- Анализ романа «Преступление и наказание»
- Краткий анализ
- Полный анализ
- О чем роман Достоевского – сюжет
- Смысл названия
- Сочинения по произведению Преступление и наказание
- Экранизации
- 4. Тайна канавы
- Композиция
- Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
- «Преступление и наказание»: история создания романа
- Сочинение Двойники Раскольникова
- Эпилог в романе Преступление и наказание
- Роль эпилога в романе Достоевского сочинение
- Эпилог – анализ эпизода романа
- Тема
- Действующие лица
- Основанная идея произведения
- Эссе о романе Достоевского
Анализ романа «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание», несомненно, считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Роман полностью раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.
Краткий анализ
- История создания — Идею «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время пребывания на принудительных работах, в период сильнейших эмоциональных переживаний.
- Тема — Показать нечеловеческие условия жизни беднейших слоев населения, отчаяние от своего существования и гнев на весь мир.
- Композиция — Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разделена на 6-7 глав. Первая часть описывает образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в следующих частях — последовавшее за ним наказание, в эпилоге — раскаяние главного героя.
- Жанр — Роман.
- Направление — Реализм.
Полный анализ
История создания
Находясь на принудительных работах, Федор Михайлович Достоевский был вынужден общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными преступниками — убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типами, писатель пришел к выводу, что подавляющее большинство преступлений совершено этими людьми на почве ужасного отчаяния.
После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, уезжали в большие города, где пили, грабили и убивали.
Именно тогда писателю впервые пришла в голову идея написать роман, полный внутренней драмы и конфликта. По замыслу, работа задумана как исповедь Раскольникова, в которой раскрывается духовный опыт главного героя.
Однако в процессе написания романа автор начал понимать, что не может ограничиться только переживаниями Раскольникова — сюжет требовал большей глубины и полноты. Подвергнув письменный материал большой критике, Достоевский сжег практически законченный роман и написал его заново, как это известно всему литературному миру.
У писателя также возникла проблема с названием произведения. Было несколько рабочих версий, в том числе «Криминальная сказка», «На суде». Следовательно, он выбрал вариант «Преступление и наказание».
Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за преступление, но, прежде всего, в душевных страданиях преступника. Любое преступление влечет за собой неотвратимое наказание и от него невозможно спрятаться.
Федор Михайлович работал над романом в 1865–1866 годах, и вскоре после его завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была очень неоднозначной — от прямого неприятие до бурного восхищения.
В 1880-х годах роман был переведен на многие европейские языки. Его влияние на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать затронутую Достоевским тему, а порой откровенно подражали классике, театральные постановки ставились в разных городах мира, а позже нетленное произведение ставилось стрелял много раз.
Тема
Основная тема произведения — угнетение и ужасающая нищета большинства общества, печальная ситуация, которая мало кого волнует. Кроме того, красная линия — это тема личных разочарований и вынужденного восстания из-за удушающей бедности, социального неравенства и отчаяния.
Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, всегда актуальна. Теория Раскольникова о вседозволенности и возможности совершения преступления с благими целями деструктивна. Она причина произвола, насилия и террора.
В своем романе Достоевский хотел передать свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, а не поддаваться гордыне, похоти и эгоизму. Жить для блага других, творить добро, жертвовать своими интересами ради блага общества — вот чему учит писатель. Именно поэтому в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Состав
Структурный состав «Преступления и наказания» довольно прост: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.
Роман разделен на две составляющие: первая описывает суровые испытания главного героя, его рассуждения и, следовательно, преступление, которое он совершил. Далее следует наказание Раскольникова и саморазоблачение, и оставшиеся 5 частей произведения посвящены этому.
Особенностью романа является определенная нестыковка в хронологии действий Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерю. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные и серые улицы Петербурга, описание которых Достоевский дал много места для работы.
В заключительной части романа — эпилоге — писатель подчеркнул возможное выздоровление Раскольникова благодаря искреннему покаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, своих поступков, своих ценностей.
Достоевский уделял большое внимание не только бедному ученику, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих персонажей прекрасно дополняет общую картину, представленную автором. Несмотря на сложность сюжетов, все они так или иначе связаны с Раскольниковым. Интересно, что многих из описанных героев ждет трагическая судьба и к концу романа выживут лишь единицы.
Тип
Преступление и наказание — это психологический и философский роман. Сам Федор Михайлович назвал свою идею «психологической версией преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором мудро переплетаются следственный, криминальный, социальный, психологический, философский и любовный компоненты.
Гармонично сочетает в себе устрашающую реальность будней и фантазию, представленную сновидениями Раскольникова.
Если говорить о литературной направленности романа, то она полностью соответствует «реализму».
Сам Достоевский определил свое творчество как «психологический рассказ о преступлении». Здесь цельное сочетание устрашающей реальности повседневной жизни и фантастических снов Раскольникова.
О чем роман Достоевского – сюжет
Бывший студент Родион Раскольников живет в крайней бедности. Это единственная надежда для матери и сестры, но она не оправдывает их ожиданий. Чтобы помочь Родиону встать на ноги, его сестра готова выйти замуж за богатого, но невысокого мужчину.
В голове Раскольникова вызревает план, как решить все финансовые проблемы, которые навалились на его семью. Он идет к старому ломбарду Алене Ивановне, у которой часто занимает деньги. Родион убивает женщину топором, а затем избавляется от своей сестры Лизаветы, которая стала невольным свидетелем преступления.
Раскольников считает совершенное им убийство идеологическим и не подлежит осуждению. Он делит всех людей на две категории: «твари трепещущие» и «титулованные», которым разрешено абсолютно все. Считается второсортным. Однако даже мировоззрение не спасает его от угрызений совести и он тяжело заболевает.
Родион узнает от своего друга Разумихина, что следователь подозревает его в убийстве старухи. Судьба сближает героя с бедной девушкой Соней Мармеладовой. Он рассказывает ей о преступлении, и Соня советует ей обратиться в полицию, чтобы покаяться.
Раскольникова отправили в Сибирь на принудительные работы, за ним последовала Соня. Его любовь смягчает нелегкую жизнь героя, и в результате в его душе царит покой и надежда на счастье.
Смысл названия
Ф. М. Достоевский долго выбирал название романа. Название «Преступление и наказание» имеет глубокий смысл. Преступник — это тот, кто преступил человеческий и божественный закон, поставил себя выше всех, как это сделал Раскольников в своей теории. Поэтому слово «преступление» здесь нужно понимать не только в юридическом смысле, но и в экзистенциальном: отступничество, нарушение основных законов жизни.
Наказание для Раскольникова было не столько связью с каторжными работами, сколько душевными муками после убийства и угрызений совести. Конечно, совесть наказывала его строже, чем уголовный закон. В названии книги заключена одна из важнейших его идей: любое преступление всегда влечет за собой наказание, от совести невозможно уйти.
интересно, что немецкий перевод книги вышел под названием «Schuld und Sühne» — «Вина и возмездие». Первоначальная версия «Verbrechen und Strafe» была отклонена, потому что она отражала только юридическое значение слов.
Сочинения по произведению Преступление и наказание
Роман Достоевского поднимает много вопросов о морали, любви, преступлении и его последствиях для человеческой души. Эссе на тему «Преступление и наказание» могут охватывать самые разные темы. Прекрасный текст великого классика помогает разобраться не только в проблемах прошлого.
Достоевского «Преступление и наказание» — роман о судьбе человека, решившегося на убийство. Эссе можно написать с учетом образа персонажа, его характера. В такой теме невозможно обойти вниманием биографию героя, его семью.
Будет интересно изучить душу студента, погрязшего в жалком существовании. Придется описать «шкаф» бедной молодежи. Квартира героя потребует сравнения с районом Санкт-Петербурга и всей столицей. Жизнь среди трактиров в районе Сенной площади могла только повлиять на характер молодого человека.
Город противоречий кажется удушающим и мрачным. Он доводит образованных людей до крайностей. Есть много теорий и тенденций, которые должны изменить страну. Один из них был разработан Раскольниковым. Он не подпадает под известные токи.
Женские образы
В романе, как и в жизни, рядом с мужчиной всегда есть женщины: сестры, матери и близкие. Через женщин автор показывает судьбу российского устройства общества. Красивые девушки встают на путь проституции. Их легче осудить. Автор намерен пойти дальше. Не все идут на грязную работу ради денег и удовольствия.
Многих туда ведет та же бедность. Этот аргумент можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине она намного правдивее и выше. Внешний вид, одежда, комната, семья — станут частями сочинения о девушке.
Любовь в сюжете
В произведении показана не только любовь главных героев — Родиона и Сони. Это чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читателя удивят открытия, сделанные классиком. Чувство уникально для каждого человека. Каждый любит по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если учесть чувства между людьми.
Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, что любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи вместо любви пытаются показать гнев, ревность и месть.
Некоторые герои готовы пожертвовать собой и отказаться от любви в своей жизни: Дуня Раскольникова и Семен Мармеладов.
Материнская любовь занимает особое место. Он также неоднороден. Катерина Ивановна подталкивает Соню продавать себя ради детей. Авдотья Романовна после преступления сына заболевает и умирает. Он не может представить своего сына убийцей.
Роман Достоевского — благодатная почва для построения собственных рассуждений. Композиции по мотивам романа «Преступление и наказание» дадут возможность проявить творческие способности, продемонстрировать умение убеждать и продемонстрировать индивидуальную позицию.
Экранизации
«Преступление и наказание» (Россия, 1913 г.); «Преступление и наказание» (США, 1935 г.); «Преступление и наказание» (Франция, 1956 г., с Робером Оссеном, Мариной Влади, Жаном Габеном); «Преступление и наказание» (СССР, 1969, с Георгием Тараторкиным, Иннокентием Смоктуновским); Преступление и наказание (Великобритания, 1979, короткометражный фильм); Шок (США, 1988); «Преступление и наказание» Достоевского (США, 1998 г., телефильм); Преступление и наказание (Великобритания, 2002, адаптация BBC из двух частей); «Преступление и наказание» (США, Россия, Польша, 2002 г.); «Преступление и наказание» (Россия, 2007, с Владимиром Кошевым, Андреем Паниным, Александром Балуевым, Еленой Яковлевой).
4. Тайна канавы
Канал Грибоедова. 1969 © РИА Новости
После убийства старого ломбарда Раскольников размышляет, как избавиться от украденных вещей:
«Куда ехать? Некоторое время назад уже было решено:« Кидай все в канаву, а в воде — и все“».
Этот же ров встречает Раскольникова по дороге к дому Алены Ивановны, а затем по дороге в ОВД, куда он идет, чтобы признаться в преступлении. Оказывается, ров — одно из главных мест в романе, наряду с улицами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важном контексте. На канаву выходит дом ломбарда, он тоже виден из дома Сони Мармеладовой. Безумная Катерина Ивановна бежит по набережной рва, в ней на глазах Раскольникова тонет мещанин Афросинюшка.
Что это за ров? Каждый, кто хоть раз был на обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, знает, что в городе есть несколько небольших каналов, называемых канавками, но ров в городе был всего один. Так петербуржцы называли Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). В первые десятилетия XVIII века на ее месте протекала река Кривуша, или Глухая. Было решено его доработать и вставить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после работ по благоустройству канал некоторое время продолжал использоваться для отвода сточных вод, фактически выполняя функцию рва. С одной стороны, используя в большинстве случаев это же название Екатерининского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой стороны, слово «ров» как нельзя лучше описывает особую атмосферу петербургских трущоб.
Композиция
Чтобы облегчить усвоение всех сюжетов, Достоевский разделил свой роман на части, в итоге их было 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей разбита на главы, их около 6 в каждой части.
символично, что по смысловой нагрузке роман можно разделить только на 3 части: само преступление, наказание и эпилог.
- Первая часть включает в себя все размышления Раскольникова, поиск самого себя и, в конце концов, идеальное убийство, точнее два.
- Вторая часть пронизана самоистязанием героя, его моральным наказанием как с его стороны, так и со стороны общества.
- Заключительная часть романа дает героям веру в искупление героя через его покаяние перед Богом, Раскольникову пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь, поменять приоритеты и найти новые ценности.
Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
Герой долго колеблется, но все же подтверждает свое решение после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет черное, доводя до нищеты себя, свою жену Катерину Ивановну, сыновей и дочь Соню (ее обычно заставляют работать проституткой, чтобы помогите семье)… Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его напила лошадь, положение семьи было еще более ужасным. Он решил помочь этим разоренным бедностью людям. Сравнив их положение с несправедливым довольством Алены Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решив и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не убивал старуху… Я убил себя»). Герой не может принять любви матери и сестры Дуни, заботы друга Разумихина.
«Преступление и наказание»: история создания романа
Ф.М. Достоевский не сразу нашел название для своего произведения, у него были версии «На суде», «Рассказ преступника», а известное нам название появилось в конце работы над романом. Смысл заголовка «Преступление и наказание» раскрывается в составе книги. Сначала Раскольников, охваченный разочарованием своей теории, убивает старого ростовщика, нарушая законы морали. Кроме того, автор разоблачает заблуждения героя, страдает сам Родион, затем попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он ставит себя выше всех. Только раскаяние дало ему шанс спасти свою душу. Автор также показывает неотвратимость наказания за любое преступление. И это наказание не только законное, но и моральное.
Помимо вариативности названия, роман изначально имел иную концепцию. На каторге писатель задумал роман как признание Раскольникова, желающего показать духовный опыт героя. К тому же масштаб произведения стал больше, он не мог ограничиться ощущениями героя, поэтому Ф.М. Достоевский сжег почти законченный роман. И это началось снова, как уже известно современному читателю.
Сочинение Двойники Раскольникова
В романе Ф.М. Достоевского много разных персонажей, которые, по-видимому, никак не связаны с центральной фигурой произведения — Родионом Раскольниковым. Но это только на первый взгляд. По сути, каждый введенный автором персонаж в сюжет романа способствует более полному раскрытию образа главного героя, поэтому тема двойственности имеет большое значение для понимания сути этого произведения.
Недаром Достоевский дал своему герою столь значительную фамилию. Личность Раскольникова противоречива и, как разобранная мозаика, состоит из разрозненных частей, разнесенных друг на друга. У каждого из них есть свое отражение, заключенное в образ отдельного персонажа.
Дмитрий Разумихин
Единственный друг Родиона Раскольникова — один из его двойников. С одной стороны, студент — противоположность главного героя. В отличие от него Разумихин энергичен, общителен и весел. С другой стороны, их объединяет молодость, ум, порядочность и благородство.
В своих мечтах о светлом будущем они тоже очень похожи. Только теперь они выбирают разные пути достижения своей цели: Разумихин постоянно работает, чтобы выбраться из нищеты, а Раскольников не может ждать, поэтому идет на преступление.
Петр Петрович Лужин
Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и страшным лицемерием: под видом благородства он всячески пытается скрыть свой коварный и трусливый характер. В чем двойственность Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели: «Все средства хороши». И он, и другой по своей сути эгоистичны.
Свидригайлов
Этот персонаж — образ порочного, аморального и аморального человека. С первых же строк он вызывает у читателя особую антипатию к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы — ягодное поле», что свидетельствует о прямом сходстве этих персонажей.
Как и Свидригайлов, главный герой совершает зверство и не испытывает угрызений совести. Как и Раскольникову, Свидригайлову свойственен противоречивый характер. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не исчезает, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы морали и нравственности.
Лебезятников
Андрей Семенович — образец энтузиазма, представленный автором в гротескной форме. Это пародия на одержимого своей идеей Раскольникова. Лебезиатников — безобидный, добрый и глупый человек. Он, как и Раскольников, осуждает лицемерие и подлость Лужина.
Следователь
Мудрый и талантливый следователь Порфирий Петрович искренне сочувствует главному герою. Он понимает Раскольникова, потому что сам когда-то чуть не поддался тенденции современных теорий, но со временем сумел передумать. Теперь он предлагает Раскольникову отказаться от своих идей, убеждает его в бесполезности и пагубности мыслей, которые его одолевают.
Авдотья Романовна Раскольникова
Автор указывает на внешнее сходство с братом, а также говорит о духовном родстве. Гордость, ум и независимость объединяют этих двух людей. Однако в отличие от брата Авдотя благодаря этим качествам выбирает правильный жизненный путь, умеет понимать людей и не допускает серьезных ошибок в жизни.
Софья Семеновна Мармеладова
Сонечка Мармеладова — самая важная личность в жизни Раскольникова. Верит в Бога, отличается благородством и добротой. Ее тянет к Раскольникову совершением преступления, в результате чего они оба становятся маргинальными для общества. Соня стремится к покаянию и искуплению, а Раскольников убежден в своей правоте. Это то, что их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.
Эпилог в романе Преступление и наказание
В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» в эпилоге заключен очень большой смысл, потому что именно в нем раскрывается дальнейшая судьба героев оперы и раскрывается главный герой оперы Родион Романович Раскольников часть его души и его внутреннего мира.
невозможно переоценить значение этой части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж, с одной стороны, совершенно новый и чистый, показывая своим примером, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.
Эпилог «Преступление и наказание» можно разделить на две части — эвентуальную и непосредственно психологическую. В насыщенной событиями части Достоевский рассказывает о том, что произошло в жизни Родиона Раскольникова после того, как он признался в преступлении.
Сосланный после приговора в Сибирь, Раскольников замкнулся в себе, не желает ни с кем общаться, и только присутствие своей возлюбленной, Сонечки Мармеладовой, дает главному герою силы идти дальше. Жизнь остальных героев романа протекает размеренно и предсказуемо: Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а престарелая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, не дожидаясь встречи с сыном.
В самой глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно определить как психологическую, Федор Михайлович позволяет читателям проникнуть в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Вы видите, как сильно меняется Родион Романович, отбывая наказание в Сибири.
Главный герой понимает, насколько он счастлив, потому что у него есть любимая девушка, с которой он проживет долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что пройдут долгие-долгие годы, прежде чем он сможет жить так, как ему заблагорассудится. Возникает ощущение, что к Раскольникову, который раньше был слепым, вдруг возвращается зрение — так резко меняется его мировоззрение и отношение к жизни в целом.
Помимо прочего, в жизни Родиона Раскольникова есть место религии — обратившись в христианство, Раскольников понимает, что его душа тоже имеет шанс на спасение, несмотря на преступление, которое он совершил в момент душевного замешательства.
его привлекает идея жить в гармонии с собой, окружающим миром и Богом, и именно это помогает главному герою романа окончательно привести свою душу в порядок, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником. Родион Романович на его дальнейшем жизненном пути.
Считаю, что произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть возможность измениться к лучшему и что допущенные ошибки, даже самые серьезные, не ставят точку в судьбе человека, делают не приговаривать его к пожизненному заключению.
Всегда есть шанс на очищение, просто нужно осознать свою готовность к этому, покаяться, вынести наказание и затем, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь прожить ее в гармонии и равновесии.
Роль эпилога в романе Достоевского сочинение
Как и положено в эпилоге, здесь показаны судьбы главных героев романа. Сделаны также некоторые выводы. Но нельзя сказать, что роман заканчивается.
Вкратце расскажите, как разворачивался весь процесс: Родионский процесс. С одной стороны, они были готовы признать его практически больным. То есть все указывало на то, что преступление он совершал в лихорадке. Он многого не помнил, например, даже не заглядывал в бумажник, который спрятал под камнем во дворе.
Кстати, бумажные деньги от дождей намокли — испортились. То есть воровство не было его целью. Все свидетельствовали, что все-таки Родион был болен. Кроме того, мы узнали, что он совершил много добрых дел. Например, он помог больному студенту, а после его смерти — больному отцу этого студента.
И однажды он вытащил детей из огня, при этом сам был ранен. Говорят, что тогда в моду вошла только теория «временного безумия». И Родион, который сам признался в своем преступлении, когда расследование почти зашло в тупик, в общем, легко мог сойти с рук.
Но сам он утверждал, что совершил преступление умышленно. Он все спланировал — с холодным умом. Такие признания его не устраивали. В результате Родион был приговорен, но не столь сурово.
Думаю, было и то, и другое. Родион задумал преступление, но совершил его в лихорадке. А потом — угрызения совести…
Из эпилога узнаем, что Дуня вышла замуж. Во время ареста Соня осталась в Сибири.
В эпилоге также говорится, что ее мать очень страдала, чуть не сошла с ума. Она стала подходить к незнакомцам и говорить им, что ее сын хороший, что он спас детей… Родион беспокоился за нее, — спросил он. Но сам он впал в некую депрессию.
Когда ему (не сразу) сообщили о ее смерти, он почти не отреагировал. Но через некоторое время он сам оказался в больнице (с заключенными). На этом заканчивается эпилог и само произведение.
Родион Раскольников, видимо, не особо думал о своей матери, когда шел на «дело». Но самым главным в его жизни был сын. Разве он не понимал, как он будет страдать? А его мозг был занят только философскими вопросами… А потом уже было поздно что-то менять, исправлять.
Эпилог – анализ эпизода романа
Самый мощный эпизод «Преступления и наказания» — это эпилог. Несмотря на то, что кульминация прошла и произошли события «физического» уровня (убийство, привидение, наказание), но в эпилоге есть настоящий духовный пик.
Эпилог разделен на две части. В первом сценарист рассказывает главному герою о процессе. А также о судьбе самых близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметить, что в этой части романа очень важен пейзаж.
Сделав признание, Родион не пожалел. В тюрьме он сожалеет о признании. Чувство его праведности не исчезло, он только начал ненавидеть свою слабость. Но и здесь происходят темные вещи: другие осужденные почему-то испытывают к нему необоснованную неприязнь. Для него это странно. В конце концов, их зверства бывают еще хуже.
Они его тоже не знают! При этом они с уважением смотрят на Соню в гостях у Родиона, хоть и не знают ее полностью! Однажды эти люди кричали «Атеист!» они бросаются на него, бьют его, и только охранник мешает им добить его…
Вы не понимаете, почему это происходит? Он получает ответ во сне. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто появилась микроскопическая трихина. Их действие необычно. Те, кому они надоели, становятся одержимыми, но они верят, что они праведны и совершенны.
Проснувшись, главный герой не понимает, но чувствует в душе то, что осужденный бессознательно ненавидел в нем: его поражает эта зараза! Это неверие, гордость, презрение к другим! И когда Родион видит свою возлюбленную, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не безнадежная, но светящаяся, заставляет его в рыданиях кланяться своим ногам. Слезы очищают беспокойное сердце!
Это настоящий апогей произведения! Это победа любви и веры! Это истинное покаяние, позволяющее спастись каждому грешнику! Именно в этой части работы чувствуется что-то легкое и жизнеутверждающее.
Они возвещают духовное возрождение Родиона. Здесь чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце есть искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге снова цитируется Евангелие и воскресение Лазаря.
Очевидно, эпилог — это своего рода краткое содержание романа. Автор создал его, чтобы показать нам, как вырос главный герой, как он изменился. Интересно, что даже в тот момент, когда герой совершает убийство, мы не испытываем к нему отвращения.
Для нас он человек с заблудшей душой, нам его жаль, мы можем ему посочувствовать. Именно в конце работы мы видим, что герой нашел свой истинный путь, осознал свои ошибки и готов идти дальше.
Тема
Основная тема произведения — угнетение и ужасающая нищета большинства общества, печальная ситуация, которая мало кого волнует. Кроме того, красная линия — это тема личных разочарований и вынужденного восстания из-за удушающей бедности, социального неравенства и отчаяния.
Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, всегда актуальна. Теория Раскольникова о вседозволенности и возможности совершения преступления с благими целями деструктивна. Она причина произвола, насилия и террора.
В своем романе Достоевский хотел передать свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, а не поддаваться гордыне, похоти и эгоизму. Жить для блага других, творить добро, жертвовать своими интересами ради блага общества — вот чему учит писатель. Именно поэтому в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Действующие лица
Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.
Алена Ивановна — некрасивый пожилой ростовщик, убитый Родионом Раскольниковым.
Лизавета Ивановна — сестра Алены Ивановны, добрая и простая женщина. Раскольников тоже ее убивает.
Порфирий Петрович — следователь; проницательный и интеллигентный мужчина.
Семен Захарович Мармеладов — деградировавший человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.
Катерина Ивановна Мармеладова — тяжелобольная женщина, жена Семена Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Он любит вспоминать свое благородное прошлое.
Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — дочь Семена Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Он продает свое тело, чтобы накормить детей Катерины Ивановны. Он во всем жертвует собой.
Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Чертовски сильный и умный человек. Развратный ублюдок. Сняла Дуня Раскольникова.
Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.
Петр Петрович Лужин — наемник и мелкий расчетливый тип, «богатая супруга» Авдотьи Романовны.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин — друг Раскольникова. Активный молодой человек, много работает и не унывает.
Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, добрая и скромная женщина.
Андрей Семенович Лебезятников — нерешительный молодой человек, знакомый Петра Лужина.
Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехсель — немка, помещица. Семья Мармеладовых снимает у нее дом.
Зосимов — друг Дмитрия Разумихина, врача.
В милиции служит Александр Григорьевич Заметов, знакомый Дмитрия Разумихина.
Настасья — повар в доме, где Раскольников снимает комнату. Микола — рабочий, признавшийся в убийстве Алены Ивановны.
Основанная идея произведения
Идея романа ясна из названия. Ф.М. Достоевский хочет сказать читателю, что каждое преступление находит свое наказание. Автор подробно описывает те эмоциональные переживания, которые сопровождают Раскольникова до и после убийства.
Он демонстрирует, как идея убийства проявляется в мыслях главного героя, какие силы контролируют его разум, как он пытается объяснить свое желание совершить преступление.
Затем автор показывает читателю, что происходит с личностью героя после совершения преступления. Раскольников в ужасе от своего поступка, он больше не может жить с такой ношей на сердце.
В романе показано столкновение двух нравственных идеологий. Достоевский показывает нам, что человеческая душа по-прежнему имеет право на спасение, и, в конце концов, мы видим, что боль и гнев имеют надежду превратиться в любовь и добродетель (в произведении этот образ несет соня Мармеладова).
Эссе о романе Достоевского
Произведение, которое является одним из самых значительных произведений писателя, по своей жанровой направленности относится к стилю реалистического романа, содержащего элементы психологической философии.
В качестве основной темы он рассматривает проблемы существования человека в невероятных условиях жизни, приводящие его к чувству ничтожности жизни и гнева ко всему человечеству.
Композиционная структура романа состоит из шести частей и заключительного эпилога, при этом каждая часть разделена на главы от шести до семи.
В первой части романа писатель характеризует главного героя произведения Родиона Раскольникова, описывая его образ жизни, подготовку и совершение преступного деяния.
Следующее содержание романа содержит описание неотвратимого наказания Раскольникова за преступление, а также его раскаяние, описанное в эпилогической части произведения.
Отличительной чертой романа «Преступление и наказание» является использование писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности в изображении действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности настроения Раскольникова, выражающейся в ощущении полной утраты чувства собственного достоинства. Смысл жизни.
Раскольников представлен в романе как гордый, чуткий и умный ученик, живущий в атмосфере несправедливой бедности, способствующий развитию собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории.
Первая категория, с точки зрения героя, направлена на поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, принадлежащие ко второй категории, рождены для развития человеческой цивилизации, поэтому имеют право использовать любые средства продвижение новых идей, чем занимается Раскольников, принимая решение об убийстве старого ростовщика.
Роман включает в себя несколько сюжетов, в которых Раскольников в том или ином смысле принимает участие.
Кроме того, помимо главного героя произведения, писатель вводит других центральных персонажей в образы Разумихина, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, сестры Родиона Дуни, изображенных с яркими и красочными чертами и усиливающих раскрытие ключевых проблем творчества. Роман.
Произведение уникально, так как повествовательное содержание содержит детективные, социальные, криминальные, философские, психологические и любовные мотивы, а также гармонично переплетенные образы реальности и реальной фантазии, выраженные в снах главного героя.