследно для простого смертного и лежали «как труп в пустыне», пока голос Бога не воскликнул: «Встань, пророк».

Дальнейший анализ пушкинского «Пророка» показывает, что в произведении две темы: преображение поэта и миссия пророка. Автора настолько переполняют эмоции, что он считает, что пришедший на землю пророк накажет неоправданно жестокие расправы над декабристами, особенно с властью. Пушкин косвенно выражает охватившие его чувства, выражение их прямо препятствует возможному разоблачению и наказанию за пособничество декабристам.

Жанр и направление

Поэма полна энтузиазма и торжественности, а миссия действующего персонажа подобна миссии Бога. Нельзя сказать, что «Пророк» — обычное романтическое произведение. Своеобразие жанра глубже, загадочнее, поэтому можно утверждать, что это ода.

При чтении произведения Пушкина возникает ощущение, что автор акцентировал внимание на сюжетной составляющей, а не на форме письма. По сравнению с другими произведениями, «Пророк» состоит из стихов, используются разные виды рифм. Размеры — ямбический тетраметр. Нарастающий ритм придает стихотворению возвышенность, немногие авторы способны так передать цель.

Пушкин мастерски проявил себя во многих направлениях, особенно в описании лирических и реальных героев. Характеристики «Пророка»: переосмысление библейской основы, темы философии, возвышенный стиль изложения, говорят о классицизме как о направлении.

Анализ стихотворения Анализ пророка

Средства выразительности

Для создания образа пророка, раскрытия заявленной темы и реализации идеи автор использует выразительные средства. В них ярко проявляется библейская составляющая. В стихотворении преобладают метафоры: «терзаем духовную жажду», «я слушал трепет небесный», «он прижал мои губы к моим губам и высунул мой греховный язык», «уголь, горящий огнем, он приложил открываюсь в груди »,« глаголом жги сердца людей ». Также в тексте есть эпитеты — «шестикрылый серафим», «летающие ангелы», «лоза», «греховный язык», «праздный и хитрый» язык, сравнения — «пальцы легки, как сон», «вещие да открыли зрачки, как испуганный орел »,« лежу трупом в пустыне».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафимы, правая рука, голос, Бог, пророк, смотри, слушай.

Краткий анализ стиха «Пророк» Пушкин А. С.

Опция 1

Поэма «Пророк» — одно из многих произведений, написанных Михайловскому в 1826 году. В ней автор затронул тему философии. Каждый человек часто задавался вопросом, зачем и для чего он живет, поэтому у А.С. Пушкина возник такой вопрос, ответом на который стало его произведение «Пророк».

А. Пушкин написал стихотворение в жанре оды. Это еще раз демонстрирует, что работа важна для нас. Этим произведением Пушкин говорит всему миру, что он достоин быть поэтом. Он подчеркнул, что у поэзии должна быть конкретная цель. Основная цель — выразить правильные мысли.

И снова стихотворение «Пророк» относится к теме декабристов. Если сравнивать с другими произведениями, то Пушкин просит помощи и не остается в тени.

Многие поэты, жившие с А.С. Пушкиным, одновременно критикующие и стихотворение, и автора, считают, что поэт много воображает о себе в этом произведении.

Но поэт не хочет привлекать к себе внимание и, прежде всего, ему не нужно показаться высокомерным. Этим произведением А.С. Пушкин доказывает, что он изменился и возродился заново. Автор хочет, чтобы каждое его стихотворение было таким, потому что оно содержит скрытый смысл и величайшую славу.

Вариант 2

Поэма «Пророк» — это своеобразная интерпретация автора Библии. А.С. Пушкин затрагивает в своем творчестве не только тему идеализации поэта, но и раскрывает идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении обращается к сюжету VI главы книги пророка Исайи, нетрудно найти огромный философский подтекст. Фактически, в 1826 году, после восстания декабристов, поэт потерял много друзей. Одних расстреляли, других сослали.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, — своего рода завуалированный ответ на зверства властей. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, наделенного Богом особой силой избранного. Бог дает ему возможность наказать тех людей, которые действуют жестоко и подло.

Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основная тема стихотворения — не просто сложная миссия, возложенная на пророка. Это также вера. Вера в то, что однажды появится человек, который накажет тех, кто сеет беззаконие.

Работа, конечно, очень тонко передает настроение автора: боль потери близких друзей и протест.

Вариант 3

«Пророк» — известное стихотворение Пушкина, написанное им в 1826 году. Поводом для его написания послужил ряд событий, оказавших большое влияние на поэта. Массовые гонения, частые ссылки заставили Пушкина высказаться и высказать свое мнение обо всем происходящем.

Если стих описывается по плану, первая стадия — это состояние путешественника, нуждающегося в помощи. Второй этап — это появление серафимов. Очищает путника от греха, открывает ему глаза. Третий этап — это обращение к пророку, который должен очистить мир от грехов. Тема стихотворения «Пророк» разделена на 2 части.

Первая тема — трансформация человека. Вторая тема — непростая миссия пророка. Сам Пушкин верил, что однажды придет пророк и будет судить людей. Особенно это касается правительства, которое допускает различные преступления. Для поэта это был личный вопрос, так как в то время он и его друзья постоянно страдали от репрессий и ссылки. Повторения и контрасты — средства, которые автор использует для единства мысли. Он хочет точно передать свое видение читателю.

Сравнений тоже очень много. Они нужны, чтобы лучше понять общую картину. В конце концов, откровение о пророке довольно сложное. Читатель не сможет увидеть то же самое, если он не будет следовать подсказкам. Длина стиха Пророка — ямб 4 фута. Это очень медленно. Мучение передается множеством шипящих звуков. Удивительно, что здесь есть всевозможные рифмы. Это означает, что поэт старался больше передать свое откровение, чем следовать четкой рифме.

16. Значение произведения

Поэма имеет важное значение для понимания всего творчества великого русского поэта. Он определяет место поэта и поэзии. Эта тема проходит через литературное наследие Пушкина.

Лирический герой

Лирический герой здесь — художественная проекция самого Пушкина.

В целом образ пророка достаточно собирательный, поскольку большинство исследователей полагают, что в нем автор воплотил черты друзей умершего декабриста.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с людьми от имени Господа. А раз уж он сам творил, значит, ему были свойственны пророческие качества.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается правда.

19. Чему учит

Поэзия учит правильному отношению к творчеству, пониманию стихов и прозы, видению этого со стороны самого автора. Это помогает воспринимать литературу и слышать голоса авторов.

Все метафоры в стихотворении Пушкина «Пророк» Все эпитеты из стихотворения Пушкина «Пророк» Все гиперболы в стихотворении Пушкина «Пророк»
Краткий анализ стихотворения «Пророк» по замыслу
Все метафоры в стихотворении Пушкина «Пророк»
Все эпитеты из стихотворения Пушкина «Пророк»

Поиск: Поиск Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его в комментариях. Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных. Ищи

Художественное своеобразие произведения

Поэма написана в традициях классицизма. Здесь мы видим характерную троицу времени, места и действия.

Кроме того, поэт использует возвышенный язык, многие древнеславянские, церковные лексики: «серафим», «яблоко», «правая рука», «рот», «вставать», «видеть», «слышать».

Стихотворение насыщено глаголами, поэтому действие развивается быстро и перед взором изумленного читателя предстает яркий образ.

С другой стороны, есть и признаки романтики. Повествование ведется от первого лица, и читатель сразу же получает эмоции от лирического героя. Передаются его чувства и ощущения: «духовная жажда», изумление, страх.

Центральные персонажи

И снова центральный персонаж — серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего.

Ангел-воин становится проводником для будущего пророка: он открывает истину, которую лирический герой теперь может услышать и передать.

И хотя его действия пугающе жестоки, но правду узнать трудно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, говорящим от имени самого Господа, нужно пройти через тяжелые испытания — вот о чем говорит Пушкин.

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой — простой человек, который в конечном итоге возрождается для важной миссии в одаренном Создателе свыше. То есть поэт, томящийся в пустыне, становится пророком, которому отводится значительная роль. Образ Пророка напрямую переплетается с характером Евангелия, но Пушкин ставит перед своим лирическим героем поэтом иную задачу. Пророк, который также является поэтом, влюблен в свое дело, и его работа — открывать людям стихи во всей их красе. После полного перерождения он готов выполнить свое предназначение.
  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открывать людям глаза на истину, поэтому еще один не менее важный герой в стихотворении — посланник Бога.Серафим — ближайший к Богу ангел, и Пушкин не случайно использует это изображение в его работах. Автор полагается на посланника, чтобы настроить поэта на выполнение его миссии, превратив его в достойного пророка. Шестикрылый ангел помогает герою мучительно переродиться, но тем самым ставит его на правильный путь. Даже в кинематографической технике сидящий на плече человека ангел подсказывает ему правильное решение и направляет его к хорошей цели. То же самое и в пушкинском «Пророке»: серафим изо всех сил старается помочь поэту выполнить свой долг перед обществом.
  3. Конечно, мы обращаем внимание на Бога, который появился в последних строчках. Как и во многих историях, «голос Бога» — это своего рода наставник, определяющий цель человеческого существования.

Смысл

Основная идея, которую пытается донести Пушкин, — преодолеть страх следовать своему сердцу, своей судьбе. Автор показывает это на примере поэта. В Российской империи было много проблем, о которых дворяне боялись говорить, но писатели пытались поднять в своем творчестве. И хотя появившиеся во время правления Николая II нормы цензуры этому всячески препятствовали, писатели искали различные способы отразить проблемы в своих текстах. Это цель пророка: «сжечь сердца людей словом».

Пушкин говорит о поэтическом даровании как о даре свыше, потому что многие так его воспринимали. Более того, в XIX веке Православие было официальной религией России, и Бог — тот, к кому человек может обратиться в моменты отчаяния. Автор, говоря об одиночестве избранника среди людей, отмечает, что всегда есть кто-то, кто его поддерживает. Поэт, которому предстоит «сжечь сердца людей словом», столкнется с непониманием и безразличием среди людей, как это случилось с Исайей, прославившим Господа среди иудеев, поклонявшихся идолам. Это основная идея произведения.

Критик В.С.Соловьев отмечал, что пушкинский «Пророк» воплощает «идеальный образ настоящего поэта в его сущности и высшем призвании», гения вообще и истинного призвания поэта» <…>

Можно сделать вывод, что стихотворение «Пророк» стало своего рода литературным манифестом о гражданской миссии поэзии, написанным уже подготовленным и признанным поэтом. В дальнейшем Пушкин продолжит эту тему в других своих произведениях. Кроме того, годы спустя другие поэты напишут свои произведения, так или иначе, ссылаясь на «Пророка» — споря или соглашаясь с ним. Произведения Пушкина живы уже почти два столетия, и читатели без устали обращаются к ним. В этом смысле он стал пророком, о котором писал.

Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

В девятом классе русской литературы часто требуется построчный анализ стихотворения Пушкина «Пророк». Вот описание визуальных медиа, путей презентации и построчного анализа:

  • «Мы томимся духовной жаждой» — это метафора, описывающая не только физические, но и моральные страдания и муки героя, блуждающего по бескрайней пустыне.
  • «Я поплелся в суровую пустыню» — эпитет. Действительно, пустыню сложно назвать мрачной (если смотреть внешне), но поскольку для героя она является источником мучений, Пушкин «преувеличивает».
  • «И явились мне шестикрылые серафимы на распутье» — эпитет. Конечно, читателю не первостепенно важно, сколько крыльев было у ангела, важен сам факт его присутствия. Однако Пушкин прибегает к этой живописной среде.
  • «С пальцами легкими, как сон» — сравнение. Конечно, движения ангела легкие и невесомые. Но именно это легкое прикосновение дало поэту дар пророка, которым он должен пользоваться на благо людей.
  • «Вещее яблоко раскрылось, как испуганный орел» — сравнение, с которым поэт описывает настроение героя и его удивление после обретения дара.
  • «И я слушал трепет неба» — метафора.
  • «И растительность лозы долины» — автор использует эпитет.
  • «И я вырвал свой греховный язык» — метафора. Конечно, это событие могло произойти образно. Вряд ли ангел физически навредит поэту.
  • «И праздный, и лукавый» — автор говорит, что, вырвав у поэта праздную и хитрую лексику, ангел как бы очищает его, освобождает от пороков и дурных привычек. Но у него есть другие свойства, более полезные для общества.
  • «И укус мудрого змея» — есть переносное значение. Заменив герою язык змеиным укусом, ангел делает его мудрым. Отныне поэт видит больше, чем кто-либо другой, его осведомленность на порядок выше, чем у обычных людей.
  • «Трепет сердца» — это эпитет (например, «шестикрылый херувим»). Что касается замены сердца горящим углем, можно предположить, что это метафора. Значение переносное. Это означает обретение способности слышать себя более отчетливо, чем другие. Ведь поэт должен быть более чутким, чем обычные люди.
  • «Я лежу, как труп в пустыне» — противостояние. Он показывает, что герой находится без сознания, совершенно без сознания.
  • «Встань, пророк, посмотри и услышь» — несложно догадаться, что «смотри» — это старославянский вариант слова «вождь».

 Актуальность

«Пророк» затрагивает важнейшие философские темы, которые всегда будут волновать человека: цель творца и его творчество. Это актуально и сегодня.

Лексические особенности

Анализируя стихотворение «Пророк», студент может отметить следующую особенность произведения. В стихотворении читатель встречает множество древнеславянских, церковных терминов («палец», «уста», «пророческий»). Исследователи творчества Пушкина отмечают, что это характерно для его творчества в зрелый период. Еще одно важное наблюдение следует сделать относительно словарного запаса произведения: многие слова в стихотворении уникальны, поскольку они встречаются только два или три раза во всех произведениях поэта. Например, только раз на страницах творчества Пушкина встречаются слова «открытая», «растительность». Дважды: «орел», «перекресток». Читатель редко встречает такие слова, как «тянуть», «слушать», «вызывать».

Проводя лингвистический анализ стихотворения «Пророк», необходимо подчеркнуть, что словарный запас произведения отличается большим воображаемым. Например, такие слова, как «пустыня», «пророк» содержат два плана: повседневный и библейский. Два значения этих слов сливаются в одно. Пророк — это одновременно пророк и поэт. Пустыня — это одновременно место, где человек ищет духовного уединения, и мир, в котором нет света, божественного начала.

Вариант №3

Одно из самых знаковых произведений в творчестве Александра Пушкина — стихотворение «Пророк». Он был вдохновлен трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни самых талантливых, прогрессивных и либерально настроенных прогрессивных людей стремились изменить этот мир. Произошло восстание декабристов. И А.С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением, что сосланные в ссылку, находившиеся в опале его друзья и зачинщики беспорядков, были казнены, излил свои переживания на бумаге. Лирический герой, как и сам Пушкин, внезапно обретает зрение и смотрит на жизнь совсем другим взглядом. Он понял, что прожил всю свою жизнь, что он этого не делал и что он поступал неправильно, его идеи были пустыми и ложными. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою свою судьбу. Это своеобразный манифест поэта-творца библейского происхождения.

Превращение лирического героя-поэта легко заметить благодаря четкой структуре стихотворения. Условно можно разделить его на 3 части: изначально, как эпитеты раскрывают этот момент: «жажда духовная», «в мрачной пустыне», пришла в коматозном и плачевном состоянии. Лирический герой жаждал духовной пищи, он ищет — он ищет себя. Затем роковая встреча с «шестикрылым серафимом», радикально изменившим свое мировоззрение, в котором прекрасно показано такое средство художественного выражения, как противостояние: «как испуганный орел». Серафино дал жизнь поэту, а Бог своей речью: «Встань, пророк…» определил новый смысл.

Если вспомнить библейские каноны, то серафим — исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным народом. Именно такими предстают люди искусства для А.С. Пушкина, поэтому их цель выражается в метафоре: «Сжечь сердца людей словом». Они должны нести людям правду и пробуждать в них чувства.

Древнеславянская лексика: «видеть», «мудрый», «яблоко» используются для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк подобен пророку библейских рассказов.

Любимый А.С. Пушкиным ямбический тетраметр с вкраплениями пирролов придает болезненный ритм и почти лихорадочную динамику. Смешанная рифма добавляет странности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение министра искусств — поэта в ранг пророка — стало началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А.С. Пушкин породил новое направление в русской литературе: тему особой миссии творцов.

Темы,  проблемы

Основная тема стихотворения — судьба поэта. В произведении автор рассказывает о своей жизни и судьбе. Основная роль поэзии — донести до людей правду.

Затронута тема поэзии. Пушкин очень чутко относился к своему творчеству, с помощью которого пытался донести до людей правду. Более того, благодаря своим произведениям поэт старался научить людей добру, любви к ближнему, гуманизму. Автор считает, что каждый поэт должен ставить перед собой именно эти цели.

Тема пророка — еще одна интересная тема стихотворения. Тот, кого избрал Сам Господь, всегда будет один, но у него есть великая миссия, которую он должен выполнить, отбросив страх и сомнения.

Таким образом, тема любви показывает самую бескорыстную любовь, которая должна направлять пророка, когда он хочет помочь людям.

Основная проблема стихотворения — мученичество пророка. Пророк наделен божественным даром, но, взяв на себя эту миссию, он обрекает себя на одиночество. Пушкин также неоднократно оказывался предан близким ему людям, которых любил и ценил.

Еще одна проблема со стихотворением — отношения пророка с окружающим миром. Бог является ему в пустыне, где никого нет. Таким образом, автор показывает, что большинство людей не готовы знать и принимать правду. Пророк обречен на мучения на всю жизнь, потому что люди не хотят видеть и слышать истину, которую он приносит.

Манифест настоящего поэта

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Пророк», мы видим, что поэт использует множество контрастов: «как труп», «в мрачной пустыне», «грешный язык». Чтобы показать единство происходящего, поэт использует повторения союза «и» в начале стихов. Используйте сравнения, чтобы более четко показать разные изображения: «свет, как сон», «как орел», «как труп». «Слушайте», «пальцы», «высокие», «зеницы» — церковное славянство, которое автор использует в своем творчестве, указывают на то, что при написании он опирался на Священное Писание. Но он наполнил его философским смыслом и превратил произведение в манифест о судьбе поэта.

Пушкин уже поднимал эту тему в своих произведениях, используя образы античной мифологии, но не было работы, сопоставимой по силе с эмоциональным воздействием Пророка. Работа написана в одическом жанре и поражает яркостью образов и торжественностью стиля. Читатель невольно ассоциирует автора с героем, поскольку монолог в произведении ведется от первого лица. Некоторые современники даже обвиняли поэта в воображении «избранника». Анализ пушкинского «Пророка» показывает, что автор изложил только программу настоящего поэта.

Частые шипящие звуки создают атмосферу мучительных страданий, и даже размер стихотворения — тетраметр ямба — делает работу мучительно медленной. Автор использует всевозможные рифмы, но это говорит о том, что поэт не обращает на это особого внимания и в основном занимается самим стихотворением. Цель последнего заключалась в том, чтобы запечатлеть трудный процесс перерождения из простого смертного в пророка, вестника истины, выполняя волю Бога, который его послал.

Композиция и тематики

Поэма не разбита автором на строфы. Несмотря на это, его условно можно разделить на 3 смысловые части:

  1. Романтичный персонаж находится в начале своего пути, медленно идя по «мрачной пустыне». Он пришел в это место из-за душевных страданий, которые его преследовали. С первых же строк текста читатель заворожен и ожидает необычного развития событий. Так и случилось: к персонажу спускается серафим-посланник.
  2. Во второй части рассказывается, как меняется путешественник: открываются глаза, гудение наполняет уши, язык превращается в змеевик, а сердце превращается в горящий уголь. Многие богословы считают Змея образом Иисуса.
  3. Персонаж наконец возрождается, он слышит голос Бога, который рассказывает о миссии пророка.

Эти части можно назвать началом, началом и концом. Кульминация произведения остается незавершенной, если не вдаваться в подробности биографии поэта, читатель никогда не узнает решения о принятии героем своей судьбы.

Анализ стихов пророка

Библейские сюжеты тонкой линией пронизывают тему произведения. Пророк затрагивает следующие темы:

  1. Судьба поэта — главный мотив стихотворения. Пушкин рассказывает о своей роли, смысле жизни. Функция поэзии — способность представить правду, затронуть темы, о которых другие боятся говорить.
  2. Тема поэта и поэзии также важна. Для Александра Сергеевича стихосложение возвышенно и священно, как законы и заповеди Божии.С помощью стихов автор распространяет лучшие качества: добродушие, заботу о близких, справедливость.
  3. Идею пророчества подчеркивает и Пушкин в своем стихотворении. Избранный Богом человек обречен на одиночество, но он должен выполнить свое предназначение, даже если он должен потерять радость и счастье жизни.

Письменный анализ лирического стихотворения по литературе «Пророк» Александра Сергеевича Пушкина: кратко по плану, 9, 10 класс

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин написал это стихотворение, узнав о гибели своих друзей-декабристов. Совершенно очевидно, что поэт чувствовал очень сильную душевную боль, поэтому думал не только о душевных переживаниях человека, но и о чем-то благородном — духовном. Вот письменный анализ лирического стихотворения Александра Сергеевича Пушкина на тему литературы «Пророк» — кратко по плану для 9, 10 классов:

Главной темой можно назвать миссию поэта в мире, а также зарождение в нем божественного начала, его связь с вечностью. Что касается композиции, то творение можно разделить на 2 составные части. В первой рассказывается, как обычный человек стал пророком. Что касается строф, то стихотворение разделить на них невозможно.

Что касается жанра, то это элегия. Размер — уже знакомый Пушкину ямбический тетраметр. Пушкин ссылается на такие метафоры:

  • «Мучится духовной жаждой»
  • «Я слушал трепет неба»
  • «Он прижался к моим губам и высунул мой греховный язык»
  • «Уголь, горящий огнем, проделай дыру в сундуке»
  • «Сожги сердца людей словом»

И эпитеты:

  • «Шестикрылый серафим»
  • «Полет в горы»
  • «Винты»
  • «греховный язык»
  • праздный и лукавый язык

А также сравнения:

  • «Пальцы легкие, как сон»
  • «Пророческие зрачки открылись, как у испуганного орла»
  • «Я лежу как труп в пустыне»

Приведены и широко используются методы версификации, точнее, практически все существующие.

Интертекстуальность, идея и тема

Автор стихотворения Пророк

Сюжет основан на библейском тексте пророка Исайи. В нем рассказывается о видении человека, в котором перед ним появляется Серафино. Освободите Исайю от грехов, и тогда пророк услышит голос Господа, который побуждает его открывать духовную истину своим современникам.

В определенный момент тема поэта и поэзии начинает интересовать любого автора. Особенно ярко это обнаружил Александр Сергеевич в своем произведении «Пророк». В нем автор сравнивает поэта с Исайей. По его словам, поэт должен брать пример с библейского персонажа, показывать людям истину.

Это отнюдь не простая миссия, потому что истина часто неприятна, ее трудно понять. Как правило, он горький, поэтому люди категорически отказываются его видеть. Миссия поэта — показать читателям божественную истину, и это идея стихотворения. Он воплощается в несколько этапов на протяжении всей работы.

Сюжет

Действие происходит в «темной пустыне», на перекрестке дорог, где путник — изможденный и утомленный. Здесь будущий пророк — это «шестикрылый серафим», который сначала легко касается «яблока» лирического героя.

Глаза открываются, становится доступно зрение, чего обычный человек никогда не увидит. Недаром автор вводит изображение орла. Ведь все знают, насколько хорошо и ясно они видят этих хищных птиц.

Затем серафим касается ушей пророка — и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Также это очень значимый и яркий символ. Ведь змеи издавна считались мудрыми и священными животными. Более того, правда очень часто кусает, кусает в сердце.

Наконец, божественный посланник извлекает сердце человека и вставляет светящийся уголь в его грудь.

Совершив кровавый ритуал, серафим освобождает вновь созданного пророка. Лирический герой лежит мертвым в пустыне и вдруг слушает наставление Господа:

«Встань, пророк, и посмотри и послушай, исполни мою волю и, взбираясь по морям и землям, сожги сердца людей словом».

значение пророка

Анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина

Композиционно произведение не разбито на параграфы. История разворачивается, плавно перетекая от одного события к другому. Однако по развитию сюжета можно выделить три основные части, последовательно объясняющие общий смысл пророка Пушкина.

значение пророка

Сюжетные части

Первая из частей самая короткая, но не менее вместительная, чем остальные. В нем рассказывается о непривлекательной жизни путешественника, терзаемого духовной жаждой. Пустыня в этих строках — не столько географическое место для развития событий, сколько состояние внутреннего высыхания и пустоты.

Вторая — роковая встреча с шестикрылым серафимом, который пережил невероятные страдания, такие как:

  • замена глаз и ушей,
  • высунув язык греховный и вложив в пасть его жало мудрой змеи,
  • разрезая грудь мечом и подставив вместо сердца горящий уголь,

это дает путешественнику возможность увидеть, услышать, поговорить и почувствовать то, что до сих пор было недостижимым.

И третья, последняя часть, которая объясняет значение названия стихотворения «Пророк», — это часть, в которой Бог обращается к усталому путешественнику. Он должен вставать, смотреть и видеть, слышать и слышать, говорить, быть посланником Бога на земле и в морях.

Интересно! Библейские мотивы в стихотворении являются своеобразным нововведением для Пушкина, который ранее использовал исключительно слова из греческой мифологии: лира, Аполлон и другие (как, например, в стихотворении «Поэт»).

Образы и символы

Романтический герой в стихотворении — обычный человек, который превращается в посланника от Бога для выполнения важного задания. Он обозначается как «глагол сжигать сердца людей». Образ пророка в Александре Сергеевиче похож на библейских героев, однако задача лирического персонажа — своим творчеством донести правду до человечества, а Исайя должен сказать волю Божью.

Обычному человеку не дано без страха проливать свет на истину, как это делал Исайя. По этой причине его посещает шестикрылый серафим.

Стихи пророка Пушкина

Среди ангелов он наиболее близок к Богу, поэтому выполняет его указания. Перерождение персонажа было душераздирающим и чрезвычайно болезненным. В конце стихотворения появляется Господь и рассказывает поэту о его важной роли. Он несет в себе образ наставника, который определяет дальнейшую жизнь персонажа и его судьбу.

Символы включают пустыню и перекресток, на котором стоял поэт. В религиозных писаниях говорится, что пустыня — это место встречи человека и Господа, место покаяния и признания ошибок. Вероятно, именно поэтому А.С. Пушкин выбирает именно это место для создания сюжета своего произведения.

Перекресток — место, где пути расходятся, означает страхи, сомнения. При разветвлении путей к персонажу подходит серафим и помогает ему сделать правильный выбор.

Полный, подробный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» с цитатами для ЕГЭ — написать сочинение: тема, идея, основная мысль стиха, лирический герой

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Расстрел декабристов очень тронул поэта. Эта горькая потеря послужила предпосылкой для создания этого творения. Ниже вы найдете полный и подробный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» с цитатами для изучения. С их помощью можно написать красивое сочинение с темой, идеей, основной идеей стиха и описанием лирического героя.

Иногда кажется, что поэт ассоциирует умерших вольнодумцев с творениями Всевышнего, бессмертного и особенного. Время не властно над ними, они опровергают смерть, основная миссия которой — изменить мир и человеческое творение. Но как Иисус умер на кресте за человеческие грехи, так и декабристы погибли — не только за доброе дело, но и потому, что этот путь, путь пророков был дан им с неба.

Поднимается извечный риторический вопрос о предназначении творческой личности и творчества. Считается, что источником была глава Корана о пророке Исаии. Однако поэт не слепо адаптировал тексты Священных Писаний, он только заимствовал изображения. Но не сюжет.

Образ лирического героя достаточно сложен. Можно сказать, что в него входит описание самого автора. Герой повествует, что после долгих мучительных скитаний он встретил ангела, который оказался посланником Бога, именно он сделал его пророком.

Стиль поэта помпезен, много «декоративных» средств. «Пророк» был написан в 1826 году после известия о расстреле декабристов, с которыми дружил Пушкин. Тема — происхождение поэта, его путешествие в этом мире. Поэма условно разделена на 2 части. Это элегия, написанная ямбическим тетраметром.

Что касается тематической составляющей творчества, автор пытается понять, кто в этом мире творческий человек, как ему жить и в чем должен быть его главный приоритет. Делает это он с помощью религиозных образов. Можно сказать, что герой по натуре многогранная личность. Встреча с ангелом становится для него роковой. Последний, прикоснувшись к его глазам, наделяет его даром пророка: человек начинает слышать голоса неба, птиц и других обитателей флоры и фауны.

Стоит отдельно рассмотреть, почему ангел заменил свой язык змеиным укусом. Не потому, что она высмеивала его из-за его неявки. Если посмотреть глубже, там есть некий символ человеческой мудрости. Вернее, его высшее проявление. Это то, что отличает поэта от других людей, не обладающих способностями. Конечно, все заканчивается в сердце: поэт представляет на его месте горящий уголь.

Перевоплотившись, герой чувствует упадок сил. Господь спасает его. Он велит ему встать и уйти, выполнить свою миссию, нести людям вечные ценности («Сжечь сердца людей словом».)

Основная идея в том, что поэт должен слушать и видеть все явления этого мира, глубже чувствовать. Но он должен использовать свой дар не для самолюбования, не для прославления своего Эго или себя, а для помощи людям. Это своего рода мессия. Делая поэтический дар, Господь ожидает, что он будет использован на благо общества.

«Я слушал трепет небес», «мы томимся духовной жаждой», «он прижался к моим губам и высунул мой греховный язык» — это метафоры, они есть в творении. Есть еще такие эпитеты, как «шестикрылый серафим», «горный полет», «праздный и лукавый».

Часто Пушкин прибегает к сравнениям:

  • «Пальцы легкие, как сон»
  • «Пророческие зрачки открылись, как у испуганного орла»
  • «Я лежу как труп в пустыне»

Можно сказать, что система образов целиком и полностью зависит от темы, поэтому слог приобретает некую «церковность».

Оцените статью
Блог про смысл произведений