Анализ поэмы «Реквием» Анны Ахматовой: краткое содержание

Краткий анализ

Год написания 1938-1940.
История создания — История написания стихотворения тесно связана с личной трагедией поэтессы, муж которой был застрелен в реакционный период, а ее сын арестован. Работа посвящена всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что они осмелились думать иначе, чем просила нынешняя власть.

Тема — В своем творчестве поэт раскрыла множество тем, и все они совпадают. Это тема памяти людей, боли, материнских страданий, любви и Родины.

Композиция — первые две главы стихотворения образуют пролог, а последние две — эпилог. Четыре стиха, следующие за прологом, представляют собой обобщение материнской боли, 5 и 6 главы — кульминация стихотворения, высшая точка страданий героини. Следующие главы посвящены теме памяти.

Жанр — Поэзия.

Направление — Acmeismo.

содержание реквиема Ахматова


Жанр

Литературный жанр произведения — стихотворение. Однако «Реквием» имеет и характерные черты эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описания разных исторических периодов и проведения параллелей между ними.

Направление, которому принадлежит стихотворение, называется акмеизмом. Это одно из модернистских литературных направлений, которому свойственны ясность слога, образа, прямолинейность и классическая строгость стиля.

Жанр, размер, направление

В начале 20 века мир был захвачен новым культурным феноменом: модернизмом, более масштабным и амбициозным, чем любое литературное движение, раздробленным на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, тенденции, основанной на ясности слога и объективности образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию повседневных и даже неприятных явлений, преследовали цель через искусство облагородить человеческую природу. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом нового направления, поскольку полностью соответствовала его эстетическим и нравственным принципам: содержательные и ясные образы, классическая строгость и простота стиля, стремление автора передать зверства языком поэзии для предупреждать потомков об ошибках предков.

Не менее интересен жанр оперы «Реквием» — стихотворение. По некоторым композиционным характеристикам оно классифицируется как эпический жанр, поскольку произведение состоит из пролога, основной части и эпилога, охватывает более чем одну историческую эпоху и раскрывает взаимосвязь между ними. Ахматова выявляет определенную тенденциозность материнской боли в истории России и предлагает будущим поколениям не забывать ее, чтобы трагедия не повторилась.

Поэтический метр в поэзии динамичен, один ритм перетекает в другой, и количество футов в строках тоже разное. Это связано с тем, что работа создавалась по частям со временем, и стиль поэта изменился, как и его восприятие происходящего.

История создания

Первые наброски Реквиема датируются 1934 годом. Изначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные поэтессы люди: ее муж Николай Гумилев и их общий сын Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сына арестовали только потому, что он носил «позорную» фамилию своего отца.

Осознав беспощадность правящего режима в своей кровожадности, Ахматова через некоторое время изменила первоначальный план и начала писать полноценное стихотворение. Наиболее плодотворным периодом работы стал 1938-1940 гг. Поэма закончена, но, по понятным причинам, не отредактирована. Кроме того, Ахматова сразу же сожгла рукописи Реквиема, прочитав их самым близким людям, которым безмерно доверяла.

В 1960-е годы, в период оттепели, Реквием стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров стихотворения отправился за границу, где впервые был издан в Мюнхене.

Полная версия Реквиема была официально выпущена для публикации только в 1987 году, с началом перестройки в стране. Впоследствии творчество Ахматовой было включено в обязательную школьную программу.

Значение названия стихотворения довольно глубокое: реквием — религиозный термин, обозначающий церковную отпевание умершего человека. Ахматова посвятила свой труд всем заключенным — жертвам режима, которых власть уготовила к смерти. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, приветствующих своих близких на пне.

Композиция и конфликт

Особенности композиции Реквиема Ахматовой определяются историей создания произведения: оно было сварено из нескольких оригинальных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент — это отдельная опера со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свое поэтическое измерение.

  1. Прологом стихотворения можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Введение», в которых читателю представлен образ времени, его настроение и атмосфера, царящая в Советской России.
  2. Главы с первой по шестую повествуют о личной трагедии лирической героини: страданиях матери, чей сын арестован. В пятой и шестой главах героиня, терзаемая горем, предсказывает смерть сына.
  3. Далее следует «Вердикт», в котором мать узнает о приговоре своего сына (ссылка) и пытается принять известие, что становится приговором и для нее.
  4. Глава «Навстречу смерти» — это призыв к смерти несчастной матери, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини с сыном. Он отказывается от отчаянной борьбы и сдается безумию горькой потери.
  6. Распятие вводит в повествование параллель между потерей лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей сына Иисуса Христа.
  7. В эпилоге лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих и что каждая жертва целого «ста миллионов человек» достойна национальной памяти».

Главный конфликт произведения «Реквием» — человек и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой по сравнению с государственной машиной и не может защитить себя и своего ребенка.

«Посвящение» и «Вступление»

Начало стихотворения переносит читателя в то время, когда большая гора, перед которой «горы наклоняются, великая река не течет» (гиперболы подчеркивают ее масштаб), проникала почти в каждый дом. Местоимение «мы» — «невольные друзья», которое было у «Крестов» в ожидании приговора, похоже, акцентирует внимание на всеобщей боли.

Анализ стихотворения Реквиема Ахматовой обращает внимание на необычный подход к изображению любимого города. В «Въезде» кровожадный и черный Петербург преподносится измученной женщине лишь как «бесполезный придаток» тюрем по всей стране. Как это ни устрашающе, «звезды смерти» и предшественники бед «черных маруси», разъезжающие по улицам, стали обычным делом.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение автобиографично, личную драму Анны Ахматовой невозможно отделить от несчастных судеб многих других людей. Поэма «Реквием» — это полифоническое признание миллионов людей, вложенное в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события поэмы «Реквием» вращаются вокруг тюремных стен. В стихотворении мы узнаем, как арестовывают сына, как его мать стучит в дверь, опасаясь смерти сына, как мучительно тянутся дни его семнадцати месяцев пыток. Она вспоминает свою беззаботную молодость как «веселую грешницу в Царском Селе», которая еще не подозревала, что ей предстояло защищать длинные тюремные очереди.

Отчаявшаяся мать предсказывает смерть сына, но «светлый день» приносит известие об изгнании. И хотя неотвратимость приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня просит смерть: «Ты все равно придешь — почему не сейчас?» В последний раз он видит «страшные глаза своего сына», позволяя ему уйти в неизвестность.

Через боль потери собственного ребенка в стихотворении рождается образ скорбящей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Его священный образ — образ времени.

Лирическая героиня связывает свою судьбу с судьбами миллионов людей, прося поставить ей памятник на том месте, где героиня и тысячи ей подобных пробыли «триста часов.

Основная идея

Реквием стал настоящим памятником, о котором Анна Ахматова написала в своем стихотворении. Поэт напомнил людям страшные годы репрессий, чтобы никогда не повторились дни «смертной тоски». Писательница, открывая читателям свою страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не будет забыта. В этом смысл «Реквиема»: оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предать его забвению. Для тебя и меня.

Основная идея поэмы «Реквием» — потребность в сочувствии и сострадании ко всем людям, независимо от их сословной принадлежности. Равноправие и братство СССР превратилось в невиданную неприязнь людей друг к другу. Этого нельзя допустить снова. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Я закон жизни.

Проблемы

Проблематика поэмы «Реквием» многогранна и актуальна, потому что и сейчас невинные люди становятся жертвами политических репрессий, а их родственники не могут ничего изменить.

  • Несправедливость. Дети, мужья и отцы женщин в очереди пострадали невинно, их судьба определяется малейшей принадлежностью к явлениям, не имеющим отношения к новому правительству. Например, сын Ахматовой, прототип героя Реквиема, был осужден за ношение имени своего отца, осужден за контрреволюционную деятельность. Символ демонической силы диктатуры — кроваво-красная звезда, которая повсюду преследует героин. Это символ новой силы, которая по своему смыслу в стихотворении дублируется звездой смерти, атрибутом антихриста.
  • Проблема исторической памяти. Ахматова боится, что боль этих людей будет забыта новыми поколениями, потому что власть пролетариата безжалостно уничтожает все ростки инакомыслия и переписывает историю под себя. Поэт блестяще предвидел, что ее «измученный рот» на долгие годы будет заткнут рот, из-за чего издательства не смогут печатать ее произведения. Даже когда запрет был снят, он подвергся безжалостной критике и заставил замолчать на партийных съездах. Широко известен доклад чиновника Жданова, обвинившего Анну в том, что она является представителем «реакционного и ренегатского мракобесия в политике и искусстве». «Диапазон его стихов ограничен бедностью — это стихотворение разъяренной дамы, бегущей между будуаром и молитвенным залом», — сказал Жданов. Он этого боялся: под эгидой борьбы за интересы народа его безжалостно ограбили, лишив его огромных богатств национальной литературы и истории.
  • Бессилие и беспомощность. Героиня при всей своей любви бессильна изменить положение сына, как и все ее друзья по несчастью. Они могут только ждать новостей, но никто не ждет помощи. Нет справедливости, кроме гуманизма, сочувствия и жалости, всех охватывает волна удушающего страха и они говорят тихим голосом, чтобы не пугать свою жизнь, которую можно отнять в любой момент.

Смысл названия

Реквием — это религиозный термин, обозначающий религиозную службу в трауре по умершему человеку. Это название использовалось известными композиторами для обозначения жанра музыкальных произведений, которые служили аккомпанементом католической заупокойной мессе. Широко известен, например, Реквием Моцарта. В самом широком смысле слова означает некий ритуал, сопровождающий уход человека в иной мир.

Анна Ахматова использовала прямое значение названия «Реквием», посвятив стихотворение заключенным, приговоренным к смертной казни. Работа, казалось, звучала из уст всех матерей, жен, дочерей, которые видели, как умирают их близкие, подряд неспособные ничего изменить. В советской действительности единственным похоронным ритуалом, разрешенным для заключенных, была нескончаемая осада тюрьмы, в которой женщины молча стояли, надеясь хотя бы поприветствовать своих близких, но осуждая членов семьи. Их мужья, отцы, братья и дети, казалось, были поражены смертельной болезнью и ждали эпилога, но на самом деле это расстройство оказалось инакомыслием, которое власти пытались искоренить. Но он только искоренил цвет нации, без чего развитие общества шло с трудом.

Жанр, художественные приемы, направление

«Реквием», безусловно, относится к литературному жанру «поэзия», но в нем есть и некоторые особенности эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении, называемом акмеизмом. Это одно из ответвлений модернизма. Для него характерны такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямое изложение, которые мы видим в стихах стихотворения.Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 год
Рис. 3. Анна Ахматова. Портрет Н. Альтмана. 1914 г. Ахматова использует практически все размеры, меняет темп, количество ног. Эти приемы позволяют придать эффектности и разнообразить изложение, четко подчеркнув значение слов. Ахматова использует всевозможные пути:

  • эпитеты (тоска смерти, смертельный пот);
  • метафоры (лица падают);
  • антитезис (на мою еще живую грудь упало каменное сердце);
  • сравнения (старуха выла, как раненое животное).

Здесь также используется символика: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.

Главные герои и их характеристика

Система образов в стихотворении «Реквием» четко обозначает главный конфликт: перед нами только жертвы силы, против которой направлен материнский упрек.

изображение характерная черта
лирическая героиня мать, чей сын был приговорен к ссылке, живя своей болью в полном одиночестве, остается сильной и самоотверженной ради сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, семьи которых, конечно, пострадали в годы репрессий, прототипом стала та же Анна Ахматова. Однако лирическая героиня в трауре настолько далека от себя, что невозможно представить себе «реквием» как монофонию.
сын образ сына указан лишь вскользь, однако в нескольких предложениях эти редкие линии рисуют образ, поражающий сердце. «Страшные глаза» на встречу с матерью и образ другого сына, предназначенного для мучений: Христос, его сын, говорит сыну героини: «Ой, не плачь на меня…».
люди невозможно исключить из персонажей стихотворения и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и сосланных сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов, боль матери — самое сильное выражение о той «смертельной тоске», которой жила вся «невинная Россия».
«Невинная Россия» сама Россия становится героиней эпоса страданий, «невинная» Россия с ее бесконечными тюремными замками и «тюремными ямами», с «дикой» и туманно-снежной столицей и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделившей свою страшную судьбу, но образ России раскрывается и в исторической памяти, которую лирическая героиня просит сохранить в «эпилоге» без этого будущего, лучшую Россию, без надежды на лучшее будущее, «Реквием» из исповеди превратится в приговор.

Тема

Тема страданий людей раскрывается поэтессой через призму своей личной трагедии. В то же время он проводит параллели с матерями из разных исторических эпох, которые также отправляли на смерть своих невинных детей. Сотни тысяч женщин буквально потеряли рассудок в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с любимым человеком, и эта боль вневременная.

В стихотворении Ахматова переживает не только личную боль, но и убивает горем из-за своего отчества, вынуждена стать ареной бессмысленно жестоких казней своих детей. Он отождествляет свою родину с женщиной, вынужденной беспомощно наблюдать за мучениями своего сына.

В стихотворении прекрасно раскрывается тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не могут помочь нуждающимся близким, но их любовь и преданность могут согреть их в самые трудные времена в жизни.

Основная идея произведения — память. Автор призывает никогда не забывать человеческую боль и помнить тех невинных людей, которые стали жертвами безжалостной машины власти. Это часть истории, и стереть ее из памяти будущих поколений — преступление. Вспоминать и не допускать повторения страшной трагедии — вот чему учит Ахматова в своем стихотворении.




краткое содержание стихотворения Реквием Ахматова

Тест для закрепления материала

1Когда вышла поэма «Реквием?

  • В 1944 г
  • В 1950 г
  • В 1987 г

2 В каком литературном направлении написано стихотворение?

  • Акмеизм
  • Символизм
  • Имажинизм

3Сколько глав в стихотворении?

  • 5
  • восемь
  • 10

4 Повествование структурировано во времени:

  • Линейно
  • Отрывки из разных времен
  • В обратном порядке

5 Стихотворение описывает события, произошедшие с:

  • Муж Ахматовой
  • Сын Ахматовой
  • Брат Ахматова

Заключительная часть

Если говорить о стихотворении «Реквием» (Ахматова), аннотация его частей будет неполной без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом, состоящим из двух частей. Первый описывает потерю жизненного счастья и радости. Эти строки посвящены всем, кто был с поэтом.

Во второй части эпилога сообщаются воспоминания тех, кто стоял с ней в очередях в тюрьме. Спустя годы он вспоминает себя и слушает ее. Один из них еле ходит, второй совсем не ходит, а третий приходит сюда каждый день, как дома. Поэт не знает их по имени и не знает. Но именно им он посвящает стихотворение. Вместо завещания он просит поставить памятник возле этой тюрьмы, потому что время, которое он здесь провел, никогда не забудет.

Композиция

Анализируя произведение в стихотворении «Реквием», следует отметить особенность его композиционного построения, которая указывает на изначальный замысел Ахматовой — создать цикл из законченных отдельных стихотворений. Следовательно, складывается впечатление, что стихотворение было написано стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Введение») являются прологом стихотворения. Благодаря им читатель откроет для себя место и время произведения.
  • Следующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой судьбой матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою, не знавшую проблем молодость, арест сына, наступившие дни невыносимого одиночества.
  • В главах 5 и 6 мать преследует предчувствие смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз героиновых страданий.
  • 7 глава — страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • стих 8 — мать в приступе отчаяния кричит до смерти, она хочет принести себя в жертву, но защитить своего ребенка от злой судьбы.
  • глава 9 — встреча в тюрьме, навсегда запечатленная в памяти несчастной женщины.
  • глава 10 — В нескольких строках поэт проводит глубокую параллель между страданиями ее сына и муками невинного распятого Христа и сравнивает боль ее матери с муками Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать о страданиях людей в те страшные годы репрессий.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения — тема памяти, возврата к воспоминаниям прошлого, сохранения пережитого, услышанного и увиденного. И это не только память человека, но и национальная память людей, объединенных общей болью:

Плач матерей о своих детях в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная с Введения. Тогда возникает причина смерти, порожденная ожиданием казни, неизбежностью неизбежного конца. Читателю представлен образ матери, которую олицетворяет Богородица, пережившая страшную смерть сына.

Тема страдающей Родины, неразрывно связанной с судьбами ее народа, раскрыта Ахматовой в Реквиеме»:

Ведь Родина — та же мать, переживающая за своих детей, несправедливо обвиняемых и жертв жестоких репрессий.

И сквозь все боли сияет тема любви, преодоления зла и жизненных трудностей. Самоотверженная любовь женщин способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, затронутые в стихотворении «Реквием»:

  • объем памяти,
  • матери
  • Страна,
  • страдания людей,
  • погода,
  • любовь.
Оцените статью
Блог про смысл произведений