Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»: история создания

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Поэт посетил его не только по собственному желанию, но и по службе. Писатель планировал завершить военную карьеру, чтобы бесследно посвятить себя литературе. Получив отпуск, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и поехал в Санкт-Петербург с требованием отставки. По дороге с Кавказа в столицу было написано стихотворение «Родина».

Во время путешествия автор имел возможность по-новому взглянуть на страну, а также успел во время долгого путешествия задуматься о судьбе России. Существует версия, что изначально стихотворение называлось «Родина» и было задумано как ответ на творчество поэта Хомякова, где автор предлагает нам не гордиться достижениями, а помнить высшую судьбу.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме Родины восходит к творчеству первых русских поэтов-классиков — Тредиаковского и Ломоносова. Поэма написана в жанре мысли, восходящем к поэзии декабристов, особенно к творчеству К.Ф. Рылеева. Философские тексты привлекали Лермонтова на долгие годы, и именно в этом свете была написана одна из его последних работ.

В последний период творчества поэт отклоняется от некоторых правил строгого слогово-тонического стихосложения. Итак, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб и выбирает разные способы рифмы: крест, парный и круговой. Все это говорит об импровизационном характере работы.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого и обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. С композиционной точки зрения стихотворение разделено на 3 части:

  • часть 1 требует 6 строк. Поэт говорит о странностях любви. Его не интересует патриотизм в общепринятом смысле этого слова.
  • 2 часть — 8 строк занимают описание природы. Правда, последние 2 строки переходные. Они предшествуют переходу к следующей части.
  • часть 3 — последние 12 строк посвящены жизни села. Лермонтов говорит, что любит отдых за городом. С радостью встречает полный гумно.

Стихотворение написано в стихах из 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, поэтическое измерение меняется. Эта работа начинается с шестифутового ямба, затем переходит в тетраметр ямба и заканчивается тетраметром ямба. Рифмы на протяжении всего стихотворения скрещены, и только в первой части встречаются параллельные и круговые рифмы. Лермонтову это понадобилось для создания эпифоры — повторения последних слогов:

Поэма М.Ю. Лермонтовская «Патрия» отличается цельной законченностью, располагает к созерцательному осмыслению, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Композиция

Сочинение стихотворения состоит из двух частей. Сначала Лермонтов признается в любви к Родине, но быстро объясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Отрицание становится лейтмотивом первой части. Перелом происходит с помощью противоречивого союза «но»:

Но я люблю — потому что я не знаю себя

Более того, Лермонтов с энтузиазмом говорит, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует неоднократная «любовь», а также деталь «с радостью .. Вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору более отчетливо подчеркнуть контраст противопоставления. Вы можете заметить, что компоненты стихотворения не совпадают, но это вряд ли структурный недостаток. Напротив: это авторский способ сказать нам, что наша страна намного красивее, чем мы думаем, просто нам нужно уметь видеть ее очарование не только в творениях, но и в повседневных деталях.

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к Родине означает недовольство настоящим и стремление к лучшей жизни для России. Разум заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россия — это государство со своим правительством, а не страна. Но разум не может победить истинный патриотизм. И в самой ненависти к государству есть еще и горячая любовь к своему народу, тревога за его судьбу. В этом основная идея поэмы «Родина».

В «Родине» Лермонтов демонстрирует, что Россию, как сказал Тютчев, нельзя понять умом и нельзя измерить единым мерилом. Поэтому свое отношение к нему он выразил в чувствах. Их невозможно понять и объяснить, можно только почувствовать то же самое, поверить и почувствовать его близость. В этом смысл стихотворения «Родина».

Послушать стихотворение Лермонтова Родина

Особенности композиции и сюжет

Михаил Юрьевич говорит о любви к стране, силе чувств и ощущений, не связанных с политическими пристрастиями. Описание настроения лирического персонажа чередуется с попыткой автора привлечь внимание читателя к красоте его родных пейзажей. Это настоящий актив, которым можно гордиться. Никакая победа на войне не может сравниться с тем, чем нужно восхищаться каждый день.

Делая краткий письменный анализ Родины Лермонтова, стоит напомнить читателю, что автор презирает представителей светского общества, которые привыкли плести интриги, льстить друг другу и делать вид, будто интересуются сплетнями. По его мнению, существование таких личностей ничтожно и печально. Автор хочет, чтобы искренние и честные патриоты имели неограниченную свободу и учили других любить Родину как члена семьи, даже если недостатки очевидны.

Состав произведения нестандартный. Литературный восторг состоит из 26 рифмующихся отрывков и разделен на основные части:

  1. В первых 6 отрывках писатель выражает свою любовь к своей земле и заявляет, что она отличается от обычной. Михаил Юрьевич не думает ни об исторических датах, ни о победах в войнах и их характеристиках. Его волнует не ценность, а то, что ему посчастливилось здесь родиться и многому научиться. Это как любить сварливого родственника, у которого есть бесчисленные слабости и пороки. Другими словами, в начале стихотворения отрицаются принятые ценности.
  2. В оставшихся 20 отрывках Лермонтов выражает безмерное уважение. Он говорит, что всегда будет предан Отечеству, и высказывает свое мнение о «настоящей» России.

Такие композиционные приемы использовались неспроста. Создатель противопоставляет старые верования внезапным нововведениям.

Он хочет объяснить своим читателям, что его родина необъяснимо очаровательна. Невозможно оценить время, проведенное на родине, только из-за прошлых достижений.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

ПОЭЗИЯ «ОТЕЧЕСТВО» (1841)

Жанр: элегия.

СОСТАВ И СЮЖЕТ Часть 1 Официальная Россия изображена во славе, «купленной кровью». Часть 2 Россию уже не приукрашивают, но по-прежнему любят:

Но я люблю — за что, сам не знаю, Его холодное безмолвие степей, Его бескрайние холмистые леса, Разлив рек его, как моря …

Лирический герой воспринимает свою родину всеми органами чувств: ⦁ видение: «Медленным взором, пробивающим тень ночи»;

запах: «Я люблю дым сгоревшей стерни

⦁ на слух: «На пляски с топчанием и свистом // Под диалект пьяных мужиков».

ИДЕЯ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к Родине. Идея: суть любви к Родине — в истинных чувствах, а не в официальном государственном патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В.Г. Белинский писал на стихотворение, что предложения отличаются «алмазной силой». ⦁ Эпитеты: грустные деревни, бескрайние леса, мерцающие огни, желтые пшеничные поля. Метафоры: слава, купленная кровью, полная гордой уверенности, покой, с медленным взором, пронизывающим тень ночи.

Поэма «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт отправился с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных им русских просторов — от Кавказа до Балтийского моря — а также своих впечатлений и мыслей поэт написал это стихотворение. Его можно отнести как к пейзажным, так и к философским текстам.

Произведение сочетает в себе жанровые характеристики оды, мысли и лирического стихотворения. Построение поэмы «Родина» построено по принципу антитезы. Он состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает государственный патриотизм.

Во втором он признается в любви к России, к ее природе, к ее народу. Поэт размышляет о своем отношении к Родине, о любви к ней. И уже в первых строчках он рассказывает о «странностях» своей любви:

Я люблю свою Родину, но странной любовью! Мой разум не победит.

Как вы думаете, почему ваша любовь к России странная? Его любовь направлена ​​не к государству Российскому, а к России людей. Поэт привязан к простым образам русской природы, русской деревни, и это возвышенное чувство не может быть преодолено разумом.

Лермонтов определяет свою любовь к Родине странно, наверное, потому, что так может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить «холодную тишину степей… » .

Тема родины развивается от широкой к более узкой перспективе. Сначала поэт дает официальное восприятие Родины («слава, купленная кровью»; «мир, полный гордой уверенности»; «любовь к старинным традициям»), затем следует общую картину русской природы («холодное молчание народа») степи »;« бескрайние колышущиеся леса »;« реки разливают ее»).

Далее приводятся подробности быта людей («дрожащие костры деревень»; «дым сгоревшей стерни»; «скотный двор полный»; «избушка, покрытая соломой»; «окно с резными ставнями»).

В финале картина еще больше сужается до образа деревенского праздника, который поэт-путешественник «готов наблюдать до полуночи». В каждой изображенной картине поэт использует разную лексику.

Первые шесть строк содержат абстрактные и общие слова: родина, разум, слава. Затем он использует слова, обозначающие крупномасштабные объекты (географической и топографической природы): реки, леса, степи, проселочные дороги.

А во второй половине поэмы «Родина» лексика более конкретна: изображены детали (это тоже показано грамматически — слова употреблены в единственном числе): караван, кукурузное поле, изба, двор. В стихах о природе Лермонтов отдает предпочтение цветным эпитетам.

В «Родине» мало прямых цветовых эпитетов (желтое пшеничное поле; белые березы), но создается впечатление колоритного образа русской природы: синий — реки и моря; зеленый — леса; темная ночь; желтый: огни, пшеничные поля, солома; белый — береза.

Но как метафоричны эпитеты «грустные деревни» и «бескрайние леса»! И даже легкий оттенок грусти полностью сочетается с легким и позитивным настроением стихотворения.

Поэт использует и другие средства художественного выражения: метафоры (слава, купленная кровью; покой, полный уверенной гордости; они не будоражат моих радостных снов; медленный взгляд, пробивающий тень тенью в ночи), персонификация (холодная тишина степей.), анафора (Его степи… Его леса); аллитерация (реки полные, как моря); ассонанс (мир, полный гордой уверенности.

Поэма «Патрия» написана вольным ямбиком. Лермонтов использует разные виды рифмы: крест, пара, кольцо..

Вариант №3

В философских текстах «Родина» Михаил Лермонтов говорит о своей любви к Родине. В этом стихотворении автор утверждает, что патриотизм у всех проявляется по-разному. Лирический герой оперы, по его словам, испытывает «странную» любовь к Родине. Его разум не заботится об истории и славе, но красота пейзажей заставляет его сердце биться быстрее. Условно стихотворение можно разделить на две части, в основе которых лежит антитезис. Государственный патриотизм (как сказано в первой части) противопоставляется любви к природе и деревне (вторая часть).

Автора больше интересует быт крестьян, красота полей, пшеничных полей, лесов, рек. Читатель, ознакомившись с этим стихотворением, поймет, что Михаил Лермонтов не мыслит своей жизни без села, а потому описывает ее подробно: повозка, дым стерни, нива, береза, хата солома, ставни, влажный вечер, танцы, свист, пьяные мужчины… Но в то же время в строках этого произведения чувствуется душевное одиночество Михаила Лермонтова. Поэт устал, и только размеренная деревенская жизнь может дать ему отдых.

Поэзия использует анафору. С помощью такого повторения автор подчеркивает свою духовную близость и привязанность к Родине. Произведение насыщено различными типами тропов. Практически в каждой строчке есть эпитеты: холодная тишина, бесконечное покачивание, медленный взгляд, бесконечное покачивание, ночной поезд. С цветовой гаммой связано множество эпитетов: желтая нива, беленая береза. Метафоры, раскрывающие переживания автора: кровью куплен, глазом пронзает, разум не победит.

Поэтическое измерение поэмы «Патрия» — ямб. Используются женские и мужские рифмы, а также скрещенные, парные и кольцевые рифмы.

В работе использована аллитерация: ее бескрайние холмистые леса. Есть еще ассонанс: смотреть до полуночи.

Стихотворение «Родина» необходимо читать внимательно и глубоко, чтобы понять подтекст и раскрыть широкий спектр чувств поэта. Михаил Лермонтов душой вжился в родную натуру и идентичность людей.

Образы и символы

Образ Родины двуличен: с одной стороны, романтичен, с другой — реалистичен. Чаще всего страну хвалят за военные достижения, верность традициям и великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот качественный комплекс присущ России, но это только внешний вид. Есть и внутренний образ Родины, заслуживающий внимания.

интересно, что Лермонтов — один из первых поэтов, обратившихся к березе как к символу России. Эту линию продолжат авторы ХХ века, в частности С. Есенин.

Это стихотворение, вероятно, было написано ночью или поздно вечером. Образ ночи создают частые упоминания этого времени суток (тень ночью, до полуночи, ночь), а также косвенные индикаторы: холод, деревенские огни.

Лирический герой обладает чутким сердцем, проницателен и умеет восхищаться мелочами. Его не привлекает внешняя маска, он может видеть то, что видят немногие. Поэтому его радость «многим неизвестна».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрыта в стихотворении деромантизированно. Автор пытается представить Родину в ее истинном обличье, не величие и ценность, а проселочные дороги, села, солому.
  2. Присутствует в стихах и причина одиночества. Лирический герой признает свою непонятность, мало кто его понимает. Любовь поэта к Родине отличается от чувства, которое испытывает большинство его соотечественников, потому что он совершенно иначе видит страну и чувствует дух народа.
  3. Автор ставит проблему ценностей. Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном дворе простых крестьян. Он счастлив, что пшеница собрана и год был урожайным. По сравнению с этим мне запомнилось стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, толкование, оценка):

1. История создания произведения.

2. Характеристика оперы лирического жанра (тип текста, художественный прием, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристики лирического героя, мотивов и тональностей).

4. Характеристика состава произведения.

5. Анализ средств художественного выражения и стихосложения (наличие тропов и стилистических образов, ритма, метра, рифмы, стиха).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Поэма «Родина» написана в 1841 году. В середине января 1841 года поэт совершил поездку с Кавказа в Петербург. Он снова увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. В этом произведении Лермонтов отражает свои впечатления. В одном из первых изданий он назывался «Патрия». Исследователи связывают это первоначальное название с тем, что поэзия Лермонтова была полемически направлена ​​против славянофильского поэта А.С. Хомякова, воспевавшего «смирение» и религиозность русского народа на своей «Родине» (1839.

К пейзажным и философским текстам можно отнести поэзию. Как отмечают критики, в этом произведении мы встречаем «редкое . совпадение чувства природы с чувством родины» . Его основная тема — тема Отечества, России. Произведение сочетает в себе жанровые характеристики оды, мысли, лирического стихотворения. Стиль реалистичный.

Прежде всего поэт говорит о своей любви к Родине и отмечает «странность» этого чувства, его конфликт с разумом, с разумом:

Я люблю свою Родину, но странной любовью!
Мой разум не победит.
Слава не куплена кровью
Нет покоя, полного гордой уверенности,
Не любила темная древность традиций
Они не вызывают во мне приятных снов.
Но я люблю — потому что сам не знаю —…

Культурные истоки России, ее достоинства и достижения, воинская слава, величественный покой государства — ничто не вызывает у поэта «радостной мечты». Как отмечает Добролюбов, здесь Лермонтов противопоставляет предрассудки патриотизма истинной, святой, разумной любви к Родине

А следующая часть стихотворения раскрывает переживания поэта. Во-первых, перед нами широкая панорама России, ее «общая черта»: «холодная тишина степей», «бескрайние холмистые леса», «реки, как моря». Тогда художественное пространство как бы сжимается, картина материализуется. Герой признается в любви к русской природе, создавая образы разных времен года (лета и осени), приближая жизнь русской деревни:

Люблю ездить в карете по проселочной дороге
И медленным взглядом, пробивающим тень ночи,
Встретиться по сторонам, вздыхая на ночлег,
Мерцающие огни грустных деревень.
Я люблю дым сгоревшей щетины
Ночная карета в степи
И на холме посреди желтого кукурузного поля
Пара отбеливающих берез.

Как отмечают исследователи, «проселочная дорога» здесь напоминает нам жизненный путь. Цветовая гамма Лермонтова: синий (реки и моря), зеленый (леса), черный (ночь), желтый (огни, пшеничные поля, солома), белый (береза). Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми органами чувств: зрением («медленным взором, пронизывающим ночную тень»), запахом («Люблю дым сгоревшей щетины»), слухом («Танцы с топтанием и топтанием») свист под пьяные мужики»).

Так мало-помалу поэт открывает для себя простой мир крестьянской жизни:

С радостью, неведомой многим,
Я вижу полный двор
Соломенная хижина,
Окно с резными ставнями…
И в отпуске, в росистый вечер,
Смотреть до полуночи готово
В танце с топтанием и свистом
Под разговоры пьяных мужиков.

Текстуально этот образ перекликается с отрывком Пушкина из «Евгения Онегина»:

Теперь мне сладка балалайка,
Да пьяное топтание трепака
Перед порогом трактира;
Теперь мой идеал — хозяйка дома;
Мои пожелания — мир
Да, горшок с капустой, но большой.

Как писал Добролюбов, «русскому поэту не может потребоваться наиболее полное выражение чистой любви к людям, самое человеческое видение своей жизни» .. В этом стихотворении можно услышать не только открытое восхищение и скрытую теплоту чувств, но и повод для гордости за Россию, ее величественный и гордый характер, самобытную культуру, национальный колорит. Мотив, противоположный оригинальному настроению поэта. «Мы должны жить своей независимой жизнью и вносить свою индивидуальность в универсальное. Зачем всем нам добираться до Европы и до Франции », — писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

Построение стихотворения основано на принципе антитезиса. Он состоит из двух частей. Первая часть — это защита Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания концепции Отечества. Поэт здесь отвергает официальный патриотизм и официальную национальность. Противоположность подчеркивается повторением отрицательных частиц в каждой строчке первой части. Вторая часть — признание поэта в любви малышей к России, «неофициальной», к ее природе, к своему народу. Эта причина выражается в повторении глагола: «но я люблю…», «люблю кататься», «люблю курить».

Стихотворение написано вольным ямбом. Лермонтов использует разные виды рифмы: крест, пара, кольцо. Поэт использует различные средства художественного выражения: метафоры («слава, купленная кровью», «мир, полный гордой самоуверенности», «не двигай во мне радостный сон», «тень, пронзающая ночь медленным взором») , олицетворение «холодной тишины степей»), эпитетов («Бескрайние леса», «трепещущие огни», «грустные деревни»), анафора («Холодная тишина ее степей, доверие, покой»).

Поэтому природа в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями о Родине, о жизни людей, с его простым образом жизни, с его болью и радостями. Стихотворение «Родина» следует рассматривать в контексте всего творчества поэта. И здесь следует отметить, что тема России, народа и исторической судьбы русского народа волновала М.Ю. Лермонтова на протяжении всей карьеры. Этой теме посвящены такие стихи, как «Бородино», «Два великана», «Казачья колыбельная», «Завет», «Прощай, немытая Русь». Эта же тема звучит в стихотворении Лермонтова «Сашка», в «Песне о купце Калашникове».

Жанр и композиция произведения

Условно «Патрию» можно разделить на две неравные части. Первые шесть строк спорны, остальные — элегии. В первой поэт рассказывает о Родине в целом, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в работу мотив пространства, чтобы показать все великолепие России. Благодаря звонким согласным, стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов охотно использует гиперболу и аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Кроме того, меняется точка зрения лирического героя: он спускается на землю, видит на холме пару белых берез, огни деревни. Обратите внимание на каждую деталь изображения, которое появляется перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полная гумна. Ближе к концу стихотворения лирический герой перестает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новыми и неожиданными оказываются впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Смысл

Идея стихотворения — предложить читателю новый взгляд на родину. Поэт описывает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к своей Родине проявляется в том, что ему нравится не только положительная сторона — леса, реки, праздники, но и отрицательная сторона — холодные степи, унылые деревни. Поэт любит свою Родину абсолютно за все, искренне, всем сердцем.

Основная идея стихотворения состоит в том, что в стихах стоит воспевать не только великие победы, прорывы или дела государственного масштаба, но и простой жизненный бред. Также необходимо видеть в них красоту и уважать их. Поэт тверд в своих убеждениях, он не позволит соблазнить себя «славой, купленной кровью», или «дорогими традициями».

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» Вариант 3

Тема Родины широко представлена ​​в творчестве М.Ю. Лермонтов. Иногда говорят, что у поэта было двое: Кавказ и родственники тарханов. В детстве он рос очень болезненным мальчиком, и бабушка водила его в грязевые воды и больницы. М. Ю. Лермонтов много времени проводил на природе Кавказа, что произвело на поэта огромное впечатление. Значительная часть творчества поэта посвящена именно Кавказу. Но всякий раз, возвращаясь с Кавказа, господин Ю. Лермонтов с удовольствием смотрел на просторы своей необъятной родины, ее леса, поля и бескрайние степи. В лирических строках поэт выразил чувства патриотизма и всеобщей любви к Отечеству. Яркий пример — его стихотворение «Патрия».

Время создания приходится на 1841 год, последний год жизни поэта. В основе оперы — тема любви к Родине. Михаил Юрьевич называет это «Родина», «Родина». Эти понятия синонимичны, но все же имеют коннотацию лексического значения. «Патрия» — это Родина в целом, Россия, страна, а «Патрия» — тот уголок земли, где родился и вырос поэт. «Я люблю Родину, но странной любовью…» — заявляет Михаил Юрьевич. «Странный» означает необычный, прежде всего, по-своему, не такой, как все.

трудно определить точный пафос этого задушевного стихотворения. И прославление Родины, и размышления о ней, и нотки печали. Мы определяем его жанр как лирическую поэзию.

В работе можно выделить две части. В первом поэт говорит о чувстве любви к стране, но не признает ее славу «купленной кровью», «темной стариной», «гордым миром», величием. Это все, конечно, патриотизм, но он общий, официальный, а не чувственный. Эта часть стихотворения более суровая. Восклицательный знак превращается в риторический восклицательный знак. И повторяющиеся союзы «ни . ни…» усиливают отрицание поэта, отказ от такого понимания родины.

А во второй части мы видим, как поэт раскрывает свою любовь через образы простой народной жизни: «желтое пшеничное поле», «пара белых берез», «сплошной скотный двор», «тишина» степей и леса » покачиваясь «. Эта часть нежная, искренняя. Лирический герой видит счастье в таких вещах, как «окно с резными ставнями», «болтовня пьяных мужиков», «соломенная хата».

М. Ю. Лермонтов собирает эпитеты: «трепещущие огни», «грустные деревни», метафоры «холодная тишина степей», «разливы рек». Но в целом можно сказать, что в стихотворении мало тропов. Значительное количество слов из тематической группы «деревня» употреблено поэтом: «солома», «изба», «крестьянин», «скотный двор», «солома» и др. лирический ощущается в гармонии с природой России. Он чувствует себя хорошо и комфортно. Мы понимаем, что все, что видит поэт, ему сладко и приятно. Какой бы ни была его родина, он ее любит.

Стихотворение написано шестифутовым ямбом, во втором стихе оно переходит в пятиметровый и заканчивается четырехфутовым. Но при этом ритм не нарушен, строки читаются очень легко.

М. Ю. Лермонтов открыл нам свои чувства к Отечеству. Он дорог не полуофициальной «великой России», а простой, незамысловатой, искренней домашней команде, в которой он чувствует себя счастливым.

Презентация по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтов

История создания Поэма «Патрия» написана Лермонтовым в 1841 году. Первоначально она называлась автором «Патрия». Это считается полемическим ответом на стихотворение Хомякова «Родина», который был крайним сторонником славянофильства и отстаивал идею смирения русского народа и его верности православной вере.

История создания Лермонтова придерживалась более демократичных взглядов. Слишком свободные мысли поэта стали причиной того, что стихотворение долгое время не публиковалось в российских издательствах.

История создания Я люблю свою Родину, но странной любовью! Мой разум не победит. Ни слава, купленная кровью, ни покой, полный гордой уверенности, ни любимые традиции темной древности Не будят во мне радостной мечты.

Лирическая поэма, наблюдения и размышления автора о родном жанре

Тема стихотворения Основная тема стихотворения — ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Родине.

Лермонтов очарован непритязательным русским пейзажем. Если дворянам противна сама идея путешествовать на простой колеснице по бессвязным русским просторам, поэт находит в этом особую привлекательность. Тема стихотворения

Тема стихотворения Поэт не дает прямого противопоставления, но чувствуется в произведении. Он с радостью променяет великолепный бал на «танец со шагами и свистом». Поэт предлагает высшему свету обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

Первые шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, не имеющей границ и конкретных причин. Состав стихотворения

Вторая часть поэмы — лирическое описание русской природы и крестьянской жизни, через которое проявляются мысли и чувства автора. Состав стихотворения

Шестифутовый ямб, который со временем переходит в размерность свободной рифмы. Размер стихотворения

Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодный», «беспредельный», «трепещущий» выразительные средства

Обобщенный взгляд на всю Россию представлен детальными метафорами («холодная тишина степей», «бескрайние колышущиеся леса») и ярким сравнением («разливы рек… как моря») выразительными средствами

Но я люблю — за что, даже не знаю — его холодное безмолвие степей, его бескрайние холмистые леса, его реки в разливах, как моря; Я люблю путешествовать по проселочной дороге в телеге И медленным взглядом, пробивающим тень ночи, Встречаться по сторонам, вздыхая о ночлеге, Мерцающих огнях печальных деревень.

Язык постепенно становится проще и конкретнее. Это увеличивает эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более глубоким, напрямую воздействуя на чувства человека средствами выражения

С неведомой многим радостью вижу я полный двор, Избу, засыпанную соломой, Окно с резными ставнями; И в отпуске, в росистый вечер, Смотри до полуночи готов, Танцевать с топтанием и свистом Под разговоры пьяных мужиков.

Основная идея стихотворения — беззаветная любовь к Отечеству, составленная из простых, казалось бы, незаметных деталей. Лермонтов убежден, что это чувство непроизвольно рождается в душе каждого россиянина. Идея поэзии

 Размер, рифма, строфика

Поэма «Patria» написана шестым, пяти и тетраметрическим ямбами.

Преобладает перекрестная рифма (ABAB).

В основном используется женская рифма.

Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя

Повзрослев, Лермонтов боролся за любовь, желая обрести свободный образ жизни. Но публикация для вспыльчивого юноши оказалась не очень удачной. В школе прапорщиков Лермонтов считался циником и остроумием. Будущий писатель показал успехи в учебе, но вёл себя слишком самостоятельно и смело. Осуждение высшего общества вызвала и стихотворение «Смерть поэта», написанное Лермонтовым после предсмертной дуэли Пушкина. Впервые молодой поэт жестко обвиняет в гибели Пушкина высшее общество Петербурга и приближенных к престолу людей. Император Николай первым отправил поэта в ссылку на Кавказ.

Ссылка длилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева стремились вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.

Высшее общество кажется Лермонтову мелким, погрязшим в вечных интригах. Поэтому вскоре из-за участия в дуэли поэт снова отправился на Кавказ. Поводом для ссылки послужила личная антипатия императора к Лермонтову. И на этот раз прямо на передовой.

О разных видах любви: любовь к Родине

Любовь — это загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности философы, ученые и мудрейшие художники (в самом широком смысле этого слова) все еще бьются над вопросом: что такое любовь? Для описания любви существует 99 санскритских слов, на украинском — два слова, на древнегреческом — не менее пяти слов. Древний мудрец Терентий сказал, что «когда два человека делают одно и то же, это не одно и то же». Так и с отечеством: любовь к отечеству тоже другая, как и слова, обозначающие это чувство.

Как выглядит Родина

Разные ипостаси любви

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными элементами разъяснения, они придают дополнительный смысл изображаемым предметам. Почему «степная тишина» действительно «холодная»? Это может говорить как о суровом климате, так и о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление предметов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках и впервые определяет их как «бескрайние», а реки сравнивают с морями. Но поэт не просто использует ассоциации. Он, как художник, пишет картины: поле желтой пшеницы, беленые березы.

Автор также обращается к персонификациям: пронизывающая его взором тишина степей не возбуждает легенд. Лермонтов использует смешанный образ — эпитет, который олицетворяет (грустные деревни, мерцающие огни).

Такой образ речи, как анафора, помогает построить композицию стихотворения и используется в первой части и в начале второй.

«Элегия» — анализ стихотворения Пушкина

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» красивейшим стихотворением и ставил ее в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом критик высоко оценил более поздние работы Лермонтова.

Для традиций русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма напыщенные похвалы стране были восприняты в ненависти, то романтизм предлагает субъективное и совершенно иное восприятие Родины. Лермонтов продолжает линию, начатую Байроном своей оперой «Англия», на русской земле эту традицию продолжают Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю, Дон, деревня твоя…». Новинкой для этих авторов стала не похвала, а признание в любви к Родине.

Любовь-филиа

Так древние греки называли глубокую эмоциональную привязанность, близость между любимыми людьми, в основе которой лежали общие интересы, повседневные проблемы, повседневная жизнь и цели. Love-filia близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное ощущение новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которому также свойственна стабильность.

Любовь-агапэ

Древние мыслители называли самый возвышенный вид любви любовью агапэ. Строго говоря, это любовь к Богу, любовь Агапе также понимается в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал — вот характерные черты агапе. Чувственность с такой любовью становится жертвой, чувственность игнорируется. Патриотическую и роковую любовь к Родине, описанную Лермонтовым, можно считать любовью агапе.

Любовь-маниа

В контексте отношений с Родиной любовомания — это выражение радикального, нездорового преувеличенного настроения. Мания — это желание управлять, доминировать и обладать объектом желанной любви.

Самое страшное — изменить любимого человека в чувствах, в эмоциональной привязанности. Такова, например, любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, тем не менее остается верным своей Родине, отстаивая традиции родной культуры в своем местном мире, продолжая говорить на родном языке.

Любовь-сторгэ

Изысканность, тактичность, подчеркнутая рыцарская учтивость, направленная на главную цель: сохранение компромисса и гармонии в отношениях. Древние мыслители считали, что если любовь-агапэ была выражением любви к Богу, то сторге было идеальной формой семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но Сторге не приемлет грубости, эгоизма, неискренности и бесчувственности. Это любовь, полная сострадания и сочувствия.

Любовь-прагма

это чувство основано на рациональности. Крайняя форма прагматической любви — это желание получить пользу от объекта своих чувств, например, использовать блага, ресурсы родины для удовлетворения своих интересов. Возможно, мы чаще сталкиваемся с прагмой любви. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому эта привязанность проходит достаточно быстро. Прагматичной любовью сложно «заболеть», но этой любви легко излечиться от кратковременного недуга.

Оцените статью
Блог про смысл произведений