- Другие персонажи
- История повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» 1976 г.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Тема повести
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Главы 2–3
- Характеристика героев
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Разговоры
- Анализ повести «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина
Другие персонажи
Андрей Пинигин — внук Дарьи.
Богодул — старый «блаженный» заблудший, «прикидывался поляком, любил русские нецензурные слова», жил в лачуге, «как таракан».
Сима — пожилая женщина, приехавшая в Матеру менее 10 лет назад.
Екатерина — жительница Матеры, мама Петрухи.
Петруха — «развратный» сын Екатерины.
Читайте также: На кухне 30 лет и 3 года: каким заболеванием страдал Илья Муромец
Настя и Егор пожилые, живут в Матере.
Воронцов — председатель сельсовета и горсовета в новом поселке.
Хозяин острова, «королевская лиственница».
История повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» 1976 г.
Матера — это место, существующее, так сказать, в мифологическое время, почти вне истории. Село живет «в изменениях, происходящих в природе, идя в ногу с каждым днем, а не предвидя его», но исторические изменения практически не влияют на его образ жизни. За более чем триста лет своего существования село все это повидало: «В старину бородатые казаки переходили Ангару и устраивали Иркутскую тюрьму; купцы подходили к ней на ночлег, бегая в ту или иную сторону; перевозили пленных по воде »; здесь в течение двух дней шла битва между оккупировавшими остров колчакитами и партизанами, атаковавшими его на лодках. Страна пережила« наводнения . пожары, голод, грабежи », а также — хотя эти исторические обстоятельства никоим образом не освещаются — коллективизация, антирелигиозная кампания, в ходе которой церковь лишилась креста и была превращена в склад, Великая Отечественная война, в которой матеранцы потеряли своих детей, некоторые достижения прогресса: » В последнее время два раза в неделю садился на старого зверя это самолет, и в городе или в районе люди научились летать в воздухе».
Как отмечает филолог Игорь Сухих, «Матера — это одновременно мир мифов, царская лиственница и Хозяин, противостоящие цивилизации самолета и электростанции, и маленькая родина в противостоянии новой деревне за рекой, и деревня в ее противопоставлении городу, историческая Россия-Россия от Петра Великого в советское время, для которого характерна преемственность существования»
1 Несмотря на историческое отсутствие жизни матери, село и его старые жители являются единственными хранителями исторической памяти в мире Распутина. Старый Богодул оказывается живым воплощением истории, пугая незнакомцев Берданом, который его дразнит: «Эй ты! Партизан! — Большая ступня! — Турецкий! — С кем ты собираешься драться, а? Какая у тебя модель, твоя пушка? — Спросите, какой модели он сам. Разве он не служил с Петром Великим? «Разве ты не хочешь Ивана Грозного?»
Будущее, которое стремятся сблизить сторонники прогресса, незабываемо: эта позиция воплощена в рассказе Андрея, представителя молодого поколения, жаждущего отправиться на великую стройку коммунизма: «Много ли пользы? из этой Матеры? И строят гидроэлектростанции . наверное, думали, что было что, а не куча жуков. То есть сейчас, сейчас, а не вчера, не позавчера, это очень нужно. Так что Я хочу пойти туда, где c «Это больше нужно. Почему-то ты думаешь только о себе, да и то, однако, ты больше думаешь своей памятью, ты накопил много памяти, а там думают сразу обо всех».
Но его отец Павел уважает коллективную память. Понимая, что деревню нужно сжечь, он не представляет возможности сделать это своими руками: «А через двадцать, тридцать, пятьдесят лет люди вспомнят:« Ах, Павел Пинигин, сжег Матеру… «Не заслужил такой памяти».
Как отмечает Сухих, в образе Матеры Распутин описывает исчезновение всей «крестьянской Атлантиды», существовавшей триста лет, от освоения Сибири казаками до строительства электростанции на Ангаре, а не Гражданской. Война, ни коллективизация, ни репрессии, ни война не могут потопить эту старую крестьянскую Россию: технический прогресс положил этому конец. Одним из источников вдохновения для Распутина может быть русская легенда о частном городе Китеже, ушедшем под воду.
Село Старый Падун до наводнения. Братский район Иркутской области. 1955 год
Какую роль в жизни Матеры играет природа?
Природа — это первое, с чем большинство героев «Прощания с матерью», которые питаются сельскохозяйственными работами, связывают свою жизнь с тем, что они видят. По мнению Распутина, наводнение в Матере неизбежно приведет не только к нарушению естественного баланса (это очевидно), но и к моральной деградации людей, которые вынуждены прекратить заниматься сельским хозяйством и затем покинуть свою родину (следует отметить что Андрей, который работал на заводе и помчался на стройку, разучился стричь). Природа предстает в рассказе не только в пейзажах, но и в виде символов воды, огня, земли или изображения лиственницы, корни которой, по легенде, связывают Матеру и Ангару, обеспечивая устойчивость острова в мире посреди огромной реки.
И точно так же, как гигантское дерево, оно укореняется на своей родине и в человеке. Дарья напоминает племяннику:
Люди забыли свое место под Богом — судя по тому, что я вам скажу. Мы не лучшие из тех, кто жил до нас… <…> Боже, он не забыл наше место, нет. Понимаете: мужчина загорелый, ох, загорелый. Гордей, тебе хуже. Тот малахольный, который подрезал под ним ветку, тоже много думал о себе. И он ударил, он бил печень, затем он ударил их по земле, а не по небу. Нет выхода с земли.
Человек владеет своей землей не зря: он владеет ею и привязан к ней, пока обрабатывает ее. В селе Павел чувствует себя не хозяином, а арендатором, потому что местное хозяйство не требует его труда: не надо рубить дрова, нет тепла для обогрева печи, скоро придут и вода.
Размышляя и даже мечтая о смерти, Дарья недоумевает, зачем терпеть старость с ее невзгодами и мучениями, если традиционных благ старости уже нет: «Сейчас еду из города привозят для полей, вся наука берется из книг ., песни хранятся на радио ». Удобрения упоминаются не случайно — Дарья считает себя «подкормкой»: «Дала Господь на жизнь, чтобы вы делали работу, оставили мальчишек — и в землю . чтобы земля не унималась. Теперь есть выгода от тебя».
Неудивительно, что смерть Матеры начинается с разрушения кладбища; и Дарья, и другие иммигранты, задумываясь о переезде, больше озабочены тем, как забрать своих мертвецов с собой, чтобы похоронить и лечь рядом с ними, в свое время их хоронят по очереди, кто угадает с кем »- не как в Матере , где они семьями лежат рядом друг с другом, как в «другой более богатой стране»). Когда Пола раздражает, что нужно много работать, чтобы вырастить что-то на новой глиняной почве, когда старая залита водой — «лучшее, хорошо Забота и оплодотворение бабушек и дедушек, прабабушек и дедушек на протяжении веков и воспитание более чем одного поколения », эту фразу можно понять так, что земля удобрялась не только трудами прадедов, но и прабабушки как таковые. Человек в рассказе Распутина органично вписан в природный цикл.
Как Распутину удалось опубликовать свой рассказ, почему мир Дарьи и других сельчан вовсе не советский?
Несмотря на «несоветский» образ мира, который живет по природным циклам, а не по историческому времени, Дарья Пинигина никогда не ставит под сомнение, так сказать, легитимность существующей власти. Сам Распутин прямо не связывает нечеловеческий прогрессизм с конкретными решениями советской власти, представляя их как негативную черту современного мира в целом. Такая идеологическая рационализация была характерна для всех деревенских писателей: они считали себя в долгу перед советской властью, при которой сделали успешную карьеру, и до перестройки не допускали прямого разоблачения. Кроме того, Валентин Распутин принадлежал к правому флангу советской литературы, интересы которого защищали представители влиятельной «русской партии» у власти и в аппарате цензуры. В целом деревенская проза была серьезным идеологическим противовесом западной молодежной прозе 1960-х (Василий Аксенов, Анатолий Гладилин) и городской прозе 1970-х (Юрий Трифонов).
Река Ангара в районе строительства Усть-Илимской ГЭС. Лосьятские острова Иркутской области. 1973 г
Каким видит Распутин выход из экологического и социального кризиса?
Валентин Распутин считал кризис государства системным явлением, пронизывающим политику, культуру, человеческие отношения: в истории это связано с нарушением естественного баланса острова Матера, а значит и привычного образа жизни коренных жителей жителей сибиряков (и, шире, русского населения в целом). В последующей журналистике Распутин также связывал здесь различные «иностранные влияния», от либерализма до рок-музыки; один из последних публичных жестов Распутина — подписание коллективного манифеста «Совесть не допускает молчания», авторы которого призвали к уголовному наказанию участников панк-группы Pussy Riot. Распутин видит главный выход из нынешнего тупика в укреплении центрального правительства и возобновлении национальных форм социальной структуры (включая крестьянские общины). Здесь он обнаруживает себя близким к Александру Солженицыну, который считал крестьянскую общину чуть ли не единственной национальной формой самоуправления, противоположной демократическим институтам, разделяющим людей.
Вы говорите машины. Машины работают на вас. Но но. Прошло много времени с тех пор, как это было на тебе, но ты работаешь на них — я этого не вижу, я этого не вижу! А у них много чего!
Распутин, не обладавший идеологическим темпераментом Солженицына, не делал столь резких заявлений, но явно идеализировал жизнь сибирских крестьян и общин старообрядцев. Он выделил особые свойства «сибирского характера»: «… Нам легче дышится, если зима холодная, а она не спускается; мы чувствуем покой, а не страх в первозданной и дикой тайге; неизмеримые просторы и могучие реки сформировали нашу свободную и неугомонную душу »;« Сибиряк, полученный от слияния славянской порывистости и непосредственности с азиатской естественностью и глубиной, может быть, как характер, не выделялся чем-то совершенно особенным, а приобрел такие очевидные, приятные черты и неприятные, такие как острая наблюдательность, возбужденная самооценка, не приемлет ничего навязанного и чуждого, необъяснимую смену настроения и умение замкнуться в себе, в каких-то его неведомых пределах, неистовство на работе, перемежающееся с неудачами порочного праздности, а также хитрости в сочетании с добротой, хитрости настолько очевидной, что нет преимущества, чтобы не быть»
2. Пожалуй, самые яркие страницы довольно мрачной истории Распутина посвящены одной и той же идеализированной общине. Последний сенокос, в котором участвуют и старики, и молодежь из Матеры, почти воспринимается как загадка крестьянского труда:
. мы работали с радостью, с энтузиазмом, которого мы давно не чувствовали. Они встретили литовцев так, как будто хотели показать, кто лучше знает свое дело, которое здесь, вместе с этой землей, придется навсегда покинуть. Попрощавшись, они упали на скошенную траву и, опьяненные, взволнованные работой, испуганные чувством, что это больше никогда не повторится, они подбадривали друг друга, они подбадривали друг друга…, сразу после этого месяца, который чудесным образом закончился им десять лет назад, им сразу придется стареть на десять лет.
Глава 1
«И весна вернулась» — «последняя для Матеры, для одноименного острова и города». Матера была основана триста лет назад.
Вдоль Ангары начали строить дамбу для электростанции, в результате чего вода на реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру — она оставалась прошлым летом, поэтому всем пришлось переехать.
Глава 2
За самоваром Дарьи часто сидели старушки Настя и Сима. «Несмотря на годы, старая Дарья все еще стояла», — сама хозяйка дома.
Настасья, потеряв сыновей и дочь, жила с мужем Егором. В городе их уже ждала для раздачи квартира, но старшие задержали переезд.
В Матеру Сима приехала сравнительно недавно, кроме племянника Коли здесь никого не было.
Глава 3
Санитарная бригада «очистила территорию» на кладбище: мужчины сняли с могил кресты, прикроватные тумбочки и заборы, а затем сожгли их. Старухи сняли бригаду и до поздней ночи ставили кресты.
Глава 4
На следующий день после аварии Богодул приехал к Дарье. В разговоре с ним женщина поделилась, что ей лучше не дожить до всего происходящего. Затем, прогуливаясь по острову, Дарья вспомнила прошлое, она подумала, что хотя она прожила «долгую и скучную жизнь», «она ничего в этом не понимала».
Глава 5
Вечером приехал Павел, второй сын Дарьи, «первый очистился от войны», а третий «погиб в бойне». Дарья понятия не имела, как будет жить в квартире: без огорода, без места для коровы и цыплят, собственной ванной.
Глава 6
«А когда наступила ночь и Матера заснула, маленькое животное, размером чуть больше кошки, животное, отличное от любого другого животного — Хозяин острова — выпрыгнуло из-под берега на канал мельницы». «Никто никогда не видел и не встречал его, но здесь он знал всех и знал все».
Глава 7
Настасье и Егору пора было уходить. Женщина не спала ночь перед отъездом. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью позаботиться о ее кошке. Старейшины собирались долго: им было очень трудно выйти из дома, Матеры.
Глава 8
Ночью один из жителей села, Петруха, зажег свою хату. Ее мать, Катерина, рано передала Дарье свое скромное имущество и стала жить со старухой.
«И пока хижина была в огне, Хозяин посмотрел на деревню. В свете этого щедрого пожара он ясно видел потускневшие огни над еще живыми хижинами, <…> отмечая, в каком порядке огонь мог бы их привести».
Глава 9
Приехав в Матеру, Павел не задержался там надолго. Когда Екатерина переехала к Дарье, она «успокоилась», так как маме теперь будут помогать.
Павел «понимал, что нужно переехать из Матеры, но не понимал, зачем нужно было переезжать в эту страну, которая была хорошо развита, хоть и богато <…> но устроена таким нечеловеческим и абсурдным образом. «Павел — это я удивился, глядя на Соню, его жену.» Она вошла в новую квартиру, как будто всегда была здесь. Я привык к тому дню. «Другой».
Глава 10
После пожара Петруха куда-то пропал. В огне горел самовар Екатерины, без которого женщина «полностью осиротела». Катерина и Дарья каждый день разговаривали, у них обоих была более легкая жизнь.
Глава 11
Сенокос начался. «Половина города вернулась в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме — за сгоревшее имущество он получил большие деньги, а матери отдал всего 25 рублей.
Глава 12
К Дарье пришел племянник: Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на фабрике, но ушел, и теперь он хотел уйти «на большую стройку». Дарья и Павел с трудом понимали своего племянника, который рассуждал: «Сейчас то время, когда нельзя сидеть на одном месте».
Глава 13
Петруха вместе с Андреем готовился к стройке. В середине сентября приехал Воронцов и приказал «не дожидаться последнего дня и постепенно сжигать все лишнее».
Глава 14
Дарья в разговоре с племянником рассказала, что люди стали жить слишком быстро: «в одну сторону скакал, оглядывался, не оглядывался — к другу-ю-ю». «Только ты и ты, Андрюшка, помнишь после меня, как ты будешь утомлен».
Глава 15
Дарья попросила сына и внука перенести могилы родственников. Этот напуганный Андрей выглядел жутковато. Павел обещал это сделать, но на следующий день его надолго вызвали в деревню. Вскоре не стало и Андрея.
Глава 16
Постепенно люди начали «вывозить зверюшек из села», строения сжигались. «Все спешили уйти, убежать с опасного острова. А деревня была серой, голой, глухой ». Вскоре Дарья отвела Симу и Колю к себе домой.
Глава 17
Односельчанин сказал, что Петруха «занимается сжиганием заброшенных домов» за деньги. «Катерина, смирившись с потерей хижины, не могла простить Петрухе сожжения чужаков».
Глава 18
Павел, забрав корову Майку, хотел сразу забрать маму, но Дарья категорически отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище — Павел не выдержал могилы — к отцу и матери, к сыну. Он думал, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради самой жизни, ради детей, чтобы оба ребенка оставили детей, а дети детей оставили детей, или что-то еще?».
Глава 19
«Матера, остров и деревня, невозможно было представить без лиственницы на скоте». «Царская лиственница» «вечно могучая и властная стояла на холме в полумиле от села, видна почти отовсюду и всем известна». «И пока она стоит, Матера тоже останется». Старейшины относились к дереву с благоговением и трепетом.
«А потом настал день, когда к нему подошли незнакомцы». Люди не могли ни рубить, ни сжечь старое дерево, даже бензопила не могла его поймать. В конце концов рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее хата вскоре должна была сгореть, побелила дом. Утром включил плиту, убрался в доме. «Она привела себя в порядок и почувствовала себя худой, избитой всей своей мочой — и чем меньше оставалось делать, тем меньше ее оставалось».
Глава 21
На следующий день Настя вернулась в Матеру. Женщина сообщила, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того, как хижины были сожжены, старушки переселились в хижины. Узнав об этом, Воронцов возмутился и заставил Павла и Петруху срочно пойти за женщинами. Мужчины ушли посреди ночи и долго бродили в густом тумане.
… Ночью Богодул распахнул двери бараков. «Наступил туман, и раздался глухой вой: это был прощальный голос Учителя». «Где-то, как будто снизу, раздался слабый, трудно угадываемый шум двигателя».
Тема повести
Как уже выяснилось, основная идея «Прощания с Матерой» — моральная проблема вырождения русских деревень. Автор уделяет пристальное внимание поведению людей в этой сложной ситуации. Кто-то находит в себе силы оставаться человеком, а кто-то даже превращается в бестактного «петрушку».
Одновременно возникает несколько проблем, которые автор вкратце выделяет в процессе повествования:
- взаимодействие нескольких поколений;
- человеческое сознание;
- искать свое место в мире и смысл жизни.
И это еще не все, ведь каждый читатель находит в действиях персонажей что-то уникальное.
Матера — одна из тех маленьких деревень, которые пришлось разрушить «в интересах развития промышленности». Однако сначала жизнь людей не меняется, они по-прежнему надеются, что все пройдет само и что обычная жизнь продолжится.
Первый тревожный звонок появляется в сцене, когда жители деревни узнают, что строители начали разрушать местное кладбище, безжалостно разрушая могилы своих близких. И тогда становится очевидно, что пути назад нет.
Самый ответственный момент в жизни наступает в жизни каждого из этих людей. Деревня разделена на два импровизированных лагеря:
- Молодые люди, поддерживающие идею переселения жителей.
- Старики, которые чтят прошлое и свои традиции и не хотят покидать дом.
Молодые люди просто счастливы покинуть пустыню и жить в большом городе. Автор акцентирует внимание на их безнравственных и бесстыдных действиях. Они сжигают свои дома со слепым удовольствием. Ими движет желание поскорее начать наслаждаться городской жизнью, переехать в тесные городские квартиры.
А вот старшее поколение совершенно иначе относится к ситуации. С горьким сожалением смотрят на свою родину, на кладбище, где похоронены их родные и близкие. Совесть старейшин не позволяет им спокойно покинуть деревню без мысли предать свое прошлое. Вина их не отпускает, поэтому они готовы на все, чтобы защитить свою Родину. Поведение молодых людей кажется им кощунственным и бессовестным.
Глава 1
«И весна вернулась» — «последняя для Матеры, для одноименного острова и города». Матера была основана триста лет назад.
Вдоль Ангары начали строить дамбу для электростанции, в результате чего вода на реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру — она оставалась прошлым летом, поэтому всем пришлось переехать.
Глава 2
За самоваром Дарьи часто сидели старушки Настя и Сима. «Несмотря на годы, старая Дарья все еще стояла», — сама хозяйка дома.
См. Также: В чем разница между «Волшебником Изумрудного города» и «Волшебником из страны Оз»?
Настасья, потеряв сыновей и дочь, жила с мужем Егором. В городе их уже ждала для раздачи квартира, но старшие задержали переезд.
В Матеру Сима приехала сравнительно недавно, кроме племянника Коли здесь никого не было.
Глава 3
Санитарная бригада «очистила территорию» на кладбище: мужчины сняли с могил кресты, прикроватные тумбочки и заборы, а затем сожгли их. Старухи сняли бригаду и до поздней ночи ставили кресты.
Глава 4
На следующий день после аварии Богодул приехал к Дарье. В разговоре с ним женщина поделилась, что ей лучше не дожить до всего происходящего. Затем, прогуливаясь по острову, Дарья вспомнила прошлое, она подумала, что хотя она прожила «долгую и скучную жизнь», «она ничего в этом не понимала».
Глава 5
Вечером приехал Павел, второй сын Дарьи, «первый очистился от войны», а третий «погиб в бойне». Дарья понятия не имела, как будет жить в квартире: без огорода, без места для коровы и цыплят, собственной ванной.
Глава 6
«А когда наступила ночь и Матера заснула, маленькое животное, размером чуть больше кошки, животное, отличное от любого другого животного — Хозяин острова — выпрыгнуло из-под берега на канал мельницы». «Никто никогда не видел и не встречал его, но здесь он знал всех и знал все».
Глава 7
Настасье и Егору пора было уходить. Женщина не спала ночь перед отъездом. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью позаботиться о ее кошке. Старейшины собирались долго: им было очень трудно выйти из дома, Матеры.
Глава 8
Ночью один из жителей села, Петруха, зажег свою хату. Ее мать, Катерина, рано передала Дарье свое скромное имущество и стала жить со старухой.
«И пока хижина была в огне, Хозяин посмотрел на деревню. В свете этого щедрого пожара он ясно видел потускневшие огни над еще живыми хижинами, <…> отмечая, в каком порядке огонь мог бы их привести».
Глава 9
Приехав в Матеру, Павел не задержался там надолго. Когда Екатерина переехала к Дарье, она «успокоилась», так как маме теперь будут помогать.
Павел «понимал, что нужно переехать из Матеры, но не понимал, зачем нужно было переезжать в эту страну, которая была хорошо развита, хоть и богато <…> но устроена таким нечеловеческим и абсурдным образом. «Павел — это я удивился, глядя на Соню, его жену.» Она вошла в новую квартиру, как будто всегда была здесь. Я привык к тому дню. «Другой».
Глава 10
После пожара Петруха куда-то пропал. В огне горел самовар Екатерины, без которого женщина «полностью осиротела». Катерина и Дарья каждый день разговаривали, у них обоих была более легкая жизнь.
Глава 11
Сенокос начался. «Половина города вернулась в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме — за сгоревшее имущество он получил большие деньги, а матери отдал всего 25 рублей.
Глава 12
Приехал в гости внук Дарьи, Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на фабрике, но ушел, и теперь он хотел уйти «на большую стройку». Дарья и Павел с трудом понимали своего племянника, который рассуждал: «Сейчас то время, когда нельзя сидеть на одном месте».
Глава 13
Петруха вместе с Андреем готовился к стройке. В середине сентября приехал Воронцов и приказал «не дожидаться последнего дня и постепенно сжигать все лишнее».
Глава 14
Дарья в разговоре с племянником рассказала, что люди стали жить слишком быстро: «в одну сторону скакал, оглядывался, не оглядывался — к другу-ю-ю». «Только ты и ты, Андрюшка, помнишь после меня, как ты будешь утомлен».
Глава 15
Дарья попросила сына и внука перенести могилы родственников. Этот напуганный Андрей выглядел жутковато. Павел обещал это сделать, но на следующий день его надолго вызвали в деревню. Вскоре не стало и Андрея.
Глава 16
Постепенно люди начали «вывозить зверюшек из села», строения сжигались. «Все спешили уйти, убежать с опасного острова. А деревня была серой, голой, глухой ». Вскоре Дарья отвела Симу и Колю к себе домой.
Глава 17
Односельчанин сказал, что Петруха «занимается сжиганием заброшенных домов» за деньги. «Катерина, смирившись с потерей хижины, не могла простить Петрухе сожжения чужаков».
Глава 18
Павел, забрав корову Майку, хотел сразу забрать маму, но Дарья категорически отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище — Павел не выдержал могилы — к отцу и матери, к сыну. Он думал, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради самой жизни, ради детей, чтобы оба ребенка оставили детей, а дети детей оставили детей, или что-то еще?»
Глава 19
«Матера, остров и деревня, невозможно представить без лиственницы на звере». «Царская лиственница осталась вечной, могучей и властной на холме в полумиле от села, видна почти везде и всем известна». «И пока она стоит, Матера тоже останется». Старейшины относились к дереву с благоговением и трепетом.
«А потом настал день, когда к нему подошли незнакомцы». Люди не могли ни рубить, ни сжечь старое дерево, даже бензопила не могла его поймать. В конце концов рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее хата вскоре должна была сгореть, побелила дом. Утром включил плиту, убрался в доме. «Она привела себя в порядок и почувствовала себя худой, избитой всей своей мочой — и чем меньше оставалось делать, тем меньше ее оставалось».
Глава 21
На следующий день Настя вернулась в Матеру. Женщина сообщила, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того, как хижины были сожжены, старушки переселились в хижины. Узнав об этом, Воронцов возмутился и заставил Павла и Петруху срочно пойти за женщинами. Мужчины ушли посреди ночи и долго бродили в густом тумане.
… Ночью Богодул распахнул двери бараков. «Через открытую дверь, словно из зияющей пустоты, прошел туман и раздался отдаленный и меланхолический вой: это был прощальный голос Мастера». «Где-то, как будто снизу, раздался слабый, трудно угадываемый шум двигателя».
Главы 2–3
Повесть «Прощание с Матерой» (в частности, краткое содержание глав) рассказывает о чайных вечерах, которые проводили старушки села. Встретился со старшей — Дарьей. Несмотря на свой возраст, она была высокой и беспристрастной, у нее был дом и она много работала. Ее сыну и невестке удалось уехать, и теперь они изредка навещали Дарью.
Приехал сюда и Сима, который поселился в Матере всего десять лет назад. Ее прозвали Московишной за то, что она рассказывала о том, какой она видела Москву. Его судьба была непростой. К тому же она родилась глупой девочкой. И до старости внук Колки оставался на ее попечении. Из-за того, что у Симы нет собственного дома, ее нужно отправить в дом престарелых, а внука забрать. Но старуха всячески пытается отложить этот момент.
Старейшины Настасья и Егор, подписавшие переезд в город, постоянно торопятся и просят поскорее уехать.
Кладбище начали разбирать: распиливать прикроватные тумбочки, снимать памятники. Это вызвало у старейшин праведный гнев. Богодул даже называл рабочих «дьяволами».
Характеристика героев
Герои истории — это люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:
- Дарья — старожилка села, сама не очень помнит свой возраст, сильная и чуткая женщина, объединяющая пожилых людей. Хотя она живет одна, потеряв мужа, погибшего на охоте в тайге, когда ей было чуть больше пятидесяти, у нее крепкая семья. Дети чтят свою мать и всегда зовут ее. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко обеспокоенная невозможностью повлиять на ход событий. Для нее важны кумовство и связь поколений, поэтому она очень переживает по поводу неосуществленной перевозки могил своих родственников,
- Катерина — подруга Дарьи, покорно переносящая удары судьбы и выходки своего несчастного сына. Она никогда не была замужем и любила мужчину, чужого мужа и своего отца Петруху. Катерина всегда старается оправдать сына и всех вокруг, надеясь на исправление и проявление лучших качеств,
- Настасья — соседка и подруга Дарьи, которая не может найти себе места за пределами Матеры. Судьба у нее непростая, она пережила детей и сосредоточилась на муже, о котором начала рассказывать истории в преклонном возрасте. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, он пытается защитить единственного оставшегося близкого человека. Он начал сходить с ума после гибели четырех детей, двое из которых не вернулись с войны, один упал под лед с трактором, а его дочь умерла от рака,
- Сима — младшая подруга Дарьи, которая была в деревне с племянником Колкой. Заботливая и тихая женщина, самая юная из старушек. Ее жизнь была нелегкой, вскоре она осталась одна в его объятиях со своей немой дочерью. Мечты о спокойной семейной жизни не сбылись, дочь Валки стала гулять с мужчинами и исчезла, оставив сына на попечении матери. Сима терпит проблемы смирением, продолжая верить в сострадание и доброту людей,
- Богодул — единственный мужчина в компании пожилых женщин, который прибил деревню из чужих земель. Он называет себя поляком, мало говорит, особенно по-русски, за что его, видимо, назвали богохульником. И жители села обратились в Богодула. У Богодула характерная внешность: взлохмаченные волосы и заросшее лицо с мясистым бугристым носом. Ходить круглый год босиком, на закаленных, закаленных ногах, медленной тяжелой походкой, с согнутой спиной и поднятой головой с красными, налитыми кровью глазами,
- Егор — муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от меланхолии, отрезанный от своей малой родины. Егор — человек солидный и вдумчивый, он глубоко скрывает свою печаль и свои переживания, постепенно отдаляясь от людей и от жизни,
- Павел — сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и пожилыми людьми, у которых нет сил отделиться от своих корней. Он пытается приспособиться к своей новой жизни, но кажется сбитым с толку и пытается примирить окружающих,
- Соня, жена Павла, легко и счастливо переехала в новый поселок городского типа, с радостью перенимала городские привычки и моду,
- Андреа, сын Паоло, видит в разрушении Матеры человеческую силу и мощь, которая стремится к прогрессу. Он ищет действий и новых впечатлений,
- Петруха — сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи со своей малой родиной, он легко отделяется от дома и собственности, не задумываясь о будущем и окружающих его людях.
Глава 1
«И весна вернулась» — «последняя для Матеры, для одноименного острова и города». Матера была основана триста лет назад.
Вдоль Ангары начали строить дамбу для электростанции, в результате чего вода на реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру — она оставалась прошлым летом, поэтому всем пришлось переехать.
Глава 2
За самоваром Дарьи часто сидели старушки Настя и Сима. «Несмотря на годы, старая Дарья все еще стояла», — сама хозяйка дома.
Настасья, потеряв сыновей и дочь, жила с мужем Егором. В городе их уже ждала для раздачи квартира, но старшие задержали переезд.
В Матеру Сима приехала сравнительно недавно, кроме племянника Коли здесь никого не было.
Глава 3
Санитарная бригада «очистила территорию» на кладбище: мужчины сняли с могил кресты, прикроватные тумбочки и заборы, а затем сожгли их. Старухи сняли бригаду и до поздней ночи ставили кресты.
Глава 4
На следующий день после аварии Богодул приехал к Дарье. В разговоре с ним женщина поделилась, что ей лучше не дожить до всего происходящего. Затем, прогуливаясь по острову, Дарья вспомнила прошлое, она подумала, что хотя она прожила «долгую и скучную жизнь», «она ничего в этом не понимала».
Глава 5
Вечером приехал Павел, второй сын Дарьи, «первый очистился от войны», а третий «погиб в бойне». Дарья понятия не имела, как будет жить в квартире: без огорода, без места для коровы и цыплят, собственной ванной.
Глава 6
«А когда наступила ночь и Матера заснула, маленькое животное, размером чуть больше кошки, животное, отличное от любого другого животного — Хозяин острова — выпрыгнуло из-под берега на канал мельницы». «Никто никогда не видел и не встречал его, но здесь он знал всех и знал все».
Глава 7
Настасье и Егору пора было уходить. Женщина не спала ночь перед отъездом. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью позаботиться о ее кошке. Старейшины собирались долго: им было очень трудно выйти из дома, Матеры.
Глава 8
Ночью один из жителей села, Петруха, зажег свою хату. Ее мать, Катерина, рано передала Дарье свое скромное имущество и стала жить со старухой.
См. Также: Основная идея Коньяги. Анализ сказки Коняг салтыков-щедрин
«И пока хижина была в огне, Хозяин посмотрел на деревню. В свете этого щедрого пожара он ясно видел потускневшие огни над еще живыми хижинами, <…> отмечая, в каком порядке огонь мог бы их привести».
Глава 9
Приехав в Матеру, Павел не задержался там надолго. Когда Екатерина переехала к Дарье, она «успокоилась», так как маме теперь будут помогать.
Павел «понимал, что нужно переехать из Матеры, но не понимал, зачем нужно было переезжать в эту страну, которая была хорошо развита, хоть и богато <…> но устроена таким нечеловеческим и абсурдным образом. «Павел — это я удивился, глядя на Соню, его жену.» Она вошла в новую квартиру, как будто всегда была здесь. Я привык к тому дню. «Другой».
Глава 10
После пожара Петруха куда-то пропал. В огне горел самовар Екатерины, без которого женщина «полностью осиротела». Катерина и Дарья каждый день разговаривали, у них обоих была более легкая жизнь.
Глава 11
Сенокос начался. «Половина города вернулась в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме — за сгоревшее имущество он получил большие деньги, а матери отдал всего 25 рублей.
Глава 12
Приехал в гости внук Дарьи, Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на фабрике, но ушел, и теперь он хотел уйти «на большую стройку». Дарья и Павел с трудом понимали своего племянника, который рассуждал: «Сейчас то время, когда нельзя сидеть на одном месте».
Глава 13
Петруха вместе с Андреем готовился к стройке. В середине сентября приехал Воронцов и приказал «не дожидаться последнего дня и постепенно сжигать все лишнее».
Глава 14
Дарья в разговоре с племянником рассказала, что люди стали жить слишком быстро: «в одну сторону скакал, оглядывался, не оглядывался — к другу-ю-ю». «Только ты и ты, Андрюшка, помнишь после меня, как ты будешь утомлен».
Глава 15
Дарья попросила сына и внука перенести могилы родственников. Этот напуганный Андрей выглядел жутковато. Павел обещал это сделать, но на следующий день его надолго вызвали в деревню. Вскоре не стало и Андрея.
Глава 16
Постепенно люди начали «вывозить зверюшек из села», строения сжигались. «Все спешили уйти, убежать с опасного острова. А деревня была серой, голой, глухой ». Вскоре Дарья отвела Симу и Колю к себе домой.
Глава 17
Односельчанин сказал, что Петруха «занимается сжиганием заброшенных домов» за деньги. «Катерина, смирившись с потерей хижины, не могла простить Петрухе сожжения чужаков».
Глава 18
Павел, забрав корову Майку, хотел сразу забрать маму, но Дарья категорически отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище — Павел не выдержал могилы — к отцу и матери, к сыну. Он думал, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради самой жизни, ради детей, чтобы оба ребенка оставили детей, а дети детей оставили детей, или что-то еще?»
Глава 19
«Матера, остров и деревня, невозможно представить без лиственницы на звере». «Царская лиственница осталась вечной, могучей и властной на холме в полумиле от села, видна почти везде и всем известна». «И пока она стоит, Матера тоже останется». Старейшины относились к дереву с благоговением и трепетом.
«А потом настал день, когда к нему подошли незнакомцы». Люди не могли ни рубить, ни сжечь старое дерево, даже бензопила не могла его поймать. В конце концов рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее хата вскоре должна была сгореть, побелила дом. Утром включил плиту, убрался в доме. «Она привела себя в порядок и почувствовала себя худой, избитой всей своей мочой — и чем меньше оставалось делать, тем меньше ее оставалось».
Глава 21
На следующий день Настя вернулась в Матеру. Женщина сообщила, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того, как хижины были сожжены, старушки переселились в хижины. Узнав об этом, Воронцов возмутился и заставил Павла и Петруху срочно пойти за женщинами. Мужчины ушли посреди ночи и долго бродили в густом тумане.
… Ночью Богодул распахнул двери бараков. «Через открытую дверь, словно из зияющей пустоты, прошел туман и раздался отдаленный и меланхолический вой: это был прощальный голос Мастера». «Где-то, как будто снизу, раздался слабый, трудно угадываемый шум двигателя».
Разговоры
В старейшей жительнице Матеры, Дарьи, с ней сидели двое друзей и пили чай из старинного самовара. Эти старушки даже не знали своего возраста, потому что местная церковь, приспособленная под склад, не сохранилась, не только старинные книги с записями о крещениях, свадьбах и похоронах. Об этом обязательно нужно упомянуть даже в кратком изложении. Распутин написал «Прощание с Матерой» с большим вниманием к деталям. Пожилые люди, начиная с «знаковых» событий города, все же пытались вспомнить что-нибудь из своего возраста.
Одна из них, Сима, не могла участвовать в воспоминаниях, потому что она не была местной, она приехала сюда несколько лет назад. Он был из Тулы, он видел Москву, в которую местные жители не особо верили, решив раз и навсегда, что всем в столице въезд в столицу запрещен. Позвали Симу Московишную и посмеялись. Во время войны женщина потеряла почти все, долго рылась, родила дочку, которая оказалась глупой, и теперь она остается старой и слабой, но с Колкой, внуком на руках.
Анализ повести «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина
«До свидания…» было написано Валентином Распутиным в 1976 году, на этот раз его по праву можно назвать временем заката и разрушения советской кампании. В то время шла активная кампания по разрушению «бесперспективных деревень», что вызывало у сельских писателей глубокую озабоченность традициями и своеобразным национальным укладом села, которое вот-вот исчезнет под влиянием города.
Таким образом, в основу сюжета «Прощания с Матерой» положена правдивая история В.Г. Распутина о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате чего несколько окрестных деревень были затоплены. Жителям этих мест волей-неволей пришлось переселиться в соседние города, переселение для большинства жителей села оказалось очень болезненным и морально сложным.
Но кроме проблемы исчезновения села, В. Распутин в «Прощании…» поднимает ряд других проблем. Это «вечные» проблемы нравственного характера: взаимоотношения поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни.
В. Распутин в своей истории показывает взаимосвязь нравственности людей с их прошлым и окрестностями, малой родиной. В понимании писателя, без малой Родины человек не может по-настоящему жить, потому что Родина дает человеку гораздо больше, чем он способен осознать. И поэтому отделение человека от родины, корней, традиций для В. Распутина равносильно потере сознания. Об этом знают пожилые герои истории, прежде всего, главная героиня — старая Дарья.
Эта носительница многовековых традиций не может навсегда расстаться со своим обитаемым местом, ведь ее дедушка и бабушка еще жили в избе, которым она прожила всю свою долгую жизнь. Ее детство, радостные годы материнства и брака, тяжелый период войны прошли в этих древних стенах. Неслучайно образ дома в повести изображен одухотворенным и живым. Остальные старейшины также остаются верными своей родной Матере. В. Распутин предлагает красочное сравнение стариков со старыми деревьями, которые они взяли на себя пересадить. Смерть внешне совершенно здорового старика Егора, произошедшая в первые недели после его отъезда из Матеры, очень символична. Подрастающее поколение, живущее в будущем, незаметно отделяется от родных мест.
Таким образом, сын Дарьи, Павел, понимает страдания своей старой матери, но не находит времени помочь их облегчить (удовлетворив просьбу Дарьи перенести могилы ее родственников). А внук Дарьи Андрей оказывается совершенно равнодушным к боли пожилого поколения на родных местах, уезжает на сооружение из платины, в результате чего Матера будет разрушена. Так распадается семья, что, по мнению автора «Прощания…», логически последует за распадом народа и всей страны. И поэтому Матера может считаться не только названием города, но и символическим названием города и образом матери-земли в целом.
В. Распутин хочет показать, что принципиально неправильно достигать новых целей (пусть даже таких значительных, как развитие индустрии) ценой предательства своего прошлого, мотивируя это словами Дарьи: «У того, у кого нет памяти, нет жизни», эту историю можно назвать криком души об углублении сел и людей, которых насильно выселили из своих домов. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает огромное значение традиций в жизни каждого человека.