Смысл фильма «Лолита»: краткое содержание книги Набокова

I часть

Гумберт начинает свое признание с детских воспоминаний. Когда герою было три года, он потерял мать, которая умерла от удара молнии. Мальчик рос вместе с отцом, и его воспитанием занималась сестра матери, которая жила в доме домработницей и домработницей.

Впервые в 13 лет Гумберт влюбился в девушку своего возраста, девушку по имени Аннабель. Чувства мальчика были взаимными, но через несколько месяцев девочка заболела тифом и умерла.

Юноша вырос, но увлечение девочками-подростками его не покидало. Гумберт рассматривал девушек как демонических существ, называя их нимфетками.

Поскольку брак с несовершеннолетними запрещен законом, Гумберт женился на невысокой и стройной женщине, внешне похожей на подростка. Но вскоре жена разочаровала Гумберта своей глупостью. Брак продлился 4 года. Жена Гумберта ушла к другому мужчине.

После развода герой переезжает в Америку, чтобы унаследовать наследство, оставленное его умершим дядей. Здесь он знакомится с Шарлоттой Хейз, которая воспитывает 12-летнюю дочь Долорес, которая напоминала герою Аннабель.

Гумберт сразу же воспылал страстью к девушке, которую назвал Лолитой. Но неожиданно для мужчины Шарлотта предлагает ему руку и сердце. Чтобы быть ближе к объекту своей страсти, герой соглашается.

Однажды Шарлотта случайно натыкается на дневник мужа с откровениями. Обезумевшая женщина бросается послать сообщение своей дочери и семье, но по дороге умирает под колесами автомобиля.

Похоронив жену, Гумберт забирает с поля падчерицу, скрывая от нее смерть матери. Придя с девушкой в ​​отель, герой дает ей снотворное, решив завладеть спящей падчерицей. Но, боясь напугать девушку, отчим отказывается от своего плана.

На следующее утро Лолита сама соблазняет отчима, признавшись, что лишилась девственности в лагере. Рассказав падчерице о смерти матери, герой оставляет ее на попечение.

Интересно! По словам Набокова, роман увидел свет только благодаря его жене Вере. Писатель попытался сжечь рукопись, но его жена спасла ее, вытащив из огня.

II часть

Влюбленные путешествуют по стране, останавливаясь в небольших отелях. Гумберт удовлетворяет все прихоти юной возлюбленной, пугая ее детским домом, если их тайна будет раскрыта.

Постепенно девушка начинает осознавать свою власть над Гумбером. Влюбленные становятся все более скандальными. Это пугает героя, который опасается, что власти обнаружат его связь с ребенком.

Гумберт решает отправить Лолиту в частный женский спортзал в Бердсли. Но из ревности запрещает падчерице посещать школьные вечеринки.

С возрастом девушка становится все более независимой и однажды даже убегает от возлюбленного. Найдя падчерицу, герой снова отправляется с ней в путешествие по стране.

В Эльфинстоне Лолита заболевает и попадает в больницу. Выздоровев, она убегает оттуда с другим мужчиной.

Известие от молодой возлюбленной Гумберт получает только через 3 года. Из письма Лолиты герой узнает, что она замужем и ей нужны деньги.

Оказывается, мужчина, с которым сбежала девушка, представился драматургом Квилти и пообещал ей роли в Голливуде. На самом деле оказалось, что они снимались в порнофильмах, в которых Лолита отказалась участвовать.

Прежде чем выйти замуж, девушке пришлось немало потрудиться. Гумберт предложил возлюбленной вернуться, но она отказалась. Потом он прислал ей немного денег. Затем он решил отомстить Куилти, застрелив его.

Гумберт попадает в психиатрическую больницу, а затем переводится в тюрьму, где он пишет свое признание.

Герой умирает до вынесения приговора. Вскоре во время родов Лолита тоже умирает вместе со своим новорожденным малышом.

Объяснение сюжета

Смысл сюжета романа «Лолита» можно трактовать по-разному. Все зависит от того, как воспринимается книга: как любовный или эротический роман, как детективный роман или как глубокое философское произведение о чувствах и нравственности.

Интересно! «Лолита» снималась дважды, но фильм, снятый Эдрианом Лайном в 1997 году, точнее отражает смысл книги.

Писатель приводит множество аргументов и проблем:

  • любовь;
  • воспитание ребенка;
  • влияние мировоззрения на человеческое развитие.

Но в романе «Лолита» есть еще один скрытый смысл. Через отношения Гумберта и Лолиты Набоков пытался передать свои отношения с Америкой.

Кстати, это роман об искусстве и художнике. Одержимость главного героя юной нимфеткой олицетворяет стремление писателя держать искусство в своих руках.

Сюжет и герои

Лолита

Герои романа очень необычны. Это 37-летний мужчина по имени Гумберт и 20-летняя Лолита. Читатель знакомится с откровениями Гумберта, находившегося в тюрьме. Как обычный служащий, он жил с семьей в Париже, но жена бросила его и сбежала с русским. Герой уехал в США и поселился в доме вдовы и ее дочери Долорес. Вскоре взрослые женятся, и в сердце Гумберта закрадывается запретная страсть к девушке. Однажды его жена нашла дневник Гумберта, в котором он описал эротические фантазии в отношении своей падчерицы.

Супруга, готовящаяся опозорить мужчину, погибает под колесами автомобиля. Это становится удобным выходом из сложившейся ситуации для новоиспеченного вдовца. Он забирает Лолиту из лагеря, чтобы путешествовать с ней по стране. К ее удивлению, внешне невинный подросток соблазняет взрослого мужчину, и отношения между ними меняются. Путешествуя по разным городам, они останавливаются в разных местах, пока однажды Умберту не приходит в голову идея отправить Лолиту в школу.

Став студенткой, она увлечена театром и участвует в постановке спектакля. Девушка влюбляется в драматурга, написавшего для школы пьесу. Узнав об этом, Гумберт выводит ее из спортзала и одержим ревностью. Лолита изменяет ему и завела нового любовника. При первой же возможности он бежит с новой возлюбленной. Однажды Гумберт получает письмо от теперь замужней Лолиты, занимающей должность. В нем падчерица просит материальную помощь для своей семьи. Гумберт, решивший убить, идет к бывшей возлюбленной и ужасается его положению.

Лолита живет в провинции, без средств и перспектив. Он признается, что не любит отчима, и ругает его. Вернувшись домой, Гумберт переписывает от своего имени то, что принадлежало девушке по наследству, выслеживает драматурга, которого он когда-то ревновал, и убивает его. Жизнь главного героя заканчивается в тюрьме, куда его госпитализировали после психиатрической клиники. Гумберт умер от сердечного приступа, а Лолита — в агонии, родив мертворожденного ребенка.

Лолита — искусство

История греховной любви вызывает сомнительные и проницательные чувства. Образ Лолиты неоднозначен и выглядит ненадежным. При этом она оказывается невинной девушкой с простыми интересами и мечтами и нахальной нимфеткой, на судьбу которой повлияло посредственное воспитание. Маленький чертенок, имевший неограниченную власть над взрослым, воплощает его мечту в реальность. При этом для нее происходящее оказывается тривиальной игрой. Образ девушки формируется читателями через описания самого рассказчика.

В чем смысл Лолиты в жизни Гумберта? Она остается любимицей главного героя, даже будучи беременной другим мужчиной, поскольку нимфетка неизменно обращается к ее воспоминаниям о своей первой любви: девушке по имени Аннабель. Придуманный Гумберт призрачный образ, существовавший только в его воображении, был для него временным утешением и стал олицетворением мечты о любви, которой не суждено было сбыться. Лолита включила ряд популярных женских образов в литературу 20 века, дав миру определение слова «нимфетка».

Экранизации

Роман Владимира Набокова дважды выступал литературной основой фильма. Первый фильм был снят в 1962 году Стэнли Кубриком. Сценарий написал Набоков, который тесно сотрудничал с режиссером по вопросу кастинга. Проблема с главной мужской ролью была решена быстро: номинирован Джеймс Мейсон. С артистом на роль Лолиты пришлось пойти на уступки.

Сью Лион в роли Лолиты
Сью Лион в роли Лолиты

Ассоциация киноиндустрии Америки установила особые возрастные ограничения для молодых исполнительниц. Поэтому для воплощения в кадре 12-летней девочки пригласили актрису, которой уже исполнилось 16. Оказалось, что это Сью Лайон. Лента стала номинантом на «Оскар» за экранизацию.

Второй фильм, основанный на романе, был выпущен в 1997 году. Гумбера сыграл Джереми Айронс, хотя изначально он планировал предложить эту роль Дастину Хоффману. Актер отказался от работы из-за высокой занятости.

Доминик Суэйн в роли Лолиты
Доминик Суэйн в роли Лолиты

А Натали Портман, которую пригласили на роль Лолиты, отказалась от предложения по религиозным мотивам. После долгого кастинга, в ходе которого на конкурс созвали 2500 актрис, выбор продюсеров пал на Доминика Суэйна. Актрисе на тот момент было всего 15 лет, а в сценах в постели она появлялась вместо двойника. Второй фильм оказался провокационным и после премьеры его запретили показывать в 24 странах мира.

Мнения читателей

Рецензии читателей на «Лолиту» Набокова также разделились на совершенно противоположные мнения. Первые уверены, что роман отличный, несмотря на то, что автор выбрал сложную и непростую тему. Возможно, вышедшая из-под пера другого писателя эта проницательная и грустная, обреченная, безумная, болезненная история любви вызовет только омерзительные чувства. Но талантливый педагог витиевато и просто складывает слова в предложения.

Удивительный стиль повествования, авторский стиль вызывает привыкание — продолжаешь читать эту провокационную книгу и понимаешь, что Гумберт, несомненно, неприятен и аморален. Но это несчастный и больной человек со своей страстью. Он трус и боится, что его мысли останутся мыслями, не причинив вреда нимфеткам, которых он встречал повсюду — в автобусах, в парках, во дворах. И только Лолита стала ее несбывшейся мечтой. Живя в соответствии со своей навязчивой идеей, герой Набокова в конечном итоге испытал болезненное ощущение, что Лолита стала тенью того, кого она убила. Эта любовь стала для него своего рода наказанием.

Другие читатели в отзывах на книгу «Лолита» пишут, что сюжет книги неприятный. После слов о том, что героине Набокова Лолите «было двенадцать», все остальное уже кажется извращением. Хотя многие из них сходятся во мнении, что этот роман заставляет задуматься как о морали подрастающего поколения, так и о своей собственной. Роман побуждает задуматься о катастрофических последствиях отсутствия надлежащего образования и контроля со стороны родителей. Эта книга — не просто рассказ о запретной любви, а мощный морализатор.

Возможно, приведенное ниже резюме поможет оценить и тех, и других, а также побудит вас прочитать оригинал. Но дать достойную оценку произведению можно только после прочтения полной версии Набоковской «Лолиты.

Чего добивается «ненадежный рассказчик» Гумберт?

Прежде всего он хочет оправдать себя, убедить читателей, что его страсть к «нимфеткам» возвышенна, романтична и что он сам не какой-то педофил, а своего рода поэт, брат Данте и Петрарки, Эдгара По и Верлена. В то же время Гумберт возлагает всю вину на Лолиту: не он моральное и физическое чудовище, а она распутная девушка и в то же время дьявол, который сбивает его с пути. Второй виновник, с точки зрения Гумберта, — драматург Клэр Куилти, еще более свирепый, чем он. И если мы посмотрим на происходящее глазами рассказчика, то окажемся на его стороне, то есть на стороне зла, одобряя и оправдывая насилие над беззащитным ребенком.

Другой точки зрения в тексте нет: от начала до конца слышен только голос Гумберта Гумберта. Основная задача читателя — не доверять рассказчику, а понять, что он чувствует, что он чувствует, как страдает его жертва. Но как услышать его еле слышный голос? Чтобы поймать автора на лжи, обращая внимание на те моменты, где он ляпнет, где ошибается, где что-то не говорит. Только так читатель сможет понять, что Гумберт «на самом деле», и не стать соучастником того, что мы теперь называем сексуальной объективацией, а самого героя — «уничтожением реальности» Лолиты.

Календарная несостыковка

Когда происходит революция в сознании Гумберта? Обращаем внимание на подозрительную деталь. В конце романа Гумберт Гумберт сообщает нам, что написал свое «признание» за 56 дней:

«Когда я начал, пятьдесят шесть дней назад, писать« Лолиту », сначала в больнице для психопатов, где проверяли мое здравомыслие, а затем в этой хорошо отапливаемой, хоть немного похожей на могилу, тюрьме», я подумал, что буду использовать все свои записи я на суде, конечно, чтобы спасти не голову, а душу».

Можем ли мы ему доверять? Очевидно нет. Во-первых, книга такого объема, требующая такой большой подготовительной работы, не может быть написана за 56 (а то и 156) дней: сам Набоков над ней работал много лет.

Во-вторых, Гумберт Гумберт, как мы знаем, умер 16 ноября 1952 года. Даже если предположить, что он завершил свою рукопись точно в день своей смерти, а мы насчитали 56 дней (или ровно 8 недель), мы получим 21 сентября. Но согласно календарю романа, в тот день он все еще находился на свободе в Нью-Йорке, и только на следующий день, получив письмо от Лолиты, он пошел ее искать.

Что означает это несоответствие? Некоторые исследователи считают, что Набоков просто ошибался. Однако, работая над русским переводом и аннотированным изданием «Лолиты», он исправил мелкие хронологические неточности, но оставил эту вопиющую неточность неизменной. Почему?

Постер к фильму Стэнли Кубрика «Лолита». 1962 г. © Метро-Голдвин-Майер; Семь художественных постановок
Думаю, Набоков ввел это в текст как ключ, позволяющий угадать, что произошло за 56 дней до смерти Гумберта: в конце работы над его книгой (которая, по-видимому, началась тремя годами ранее), внезапно «он увидел свет» и он понял, что любит Лолиту, которую безвозвратно потерял. Затем выходит Гумберт с финалом своей книги, в котором он находит ее, щедро награждает и убивает ее двойника, переложив на него ее грехи и преступления.

«Я в Нью-Йорке, а ты в Аляске»: еще одна странная деталь

Также к русскому тексту добавлена ​​еще одна странная деталь, которой нет в оригинальном английском. В самом конце ложного признания Гумберт требует, чтобы его рукопись была опубликована только после смерти обоих героев, и обращается к Лолите:

«… Ни вас, ни меня не будет в живых, когда читатель откроет эту книгу. Но пока моя кровь все еще течет в моей пишущей руке, ты остаешься целым, как я, частью благословенной материи мира, и я могу общаться с тобой, хотя я в Нью-Йорке, а ты в мире . Аляска».

Этих слов — «Я в Нью-Йорке» — нет в английской версии. В них четко указано, что Гумберт Гумберт находится не в тюрьме или психиатрической больнице, а в своей квартире в Нью-Йорке, и не покидал его.

Меняется ли отношение Гумберта к самому себе и Лолите?

Две части Лолиты совершенно разные. Первый — издевательский и смешной, несмотря на всю трагедию происходящего. События представлены логично и не вызывают подозрений, что рассказчик сильно отклоняется от истины: он интерпретирует это только в свою пользу.

Во второй части все запутано, фантастично, гротескно. Сцена убийства Клэр Куилти странная и происходит как во сне: из пистолета падают пули, десяток выстрелов долго не повреждают жертву, Куилти играет клоуна и дурит.

Мне кажется, дело в том, что, закончив свой текст, Гумберт Гумберт наконец начинает осознавать свою вину перед Лолитой и иначе воспринимать прошлое. Вспоминая Лолиту, которой больше нет с ним, он считает ее другим человеком, а не сексуальным объектом. Любовь к ней, в которой он ругается на протяжении всего романа, действительно возникает только в ретроспективе, только тогда, когда он осознает, что безвозвратно утратил.

Постер к фильму Стэнли Кубрика «Лолита». 1962 г. © Метро-Голдвин-Майер; Семь художественных постановок
В последних главах романа, когда Гумберт говорит о покаянии, мы видим момент перестройки его совести, смены чувств. И элегическая интонация финала, обращение «моя Лолита» — это обращение к мертвым навсегда. Кому-то, кого нельзя вернуть.

История создания

Набоков много лет думал о создании романа с нетривиальным сюжетом, мотивы которого прослеживаются в других произведениях автора. Итак, в стихотворении «Лилит» вы можете увидеть описание героини «Лолита». В эссе «Дар» в устах одного из персонажей есть описание сюжета, которое затем было расширено для рассказа писателем в романе.

Писатель Владимир Набоков

Набоков начал работать над «Лолитой», путешествуя по Соединенным Штатам Америки. Преподавая русскую и мировую литературу в учебных заведениях, в свободное время работал над литературными образами будущих героев.

История написания популярного произведения могла закончиться печально: писатель не раз думал уничтожить роман или опубликовать его анонимно. Неизвестно, что побудило его поступить иначе: жажда признания авторства, азарт или интерес к реакции публики.

Книга Владимира Набокова «Лолита»

Считается, что «Лолита» основана на реальных событиях. Литературоведы рассмотрели три рассказа, которые писатель мог бы использовать в качестве вдохновения. Первый относится к событиям в Нью-Джерси 1940-х годов. Пятидесятилетний мужчина, представившись сотрудником ФБР, похитил 11-летнюю девочку. Она была вынуждена ехать по стране в трейлере 21 месяц, но однажды ей удалось сбежать.

Некоторые усмотрели в романе лейтмотив отношений Чарли Чаплина и Литы Грей, но признание российского дворянина Виктора Хэвлока Эллиса опубликовано в книге «Исследования по психологии секса».

Чарли Чаплин и Лита Грей

Сам Набоков сослался на сюжет признаний «светлокожего вдовца», мотивируя читателей книги на расследование. Выпуская интервью о процессе создания романа, Набоков неоднократно заявлял, что характеристики персонажей и их возраст являются плодом его воображения. Любопытно, что впервые «Лолита» вышла во французском издании «Олимпия Пресс», которое специализируется на эротических книгах.

Роман был изъят из магазинов, запрещен во Франции, Великобритании, Южной Африке и Австралии. Также в Аргентине и Новой Зеландии был запрет на продажу книги. Шведы сожгли весь тираж проданных работ. Все это способствовало росту популярности автора, а снятие запрета сразу же привело к баснословным гонорарам с продаж. Книга вышла в России в 1989 году. Основная идея произведения обсуждалась не менее громко, чем отсутствие апелляции к морали.

Исповедь?

Сказка Гумберта: действительно ли это признание? Исповедь — то есть исповедание грехов перед Богом — должна привести человека к покаянию, изменению совести, изменению образа мыслей. Даже литературное признание должно быть искренним, откровенным и наивным.

В пропавшей главе «Бесов» Достоевского Ставрогин приносит епископу Тихону свое типографское признание, в котором говорит о совершенных им преступлениях — и прежде всего о насилии над молодой Матрешей (первым русским предшественником Лолиты). Прочитав этот документ, Тихон неожиданно для Ставрогина не ужасается содеянному, а спрашивает, можно ли внести какие-то исправления «в слоге». Лукавый епископ дает понять «великой грешнице», что она не верила в искренность своего исповеди, так как ее очень эмоциональный стиль выдает намерение автора произвести впечатление, выставить напоказ, шокировать, а не излить душу.

Постер к фильму Стэнли Кубрика «Лолита». 1962 г. © Метро-Голдвин-Майер; Семь художественных постановок
С этой точки зрения исповедь Гумберта, откровенно литературная, наполненная всевозможными красотами, поэтическими образами, звуковыми и словесными играми, многочисленными цитатами и намёками, никоим образом не может быть исповедью. Гумберт явно сочиняет литературный текст, и ему нельзя поверить на слово: он, как говорят в американской литературной критике, ненадежный рассказчик, у которого есть свои собственные планы, свои собственные цели.

 

Переломная сцена романа

Чтобы понять все это, нужно вспомнить поворотный момент второй части романа: сцену ссоры Гумбера и Лолиты в 14 главе. Она повзрослела и поумнела, и глядя на нее, Гумберт больше не испытывает желания:

«О да, она изменилась! Кожа лица теперь ничем не отличалась от кожи любого пошлого неряшливого ученика… <…> Грубый румянец теперь заменил сияние невинности. Весенний ринит .. окрасил края его презрительных ноздрей огненно-розовым. Охваченный каким-то ужасом, я посмотрел вниз, и он машинально соскользнул по нижней части ее покатого бедра, вытянувшись из-под юбки — о, какими гладкими и мускулистыми стали ее молодые ноги!»

В этой женщине или девушке появилась сила. Это больше не беззащитное существо, которым легко манипулировать, легко обмануть и использовать. Гумберт Гумберт ее боится и в конце боя причиняет ей боль (как однажды обидел свою жену Валерию):

«Я держал ее за костлявую руку, и она крутила ее из стороны в сторону, молча пытаясь найти слабое место, чтобы освободиться в благоприятный момент, но я держал ее очень крепко и даже причинил сильную боль, так что я надеюсь мое сердце сгниет в моей груди».

Здесь мы видим, что, описывая эту сцену три года спустя, Гумберт оценивает ее по-другому: ненависть к Лолите заменяется «ретроспективной» любовью, и он осуждает себя за боль и страдания, которые она причинила ей.

О книге, озаглавленной «Лолита»

В послесловии к американскому изданию автор дает некоторые комментарии к книге. Автор рассказывает историю создания романа. Роман был задуман в 1939 году, работа была завершена в 1954 году. Американские издатели, к которым обратился автор, были возмущены Лолитой. Работа была отправлена ​​в литературное агентство во Франции. В 1955 году роман был опубликован.

Порнографические романы состоят из чередования эротических сцен. Остальные серии похожи на стыки между собой. Читатель, начиная читать «Лолиту», думает, что это грязный роман. Ее ждет множество эротических эпизодов с нарастающей чувственностью. На самом деле этого не произошло, и читатель почувствовал разочарование. Не все издатели дочитали роман до конца; это, видимо, и явилось причиной отказа.

Лолиту обвиняют в антиамериканизме, что даже хуже, чем обвинение в безнравственности. Один из американских критиков назвал произведение романом автора «с романтическим романом». Набоков назвал бы это «любовью к английскому языку». Его трагедия в том, что ему «пришлось отказаться от естественного языка», от «русского стиля».

Первая публикация

Отчаявшись опубликовать роман «Лолита» в США, Владимир Набоков отправил рукопись в издательство в Париже. Его репутация была сомнительной, но его глава, прочитав «Лолиту», почувствовал, что роман скоро станет величайшим произведением современной литературы. Рукопись была немедленно отправлена ​​на съемочную площадку и опубликована в 1955 году.

Пока вокруг Лолиты не разразился скандал в английской прессе, ни критики, ни читатели не проявили к роману особого внимания. Ожесточенные споры известных писателей сделали роман настолько громким, что автору «Лолиты» даже и не снилось. Английские читатели сразу же раскупили пятитысячное издание книги.

Предисловие

В предисловии автор, которого зовут Джон Рэй, доктор философии, объясняет происхождение истории о Лолите. Гумберт Гумберт умер в тюрьме за несколько дней до суда. Его адвокат принес этот странный текст и попросил отредактировать и распечатать его, это было последним желанием клиента.

Здесь автор рассказывает о дальнейшей судьбе некоторых героев романа. Также в этой части произведения можно увидеть отношение автора к герою. Он не склонен его прославлять, так как его действия отвратительны, аморальны.

Лолита — произведение психиатрической литературы. Мораль романа состоит в том, что он предостерегает от «опасных отклонений». Это должно обеспечить, чтобы люди уделяли больше внимания задаче обучения подрастающего поколения.

Часть 1

Главный герой романа Набокова — учитель французской литературы. Он выступает под вымышленным именем Гумберт Гумберт.

Он рассказывает историю своих отношений с подростком Долорес, которую назвал Лолитой.

Гумберт вспоминает свое детство. Его отец был богатым человеком, торговал вином, бриллиантами и управлял отелем на Ривьере. Герой рано потерял мать, она умерла от молнии, когда ей было три года.

Потом была английская школа, где он был не последним учеником. Гумберт много читал, играл в ракетные игры. Он легко ладил с людьми, имел много друзей.

Ему было тринадцать, когда он встретил Аннабеллу. Они были ровесниками и влюбились в романтическую страсть. Через четыре месяца девочка умерла от тифа. Это событие сильно потрясло Гумберта и повлияло на его дальнейшую жизнь.

Став взрослым, его по-прежнему привлекали девочки-подростки. Несомненно, демоническая природа проявляется в подростковом возрасте. Страсть к нимфеткам в нем непреодолима.

Закон запрещал жениться на таком молодом человеке, он встречался с представителями древнейшей профессии. В конце концов, Гумберт женился на женщине, которая выглядела как подросток. Она быстро подвела героя, так как была тупой и толстой. Их брак продлился четыре года и закончился тем, что она уехала от Гумберта к другому. Гумберт не расстроился, что она ушла. Он был шокирован тем, что женщина, которую он считал глупой, приняла такое решение самостоятельно, и представила ему факт.

После развода герой живет в санатории, потом с головой окунулся в работу. Он переезжает в Америку в город Рамсдел, снимает комнату у Шарлотты Хейз. Хозяйке больше тридцати лет, она одна. У него есть двенадцатилетняя дочь Долорес, которую все называют по-разному: Ло, Лола, Долли.

Девушка вспоминает Гумбера Аннабеллу, которого страстно любила в подростковом возрасте. Он воспылал к ней страстью и называет ее Лолита. Свои переживания она отражает в дневнике. Хозяйка прониклась чувствами к самому Гумберту. Он пишет ему исповедь, в которой ставит условие: если он не готов откликнуться на свои чувства, то должен уйти.

Гумберт растерялся в таком повороте событий. Это не соответствует его планам. Гумберт хотел быть ближе к Лолите. После недолгого размышления он решает ответить на предложение Шарлотты и становится ее мужем. Теперь он может сколько угодно общаться с падчерицей. В очередной раз Шарлотта пытается разрушить идиллию. Он решает отправить дочь в пансионат, а затем в институт. Гумберт расстроен, хочет помешать жене осуществить задуманное, бросается на поиски решения. У него даже есть идея утопить ее во время купания в озере.

В какой-то момент супруга находит дневник Гумберта с его откровениями. После выяснения отношений он бежит на почту, чтобы отправить Лолите и родственникам письмо, в котором расскажет о Гумберте. Во время путешествия ее сбивает машина, и она получает травмы, несовместимые с жизнью.

Гумберт хоронит жену и отправляется в лагерь за падчерицей. Он не сразу сообщает Лолите о смерти матери, говорит, что она находится в больнице и ей предстоит операция.

Гумберт отвозит девушку в гостиницу, дает ей снотворное. Когда он засыпает, он хочет схватить ее. Поразмыслив, бросьте это предприятие, чтобы не напугать ее.

Утром Лолита сама соблазняет его. Она лишилась девственности в лагере. Гумберт решает рассказать ей о смерти матери, падчерица остается на его попечении.

Часть 2

Гумберт путешествует со своей молодой любовницей в Америку. Они останавливаются в маленьких отелях. Соблазнитель покупает нимфетке дорогие амулеты и сладости, удовлетворяет все ее прихоти. Таким образом, он покупает ее молчание. Он периодически напоминает ей, что если их тайна будет раскрыта, ей грозит детский дом, где она не будет так свободно жить.

Лолите нравится путешествие, она не стремится оказаться в приюте. При этом Лолита понимает, что у нее есть власть над возлюбленным. Его капризы приводят к скандалам. Гумберт начинает всерьез опасаться, что власти узнают об их отношениях.

Они останавливаются в Бердсли, где Гумберт записывает Долорес в частную среднюю школу. Новые еще больше усиливают страхи Гумберта быть разоблаченными. Он думает, что Лолита копит деньги, чтобы сохранить их. Лолита растет, меняется ее тело, а вместе с ним и ее сознание. Он становится все более независимым. Гумберт завидует своим сверстникам. Он начинает за ней следить, запрещает посещать школьные вечера. Окружающие считают его запреты чрезмерной заботой старого отца.

С помощью различных крючков и жуликов Лолита добивается разрешения на посещение актерского клуба. Готовят к постановке спектакль «Очарованные охотники». Лолита влюбляется в драматурга, Гумберт замечает, что девочка прогуливает занятия. Он не сообщает ему, где и с кем он проводит время. Между ними происходит серьезная ссора, после которой Лолита убегает от него. Гумберт бросается за ней, бродит по городу, пока не находит ее. Он предлагает ему покинуть этот город.

Они снова едут. Гумберт постоянно переживает, что любовница ему изменяет, он наблюдает за ней. Однажды он замечает, что за ними следует машина. Затем он видит, что Лолита разговаривает с каким-то джентльменом.

Путешествие перестает нравиться Гумберту. Когда они приехали в Эльфинстон, Лолита заболела и была госпитализирована. Когда Гумберт прибывает в больницу, чтобы забрать свою любовницу, ему сообщают, что она уезжает с «дядей». Он бросается за ними, но не может до них добраться. Их разлука длится три года.

Здоровье Гумберта расстроено, он едет в санаторий лечиться. Рита спасает его от депрессии, с которой он встречает случайно.

Гумберт преподает в Кантрипском университете, затем переезжает в Нью-Йорк. Вдруг он получает письмо от Лолиты. Ей уже 17 лет, она замужем. Ему срочно нужны деньги. Гумберт узнает адрес и идет к ней. Замужем за слабослышащим ветераном войны.

Лолита рассказывает ему свою историю. Драматург Квилти все же получил то, что хотел, он убедил Лолиту уехать с ним. Куилти пообещала ей роли в Голливуде. На самом деле ему предлагали сниматься в порнофильмах. Когда Лолита отказалась, он выбросил ее на улицу. Затем она усердно зарабатывала себе на жизнь и наконец встретила мужчину, который стал ее мужем.

Гумберт не мог не предложить Лолите вернуться к нему, но она отказалась. Он отдал ей деньги, полученные от продажи дома ее матери, и передал ее имущество на ее имя. Герой решает отомстить драматургу за Лолиту и за то, что она забрала ее у себя.

Гумберт взял пистолет и подошел к Куилти. Ворвавшись в дом драматурга, он застрелил его. Он сказал посетителям, что убил Куилти. Сначала они приняли это за шутку. Внешний вид кровожадного помещика убеждает их в реальности случившегося. Драматург умирает от полученных травм, а Гумбера отправляют в больницу для душевнобольных, откуда его переводят в тюрьму. Там он пишет историю своей любви к Лолите. Не дожидаясь приговора суда, Гумберт умирает.

Лолита ненадолго пережила его. Она умерла при родах вместе с новорожденной дочерью.

Всемирная известность

Вскоре, просочившись через таможню, роман появился в Америке. Цены на полулегальные книги, ввезенные контрабандой из Франции, иногда повышаются. В прессе один за другим стали появляться заметки и обзоры. Всего на набоковскую «Лолиту» пришло около двухсот пятидесяти откликов. Волнение усилилось после того, как издательство, выпустившее «Лолиту», было захвачено во Франции по запросу британского министерства».

Французская пресса защитила роман. Пока во Франции глава издательства боролся против запрета книги, в июне 1957 года американский журнал Ancor Review опубликовал отрывок из набоковской «Лолиты». Вскоре началась настоящая охота за автором книги: издатели засыпали его предложениями. В 1958 году «Лолита» вышла на экраны в Америке. За короткое время тираж книги побил все рекорды, «Лолита» стала самой продаваемой книгой.

Малоизвестный Набоков сразу стал всемирно известным писателем. После множества неудач Набокову в конечном итоге повезло: писатель покорил американскую публику. В СССР книгу заклеймили как «порнографическую», и о публикации не могло быть и речи. Но писатель все же создал русскую версию, изданную в 1967 году в США. Набоковская «Лолита» очень быстро просочилась через «железный занавес» и много лет распространялась нелегально. Только после перестройки 1989 года книга стала доступна широкой аудитории.

Оцените статью
Блог про смысл произведений