- Краткий анализ
- Жанр
- Жанр, размер, направление
- История создания
- Композиция и конфликт
- «Посвящение» и «Вступление»
- Суть: о чем произведение?
- Основная идея
- Проблемы
- Смысл названия
- Жанр, художественные приемы, направление
- Главные герои и их характеристика
- Тема
- Тест для закрепления материала
- Заключительная часть
- Композиция
- Темы поэмы «Реквием»
Краткий анализ
Год написания 1938-1940.
История создания — История написания стихотворения тесно связана с личной трагедией поэтессы, муж которой был застрелен в реакционный период, а ее сын арестован. Работа посвящена всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что они осмелились думать иначе, чем просила нынешняя власть.
Тема — В своем творчестве поэт раскрыла множество тем, и все они совпадают. Это тема памяти людей, боли, материнских страданий, любви и Родины.
Композиция — первые две главы стихотворения образуют пролог, а последние две — эпилог. Четыре стиха, следующие за прологом, представляют собой обобщение материнской боли, 5 и 6 главы — кульминация стихотворения, высшая точка страданий героини. Следующие главы посвящены теме памяти.
Жанр — Поэзия.
Направление — Acmeismo.
Жанр
Литературный жанр произведения — стихотворение. Однако «Реквием» имеет и характерные черты эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описания разных исторических периодов и проведения параллелей между ними.
Направление, которому принадлежит стихотворение, называется акмеизмом. Это одно из модернистских литературных направлений, которому свойственны ясность слога, образа, прямолинейность и классическая строгость стиля.
Жанр, размер, направление
В начале 20 века мир был захвачен новым культурным феноменом: модернизмом, более масштабным и амбициозным, чем любое литературное движение, раздробленным на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, тенденции, основанной на ясности слога и объективности образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию повседневных и даже неприятных явлений, преследовали цель через искусство облагородить человеческую природу. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом нового направления, поскольку полностью соответствовала его эстетическим и нравственным принципам: содержательные и ясные образы, классическая строгость и простота стиля, стремление автора передать зверства языком поэзии для предупреждать потомков об ошибках предков.
Не менее интересен жанр оперы «Реквием» — стихотворение. По некоторым композиционным характеристикам оно классифицируется как эпический жанр, поскольку произведение состоит из пролога, основной части и эпилога, охватывает более чем одну историческую эпоху и раскрывает взаимосвязь между ними. Ахматова выявляет определенную тенденциозность материнской боли в истории России и предлагает будущим поколениям не забывать ее, чтобы трагедия не повторилась.
Поэтический метр в поэзии динамичен, один ритм перетекает в другой, и количество футов в строках тоже разное. Это связано с тем, что работа создавалась по частям со временем, и стиль поэта изменился, как и его восприятие происходящего.
История создания
Первые наброски Реквиема датируются 1934 годом. Изначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные поэтессы люди: ее муж Николай Гумилев и их общий сын Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сына арестовали только потому, что он носил «позорную» фамилию своего отца.
Осознав беспощадность правящего режима в своей кровожадности, Ахматова через некоторое время изменила первоначальный план и начала писать полноценное стихотворение. Наиболее плодотворным периодом работы стал 1938-1940 гг. Поэма закончена, но, по понятным причинам, не отредактирована. Кроме того, Ахматова сразу же сожгла рукописи Реквиема, прочитав их самым близким людям, которым безмерно доверяла.
В 1960-е годы, в период оттепели, Реквием стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров стихотворения отправился за границу, где впервые был издан в Мюнхене.
Полная версия Реквиема была официально выпущена для публикации только в 1987 году, с началом перестройки в стране. Впоследствии творчество Ахматовой было включено в обязательную школьную программу.
Значение названия стихотворения довольно глубокое: реквием — религиозный термин, обозначающий церковную отпевание умершего человека. Ахматова посвятила свой труд всем заключенным — жертвам режима, которых власть уготовила к смерти. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, приветствующих своих близких на пне.
Композиция и конфликт
Особенности композиции Реквиема Ахматовой определяются историей создания произведения: оно было сварено из нескольких оригинальных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент — это отдельная опера со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свое поэтическое измерение.
- Прологом стихотворения можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Введение», в которых читателю представлен образ времени, его настроение и атмосфера, царящая в Советской России.
- Главы с первой по шестую повествуют о личной трагедии лирической героини: страданиях матери, чей сын арестован. В пятой и шестой главах героиня, терзаемая горем, предсказывает смерть сына.
- Далее следует «Вердикт», в котором мать узнает о приговоре своего сына (ссылка) и пытается принять известие, что становится приговором и для нее.
- Глава «Навстречу смерти» — это призыв к смерти несчастной матери, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
- В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини с сыном. Он отказывается от отчаянной борьбы и сдается безумию горькой потери.
- Распятие вводит в повествование параллель между потерей лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей сына Иисуса Христа.
- В эпилоге лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих и что каждая жертва целого «ста миллионов человек» достойна национальной памяти».
Главный конфликт произведения «Реквием» — человек и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой по сравнению с государственной машиной и не может защитить себя и своего ребенка.
«Посвящение» и «Вступление»
Начало стихотворения переносит читателя в то время, когда большая гора, перед которой «горы наклоняются, великая река не течет» (гиперболы подчеркивают ее масштаб), проникала почти в каждый дом. Местоимение «мы» — «невольные друзья», которое было у «Крестов» в ожидании приговора, похоже, акцентирует внимание на всеобщей боли.
Анализ стихотворения Реквиема Ахматовой обращает внимание на необычный подход к изображению любимого города. В «Въезде» кровожадный и черный Петербург преподносится измученной женщине лишь как «бесполезный придаток» тюрем по всей стране. Как это ни устрашающе, «звезды смерти» и предшественники бед «черных маруси», разъезжающие по улицам, стали обычным делом.
Суть: о чем произведение?
Хотя произведение автобиографично, личную драму Анны Ахматовой невозможно отделить от несчастных судеб многих других людей. Поэма «Реквием» — это полифоническое признание миллионов людей, вложенное в уста несчастной матери осужденного сына.
Основные события поэмы «Реквием» вращаются вокруг тюремных стен. В стихотворении мы узнаем, как арестовывают сына, как его мать стучит в дверь, опасаясь смерти сына, как мучительно тянутся дни его семнадцати месяцев пыток. Она вспоминает свою беззаботную молодость как «веселую грешницу в Царском Селе», которая еще не подозревала, что ей предстояло защищать длинные тюремные очереди.
Отчаявшаяся мать предсказывает смерть сына, но «светлый день» приносит известие об изгнании. И хотя неотвратимость приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.
Героиня просит смерть: «Ты все равно придешь — почему не сейчас?» В последний раз он видит «страшные глаза своего сына», позволяя ему уйти в неизвестность.
Через боль потери собственного ребенка в стихотворении рождается образ скорбящей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Его священный образ — образ времени.
Лирическая героиня связывает свою судьбу с судьбами миллионов людей, прося поставить ей памятник на том месте, где героиня и тысячи ей подобных пробыли «триста часов.
Основная идея
Реквием стал настоящим памятником, о котором Анна Ахматова написала в своем стихотворении. Поэт напомнил людям страшные годы репрессий, чтобы никогда не повторились дни «смертной тоски». Писательница, открывая читателям свою страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не будет забыта. В этом смысл «Реквиема»: оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предать его забвению. Для тебя и меня.
Основная идея поэмы «Реквием» — потребность в сочувствии и сострадании ко всем людям, независимо от их сословной принадлежности. Равноправие и братство СССР превратилось в невиданную неприязнь людей друг к другу. Этого нельзя допустить снова. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Я закон жизни.
Проблемы
Проблематика поэмы «Реквием» многогранна и актуальна, потому что и сейчас невинные люди становятся жертвами политических репрессий, а их родственники не могут ничего изменить.
- Несправедливость. Дети, мужья и отцы женщин в очереди пострадали невинно, их судьба определяется малейшей принадлежностью к явлениям, не имеющим отношения к новому правительству. Например, сын Ахматовой, прототип героя Реквиема, был осужден за ношение имени своего отца, осужден за контрреволюционную деятельность. Символ демонической силы диктатуры — кроваво-красная звезда, которая повсюду преследует героин. Это символ новой силы, которая по своему смыслу в стихотворении дублируется звездой смерти, атрибутом антихриста.
- Проблема исторической памяти. Ахматова боится, что боль этих людей будет забыта новыми поколениями, потому что власть пролетариата безжалостно уничтожает все ростки инакомыслия и переписывает историю под себя. Поэт блестяще предвидел, что ее «измученный рот» на долгие годы будет заткнут рот, из-за чего издательства не смогут печатать ее произведения. Даже когда запрет был снят, он подвергся безжалостной критике и заставил замолчать на партийных съездах. Широко известен доклад чиновника Жданова, обвинившего Анну в том, что она является представителем «реакционного и ренегатского мракобесия в политике и искусстве». «Диапазон его стихов ограничен бедностью — это стихотворение разъяренной дамы, бегущей между будуаром и молитвенным залом», — сказал Жданов. Он этого боялся: под эгидой борьбы за интересы народа его безжалостно ограбили, лишив его огромных богатств национальной литературы и истории.
- Бессилие и беспомощность. Героиня при всей своей любви бессильна изменить положение сына, как и все ее друзья по несчастью. Они могут только ждать новостей, но никто не ждет помощи. Нет справедливости, кроме гуманизма, сочувствия и жалости, всех охватывает волна удушающего страха и они говорят тихим голосом, чтобы не пугать свою жизнь, которую можно отнять в любой момент.
Смысл названия
Реквием — это религиозный термин, обозначающий религиозную службу в трауре по умершему человеку. Это название использовалось известными композиторами для обозначения жанра музыкальных произведений, которые служили аккомпанементом католической заупокойной мессе. Широко известен, например, Реквием Моцарта. В самом широком смысле слова означает некий ритуал, сопровождающий уход человека в иной мир.
Анна Ахматова использовала прямое значение названия «Реквием», посвятив стихотворение заключенным, приговоренным к смертной казни. Работа, казалось, звучала из уст всех матерей, жен, дочерей, которые видели, как умирают их близкие, подряд неспособные ничего изменить. В советской действительности единственным похоронным ритуалом, разрешенным для заключенных, была нескончаемая осада тюрьмы, в которой женщины молча стояли, надеясь хотя бы поприветствовать своих близких, но осуждая членов семьи. Их мужья, отцы, братья и дети, казалось, были поражены смертельной болезнью и ждали эпилога, но на самом деле это расстройство оказалось инакомыслием, которое власти пытались искоренить. Но он только искоренил цвет нации, без чего развитие общества шло с трудом.
Жанр, художественные приемы, направление
«Реквием», безусловно, относится к литературному жанру «поэзия», но в нем есть и некоторые особенности эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении, называемом акмеизмом. Это одно из ответвлений модернизма. Для него характерны такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямое изложение, которые мы видим в стихах стихотворения.
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 г. Ахматова использует практически все размеры, меняет темп, количество ног. Эти приемы позволяют придать эффектности и разнообразить изложение, четко подчеркнув значение слов. Ахматова использует всевозможные пути:
- эпитеты (тоска смерти, смертельный пот);
- метафоры (лица падают);
- антитезис (на мою еще живую грудь упало каменное сердце);
- сравнения (старуха выла, как раненое животное).
Здесь также используется символика: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.
Главные герои и их характеристика
Система образов в стихотворении «Реквием» четко обозначает главный конфликт: перед нами только жертвы силы, против которой направлен материнский упрек.
изображение | характерная черта |
лирическая героиня | мать, чей сын был приговорен к ссылке, живя своей болью в полном одиночестве, остается сильной и самоотверженной ради сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, семьи которых, конечно, пострадали в годы репрессий, прототипом стала та же Анна Ахматова. Однако лирическая героиня в трауре настолько далека от себя, что невозможно представить себе «реквием» как монофонию. |
сын | образ сына указан лишь вскользь, однако в нескольких предложениях эти редкие линии рисуют образ, поражающий сердце. «Страшные глаза» на встречу с матерью и образ другого сына, предназначенного для мучений: Христос, его сын, говорит сыну героини: «Ой, не плачь на меня…». |
люди | невозможно исключить из персонажей стихотворения и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и сосланных сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов, боль матери — самое сильное выражение о той «смертельной тоске», которой жила вся «невинная Россия». |
«Невинная Россия» | сама Россия становится героиней эпоса страданий, «невинная» Россия с ее бесконечными тюремными замками и «тюремными ямами», с «дикой» и туманно-снежной столицей и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделившей свою страшную судьбу, но образ России раскрывается и в исторической памяти, которую лирическая героиня просит сохранить в «эпилоге» без этого будущего, лучшую Россию, без надежды на лучшее будущее, «Реквием» из исповеди превратится в приговор. |
Тема
Тема страданий людей раскрывается поэтессой через призму своей личной трагедии. В то же время он проводит параллели с матерями из разных исторических эпох, которые также отправляли на смерть своих невинных детей. Сотни тысяч женщин буквально потеряли рассудок в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с любимым человеком, и эта боль вневременная.
В стихотворении Ахматова переживает не только личную боль, но и убивает горем из-за своего отчества, вынуждена стать ареной бессмысленно жестоких казней своих детей. Он отождествляет свою родину с женщиной, вынужденной беспомощно наблюдать за мучениями своего сына.
В стихотворении прекрасно раскрывается тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не могут помочь нуждающимся близким, но их любовь и преданность могут согреть их в самые трудные времена в жизни.
Основная идея произведения — память. Автор призывает никогда не забывать человеческую боль и помнить тех невинных людей, которые стали жертвами безжалостной машины власти. Это часть истории, и стереть ее из памяти будущих поколений — преступление. Вспоминать и не допускать повторения страшной трагедии — вот чему учит Ахматова в своем стихотворении.
Тест для закрепления материала
1Когда вышла поэма «Реквием?
- В 1944 г
- В 1950 г
- В 1987 г
2 В каком литературном направлении написано стихотворение?
- Акмеизм
- Символизм
- Имажинизм
3Сколько глав в стихотворении?
- 5
- восемь
- 10
4 Повествование структурировано во времени:
- Линейно
- Отрывки из разных времен
- В обратном порядке
5 Стихотворение описывает события, произошедшие с:
- Муж Ахматовой
- Сын Ахматовой
- Брат Ахматова
Заключительная часть
Если говорить о стихотворении «Реквием» (Ахматова), аннотация его частей будет неполной без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом, состоящим из двух частей. Первый описывает потерю жизненного счастья и радости. Эти строки посвящены всем, кто был с поэтом.
Во второй части эпилога сообщаются воспоминания тех, кто стоял с ней в очередях в тюрьме. Спустя годы он вспоминает себя и слушает ее. Один из них еле ходит, второй совсем не ходит, а третий приходит сюда каждый день, как дома. Поэт не знает их по имени и не знает. Но именно им он посвящает стихотворение. Вместо завещания он просит поставить памятник возле этой тюрьмы, потому что время, которое он здесь провел, никогда не забудет.
Композиция
Анализируя произведение в стихотворении «Реквием», следует отметить особенность его композиционного построения, которая указывает на изначальный замысел Ахматовой — создать цикл из законченных отдельных стихотворений. Следовательно, складывается впечатление, что стихотворение было написано стихийно, урывками, отдельными частями.
- Первые две главы («Посвящение» и «Введение») являются прологом стихотворения. Благодаря им читатель откроет для себя место и время произведения.
- Следующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой судьбой матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою, не знавшую проблем молодость, арест сына, наступившие дни невыносимого одиночества.
- В главах 5 и 6 мать преследует предчувствие смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз героиновых страданий.
- 7 глава — страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
- стих 8 — мать в приступе отчаяния кричит до смерти, она хочет принести себя в жертву, но защитить своего ребенка от злой судьбы.
- глава 9 — встреча в тюрьме, навсегда запечатленная в памяти несчастной женщины.
- глава 10 — В нескольких строках поэт проводит глубокую параллель между страданиями ее сына и муками невинного распятого Христа и сравнивает боль ее матери с муками Богородицы.
- В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать о страданиях людей в те страшные годы репрессий.
Темы поэмы «Реквием»
Центральная тема произведения — тема памяти, возврата к воспоминаниям прошлого, сохранения пережитого, услышанного и увиденного. И это не только память человека, но и национальная память людей, объединенных общей болью:
Плач матерей о своих детях в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная с Введения. Тогда возникает причина смерти, порожденная ожиданием казни, неизбежностью неизбежного конца. Читателю представлен образ матери, которую олицетворяет Богородица, пережившая страшную смерть сына.
Тема страдающей Родины, неразрывно связанной с судьбами ее народа, раскрыта Ахматовой в Реквиеме»:
Ведь Родина — та же мать, переживающая за своих детей, несправедливо обвиняемых и жертв жестоких репрессий.
И сквозь все боли сияет тема любви, преодоления зла и жизненных трудностей. Самоотверженная любовь женщин способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.
Темы, затронутые в стихотворении «Реквием»:
- объем памяти,
- матери
- Страна,
- страдания людей,
- погода,
- любовь.