- Замысел
- Образы главных героев
- Райский
- Марк Волохов
- Бабушка
- Вера
- Часть четвёртая
- История создания произведения
- Часть вторая
- Краткий пересказ романа «Обрыв» подробно по частям
- I. Знакомство с Райским
- II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада
- III. Райская жизнь в Малиновке
- IV. Возвращение веры
- V. Званый обед
- Возвращение Веры
- Марфенька
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Часть вторая
- Глава 1
- Друг Леонтий
- Имение Райского
- Экранизация
- Жизнь и любовь
- Софья Беловодова
- Список героев романа «Обрыв» и их краткая характеристика
- Образы главных героев в романе «Обрыв»
- Другие персонажи романа «Обрыв»
- Райский находит красоту
- Торжественный обед
- Избранник Веры
- Особенности сюжета и композиции
Замысел
Роман Гончарова «Разрыв» создавался почти двадцать лет. Идея книги пришла к писателю в 1849 году, когда он еще раз посетил родной Симбирск. Там Ивана Александровича захлестнули детские воспоминания. Он хотел сделать пейзажи Волги близкими своему сердцу как декорации для новой оперы. Так началась история создания. Между тем «отрыв» Гончарова до сих пор не воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось встретить на пароходе интересного человека. Он был художником — натурой пылкой и экспансивной. Он легко менял свои жизненные планы, всегда был пленником своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужой болью и оказать помощь в нужное время. После этой встречи Гончарову пришла в голову идея создать роман о художнике, его сложной художественной натуре. Так постепенно на живописных берегах Волги зародился сюжет знаменитой оперы.
Образы главных героев
По словам самого автора, в романе три главных героя: бабушка, Райский и Вера.
Райский
Небеса — высокий человек, с прекрасной душевной организацией, наделенный всевозможными талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие — проводить время за просмотром, он любит созерцать все вокруг, особенно любуясь красотой женского тела и лица. Ему нравится действовать и стремиться гораздо меньше, чем думать о благородных вещах.
В конце концов, это ни к чему не приведет, нигде не увенчается успехом. В целом стоит отметить, что Райский — прямое развитие образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальной части трилогии Гончарова. Райский — еще один типичный представитель лишнего человека в русской литературе.
Марк Волохов
Его прототип — Марк Волохов, молодой человек, полный революционных идей, с горящими глазами. Несмотря на многие положительные человеческие качества, Гончаров осуждает Марка и ему подобных. Он боялся таких нигилистов, бескорыстно преданных своим идеям, не уважающих традиции и границы чужого мнения и личного пространства. Волохов — это единый образ всей молодёжи 60-х в авторском понимании.
Бабушка
Бабушка, как все называют героиню Бережковой, является типичным представителем старого сословия, консервативной и патриархальной России. Он удивительно гармоничный человек, который точно знает, чего хочет от жизни. Он сочетает в себе присущую его семье благородную гордость, немного деспотизма и чувство глубокого уважения к мнению других. Хотя ее переоценивают окружающие, требующие безоговорочного выполнения всех правил и норм, она буквально обожает своих внучат, любит их с тревогой и нежностью. Гончаров четко отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, которая уже изжила себя.
Вера
У Веры довольно сложный тип личности, Райский говорит о ней, что это «секрет». Она не разделяет взглядов бабушки, имея собственное мнение обо всем вокруг. Она увлечена чтением, со временем развивая для себя идеал жизни, который недостижим и не совсем понятен для нее самой. Неудивительно, что ее так быстро увлекают смелые идеи Марка, его презрение к идеалам и попирание всех ценностей существующего образа жизни. Жалко, что Марк не ценит его любовь и не соответствует своим высоким моральным стандартам. Вере предстоит пережить лишь горькое разочарование. Она также разочарована своими предыдущими взглядами и, в конце концов, кажется, даже смиряется с этой существующей системой и окружающей ее реальностью, признает ее, хотя и не идеальную, но истинную.
Часть четвёртая
Вера встретила Марка в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они любят друг друга. Вера просит не давать молодежи запрещенные книги, быть более спокойной. Марк обвиняет ее в желании выйти замуж и ищет друга в ее лице. Они решают расстаться.
Вера не смогла разорвать отношения с Марком. Он снова уезжает на Волгу к священнику. Оттуда Райский получает письма дружбы или насмешек. Как позже выяснилось, Вера и священник написали их по очереди в шутку. В одной из записок Райский предлагал помочь нуждающемуся. Райский прислал ему 220 рублей. Впоследствии выяснилось, что Вера об этой записке ничего не знала, ее написал Марк, который уже был должен Райскому 80 рублей и угрожал, что не вернет их.
Козлов заболел, от чего ушла его жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает отвести Леонтия к себе домой.
Райский получает письмо от Аянова, из которого узнает, что Софию скомпрометировали запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где, оказывается, у него есть женатая кузина.
Рай расстроен уходом Веры, но внезапно появляется, когда он жаждет скалы. Это не похоже на себя. Она говорит, что страсть изменила ее. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райский. Он не верит, он думает, что она сумасшедшая. Вера просит Райского помочь ей: удержать силой, не бросить на обрыв.
Вера, услышав выстрел (заранее заданный сигнал), побежала к обрыву. Райский сдерживал ее, но она умоляла «ради бога» 5 минут.
Вера и Марк в беседке решают уйти навсегда. Вера настаивает, что любовь — это не животный аттракцион, а долг, вечной любви Марк не обещает и не женится. В течение года Вера хотела повлиять на Марка, но не достигла своей цели. Марк, по крайней мере, покорил сердце Веры, но не покорил ее разум и волю. Расставаясь, Марк чувствует, что если Вера развернется, то это будет его. Вера повернулась и крикнула: «Марк, до свидания!»
Райский ждал Веру до 11 утра, он в отчаянии: их отношения не определены уже 5 месяцев. Райский решает шпионить за избранником Веры. Когда Райский узнал, он был в ярости. Он резко толкает в сад Крицкую, которая искала с ним свидание, и ждет до утра, чтобы Вера посмотрела ей в глаза. Придя домой, Вера теряет сознание.
История создания произведения
Впервые идея создания романа пришла к Гончарову в 1849 году, но лишь через 20 лет ему удалось воплотить ее в жизнь. Он никак не мог решить, как будет называться его новое творение: «Художник», «Художник рая», «Рай», «Вера», но в итоге отверг все варианты. В то же время он работает над «Обломовым», постоянно, иногда с перебоями, потом снова начинает писать. Так в 1869 году на страницах журнала «Вестник» был опубликован роман под названием «Прорыв».
Часть вторая
Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в свое имение Малиновка. Не интересуясь отчетами и управленческими отчетами, он признает, что разорвал их в Санкт-Петербурге. Борис хочет познакомить усадьбу со своими сестрами Марфой и Верой. Бабушка не соглашается, у девочек есть приданое, но, в конце концов, она соглашается и дальше управлять имением, опасаясь, что Райский заложит или продаст его. С его управлением усадьба находится в полном порядке.
Райский встречает Марту, блондинку, пухлую и жизнерадостную девушку лет двадцати Веры через Волгу в доме своего друга.
Рай изучает город, который кажется ему кладбищем или пустыней. Город — хорошее место для ее будущей истории любви. Марта может стать центром романа, но ей не хватает страсти: Марта послушна бабушке и напугана, она не пошла на скалу с Райским.
В городе Райский он находит друга-студента Леонтия Козлова, учителя физкультуры. Леонтий пропитан старинными книгами. Райский помог ему поселиться в городке недалеко от своего имения и подарил ему книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что Марк Волохов испортил несколько книг. Леонтий составил каталог книг из библиотеки имения Райских. Позже выясняется, что Вера ему помогла. Райский отдает Козлову свою библиотеку и ругает его за то, что он оторван от жизни.
Уродливый Козлов женат на Улинке, дочери домработницы госучреждения, где обедали студенты. Улинка еще очень хорош, его голова напоминает Козлову старинную статую. Через 5 лет после окончания школы Леонтий увез ее из Москвы к тете, куда она попала после смерти отца и тяжело заболела. Позже Ульяна признается Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что позвонила.
Бабушка считает, что внук вышел из-под контроля, что судьба его накажет. Борис и Татьяна Марковна заключают перемирие и решают, что все будут жить так, как хотят. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и традициями.
Марта — счастливый ребенок под опекой бабушки. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удается. Марта не понимает его намеков, но своими разговорами она взволнована и смущена, она ничего не говорит даже бабушке. Райский рисует портрет Марты и исправляет набросок Наташи для вставки в роман.
В имении Райских он становится свидетелем драмы: крестьянин Савелий наказывает свою жену Марину за прелюбодеяние. Бабушка признается, что сволочь грешит повсюду, но особенно неразборчивы в отношениях Марина. Страсть к любовным приключениям проявляется и у помещиков. Хозяин бабушки Полины Карповны Крицкой, вдовы, любит кого-то полюбить, флиртует со всей молодежью, с Райским, но дальше слов не идет.
Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал вылезающим из окна у Леонтия Козлова. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис приглашает Марка на ужин с бабушкой. В разговоре Марк называет Рай неудачником.
Небеса одолевают скуку. Это исходит от священника Веры. Сестры такие разные, как день и ночь. Райский уходит от Марты, не давшей надежды превратиться из ребенка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.
Приезжает 23-летний помещик Викентьев, друг Марты. Они очень подходят друг другу — живые и веселые. Прибывают и другие гости, каждый со своим характером и историей.
Небесам скучно. Он рисует двор, входит в город, навещает Козлова, но находит жену с любовником. Оттуда идет к Марку Волохову. Марк заключает пари с Парадизом, что через 2 недели Борис влюбится.
Вера избегает рая. Он не может перестать думать о ней. Они объяснены. Вера говорит, что если не почувствует себя свободной, она уйдет. Райский задается вопросом, кто ее освободил. Райский и Вера соглашаются на дружбу.
Краткий пересказ романа «Обрыв» подробно по частям
I. Знакомство с Райским
Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина для игры в карты. Аянов не очень интересуется отношениями в доме Похотиных и приезжает сюда только для того, чтобы расслабиться. Но его друг Райский навещает Пахотиных к недавно овдовевшей Софии, дочери гостеприимного гостя. Он имел в виду пробудить страсти в молодой женщине, чтобы она снова радовалась жизни. Сам он человек безудержных страстей, немного писатель, немного художник, но без определенного рода деятельности.
Герой прибыл в Петербург из родового имения. Я пытался научиться и найти себя, но пока безуспешно. Райский уверен в одном, что свяжет его жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется на родину, где после смерти родителей «царила» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старушкой, так как много лет назад в раннем возрасте девочки не разрешали ей спускаться к алтарю с любимым Титом Ватулиным. Избранник также остался холостым и до сих пор навещает свою несостоявшуюся невесту.
II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада
Малиновка подобна земному Эдему. Единственный минус — жуткая скала в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в древние времена ревнивый муж убил свою жену и любовницу у подножия утеса, а затем покончил с собой. Когда по городу распространилась страшная весть, местное население пришло в ужас. А городские власти закрыли глаза на то, что здесь похоронен самоубийца.
Татьяна Марковна в восторге от приезда Райского и сразу же старается совпасть с руководством хозяйства. Но для него посещение усадьбы Малиновка — это возможность окунуться в новые поэтические впечатления, к делу герой совершенно равнодушен. По окончании отпуска Борис возвращается в Петербург к своей обычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном диакона, хотя ничего общего не имеет. Вскоре спутник уезжает жить вглубь страны, а Райский пропал без вести в Петербурге.
Летом Борис Павлович, уже наскучивший от пробуждения страстей в Софии, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовет Райского в гости. Он сообщает, что Леонтий поселился недалеко от их имения.
III. Райская жизнь в Малиновке
Едва приезжая в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марту, ученицу, которая живет в доме с бабушкой. Герой, глядя на девушку, которая кормит птицу, чувствует, что именно здесь он найдет ту красоту, которой так не хватает пейзажам города и столичному обществу.
Райскому нравится жизнь в Малиновке. Приятель Козлов поселился неподалеку, женился и увез завидную невесту с собой вглубь страны, от чего сошли с ума многие студенты в их университете. Деревенская жизнь спокойна и прекрасна. Кузина Вера, вторая ученица моей бабушки, отсутствует. А с Мартой Райски он проводит много времени, пытаясь просветить ее и узнать больше о ее пристрастиях. Он хочет объяснить девушке, что возможна настоящая, иная жизнь. Но Марта устойчива в своих традиционных взглядах, и разбудить в ней страстную натуру невозможно.
К Райскому постоянно приходят гости. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Сова придает молодому человеку все свое очарование, но только вызывает у него желание убежать.
Райский часто навещает Козловых. Марк Волохов тоже посещает этот дом. Несмотря на те ужасы о нем, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис интересуется личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет неопределенную репутацию, находится под наблюдением полиции и поощряет чтение запрещенной литературы. Его жизненная вера — это постоянная личная выгода, отрицание основ и неуважение к мнению других.
IV. Возвращение веры
Вера возвращается в имение. Он поражает небеса своей загадкой до глубины души. Герой во что бы то ни стало решает разгадать эту девушку. Начни шпионить за ней. Вере Борис не интересует. Она находит в себе силы наладить отношения с ним и просит перестать за ней наблюдать. Серьезно поссорившись, Борис и Вера примиряются и даже сближаются.
Бабушка тем временем планирует исправить Райского, выйдя за него замуж. Но герой против такого развития событий. Он отправляется на поиски пропавшего Волохова.
Марта развивает отношения на пустом месте с зародившимся Викентьевым.
V. Званый обед
Бабушка устраивает торжественный прием в честь приехавшего из столицы внука. Приглашаются все районы. Но событие омрачено ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна защищает внука, и почтенный старик с позором выбрасывается из дома. Покоренная храбростью Бориса, Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине полностью исчез.
Вера уходит первой. Райский решает спросить о ней бабушку. Татьяна Марковна говорит, что Тушин хочет жениться на ее ученице. Под впечатлением от услышанного Райский позволяет Крицкой забрать его с собой. После встречи он идет в дом Козловых и там попадает в объятия Ульяны, жены Леонтия.
Обеспокоенная поведением учеников, бабушка читает с ними книгу, в которой главный герой кончает жизнь в стенах монастыря за то, что влюбился против воли родителей. Под впечатлением Марта и Викентьев объясняются. Мать Викентьева переезжает в Малиновку и женится на Марте. Вера остается загадкой.
Возвращение Веры
В этот момент к священнику возвращается Вера. Совсем не то, что ожидал увидеть Борис. Вера закрыта, загадочна. Райский понимает, что ей нужно во что бы то ни стало разгадать кузину, чтобы узнать, в чем ее секрет. И Райский не сомневается, что этот секрет существует.
Со временем главный герой чувствует, что в нем просыпается дикарь Савелий. Пока этот двор наблюдал за своей неверной женой, Борис начинает внимательно следить за Верой.
Между тем его бабушка планирует выдать Бориса замуж за дочь налогового фермера, чтобы он уже поселился в Малиновке и не мечтал жить в столице. Райский категорически против. Он занят разгадыванием головоломок, поэтому он не собирается бросаться с головой в прозу жизни.
Кроме того, действительно начинают происходить неожиданные события. Появляется некий Викентьев, у него роман с Марфой. Вера до сих пор угнетает главного героя своим равнодушием. При этом куда-то пропадает Волохов, Раевский бросается на его поиски.
Самая полная неожиданность — это просьба Веры больше за ней не шпионить и оставить ее в покое. Их разговор, начавшийся громким голосом, заканчивается примирением. Они даже начинают чаще встречаться, обсуждать книги, известных людей.
Марфенька
Гончаров знакомит читателя с двумя совершенно разными героинями. «Разрыв», краткое содержание которого хоть и дает представление о романе, но не позволяет ощутить всю глубину произведения, сначала знакомит нас с Марфенкой. Эта девочка отличается простотой и детской непосредственностью. Кажется, что Борис Павлович соткан из «цветов, лучей, тепла и красок весны». Марта очень любит детей и охотно готовится к радости материнства. Возможно, круг ее интересов невелик, но отнюдь не так замкнут, как «канареечный» мир Софьи Беловодовой. Он знает много вещей, недоступных его старшему брату Борису: как выращивать рожь и овес, сколько леса нужно для постройки шалаша. В конце концов Райский понимает, что «развивать» это счастливое и мудрое существо бесполезно и даже жестоко. Даже бабушка предупреждает его об этом.
Глава 2
Приехав в Санкт-Петербург, Александр прежде всего навестил своего дядю Петра Ивановича Адуева — крупного чиновника, «слывшего человеком с деньгами». Сначала старец Адуев приказал сообщить, что его нет дома и вернется только через три месяца, но, вспомнив доброту Анны Павловны, он решил принять ее внука.
Петр Иванович взялся научить юношу правилам поведения в светском обществе, рассказал об особенностях петербургской жизни.
Александр сравнивал Петербург с провинцией, и эти сравнения не в пользу города на Неве: люди здесь равнодушны, дома однообразны, нет простора и красоты природы.
Дядя поделился с Александром, что понятия «любовь» и «дружба» здесь имеют совершенно другое значение, и посоветовал ему выбросить волосы и кольцо Сони, чтобы сосредоточиться на важных вещах.
Петр Иванович устроил Александра в отделение кафедры. Узнав, что его племянник пишет стихи, он посоветовал ему бросить это глупое занятие и вместо рифм начать переводить немецкие статьи о сельском хозяйстве, что принесет ему дополнительный доход.
Глава 3
За два года жизни в Санкт-Петербурге Александр «сильно изменился, повзрослел». Он научился «контролировать себя, он не так часто выявлял импульсы и возбуждения». Продолжая службу на кафедре, молодой человек писал сочинения, рассказы, стихи. Он не оставлял мечту о любви и через время признался дяде, что влюблен в очаровательную Надю Любецкую.
Петр Иванович посоветовал ему жениться не по любви, а с ожиданием: «ведь любовь пройдет — это уже пошлая правда». Он также признался, что планирует вскоре жениться.
Глава 4
«Жизнь Александра разделилась на две половины»: утром он работал в ведомстве, а вечером был на Любецкой даче. Ее избранник «не был красавицей и не сразу обратил на себя внимание», однако Александр полюбил ее за «пылкий ум, мятежное и непостоянное сердце».
Мама растила Надю одна, без домработницы, всячески ее баловала. Она была одной из тех наивных и добрых женщин, «которым все прекрасно, что делают дети». В результате Надя «избавилась и от себя, и от матери, и от своего времени и занятий, как она хотела».
В сумерках влюбленные удалились в густой сад, чтобы помечтать о будущем. Надя боялась, что эти счастливые моменты больше никогда не повторится, но Александр неизменно уверял ее в вечности своих чувств. Феличе, на рассвете он уехал в свой дом, чтобы утром вернуться на службу.
Глава 5
Достигнув «вершины своего счастья», Александр отказался от службы и своих литературных произведений. Дядя «посоветовал отказаться от ерунды», но молодой человек только улыбнулся и ничего не ответил. Петр Иванович предупредил, что денег ему не даст. Однако это не испугало юного возлюбленного, искренне считавшего, что «он единственный в мире, кто любит и любим так сильно».
Александр снова начал писать стихи, которые опубликовал в журнале под другим названием. Однажды она прислала рассказ, но его вернули с желанием работать еще усерднее.
Год, назначенный Наденькой испытательным, остался незамеченным. Александр был готов поговорить с мамой о предстоящей свадьбе, но все изменилось с появлением молодого, красивого и обходительного графа Новинского, который быстро вскружил девушке голову.
Узнав, что Любецкие вернулись с дачи в городе, Александр решил объясниться с Наде. Так она узнала, что влюбилась в другого и не собиралась выходить за него замуж. Оставшись одна, несчастный любовник «громко заплакал, но без слез».
Глава 6
В тот же вечер Александр пошел к дяде разделить свое горе. Он заявил о своем намерении вызвать графа на дуэль, на что возражал разумный Петр Иванович, «что драка вообще ерунда».
Вы должны быть терпеливыми и методично ударить по слабостям вашего обидчика, оставаясь вежливым и хладнокровным, не останавливаясь на унижениях и оскорблениях.
Только так враг сможет перестать видеть свою любимую женщину в розовом свете.
Петр Иванович объяснил племяннику, что Наденька не виновата в том, что влюбилась в другого. Он посоветовал Александру отвлечься от грустных мыслей полезным делом.
Часть вторая
Глава 1
Прошел год, и Александр постепенно «перешел от мрачного отчаяния к холодному отчаянию». Он променял ненависть к Наде и графу на глубокое презрение. Ему даже нравилось «играть роль страдальца» — молодая жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, сочувственно выслушивала его жалобы и как могла утешала его.
Женщина оказалась между двумя полюсами: холодным и расчетливым супругом, обеспечившим ей достойную жизнь, и страстным племянником, готовым ради любви пойти на любое безумие. Сама Лизавета Александровна была готова пройти любые испытания, только чтобы прожить жизнь на полную катушку.
В своих страданиях Александр дошел до того, что презирал всех людей.
Дядя привел его в себя, обвинив в неблагодарности по отношению к другу Поспелову, дяде, тете и даже матери, которой он не писал несколько месяцев.
Лизавета Александровна взяла от него обещание творить, а Петр Иванович посоветовал не заниматься глупостями, а направить свою энергию на достижение финансового благополучия, после которого полезно выйти замуж.
Друг Леонтий
Иван Александрович Гончаров восторженно описывает жизнь Малиновки. Сразу поселился Леонтий Козлов, который, судя по всему, женат на дочери домработницы Ульяне. Многие студенты были влюблены в нее, но в конце концов она выбрала Леонтия и уехала к нему в российскую глубинку.
Дома Райский находит много гостей, пришедших к нему в гости. Деревенская жизнь протекает по проторенной дорожке. Главный герой путешествует по окрестностям, вникая в жизнь и жизнь окружающих его людей. Однажды он становится свидетелем разборки с Савелевским двором, завидует своей жене Марине. Райский уверен, что именно здесь кипят настоящие страсти.
Оборачивается и сова Полина Крицкая, всеми силами пытаясь привлечь его внимание. Конечная цель очень распространена: потом рассказать всему городу, что даже приезжий столичный джентльмен не сможет устоять перед его обаянием. Рай в ужасе отворачивается от нее и пытается избежать ее любым возможным способом.
Вторая ученица Татьяны Марковны Вера ушла к священнику и давно не возвращалась. Борис тем временем пытается тренировать Марту. Постепенно он узнает свои вкусы и увлечения литературой и живописью. Он надеется хотя бы разбудить в ней настоящую жизнь. Райский регулярно навещает Козлова, однажды встречаясь там с Марком Волоховым. Это офицер 15-го класса под наблюдением полиции.
Райского привлекает Марк, о котором он уже много беспристрастно слышал от бабушки. Но при личной встрече сразу приглашает его на обед. Ужин в комнате Бориса сопровождается постоянным ожогом, что пугает Татьяну Марковну, которую пугает паника из-за пожаров. Еще больше возмущает присутствие Марко в его доме.
Волохов, как и Райский, считает, что он обязан будить людей. Но в отличие от Бориса его усилия направлены не на конкретную женщину, а на абстрактное большинство. Это побуждает их думать, волноваться и читать запрещенную литературу. Его философия проста и цинична, сводится только к личной выгоде. Райский также увлечен его тайной и своей туманностью.
Имение Райского
Усадьба, где прошло детство Райского, называется Малиновка. Иван Александрович Гончаров описывает его как благословенный уголок. Образ в нем портит только загадочная скала, которая находится в конце сада. Это пугает почти всех в доме. Существует легенда, что когда-то ревнивый супруг убил свою жену и любовницу на дне этого оврага, а затем покончил жизнь самоубийством. Его тело похоронили прямо на месте преступления.
Татьяна Марковна радостно встречает Райского, который тут же пытается обновиться, чтобы помочь ей с хозяйством в доме. Но к делу Борис абсолютно равнодушен, его волнуют только поэтические впечатления.
После праздников Райский возвращается в Петербург. В университете он подходит к сыну диакона Леонтия Козлову, угнетенному и застенчивому. Читатели романа «Разрыв» часто удивляются тому, что у них общего. Один — скромный молодой человек, мечтающий преподавать в российской глубинке, а другой — поэт, одержимый романтическими страстями.
После окончания учебы Леонтий уезжает в провинцию, а Райский остается в столице. Правда, работу себе найти до сих пор не может. Самой важной целью остается его двоюродная сестра София, которую он пытается победить. Каждый вечер он проводит у Пахотиных, рассказывая девушке, что ему нравится в реальной жизни. Но это ни к чему конкретному не приводит.
А следующим летом приходит письмо от Татьяны Марковны, она снова вызывает молодого человека в Малиновку. Оказывается, рядом с усадьбой поселился и Леонтий. Отчаявшись разбудить страсть в Софии, он решает уйти.
Вдобавок возникает досадная неприятность. На нем изображен портрет Софьи Аяновой, которая дает очень объективную оценку, говоря, что она здесь в пьяном виде. Даже признанный художник Кирилов этого не ценит.
Экранизация
«Разрыв» (1983). Режиссер: Владимир Венгеров. Источник: Одноклассники.
Жизнь и любовь
Доктринам модных в 1960-е гг. Нигилистов бросает вызов «Прорыв» Гончарова. Анализ произведения позволяет предположить, что даже в построении романа прослеживается это противоречие. Хорошо известно, что с точки зрения социалистов миром правит классовая борьба. Образами Полины Карповой, Марины, Ульяны Козловой автор доказывает, что в жизни руководит любовь. Это не всегда бывает счастливым и справедливым. Серьезный мужчина Савелий влюбляется в распутную Марину. А серьезный и правильный Леонтий Козлов без ума от своей пустой жены Ульяны. Мастер нечаянно заявляет Небесам, что в книгах есть все необходимое для жизни. И он ошибается. Мудрость также передается от старшего поколения к младшему. А понимание этого означает понимание того, что мир намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так и поступает Райский на протяжении всего романа: он находит необыкновенные загадки в жизни самых близких ему людей.
Софья Беловодова
Эта молодая женщина — олицетворение статуи женщины. Хотя она уже замужем, совсем не знает жизни. Женщина выросла в роскошном особняке, своей мраморной торжественностью напоминающим кладбище. Светское воспитание подавило в ней «женские инстинкты чувств». Она холодна, красива и покорна своей судьбе: соблюдает порядочность и находит себе следующую достойную вечеринку. Заветная мечта Райского — разжечь страсть в этой женщине. Он пишет ее портрет, долго беседует с ней о жизни и литературе. Однако София остается холодной и неприступной. На своем лице Иван Гончаров рисует образ калека от воздействия света души. «Разрыв» показывает, как это печально, когда естественные «веления сердца» приносятся в жертву общепринятым условностям. Художественные попытки Райского оживить мраморную статую и добавить «мыслящего лица» с треском провалились.
Список героев романа «Обрыв» и их краткая характеристика
Образы главных героев в романе «Обрыв»
Прежде чем приступить к чтению повести «Перерыв» вкратце, полезно узнать характеристики его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения будет полезно при написании литературного эссе.
По мнению самого автора, в его романе главные герои — Райский, Вера и бабушка.
- Борис Павлович Райский — в начале рассказа Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчеркивает глаза своего героя, отражающие жизненное вдохновение и усталость. Борис — талантливый и возвышенный человек. У него хорошая психологическая организация, и он ужасно ленив. Созерцание окружающего мира — его любимое занятие. Любит думать, но не действует.
- Вера Васильевна — Вера имеет сложный тип личности. Он не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет собственное мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, влюбившись в которые глубоко разочарована.
- Татьяна Марковна Бережкова или бабушка — Татьяна Маркова привыкла контролировать все, что происходит в ее доме. Он не приемлет историй и считает, что всему должно быть свое место. Как человек эта героиня полностью гармонирует с собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем, особенно в отношении соблюдения установленных ей правил, но нежно и нежно любит своих внучек. Писатели сравнивают бабушкин «царство» с земным Эдемом. У сказочной жизни Бережковой есть только один недостаток: скала в конце сада в контексте — символ упадка дворянства. Автор в своем романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.
Другие персонажи романа «Обрыв»
- Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицает опыт предков и их традиции, откровенно не уважает мнение, чувства и личное пространство других. Никакой пользы от этих людей нет: чистый шум, злые шутки и революционные бунты на пустом месте. В юности Марка исключили из университета за дерзкое поведение и знакомство с учителями. Затем случился плохой роман с дочерью влиятельного человека Марфой Васильевной, и сомнительный бабник отправился служить Отечеству в полк.
- Марфа Васильевна или Марфенка — сестра Веры и ее полная противоположность. В облаках эта девочка не летает, во всем подчиняется бабушке, она погружена в дела имения.
- Иван Иванович Аянов — друг Райского.
- Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, друзья которого Райский и Аянов часто встречаются, чтобы поиграть в карты. София недавно стала вдовой.
- Вдова Крицкая — кокетка, которая безуспешно флиртует с Райским.
- Леонтий Козлов — друг Рая по колледжу, сын служащего.
- Викентьев — парень Марты.
- Нил Тычков — важный старик. Президент в отставке.
Райский находит красоту
Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая его не замечает, начав кормить птицу. Вдохните все свежести, изящества и чистоты. Главный герой романа Гончарова «Разрыв» (краткое содержание произведения поможет восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь он найдет настоящую красоту, которой не было в негостеприимном Петербурге.
Этой же девушкой оказывается Марта, ученица Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается очаровать юношу домашними делами, но снова безуспешно.
Торжественный обед
Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает весь район. Обед организован в честь Бориса Павловича.
Вдруг вечер громко продолжается, в доме разгорается скандал. Раевский рассказывает Нилу Тычкову все, что он о нем думает, а Татьяна Марковна становится на сторону внука. Тычкова выгоняют из Малиновки. И Вера, покоренная смелостью и откровенностью Райского, впервые целует его. В этой серии полностью раскрывается образ Веры в романе «Разрыв». Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке и вскоре планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.
правда, большинство из его окружения не верят, что скоро он сможет уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге через Волгу. В его отсутствие Борис пытается узнать у Татьяны Марковны, что он за человек. Оказывается, бабушка считает ее близкой себе по духу. Он любит ее и сострадателен, поскольку она часто повторяет свои ошибки. От нее Райский узнает, что лесник Иван Тушин надолго женится на Вере.
Не в силах избавиться от мыслей девушки, Райский позволяет Крицкой отвести его к себе домой. Оттуда он идет к Козлову, где Ульяна встречает его с распростертыми объятиями. Борис и здесь не устоял перед чарами.
В одну из бурных ночей Тушин на своих лошадях увозит Веру в имение. У Бориса есть возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает его ревновать и собирается снова уехать в столицу. Но он снова остается, понимая, что не разгадал секреты Веры.
Речь Бориса о том, что Вера была тайно влюблена, в конечном итоге не на шутку встревожила Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: организовать семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против воли родителей и заканчивает свои дни в монастыре. Результат абсолютно потрясающий. Вера к сюжету абсолютно равнодушна, буквально засыпая на книге, но Марфа и Викентьев признаются в любви к песне соловьев. На следующий день в Малиновку приезжает мама Викентьева, которая устраивает официальную встречу и заговор. Марта становится невестой.
Избранник Веры
Избранник Веры — Марк Волохов. Он приходит к нему прямо на пропасть, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать его по своим представлениям. Но молодежь слишком разобщена. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и истин, в котором их характеры проявляются все отчетливее. Между тем, Райский до сих пор не подозревает, кто стал избранником его двоюродного брата. Продолжайте пытаться решить эту загадку.
Покой маленькой страны нарушен внезапным побегом Ульяны со своим учителем месье Шарлем. Козлов остался один. Леонтий в полном отчаянии, Райский и Марк пытаются вернуть его в себя.
При этом жизнь вокруг Бориса продолжает бурлить. Все, о чем он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором рассказывается о любви Софьи к графу Милари. На самом деле их отношения сложно было назвать любовной историей, но общество расценило их как компромисс для девушки, в результате дом Пахотиных разорвал все отношения с графом.
Удивительно, но это письмо, еще недавно удивившее Бориса, теперь почти не произвело на него впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа «Разрыв» Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марты. Именно тогда Вера снова пошла на обрыв. Райский уже ждет ее на краю. Он понимает, куда и от кого идет. Борис кидает в окно девушки букет апельсинов, специально заказанный к мартовскому празднику. Вера, увидев этот дар, теряет сознание.
На следующий день он тяжело заболевает. Больше всего ее пугает то, что ей нужно рассказать бабушке о своем падении, но она не может. Особенно сейчас, когда в доме полно гостей. Они пришли поздравить Марту и провести ее в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, чтобы немного успокоиться. Он просит Бориса Павловича рассказать Татьяне Марковне, что случилось.
Бабушка целыми днями начинает заниматься своими проблемами. Она ходит без остановки по большому дому, окрестным полям, никто не может ее остановить. После многочасового непрерывного бдения он приходит к Вере, лежащей в лихорадке. Она кормит свою ученицу, ставя ее на ноги.
После этого Татьяна Марковна понимает, что им обоим нужно поговорить и облегчить ношу души. Затем она признается Вере, что сама ужасно согрешила много лет назад. В далекой юности за ней ухаживал нелюбимый мужчина, который застал ее с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось поклясться ему, что они никогда не поженятся.
Особенности сюжета и композиции
Сюжет основан на исследовании материалов романа Райского. Он посвящен женщинам, которых он прославляет как художника, любуясь их неземной красотой. Однако ему не удается довести до конца ни один из сюжетов, женщины одна за другой отвергают его и переключают его внимание на новый предмет. Повествование постоянно прерывается на середине, и вся работа так не идет. В связи с этим читатель начинает понимать смысл, заложенный в названии романа «Разрыв».
Роман разделен на 5 частей, начиная с 3 частей, мы видим возникновение конфликта, а первые две являются эпилогом, предвосхищающим основные события. Четвертая часть — апофеоз и кульминация, мы видим падение Веры. Пятая часть символизирует его духовное возрождение и эпилог сюжета. Концовка, которую создает искусственный Гончаров, не закрыта с идеологической точки зрения. Судьба Райского и Веры остается неясной.