- Объяснение сюжета
- Действующие лица
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Главы 7-8
- Глава 9
- Главы 10—11
- Почему Пушкин придумал Белкина как рассказчика?
- Тема
- Жанровое своеобразие
- Рассказы о войне для детей 11 лет
- 5. Как все успевать: секрет Чичикова
- Экранизации
- Жанр
- 2. Тайна радужной косынки
- 3. Тайна карточной игры
- Основная идея
- Пропуская в осень лучшее. Поэзия Германа Власова
- Проблематика
- Главные герои и их характеристика
- История создания
- «Мертвые души»: анализ произведения
- История создания
- Тема произведения
- Сюжет и жанр
- Смысл названия: буквальный и метафорический
- В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»
- Значение, своеобразие и особенности
- Композиция
- Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
Объяснение сюжета
Приступая к работе над произведением, Гоголь стремился показать читателю хотя бы одну сторону всей России. В этом и основная задача, и мировоззренческое понятие, и смысл «Мертвых душ».
В работе автор поднимает сразу несколько тем. В романе нарисованы 3 основных сюжета:
- Приключения Чичикова, который не боится нарушать закон ради наживы.
- Жизнь помещиков расходится с условиями жизни людей.
- Деятельность чиновников, которых, кроме прибыли, ни на что не волнует.
На заметку! Значение имени «Мертвые души» прямое и переносное. Во времена автора покупка мертвых, но зарегистрированных людей была популярным способом обогащения и повышения своего статуса в обществе.
На протяжении всего сюжета автор поднимает множество вопросов, которые в той или иной степени остаются актуальными для современного общества:
- отсутствие морали в руководящих органах;
- кризис гуманизма, проявляющийся в том, что люди продают себя, теряются, обращаются с ними не лучше, чем с животными или вещами;
- незнание персонажей, моральная слепота;
- эгоизм.
Важнейшей проблемой, поднятой в работе, можно считать вопрос о том, что общество с существующими моралью и традициями значительно замедлит развитие России.
Гоголь считает, что препятствиями стали:
- инфантильность и бездействие дворянства;
- кража казны;
- откаты от чиновников;
- бедность и невежество крестьян.
На заметку! Персонажи, с которыми сталкивается читатель, отражают тот или иной порок общества. Автор стремился к тому, чтобы люди, читающие пьесу, опробовали персонажей на себе и устранили те изъяны, которые он высмеивал и демонстрировал в сатирической форме.
Действующие лица
- Павел Иванович Чичиков, коллежский советник средних лет. Путешествуйте по России и покупайте «мертвые души» (крепостные, которые на самом деле уже мертвые, но по документам считаются живыми). Он умеет найти подход к каждому человеку.
- Манилов — очень милый, даже банальный помещик. У него много невыполнимых планов, но он ничего не делает для их реализации. Женат, имеет двоих детей: Темистокло и Алсид.
- Коробочка — мелкий помещик, пожилая вдова. Очень жадный.
- Собакевич — крупный помещик старой власти. Довольно скупой. Он презирает все новое.
- Ноздрев — помещик, игрок и лжец. Вдовец (он остался ребенком, но ноздрев его нисколько не волнует).
- Плюшкин — затонувший, замшелый помещик. Он хранит все — даже корки хлеба, его дом в чудовищном запустении: все грязное, ветхое. Живет один.
- Селифан — кучер Чичикова. Мечтатель и пьяница, любит размышлять на отвлеченные темы.
Глава 1
Чичиков приезжает в город и размещается в гостинице. Во время ужина он спрашивает домовладельца, кто самые влиятельные землевладельцы в городе. На приеме у губернатора он лично знакомится с Маниловым и Собакевичем и приглашает Чичикова в гости. Павел Иванович посещает городскую администрацию и зарабатывает отличную репутацию.
Глава 2
Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мертвые души. Манилов крайне удивлен. Они соглашаются на сделку в городе.
Глава 3
Чичиков навещает Собакевича, но непогода заставляет его искать ночлег. Павел Иванович останавливается у помещика Коробочки. Чичиков также предлагает ей продать мертвые души. Коробочка удивлена, но больше всего беспокоится, как не продать слишком дешево.
Глава 4
По пути Чичиков заходит в трактир, где знакомится с Ноздревым. Он навещает его и даже предлагает продать мертвые души, но Ноздреву это неинтересно, кроме как играть в шашки за души. Но эта игра почти заканчивается дракой, и Чичиков уходит, очень жаль, что связался с таким легкомысленным человеком.
Глава 5
Чичиков приходит от Собакевича, обедает с ним. Собакевич соглашается продавать мертвые души сразу — торгуется. Для завершения сделки Чичиков и Собакевич также запланировали встречу в городе.
Глава 6
После этого к Плюшкину приходит Чичиков. Грязная заброшенная деревня, в которой живет этот помещик, удручает. Стыдно смотреть на самого Плюшкина: грязный, оборванный. Плюшкин охотно продает Чичикову мертвые души (их у него много). Чичиков идет в гостиницу.
Главы 7-8
Чичиков заключает сделки с Плюшкиным и Собакевичем. Весть о покупках и небывалом богатстве Чичикова разносится по городу. Павла Ивановича ждут везде. Но его секрет раскрывает Ноздрев, громко объявляющий на балу мертвых душ.
Глава 9
Коробочка, приехавшая в город узнать уровень цен на мертвые души, также подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в этой связи распространилась информация о том, что Чичиков хочет похитить дочь губернатора. Павлу Ивановичу запретили подходить к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы узнать о нем все, помещики решили встретиться с начальником полиции.
Главы 10—11
Но встреча ничего не дала: Чичиков так и остался загадкой. Сам Павел Иванович, когда понял, что его никуда не принимают, и узнав, что его подозревают в получении фальшивых денег и планируют похитить дочь губернатора, поспешил покинуть город НН.
В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до покупки мертвых душ.
Почему Пушкин придумал Белкина как рассказчика?
Тема
Смысл названия «Мертвые души» двоякий: само это явление — продажа душ умерших слуг, их переписывание и передача другому хозяину и образ таких людей, как Плюшкин, Манилов, Собакевич — души их мертвы, герои глубоко бездуховны, вульгарны и аморальны.
Основная тема «Мертвых душ» — пороки и обычаи общества, жизнь русского человека 1830-х годов XIX века. Проблемы, поднимаемые автором в стихотворении, стара как мир, но они показаны и раскрыты в манере, характерной для искателя человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.
Главный герой — Чичиков — покупает у помещиков давно умерших, но еще перечисленных крепостных, которые ему нужны только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получая деньги от совета директоров. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с собственными аферистами и шарлатанами становится центральной темой стихотворения. Стремление разбогатеть всеми возможными способами характерно не только для Чичикова, но и для многих героев стихотворения — это болезнь века. То, чему учит поэзия Гоголя, лежит между строк книги: авантюризм и тяга к «легкому хлебу» свойственны русскому человеку”.
Вывод однозначный: самый правильный путь — жить по законам, в гармонии с совестью и сердцем.
Жанровое своеобразие
При анализе «Мертвых душ» возникает другой вопрос: «Почему Гоголь позиционирует произведение как стихотворение?» Действительно, жанровое своеобразие творения неповторимо. В процессе работы Гоголь поделился своими творческими открытиями с друзьями в письмах, назвав и стихотворение, и роман «Мертвыми душами.
Титульный лист первого издания гласил: «Приключения Чичикова, или мертвые души» (цензура настаивала на первой части) — а затем выделился подзаголовок «Поэзия». Сам писатель настаивал на том, что именно так и следует оформлять «Мертвые души». Смысл названия произведения стихотворения сводится к тому, что Гоголь намеревался продолжить работу и во втором и третьем томах показать возрождение порочных героев. И тогда «Мертвые души» превратятся из сатиры в стихи.
Этим не исчерпываются жанровые особенности произведения «Мертвые души». Значение названия его стихотворения объясняет сам Николай Васильевич в учебнике по литературе. Там он называет поэзию промежуточным жанром между эпосом и романом. В основе такого жанра должен быть герой, обычный человек, в приключениях которого показаны костюмы его современной эпохи. Гоголь приводит в пример «Дон Кихота» Сервантеса.
Кроме того, в «Мертвых душах» есть еще один аспект, благодаря которому произведение считается стихотворением: оно имеет дело с многочисленными лирическими отступлениями, характерными для этого прославляющего жанра.
Помимо этих качеств, «Мертвые души» тесно граничат с жульническим и даже социальным романом. Но относить произведение к этому жанру не стоит из-за отсутствия романа.
Рассказы о войне для детей 11 лет
5. Как все успевать: секрет Чичикова
Чичиков уходит из Коробочки:
«Хотя день был очень хорош, земля была настолько загрязнена, что колеса экипажа вскоре покрылись ею, как войлоком, что сильно давило на команду; кроме того, почва была глинистой и необычайно жесткой. Оба были причиной того, что они не могли съехать с проселочных дорог до полудня».
Итак, днем герой с трудом выбирается из Столбовой колонны — большая подъездная дорога со ступеньками, почтовая дорога… До этого после долгих ссор он купил 18 ревизоров из Коробочки, попавших в перепись осыпались и ели пресный пирог с яйцами и блинами. Между тем он проснулся в десять. Как Чичиков все успел всего за два часа?
Это не единственный пример произвола Гоголя во времени. Уезжая из города НН в Маниловку, Чичиков сидит в шезлонге в «шинели на больших медведях», а в том, как он встречает мужчин в дубленках — погода явно не летняя. Приехав в Манилов, он видит на горе дом, «одетый в стриженные комья», «кусты сирени и желтые акации», березки с «тонкими мелколистными верхушками», «пруд, покрытый зеленью», бродят женщины на коленях в пруду — уже без дубленок… Проснувшись на следующее утро в доме Коробочки, Чичиков смотрит в окно «большие сады с капустой, луком, картофелем, свеклой и другими домашними овощами» и «плодовые деревья, покрытые зарослями» сети для защиты от сорок и воробьев »- сезон снова изменился. Вернувшись в город, Чичиков снова будет носить своего «медведя, обтянутого коричневой тканью». «В медведях, в коричневом сукне и в теплой шапке с ушками» Манилов тоже приедет в город. В общем, как сказано в другом тексте Гоголя: «Я не помню номер. Не прошло и месяца».
В общем, мир «Мертвых душ» вневременной мир. Времена года не сменяют друг друга по порядку, а сопровождают место или персонажа, становясь дополнительной особенностью. Время перестает течь, как ожидалось, застывая в уродливой вечности — «состоянии длительного покоя», по словам филолога Михаила Вайскопфа.
Экранизации
- Мертвые души (Россия, 1909 г);
- «Мертвые души» (СССР, 1960, фильм-спектакль);
- «Приключения Чичикова. Манилов »(СССР, 1960, мультфильм);
- «Приключения Чичикова. Ноздрев »(СССР, 1960, мультфильм);
- Мертвые души (СССР, 1984);
- «Дело« Мертвых душ »» (Россия, 2005, сериал).
Жанр
Чтобы определить жанр «Мертвые души», необходимо обратиться к рассказу. Сам Гоголь называл ее «поэзией», хотя структура и масштаб повествования близки рассказу и роману. Прозаическое произведение называется поэзией из-за его лиризма: большое количество лирических отступлений, наблюдений и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провел параллель между своей идеей и «Божественной комедией» Данте: он также намеревался провести своего героя из ада (том 1) через Чистилище (том 2) в рай (том 3).
Автор подчеркивает эквивалентность в своем произведении эпоса и лирики. Критики по-разному оценивают жанровые особенности стихотворения. Например, В.Г. Белинский назвал произведение романом, и это мнение нельзя игнорировать, так как оно полностью оправдано. Но традиционно творчество Гоголя называется поэзией.
2. Тайна радужной косынки
Петрушка снимает с Чичикова сапоги. Офорт Марка Шагала. 1923-1925 diomedia.com
Вот каким мы впервые видим Чичикова:
«Джентльмен снял кепку и развернул с шеи шерстяной платок цвета радуги, который замужняя жена готовит своими руками, давая приличные инструкции, как одеваться, и одинокому — я, наверное, не могу сказать, кому делает это., Бог его знает…»
«… Я никогда не носил таких платков», — продолжает рассказчик «Мертвых душ». Описание построено в очень характерной гугольской манере: интонация всезнайки — «Я знаю все об этих шарфах» — резко меняется на противоположное — «Я одинока, я ничего подобного не носила, Я ничего не знаю ». Радужный платок хорошо спрятан за этим знакомым макияжем и в таком привычном изобилии деталей.
В воспоминаниях писателя Сергея Аксакова описан следующий эпизод, произошедший 27 ноября 1839 года:
«… Жуковский молча отпер и открыл дверь. Я чуть не закричала от удивления. Передо мной был Гоголь в таком фантастическом костюме: вместо сапог — длинные русские шерстяные носки выше колен; вместо сюртука поверх фланелевой майки бархатный спенсер Spencer — это короткая приталенная куртка шея обернута большим разноцветным платком… Гоголь писал и погрузился в свое творчество, и мы, конечно, мешали ему».
Клондайк Чичикова и разноцветный шарф, за которым подсматривал Аксаков, несомненно, связаны между собой, даже если эту связь хорошо скрывает рассказчик, старающийся сохранить невозмутимый вид. Оказывается, у героя тоже есть что-то от автора. И в этом мы убедимся не раз: именно в фантазиях Чичикова оживают приобретенные мертвые души; именно он произносит обвинительные речи, которые легко принять за высказывания автора; именно он, наконец, едет в той тройке, движение которой составляет основу последних лирических отступлений первого тома.
Чичиков — очень странный персонаж. С одной стороны, он не может вызвать у читателя сочувствия. С другой стороны, на него возлагаются большие надежды и большая ответственность — ответственность за дальнейшее развитие романа во втором и третьем томах, где нам обещаны «недоделанные арки», «бесчисленные богатства русского духа» и скоро и так далее. Неподвижный и, по Гоголю, «пошлый» мир первого тома «Мертвых душ» ничего подобного не предвещает — на самом деле нам обещают чудо, но как и почему это произойдет — загадка:
«И, может быть, именно в этом Чичикове увлекающая его страсть уже не от него, и в его холодном существовании кроется то, что тогда заставит человека упасть в прах и преклонить колени перед мудростью небесной. И до сих пор остается загадкой, почему именно этот образ появился в ныне рождающемся стихотворении».
В этом чуде преобразования мира Чичикову отводится важная роль. Отношения между ним и рассказчиком помогают читателю ощутить странную связь с несимпатичным героем и, следовательно, впоследствии участвовать в чуде превращения.
3. Тайна карточной игры
Чичиков подкупает Ивана Антоновича Кувшинное Рыло. Офорт Марка Шагала. 1923-1925 гг
На губернаторском вечере Чичиков садится сыграть вист с хозяевами и официальными гостями:
«Они сели за зеленый стол и не вставали до обеда. Все разговоры полностью прекратились, как всегда бывает, когда они наконец предаются содержательному занятию».
Конечно, автор иронизирует, называя игру вист «практическим занятием». Слово «разумный» в тексте обычно окутано иронией: «разумные замечания», которые Чичиков готов сделать почти по любому предмету, неизбежно перекликаются с «разумными замечаниями», которые кучер Селифан делает чубу лошади. Но в данном случае «разумное занятие» — выражение из карточного жаргона, означающего игру на деньги. Именно в этом смысле он употреблен, например, в эпиграфе к пушкинской «Пиковой даме»: «Так в дождливые дни / Занимались / Делом».
Гоголь пишет не об искаженном восприятии дела, присущем только этим конкретным чиновникам, для которых карточная игра является главным интересом, а на языке, впитавшем это искажение. Слово активно используется в языке, но теряет свое основное значение. Такие слова «мертвые» — это своего рода «болотные огни», ведущие не в ту сторону:
«И сколько раз люди, уже подталкиваемые нисходящим с небес чувством, могли отступить и отклониться в сторону, смогли снова войти в непроходимые огни, все же смогли достичь бездны, тогда с ужасом спрашивают себя: «Где выход, где дорога?“».
Основная идея
Основная идея стихотворения раскрывается в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, кем все эти люди могли быть. «Вы были учителем или просто человеком, и какая смерть вам сошла с рук?» — спрашивает герой. Подумайте о судьбе тех, кого раньше считали товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если так, то каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением своего народа.
К тому же Гоголь проявляет живость, душевную силу, чистоту любого крестьянского характера. «Степан — стопор, вот герой, который годится для охраны!», «Попов, двор, должен быть грамотным». Он не забывает воздавать должное рабочим, крестьянам, хотя объект его прикрытия — происки Чичикова, его взаимодействие с гнилой бюрократией. Значение этих описаний не столько в том, чтобы показать, сколько в том, чтобы высмеять и осудить мертвые души, чтобы поднять сознательного читателя на новый уровень понимания и помочь вести страну по правильному пути.
Пропуская в осень лучшее. Поэзия Германа Власова
Проблематика
- Шипы на пути развития Отечества — главная проблема в поэме «Мертвые души», которая волновала автора. К ним относятся коррупция и растрата чиновников, ребячество и бездействие знати, невежество и бедность крестьянства. Писатель стремился внести свой вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал похвалу как прикрытие пустоты и праздности бытия. Предполагается, что жизнь гражданина приносит пользу обществу, а большинство героев стихотворения откровенно вредны.
- Моральные проблемы. Он считает отсутствие моральных норм у представителей правящего класса результатом их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы потрясти крестьянскую душу ради наживы. Кроме того, на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них — пустое и невесомое слово. Высшее общество не заботится о простых людях, они используют их только в своих целях.
- Кризис гуманизма. Людей продают как животных, проигрывают карточкам, как вещи, как украшения. Рабство узаконено и не считается аморальным или противоестественным. Гоголь пролил свет на проблему крепостного права в России в глобальном масштабе, показав обе стороны медали: психологию слуги, присущую слуге, и произвол господина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей отношения во всех слоях общества. Он развращает людей и разрушает страну.
- Гуманизм автора проявляется в его внимании к «человечку», критическом обличении пороков государственного устройства. Гоголь даже не пытался избежать политических проблем. Он описал бюрократический аппарат, который функционирует только на основе коррупции, кумовства, растраты и лицемерия.
- Гоголевским персонажам свойственна проблема невежества и нравственной слепоты. Из-за него они не видят своего морального убожества и не могут самостоятельно выбраться из окружающей их пошлости.
Главные герои и их характеристика
Павел Иванович Чичиков — «средний господин». Он действительно средний персонаж во всем: «не красивый, но и не некрасивый, не слишком толстый и не слишком худой; нельзя сказать, что он стар, но не настолько, что он слишком молод ». Из одиннадцатой главы мы узнаем, что во многих отношениях его характер был определен наставлением его отца во всем подчиняться учителям и начальству, а также экономить пенни. Подхалимство, подобострастие в общении, лицемерие — все это средства для выполнения отцовского указа. К тому же герой обладает острым умом, отличается хитростью и ловкостью, без которых идея с мертвыми душами не осуществилась бы (а может, и в голову бы не пришла). Вы можете узнать больше о герое от мудреца и из таблицы Lytrecon многих мудрецов.
Образы помещиков описаны по хронологии их появления в произведении.
- Манилов — первый помещик, знающий Чичикова и не уступающий ему по миловидности и пошлым манерам. Но причины поведения Чичикова хорошо известны, а Манилов мягок по своей воле. Мягкий и мечтательный. Если бы эти качества были усилены деятельностью, ее характер можно было бы отнести к положительному. Однако все, чем живет Манилов, ограничивается демагогией и витанием в облаках. Манилов — от слова звонит. Легко увязнуть в нем и его одежде, потерять ориентир. Однако Чичиков, верный своему делу, принимает души и продолжает свой путь…
- Он встречает коробку случайно, когда не может найти дорогу. Она обеспечивает его жильем. Коробочка, как и Чичиков, пытается приумножить свое богатство, но ей не хватает остроты ума, она «дубинная голова». Его фамилия символизирует состояние отрешенности от внешнего мира, ограниченности; он заперся в своей одежде, как в коробке, пытаясь увидеть выгоду в каждой мелочи. Вы можете узнать больше об этом изображении в небольшом эссе.
- Ноздрев — настоящий прожигатель жизни. Об этом говорит хотя бы то, что встреча Чичикова с ним произошла в трактире. В таких заведениях Ноздрев проводит свои дни. Он не занимается делами своего имения, но много пьет, тратит деньги на карты. Эгоцентричный, тщеславный. Он всячески пытается вызвать интерес к своей персоне, рассказывая истории, которые он сам придумал. Но надо отдать ему должное — он единственный помещик, отказавшийся продавать души Чичикову.
- Собакевич — медведь в человеческом обличье. Еще он неуклюжий, еще много спит и еще больше ест. Еда — главная радость его жизни. А после еды спать. Он почти до смерти кормит Чичикова, напоминающего Манилова, который как бы «запутывает бродягу», удерживая его в имении. Однако Собакевич на удивление прагматичен. В его семье все здоровое, но без излишних требований. Долго торгуется с главным героем, в конце концов продает себе много душ по выгодной цене.
- Плюшкин — «дыра в человечности». Он забросил сословные дела, не столько следит за собственной внешностью, что при первой же встрече сложно определить его пол. Его страсть к накопительству — апофеоз жадности. Его имение приносит одни убытки, еды едва хватает на выживание (портится и попадает в амбары), крестьяне гибнут. Идеальный расклад для Чичикова, покупающего много душ за бесценок. Обратите внимание на связь между этими персонажами. Автор приводит только их биографии, о чужом прошлом ничего не говорится. Это может служить основанием для гипотезы о том, что именно они прошли чистилище (второй том) и попали на небеса в третьем. Многогранный Lytrecon подробно рассказал об этом образе в небольшом эссе.
- Капитан Копейкин — ветеран Великой Отечественной войны. Он потерял руку и ногу и поэтому был вынужден прекратить работу. Он поехал в Санкт-Петербург просить пособие, однако, ничего не получив, вернулся в родной город и, по некоторым слухам, стал вором. Этот персонаж воплощал образ угнетенного народа, отвергнутого государством. Интересно отметить, что доработка фрагмента, санкционированная тогдашней цензурой, несет диаметрально противоположный посыл: государство, не имея возможности, помогает ветерану, а он, несмотря на это, идет против него. Вы можете узнать о роли и значении этой истории из небольшого сочинения.
- Трехптица, которая появляется в конце стихотворения, олицетворяет Россию, а также является одним из персонажей. Куда он идет? Путешествие Чичикова — историческое путешествие страны. Его главная проблема — отсутствие дома. Это никуда не может прийти. У Улисса была Итака, а у Чичикова только карета, двигавшаяся в непонятном направлении. Россия, по мнению автора, тоже ищет свое место в мире и, конечно, найдет его.
- Авторский образ, раскрывающийся через лирические отступления, вносит щепотку здравого смысла в болото греха и порока. Он саркастически описывает своих героев и размышляет об их судьбах, проводя забавные параллели. Его образ сочетает в себе цинизм и надежду, критический дух и веру в будущее. Одна из самых известных цитат, написанных Гоголем самостоятельно, — «Какой русский не любит быстро водить машину?» — знакомо даже тем, кто не читал стихотворение.
- Система образов, введенная Гоголем, до сих пор находит соответствия действительности. Встречаем ходящего Ноздрева, сонного Манилова, авантюрных оппортунистов вроде Чичикова. А Россия все еще движется в непонятном направлении, все еще ища свой «дом».
История создания
Свою бессмертную идею Николай Васильевич писал около 17 лет. Он считал эту работу самой важной миссией своей жизни. История создания «Мертвых душ» полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. Во время работы над произведением автор тяжело заболел, находясь на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь воспринял этот факт как знак свыше, давший ему шанс закончить свою основную работу.
Идея «мертвых душ» и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, подтолкнул его к написанию масштабного произведения, способного раскрыть всю сущность русской души. Поэма задумывалась как трехтомное произведение. Первый том (издан в 1842 году) задумывался как собрание человеческих пороков, второй — позволил героям осознать свои ошибки, а в третьем томе — они изменились и нашли путь к правильной жизни.
В процессе работы произведение многократно исправлялось автором, менялась его основная идея, персонажи, сюжет, оставалась только суть — проблемность и план работы. Второй том «Мертвых душ» Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но, по некоторым данным, он сам уничтожил эту книгу. По другим данным, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а затем утеряна. Считается, что эта рукопись до сих пор хранится в светских потомках из окружения Гоголя и когда-нибудь будет найдена. Третий том автору написать не удалось, но есть сведения о его предполагаемом содержании из достоверных источников, будущая книга, ее идея и общие характеристики обсуждались в литературных кругах.
«Мертвые души»: анализ произведения
Чтобы полностью понять поэзию Гоголя, необходимо разобраться в деталях. На помощь придет анализ произведения и предыстория его написания.
Николай Васильевич Гоголь, книги которого популярны во многих странах мира, создавал «Мертвые души» длительное время с 1835 по 1842 год. Темой стихотворения стала жизнь помещиков XIX века. Несмотря на то, что большинство критиков называют «Мертвые души» романом, сам автор назвал книгу «стихотворением». Направление работы — реализм. Состав произведения: в первом томе 11 глав, объединенных изображением Чичикова.
Фото: Wikimedia Commons: UGC
Рассмотрим стихотворение подробнее:
История создания
Сюжет «Мертвых душ» Николаю Гоголю предложил Александр Пушкин. Изначально автор задумал показать всю сущность русского народа, раскрыть тайны его характера и души.
Гоголь планировал написать три тома произведения: первый рассказывал о проделках человека, второй позволял понять его ошибки, а третий описывал исправление главного героя. Кроме того, Николай Васильевич руководствовался примером «Божественной комедии» Данте. Однако автору удалось написать только два тома.
В процессе работы Гоголь неоднократно менял образы главных героев, переписывал и что-то дополнял. Также известно, что автор был на грани смерти, но чудом выздоровел. Это заставило Гоголя изменить концепцию и жанр книги. Николай Васильевич считал, что Бог помог ему выздороветь, чтобы он смог закончить работу.
Что случилось со вторым томом Dead Souls, доподлинно неизвестно. Были предложены следующие версии:
- стихотворение сжег сам автор, посчитав недостойным произведением;
- Гоголь случайно сжег второй том;
- корректуры были уничтожены, а оригинал рукописи хранится у потомков или друзей автора.
Планировался третий том — об этом говорил сам Гоголь. Однако все части так и не были написаны.
Фото: Википедия: UGC
Тема произведения
Основная тема — обычаи и пороки общества. Гоголь показал также, как жили люди в России 1830-х годов. Автор тонко и грамотно описывает проблемы общества, раскрывает всю суть русской души. Жадность Чичикова, желание помещиков обналичить чужое, недалекость простых людей — все эти вопросы актуальны сегодня.
Поэма не зря называется «Мертвые души». Это не те крестьяне, которых купил Чичиков. Гоголь считал всех своих персонажей мертвыми. Для Чичикова не было ничего святого, кроме денег. Ноздрев пьет, гуляет, забывая о детях. Коробка одержима жадностью. Все персонажи рассказа мертвы духовно.
Сюжет и жанр
Сюжет основан на афере Павла Ивановича Чичикова. Всю жизнь мечтал стать богатым и был готов на все, чтобы достичь своей цели. Однажды ему в голову пришла идея выкупить мертвые души: карты для крестьян, которые умерли, но все еще числятся живыми.
Здесь следует отметить, что в России 1830-х годов перепись крестьян проводилась каждые 10 лет. Поэтому покойные не попадали в список уже несколько десятилетий. Так Чичикову пришла в голову идея покупать души по низкой цене и продавать их совету директоров по высокой. Главный герой надеялся, что помещики с радостью дадут ему то, что он хотел, так как платить налоги за умерших не нужно.
Сюжет основан на том, что Чичиков путешествует по России и покупает души умерших. В первом томе он попадает в город Н.Н. Читатель знает главных героев, подробности аферы Чичикова за 10 глав. В последнем автор раскрывает сущность главного героя и смысл его проекта.
И в произведении много лирических отступлений, комментариев писателя, потому что Гоголь назвал свою идею стихотворением. Для нас это поэма в прозе по жанрам, в отличие от стихотворного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Белинский, следует подчеркнуть, справедливо назвал это романом.
Смысл названия: буквальный и метафорический
Гоголь планировал написать трехтомник. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же Dead Souls должна была состоять из трех частей. Название стихотворения также отсылает читателя к христианским принципам.
Почему мертвые души? Само название — оксюморон, противопоставление несравненного. Душа — это субстанция, присущая живому, но никоим образом не мертвая. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что еще не все потеряно, что можно возродить положительный старт в искалеченных душах помещиков и чиновников. Второй том должен был об этом говорить.
Смысл названия стихотворения «Мертвые души» лежит на нескольких уровнях. На первый взгляд, это буквальное значение, потому что это были мертвые души, о которых упоминались мертвые крестьяне в бюрократических документах. По сути, в этом и заключается суть махинаций Чичикова: покупка мертвых слуг и отнятие денег для их безопасности. Главные герои показаны в обстоятельствах продажи крестьян. «Мертвые души» — это те же помещики и чиновники, которых встречает Чичиков, потому что в них нет ничего человеческого и живого. Ими правят жадность (чиновники), глупость (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).
В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»
Конфликт произведения основан на несостоятельности образов, представленных в стихотворении. Сильные духом и трудолюбивые крестьяне попадают в кабалу власти из-за крепостного права. Для описания конфликта автор использовал следующие сравнения:
- Состояние помещичьих хозяйств, жилищные условия прислуги.
- Моральный облик богатых джентльменов, простых людей, крестьян.
- Бюрократическое дворянство, рабочие.
- Судьба людей, их жизненные цели, стремления.
- Отношения между крестьянами и властью.
Тема «Мертвых душ» раскрывается через типы безнравственных и жестоких помещиков и чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не принижать», получать максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов дарит души крестьян бесплатно.
Значение, своеобразие и особенности
Мертвые души занимают центральное место в творчестве Гоголя. Несмотря на то, что «все мы вышли из« Шинели »Гоголя» (по мнению Эжена де Вога), даже стихотворение о Чичикове требует внимательного изучения.
Есть много интерпретаций текста. Наиболее популярна преемственность по отношению к «Божественной комедии». Поэт, писатель и литературный критик Дмитрий Быков считает, что Гоголь руководствовался Гомеровской Одиссеей. Проведите параллели: Манилов — Сирена, Коробочка — Цирцея, Собакевич — Полифем, Ноздрев — Эол, Плюшкин — Сцилла и Харибда, Чичиков — Одиссей.
Поэзия интересна множеством функций, доступных только профессиональным исследователям и писателям. Например, в начале первой главы мы читаем: «Его вход в город не производил шума и не сопровождался ничем особенным; только двое русских крестьян, стоя в дверях трактира перед гостиницей, прокомментировали… ». Зачем уточнять, что мужчины русские, если понятно, что действие происходит в России? Это особенность поэтической техники «вымышленного персонажа», когда что-то говорит (часто много), но ничего не определяет. То же самое мы видим в описании «среднего» Чичикова.
Другой пример — пробуждение героя в Коробочке вслед за мухой, залетевшей ему в нос. Флай и Чичиков на самом деле играют похожие роли — они просыпаются ото сна. Первый пробуждает самого героя, а Чичиков своим прибытием пробуждает мертвый город и его жителей.
Композиция
Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели: раскрыть современный автору образ русской жизни, создать галерею типичных персонажей. Поэма состоит из 11 глав, наполненных лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудесными описаниями природы.
Все это время от времени прорывается через основной сюжет и придает опере неповторимый лиризм. Произведение завершается красочным лирическим размышлением о будущем России, о ее силе и могуществе.
Книга изначально задумывалась как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным героем — Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главу автор предлагает портрет, характеризующий помещиков, их неповторимый образ жизни, калейдоскоп странностей и обычаев. Следующие четыре главы описывают жизнь бюрократии: коррупция, произвол и произвол, сплетни, образ жизни типичного российского города.
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
В какой-то момент в сознании писателя начинает доминировать идея мессии, что позволяет «предсказать» пробуждение Чичикова и даже Плюшкина. Гоголь надеется обратить вспять поступательное «превращение» человека в «мертвого человека». Но столкнувшись с действительностью, автор испытывает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера невероятными, безжизненными. Это не работает. Надвигающийся кризис мировосприятия стал причиной гибели второй книги.
Сохранившиеся отрывки из второго тома ясно показывают, что писатель изображает Чичикова не в процессе покаяния, а бегущим в пропасть. Он по-прежнему преуспевает в приключениях, носит дьявольское красное пальто и нарушает закон. Его изложение — плохой знак, потому что в его реакции читатель не увидит внезапных озарений или стыда. Он даже не верит в возможность существования таких фрагментов. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради реализации собственной идеи.