Краткое описание «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Часть 1. Очаг и саламандра

Гореть было в восторге. Монтэг — пожарный, у него черный шлем с номером 451, он сжигает дома и книги. Вернувшись домой, Монтэг встретил девушку. Мужчина предположил, что это его новый сосед. Девушка сказала, что ее зовут Кларисса Маклеллан, ей семнадцать, и она «сумасшедшая». Он признался, что любит «смотреть на вещи, вдыхать их запах», бродить всю ночь до рассвета.

Монтэг сказал девушке, что работает пожарным 10 лет, но не читает сжигаемые книги, потому что он карается по закону. Девушка спросила, правда ли, что пожарные тушат пожары, а не разжигают их. Монтэг засмеялся и ответил, что это неправда: дома всегда были пожаробезопасными.

Девушка поделилась, что ей кажется, что водители ракетных машин «не знают, что такое трава и цветы», потому что едут слишком быстро. Сама Кларисса очень редко смотрит телешоу и не ходит в парки развлечений.

Прощаясь, Кларисса спросила Монтэга, счастлив ли он, и убежала. Вернувшись домой, мужчина задумался над своим вопросом: «Конечно, я счастлив. Как может быть иначе? И что ты думаешь — что я несчастен? »Мужчина подумал, что лицо девушки похоже на зеркало.« Люди больше похожи <…> на факелы, которые горят на полную мощность, пока не гаснут. Но как редко горит? на лице другого человека вы можете видеть отражение <…> ваших самых сокровенных и трепетных мыслей!»

Когда он вошел в «плиточный мраморный склеп», Монтэг подумал, что он действительно несчастен. Мужчина был женат, его жена Милдред спала с наушниками в ушах — миниатюрными ракушками — проводными радиоприемниками.

Подцепив ногой пустой пузырек от снотворного, Монтэг понял, что его жена приняла все таблетки. Он вызвал скорую помощь. Милдред перенесла промывание желудка, переливание крови и плазмы. По словам санитара, в последние годы такие случаи участились.

Утром Милдред даже не поняла, что случилось. Женщина всегда ходила с «ракушками» в ушах, поэтому за десять лет их знакомства научилась читать по губам. Он проводит все дни перед телевизором, у них в гостиной три телевизионных стены, и он спрашивает четвертую: «Если мы поставим четвертую стену, эта комната не будет нашей одной. Там будет жить несколько неординарных и преданных своему делу людей ». Монтэг отмечает, что хотя Милдред 30 лет, Кларисса кажется ему намного старше его жены.

У пожарных была механическая собака с восемью ногами и выступающей стальной иглой, наполненной морфином или новокаином. Его обонятельную систему можно было настроить на любую жертву. Монтэгу показалось, что собака пытается наброситься на него.

Монтэг и Кларисса виделись каждый день. Мужчина поделился с девушкой, что у него нет детей, потому что Милдред их не хочет. Кларисса не ходила в школу, потому что ученики там никогда не задают вопросов. Он признался, что боялся своих сверстников, которые убивают друг друга: в этом году 6 человек погибли и 10 погибли в дорожно-транспортных происшествиях.

Кларисса внезапно исчезла. Монтэг начинает думать о том, что произойдет, если другие пожарные сожгут его дом и его книги. У него был список запрещенных книг на работе, а также была «Краткая история американских пожарных», в которой говорилось, что пожарные сжигали книги с 1790-х годов.

Монтэг переходит к следующему звонку — дневному. Он был очень впечатлен, когда хозяйка, пожилая женщина, не захотела выбросить книги и сожгла вместе с ними. Незаметно для всех, Монтэг украл книгу.

Ночью Монтэг спросил жену, помнит ли она, когда и где они встретились, но ни он, ни она не вспомнили. Однако они мало общались: каждый раз, когда Монтэг входил в гостиную, «стены разговаривали с Милдред».

Милдред сказала, что семья Клариссы уехала, а сама девочка погибла — 4 дня назад ее сбила машина. Утром Монтэг понял, что болен. Он рассказал жене, что произошло вчера: должно быть, в книгах есть что-то важное, раз уж старуха ушла умирать за них. Однако Милдред попросила мужа оставить ее в покое.

Пожарный Битти пришел навестить Монтэга. Он сказал, что с 19 века до царских времен люди читают все меньше и меньше, так как темп жизни неуклонно ускоряется. «Жизнь коротка. Что тебе нужно? В первую очередь работа, а после работы развлечения, а их столько же вокруг, на каждом шагу, развлекайся». «Еще фильмы. И пищи для размышлений становится все меньше и меньше ».« Книга — это заряженное ружье в доме соседа. Сожги! »« Уменьшай головы людей цифрами, наполняй их безобидными фактами, пока им не станет плохо, ничего, но они будут думаю, что они хорошо образованы».

На прощание Брандмайстер заметил, что в книгах нет ничего, что «стоило бы учить других». Битти сказал, что если пожарный случайно заберет книгу с собой, он ничего не получит, если сожжет ее в течение 24 часов.

Монтэг показал жене, что год прятал книги за решеткой вентиляции. Напуганной Милдред хотелось сжечь их. Монтэг сказал, что просто хотел посмотреть в книги, и если бы они действительно были ничем, то сожгли бы их вместе.

Часть 2. Сито и песок

Они читали весь день. Милдред не любила книги: люди на экранах казались ей более реальными, крупными.

Монтэг вспомнил, как год назад встречал старого Фабера в парке. Он читал стихи на Монтегю и писал свой адрес. Монтэг происходил из Фабера. Он поделился со стариком своей надеждой на то, что книги помогут ему стать счастливым. Фабер ответил, что этого не произойдет: «книги — лишь одна из емкостей, в которых мы храним то, что боимся забыть».

Фабер дал Монтэгу прослушку, зеленый чехол, который он изобрел.

«Небеса также готовились к войне в ту ночь». Монтэг пошел домой. К ним пришли две женщины, подруги Милдред. Вдруг Гай выключил экраны и спросил их о войне. Женщины ответили, что война будет короткой — всего 48 часов, а потом все будет так же. Не в силах вынести, как поверхностно женщины обо всем говорили, Монтэг принес книгу и начал читать им стихи. Милдред пыталась всех успокоить, но женщины быстро ушли.

Фабер убедил Монтэга пойти в пожарную часть в его смену. Играя в карты, Битти смеялся над Монтэгом, цитируя отрывки из произведений, которые очень волновали человека. Пожарные пошли в обращение. Всю дорогу Монтэг пребывал в глубоком раздумье, и только когда они прибыли, он понял, что Битти отвел их в дом Гая.

Часть 3. Огонь горит ярко

Милдред выбежала из дома с чемоданом. Монтэг предположил, что он вызвал пожарную команду. Гай по приказу Битти сам начал жечь свой дом. «И, как и раньше, сжигать было одно удовольствие: приятно было дать волю своему гневу».

Битти заметил зеленую пулю в ухе Монтэга — наушник Фабера — и убрал ее. Тогда Гай, не раздумывая, направил дуло огнемета на пожарного и сжег его. Гай оглушил остальных пожарных. Механическая собака появилась из темноты и прыгнула на Монтэга. Мужчине удалось выстрелить в него. Собака только поймала ногу Монтэга иглой. Мужчина взял уцелевшие книги и хромал. Гай понял, что сам Битти хотел умереть. Монтэг вложил Шелл в ухо: он уже объявлен в розыск.

Войдя в ванную на заправочной станции, Гай почувствовал, что война началась. Скрываясь, Монтэг прибыл в дом Фабера. Фабер посоветовал Монтэгу найти лагерь странников, среди которых «много бывших студентов Гарвардского университета». Монтэг пробежал по городу, добрался до реки и переплыл ее. Когда он выбрался на берег, мужчина оказался в лесу.

Двигаясь по железнодорожным путям, Монтэг направился к поляне, где у костра сидели люди: пятеро стариков. «Этот огонь ничего не горел — он стал горячим». Парня заметили и позвали к костру. По телевизору видели, как полиция вместо Монтэга захватила кого-то другого, иначе погоня была бы слишком долгой и неинтересной для зрителей.

Пришли старейшины огня — среди них были ученые из Кембриджа, Калифорния, Колумбийского университета, преподобный отец, писатель.

Мужчины сказали Монтэгу, что в стране есть люди, которые хранят книги в память о них. Они читают книги, а затем сжигают их. «Все мы — фрагменты истории, литературы, международного права». «В течение двадцати или более лет мы строили что-то вроде организации и составляли план действий». Они надеялись, что после окончания войны книги будут повторно авторизованы, и таким образом они соберут всех этих людей вместе и, по их словам, напечатают произведения на бумаге.

«Подожди! Монтэг закричал внезапно. В этот момент началась и закончилась война». «Через несколько секунд грохот далекого взрыва принес Монтэгу известие об исчезновении города». Лежа на земле, Монтэг вспомнил главы Экклезиаста и Откровение Один из мужчин заметил, что человек похож на птицу Феникса — «когда его сжигали, он каждый раз возрождался из пепла».

Мужчины поднялись по реке на север. Идя вперед, Гай «чувствовал, что слова в нем пробуждаются и безмолвно оживают».

«Всему свое время. Время разрушать и время созидать. Время молчать и время говорить».

«… И по обе стороны реки дерево жизни, приносящее плоды двенадцать раз, приносит плоды каждый месяц; и листья дерева для исцеления народов».

Другие персонажи

Брендмастер Битти — босс Монтэга.

Миллред — 30-летняя женщина, жена Монтэга.

Фабер — бывший учитель английского языка.

Часть 1. Очаг и саламандра

Гореть было в восторге. Монтэг — пожарный, у него черный шлем с номером 451, он сжигает дома и книги. Вернувшись домой, Монтэг встретил девушку. Мужчина предположил, что это его новый сосед. Девушка сказала, что ее зовут Кларисса Маклеллан, ей семнадцать, и она «сумасшедшая». Он признался, что любит «смотреть на вещи, вдыхать их запах», бродить всю ночь до рассвета.

Монтэг сказал девушке, что работает пожарным 10 лет, но не читает сжигаемые книги, потому что он карается по закону. Девушка спросила, правда ли, что пожарные тушат пожары, а не разжигают их. Монтэг засмеялся и ответил, что это неправда: дома всегда были пожаробезопасными.

Девушка поделилась, что ей кажется, что водители ракетных машин «не знают, что такое трава и цветы», потому что едут слишком быстро. Сама Кларисса очень редко смотрит телешоу и не ходит в парки развлечений.

Прощаясь, Кларисса спросила Монтэга, счастлив ли он, и убежала. Вернувшись домой, мужчина задумался над своим вопросом: «Конечно, я счастлив. Как может быть иначе? И что ты думаешь — что я несчастен? »Мужчина подумал, что лицо девушки похоже на зеркало.« Люди больше похожи <…> на факелы, которые горят в полную силу, пока не погаснут. Но как редко на чужом лице на лице можно увидеть отражение <…> самых сокровенных и трепетных мыслей!».

Когда он вошел в «плиточный мраморный склеп», Монтэг подумал, что он действительно несчастен. Мужчина был женат, его жена Миллред спала с наушниками в ушах — миниатюрными «ракушками» — двусторонней радиосвязью.

Подцепив ногой пустой пузырек от снотворного, Монтэг понял, что его жена приняла все таблетки. Он вызвал скорую помощь. Миллреду сделали промывание желудка, переливание крови и плазмы. По словам санитара, в последние годы такие случаи участились.

Утром Милред даже не понял, что произошло. Женщина всегда ходила с «ракушками» в ушах, поэтому за десять лет их знакомства научилась читать по губам. Она проводит все дни за просмотром телешоу — у них в гостиной три телевизионных стены, и она просит четвертую: «Если мы поставим четвертую стену, эта комната будет не только нашей. Это было бы очень необычно и занятые люди ». Монтэг отмечает, что, хотя Милреду 30 лет, Кларисса кажется ему намного старше его жены.

У пожарных была механическая собака с восемью ногами и выступающей стальной иглой, наполненной морфином или новокаином. Его обонятельную систему можно было настроить на любую жертву. Монтэгу показалось, что собака пытается наброситься на него.

Монтэг и Кларисса виделись каждый день. Мужчина поделился с девушкой, что у него нет детей, потому что Милдред их не хочет. Кларисса не ходила в школу, потому что ученики там никогда не задают вопросов. Он признался, что боялся своих сверстников, которые убивают друг друга: в этом году 6 человек погибли и 10 погибли в дорожно-транспортных происшествиях.

Кларисса внезапно исчезла. Монтэг начинает думать о том, что произойдет, если другие пожарные сожгут его дом и его книги. У него был список запрещенных книг на работе, а также была «Краткая история американских пожарных», в которой говорилось, что пожарные сжигали книги с 1790-х годов.

Монтэг переходит к следующему звонку — дневному. Он был очень впечатлен, когда хозяйка, пожилая женщина, не захотела выбросить книги и сожгла вместе с ними. Незаметно для всех, Монтэг украл книгу.

Ночью Монтэг спросил жену, помнит ли она, когда и где они встретились, но ни он, ни она не вспомнили. Однако они мало общались: каждый раз, когда Монтэг входил в гостиную, «стены говорили с Миллредом».

Миллред сказал, что семья Клариссы уехала, а сама девочка умерла — 4 дня назад ее сбила машина. Утром Монтэг понял, что болен. Он рассказал жене, что произошло вчера: должно быть, в книгах есть что-то важное, раз уж старуха ушла умирать за них. Однако Милдред попросила мужа оставить ее в покое.

Пожарный Битти пришел навестить Монтэга. Он сказал, что с 19 века до царских времен люди читают все меньше и меньше, так как темп жизни неуклонно ускоряется. «Жизнь коротка. Что тебе нужно? В первую очередь работа, а после работы развлечения, а их столько же вокруг, на каждом шагу, развлекайся». «Еще фильмы. И пищи для размышлений становится все меньше и меньше ».« Книга — это заряженное ружье в доме соседа. Сожги! »« Уменьшай головы людей цифрами, наполняй их безобидными фактами, пока им не станет плохо, ничего, но они будут думаю, что они хорошо образованы».

На прощание Брандмайстер заметил, что в книгах нет ничего, что «стоило бы учить других». Битти сказал, что если пожарный случайно заберет книгу с собой, он ничего не получит, если сожжет ее в течение 24 часов.

Монтэг показал жене, что год прятал книги за решеткой вентиляции. Напуганный Миллред хотел их сжечь. Монтэг сказал, что просто хотел посмотреть в книги, и если бы они действительно были ничем, то сожгли бы их вместе.

Часть 2. Сито и песок

Они читают весь день. Миллред не любила книги: люди на экранах казались ей более реальными, крупными.

Монтэг вспомнил, как год назад встречал старого Фабера в парке. Он читал стихи на Монтегю и писал свой адрес. Монтэг происходил из Фабера. Он поделился со стариком своей надеждой на то, что книги помогут ему стать счастливым. Фабер ответил, что этого не произойдет: «книги — лишь одна из емкостей, в которых мы храним то, что боимся забыть».

Фабер дал Монтэгу прослушку, зеленый чехол, который он изобрел.

«Небеса также готовились к войне в ту ночь». Монтэг пошел домой. К ним пришли две женщины, подруги Милреда. Вдруг Гай выключил экраны и спросил их о войне. Женщины ответили, что война будет короткой — всего 48 часов, а потом все будет так же. Не в силах вынести, как поверхностно женщины обо всем говорили, Монтэг принес книгу и начал читать им стихи. Милдред пыталась всех успокоить, но женщины быстро ушли.

Фабер убедил Монтэга пойти в пожарную часть в его смену. Играя в карты, Битти смеялся над Монтэгом, цитируя отрывки из произведений, которые очень волновали человека. Пожарные пошли в обращение. Всю дорогу Монтэг пребывал в глубоком раздумье, и только когда они прибыли, он понял, что Битти отвел их в дом Гая.

Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту

Действие романа разворачивается в альтернативном будущем. Конец 20 века. В Америке устанавливается режим тотального контроля над жизнями людей. Темп жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлекаться, он постоянно в движении, постоянно занят. Итак, людьми легче всего управлять, у них нет времени думать самостоятельно, и ничего не остается, как доверять государству.

Книги объявлены главным врагом человечества. Каждый, кто читает, начинает самостоятельно мыслить и анализировать, что для государства абсолютно неприемлемо. Пожарные следят за общественным порядком. Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры сзади. Теперь они не тушат пожары, а, наоборот, находят дома, в которых хранятся книги, и сжигают их вместе с домом.

Герой романа Монтэг — пожарный. Его жизнь размерена и течет по плану. Днем он делает свою работу, делает ее хорошо, что заслужило одобрение его начальства. Пожарный, который возглавляет команду Монтэга, отличает его от остальных пожарных. Жена Милдред ждет в доме Монтэга. Она весь день занята просмотром сериалов. Это занятие — его жизнь. В их доме есть специальная комната с огромными телеэкранами, которые занимают три стены. Милдред убеждает мужа купить четвертый экран, чтобы он мог полностью погрузиться в мир телешоу. Пустая четвертая стена делает ее несчастной и не отличает ее от соседей.

В семье Монтэгов нет детей, потому что Милдрад настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв в монотонном алгоритме своей жизни. Это подтверждается только случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил свою жену без сознания. Выяснилось, что он механически выпил слишком много снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро. Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, используя самое современное оборудование, они приведут в порядок любого пациента.

Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайной встречи с молодой девушкой Клариссой МакЛеланд. Он сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Как правило, молодые люди предпочитают проводить время с удовольствием, катаясь на аттракционах или управляя автомобилем. Кларисса казалась Монтэгу совсем другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной. Завязав разговор с девушкой, Монтэг обнаруживает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно куда-то бегать и много времени проводит в раздумьях.

Вопрос Клариссы, счастлива ли она, сбивает Монтэга с толку. Раньше он был одинок в монотонной рутине своей жизни и никогда об этом не задумывался. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности. Возможности на работе еще больше влияют на состояние Монтэга. Прибыв снова по вызову, пожарные находят обширную библиотеку женщины. Однако он отказывается подчиняться и выходит из дома, а предпочитает умереть с любимыми произведениями.

Этот инцидент, а также постоянные встречи и мимолетные разговоры с Клариссой заставляют Монтэга понять, что обычный образ жизни ему отвратителен. Он начинает странно себя вести. Он удивляет своих коллег воспоминаниями о том, что пожарные тушили пожары, а не зажигали их. Во время звонков он начинает потихоньку воровать книги, чтобы сочувствовать чтению преступников.

Книги открывают для Монтегю новый мир. Не в силах больше выносить старую жизнь, он пытается приобщить жену к чтению. Ей это совершенно неинтересно, ведь на телевидении запущен новый проект. Зрителям были отправлены копии сценария с предложением скомпилировать их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает искать других единомышленников.

Тем временем его навещает пожарный. На работе Монтэга давно подозревают, что что-то не так. Поэтому начальник вразумил его. Брендмастер напоминает ему, что современный ритм жизни заставляет всех жить быстро и ни на что не тратить много времени. Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими, как две капли воды. Только идентичность всех защищает от возвышения людей и, следовательно, от принижения других. В таких условиях книга — худшее оружие. Это заставляет задуматься, иметь собственное мнение, поэтому книги нужно полностью уничтожить. Монтэг понимает, что на самом деле означает этот визит, но больше не может останавливаться.

На следующее утро он решает не ходить на работу из-за болезни. Этот поступок очень раздражает жену Монтэга, так как не соответствует обычному распорядку дня. Однако Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и что ее родители переехали.

Этот инцидент заставляет героя более активно разыскивать тех, кто хранит книги. Монтэг встречает профессора Фабера. Сначала он боится и не верит Монтагу, так как он пожарный и, возможно, специально ищет читателей. Однако, поверив ему, профессор раскрывает свои планы по возобновлению печати. По словам профессора, надвигающийся военный конфликт снова будет тянуть граждан к чтению. Америка выиграла две предыдущие войны с помощью ядерного оружия. Мир просто не выдержит новой военной катастрофы. На прощание профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который помещается ему в ухо. Таким образом, они смогут безопасно поддерживать связь друг с другом.

Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли друзья. Женщины так заняты обсуждением шоу и своего вклада в его создание, что бесят Монтэга. Разочарованный, он пытается показать им, что единственное, что имеет значение в этом мире, — это книги. Вечер заканчивается серьезной ссорой. Монтэг решает вернуться к работе.

Рабочий день начинается в обычном режиме. Пожарные собираются вызвать. Однако Монтэг обнаруживает, что они пришли к нему домой. Разъяренная происшествием прошлой ночью, Милдред изменила мужу. Как оказалось, это было не первое. Его друзья незадолго до этого сообщили о книгах в их доме. Понимая, что его обнаружили, Монтэг не может сопротивляться и сам отдает книги пожарному. Он также принимает участие в книжном пожаре и в собственном доме.

Босс Монтэга замечает радио, подозревая, что оно может привести к другим преступникам. Не желая подвергать опасности профессора Фабера, герой сжигает пожарного и остальную часть отряда. Теперь Монтэг становится особенно опасным преступником.

Для поимки таких преступников используется новейшая технологическая разработка «механической собаки». От него невозможно спрятаться. Преследование преступника транслируется в прямом эфире на всеобщее обозрение.

Некоторое время Монтэг успешно скрывался от собаки. Охота затягивается. Чтобы лишний раз не раздражать общественность и не убедить ее в неотвратимости правосудия, собака убивает прохожего, представляя его преступником. В то же время начинается война. Миллионы солдат были мобилизованы и отправлены на поле боя. Это помогает Монтэгу выиграть время, чтобы спрятаться от государства, которое все еще занято более важными делами.

Помня рекомендации профессора Фабера, герой уезжает из города в лес в поисках помощи. Спустя время ему удается найти круг единомышленников. Монтэг узнает, что люди по всей стране, которые читают, объединились в духовном противостоянии. Они нашли способ передать потомству как можно больше знаний. Каждый человек запоминает книгу или главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. Вечером они собираются у костра и слушают выученные песни. Они ждут и надеются, что придет время, когда другим потребуются их знания. В это время к городу подходят вражеские войска и стирают его с лица земли с помощью атомного оружия.

Преувеличивая в своем романе общество потребления, автор выражает озабоченность направлением человеческого развития. Однако он считает, что сохранение духовных ценностей и знаний может изменить мир к лучшему. Эту мысль он пытается донести до читателей через своих героев — ценителей литературы.

Вы можете использовать этот текст в своем журнале для чтения

Главные герои

Гай Монтэг — потомственный пожарный, чья работа — сжигать книги и дома своих владельцев. Под влиянием знакомства Фабера и Клариссы, Монтэг переосмысливает свою жизнь и начинает «восстание» против системы.

Брандмастер Битти — непосредственный начальник Монтэга; очень умный и хитрый человек; стойкий защитник «правильного» устройства общества.

Кларисса Маклеллан — семнадцатилетняя девочка; представитель редкой категории людей, не «вписывающихся» в систему.

Фабер — старый одиночка; бывший профессор вынужден скрывать свои взгляды и прятать запрещенные законом книги.

Часть первая. Очаг и саламандра

Гай Монтэг занимался своим обычным любимым делом: сжигал книги. Ему нравилось наблюдать, как огонь постепенно охватывает весь дом.

После работы Монтэг принял душ и отправился домой. Доехав на метро до окраины, он ушел пешком. Недалеко от дома Монтэгу снова показалось, что кто-то наблюдает за ним. Повернув за угол, он вдруг увидел девушку.

Монтэг заговорил с незнакомцем. Девушка, представившаяся Клариссой Маклеллан, оказалась ее новой соседкой. Потом они пошли вместе и заговорили.

Кларисса сказала, что ее часто считали странной. Одна из причуд девушки — одинокие прогулки по ночам.

По одежде Монтэга и сильному запаху керосина Кларисса догадалась, что он пожарный. Мужчина подтвердил, что уже десять лет сжигает книги.

Кларисса говорила странные вещи. Он слышал, что когда-то пожарные тушили пожары. Девушка заметила, что сейчас люди стараются ни о чем не думать и реже разговаривают друг с другом на серьезные темы, предпочитая смотреть телевизор или ходить в парки развлечений.

В доме Клариссы, несмотря на поздний час, во всех окнах горел свет. На озадаченный вопрос Монтэга девушка ответила, что все члены ее семьи просто сидели и разговаривали. Это также было странно в мире, где людей могли арестовывать за вождение на малой скорости или даже за ходьбу.

На прощание Кларисса спросила Монтэга, счастлива ли она? Беседа со странной девушкой и особенно ее последний вопрос волновали невозмутимого пожарного. Он вспомнил, что спрятал в доме.

Войдя в спальню, Монтэг впервые понял, что знает ответ на вопрос Клариссы: она была несчастна. В непроглядной темноте доносилась легкая музыка, исходящая из «ракушек» — миниатюрных наушников его жены Милдред. Зажгив зажигалку, Монтэг увидел на полу пустой пузырек от снотворного. Милдред приняла большую дозу.

В этот момент бомбардировщики с оглушительным ревом охватили дом. Когда грохот утих, Монтэг позвал на помощь.

Вместо врачей приехали два техника со специальными приборами. Один освободил живот женщины, другой заменил ей отравленную кровь. Техники равнодушными глазами наблюдали за работой механизмов. Поприветствовав их, Монтэг почувствовал невероятную пустоту. Счастливый, искренний смех донесся из дома Клариссы.

На следующее утро Монтэг нашел свою жену на кухне. Он готовил завтрак и ничего не помнил. Милдред разговаривала с мужем, даже не снимая раковины с ушей.

Днем собираясь на работу, Монтэг сказал жене, что вчера проглотил пачку снотворного. Милдред не поверила и с радостью сказала мужу, что сегодня у нее будет роль в спектакле. В их гостиной установлены три телевизионные стены, настроенные как на прием, так и на передачу. Зритель мог принять участие в «шоу».

Милдред понятия не имела о содержании произведения и его значении. При этом она попросила мужа как можно скорее купить четвертую стену, чтобы комнату постоянно населяли «необычные и забавные люди».

По дороге на работу Монтэг снова встретил Клариссу. Девушка сказала, что пойдет к назначенному ей психиатру. Он снова удивил пожарного, попросив его попробовать капли дождя. Проведя одуванчик под подбородком Монтэга, Кларисса «обнаружила», что он ни в кого не влюблен.

На работе Монтэг сначала «поприветствовал» механическую собаку, робота-убийцу, который вводит смертельную дозу наркотиков жертве. Собака может быть настроена на запах мыши или кошки. Коллеги Монтэга по ночам часто играли в смертельные игры с животными.

Собака внезапно «оживает» и «бормочет», издавая особый гул механизмов. Монтэг в испуге поднялся наверх и пожаловался на это пожарному Битти. Начальник в ответ только рассмеялся и вспомнил, что собака — это просто сложный механизм. С улыбкой Битти предположил, что, возможно, «совесть Монтэга не ясна».

Кларисса встречалась с Монтэгом каждый день на улице, когда она шла на работу или возвращалась домой. Пожарному нравились разговоры со странной девушкой, которая ни с кем ни о чем не говорила.

Девочка не ходила в школу, где считалась «необщительной». Под «общением» мы имели в виду однообразные лекции, во время которых никто не задавал вопросов. После школы ученики ходили в парк развлечений и играли в очень жестокие игры. Очень часто дети убивали друг друга.

Кларисса заметила, что в то время люди не говорили ни о чем существенном. Все повторяют одни и те же банальные фразы, смотрят бредовые программы, слушают примитивную музыку. Вся их жизнь совершенно бесполезна.

Монтэг продолжал работать, опасаясь механической собаки. Оказавшись на улице, он не встретил Клариссу и почувствовал «смутное беспокойство».

На работе они стали замечать, что с Монтэгом что-то не так. Он часто начинал о чем-то думать. Выведенный из состояния глубокой задумчивости, Монтэг спросил своих коллег во главе с Битти: всегда ли пожарные сжигали книги и дома своих владельцев? В ответ ему автоматически показали статут, в котором говорилось, что первые пожарные в Америке были основаны в 1790 году «для сжигания проанглийской литературы».

Неловкое для Монтэга положение было прервано тревогой.

На этот раз пожарные впервые встретили хозяйку дома, пожилую женщину. Раньше дома всегда заранее санкционировались полицией. Стараясь не замечать этого, они быстро нашли много книг, сложили их и облили керосином. Монтэг осторожно спрятал книгу в своем костюме, не зная, зачем он это сделал.

Женщина, несмотря на предупреждения, отказалась выходить из дома. На глазах у изумленных пожарных она сама достала из кармана спичку и зажгла ее.

Вернувшись домой, Монтэг почувствовал себя очень плохо. Он машинально разделся и лег, положив книгу под подушку. Монтэг спросил жену, помнит ли она их первую встречу. Милдред не могла этого вспомнить.

Впервые Монтэг серьезно задумался о своей семейной жизни. В течение нескольких дней Милдред сидела в середине трех телевизионных сцен и смотрела бесконечные безмозглые шоу. Монтэг неоднократно пытался понять смысл программы, но безуспешно. Стены просто ошеломили публику музыкой и пустым разговором людей.

Монтэг говорил о Клариссе. Только сейчас Милдред вспомнила, что эту девушку четыре дня назад сбила машина. Вся его семья ушла.

На следующий день Монтэг проснулся очень поздно и сказал жене, что сегодня на работу не пойдет. Он признал, что на него сильно повлияло самоубийство женщины, которая отказалась выходить из дома ради книг. Милдред равнодушно восприняла ее рассказ и заявила, что эти люди — просто сумасшедшие преступники. Монтэг попросил жену вызвать на работу, но в этот момент к дому подошел сам пожарный Битти.

Битти вошел и сел рядом с кроватью. Он сказал, что «болезнь» Монтэга — неизбежный этап в жизни каждого пожарного. Битти описал, как общество стало современным.

Рост населения и быстрое развитие науки привели к беспрецедентному ускорению темпа жизни. Люди не хотели тратить время на чтение толстых книг, ограничиваясь короткими переосмыслениями. Неизбежно снизился уровень образования. Гуманитарные науки стали исключать из школьной программы. Обществу нужны не мыслители, а спортсмены и техники.

Люди, которые проводят свою жизнь в работе и всевозможных развлечениях, подсознательно стремятся стать такими же. Интеллигентный мужчина из среднего класса вызвал гнев толпы.

Люди не хотели думать о серьезных проблемах, о которых говорили мыслители, философы и писатели. Книги постепенно стали считаться опасными. Для борьбы с этим злом появились современные пожарные.

Битти подтвердил, что раньше пожарные тушили пожары, а не сжигали книги вместе с их владельцами. Теперь они главные защитники общества «вредных идей».

Во время монолога пожарного Милдред хотела поправить подушку мужа и порылась за ней в поисках книги. Она была очень удивлена, но не успела ничего сказать. Монтэг внезапно попросил оставить его в покое.

Монтэг упомянул Клариссу. Битти сказал, что еще есть такие люди, как эта девушка. За ними всегда следят.

На прощание Битти сказал, что иногда пожарный может одолжить книгу из любопытства. В этом нет ничего плохого — он может держать его дома ровно один день.

Брендмастер пожелал пациенту как можно скорее выздороветь и вернуться к работе. Монтэг был уверен, что больше никогда туда не пойдет.

После ухода Битти Монтэг почувствовал, что должен в чем-то признаться своей жене. Он решительно перекрыл «стены» и, жестом указав на Милдред, начал вытаскивать книги из укрытия в вентиляционной трубе. Он прятал их там около года.

Милдред в панике попыталась бросить книги в мусоросжигательную печь. Монтэг заставил ее сесть и попросил ее послушать. Он открыл первую найденную книгу и начал читать.

Часть II. Сито и песок

Весь день Монтэг читал вслух, пытаясь понять, что он читал. Это было непросто. Милдред в страхе села и с тоской смотрела на унылые стены.

Вечером она позвонила подруге Милдред, которая сказала, что скоро посетит программу «Белый клоун». Видя, как ожила его жена, Монтэг с горечью подумал, что все его усилия напрасны. Он вспомнил человека.

Около года назад Монтэг встретил в парке пожилого человека, который, похоже, только что прочитал книгу. Они вступили в разговор. Старик представился бывшим профессором Фабера. На прощание он сообщил Монтэгу свой адрес и номер телефона. Эту информацию пожарный сохранил, но «преступника» так и не доложил».

Монтэг решил встретиться с Фабером.

В вагоне метро, ​​как всегда, оглушительно грохотала реклама. Монтэг невольно вытащил книгу, которую принес с собой. Это была Библия. Он пытался читать, чтобы отвлечься от надоедливых однообразных рекламных звонков. Пассажиры с ужасом посмотрели на человека, открыто читавшего книгу.

Фабер осторожно впустил пожарного в квартиру, но быстро успокоился, увидев Библию в руке. Монтэг попросил у старика совета и помощи. Фабер с сожалением признал, что ничего не поделаешь. Культура мертва. Возможно, потребуется тысяча лет, чтобы люди почувствовали отвращение к бессмысленной жизни и обрели истинное знание.

Случайно Фабер сказал, что первым делом нужно уничтожить пожарную команду. Монтэг подхватил эту идею и предложил закладывать книги в дома пожарных и сообщать о них.

Фабер отказался участвовать в этой безумной затее. Монтэг, должно быть, напугал старика. Он начал рвать на глазах страницы Библии. Профессор не вынес этого зрелища. Он пообещал связаться с бывшим типографом, который поможет копировать чудом уцелевшие книги.

На прощание Фабер передал их Монтагу самодельное устройство, похожее на «оболочку». Он не только получил сигнал, но и передал его. Таким образом «заговорщики» могли поддерживать связь.

По дороге домой Монтэг услышал объявление о мобилизации миллиона человек. Голос Фабера поправился ему на ухо: десять миллионов мобилизованы.

Профессор начал читать Библию в Монтегю.

Мальчик вернулся домой. Вскоре к ней пришли ее друзья: миссис Фелпс и миссис Боуэлс. Непрестанно болтая, три женщины сели перед «стенами». Монтэг смотрел на них с отвращением и прислушивался к их бессмысленной болтовне. Вдруг он отключил «стены» и завел серьезный разговор.

Женщин совершенно не волновало начало войны. Они равнодушно отзывались о своих мужьях и детях. Разъяренный их безумием, Монтэг вытащил книгу и приготовился читать.

На ухо Монтэгу голос Фабера побуждал его прийти в себя. Милдред поспешила успокоить своих напуганных друзей. Он сказал, что пожарным разрешено забрать книги домой, чтобы выявить все повреждения в них.

Монтэг прочитал стихотворение XIX века. К всеобщему удивлению, миссис Фелпс расплакалась. Гай бросил книгу в камин и стал охотиться на друзей жены.

На следующий день Монтэг пошел на работу, взяв с собой книгу. Попутно Фабер убеждал его держать себя в руках.

Битти равнодушно взял книгу и пригласил «блудного сына» поучаствовать в карточной игре. За столом он долго пристально наблюдал за Монтэгом, а затем рассказал о своем сне. В нем Битти яростно спорил с Монтэгом, используя множество цитат из разных книг. В конце концов они помирились и пошли на звонок.

Монолог пожарного совершенно сбил с толку Монтэга. Только голос Фабера в ухе помог ему сохранить спокойствие.

Будильник сработал посреди ночи. Пожарные сели в автомобиль, которым управлял сам Битти. Монтэг понятия не имел, как даже одна книга может снова сгореть. Он все время сидел в глубоких раздумьях. Взглянув вверх в конце дорожки, Монтэг увидел, что машина остановилась перед его домом.

Общение с Клариссой

Однажды главный герой приходит с работы домой. На улице он встречает Клариссу, эксцентричную соседку. Эта женщина странно говорит о шелесте листьев, красоте звезд и так далее, но, несмотря на это, Монтэгу это нравится. Постепенно он начинает прислушиваться к тому, что говорит Кларисса, по-другому смотреть на вещи.

книга по Фаренгейту 451

Кларисса задает герою простой вопрос: «Ты счастлива?» Этот вопрос застает его врасплох. Герой начинает по-новому взглянуть на свою жизнь. Не только он ведет такое существование, но и миллионы американцев. Вскоре Гай понимает, что это безрассудное существование нельзя назвать счастливым. Он чувствует пустоту, отсутствие человечности, тепла.

Объяснение сюжета

Чтобы понять, в чем смысл сюжета романа «451 градус по Фаренгейту», необходимо выделить главную идею книги — роль литературы в жизни общества.

Писатель показывает мир, в котором запрещено печатное слово. Люди получают информацию только с телеэкранов, что ведет к постепенной деградации населения.

В результате отказа от книг общество теряет способность мыслить самостоятельно. Это выгодно тоталитарному режиму. Этими людьми можно легко манипулировать, представляя информацию с точки зрения, которая нужна правительству.

Параллельно Брэдбери затрагивает другие темы, раскрывающие значение слова «451 градус по Фаренгейту»:

  • семейные ценности;
  • верность и измена;
  • бездуховность;
  • развитие технического прогресса;
  • важность СМИ для общества.

Многих недоумевает название романа. Но для тех, кто не осведомлен в эпиграфе о работе, автор расшифровывает значение имени, объясняя, что 451 градус по Фаренгейту достаточно, чтобы поджечь бумагу.

Однако сжигая книги, люди разрушают свое прошлое, а следовательно, и самих себя. Но пока есть такие люди, как Гай Монтэг, есть надежда, что однажды общество возродится.

Оцените статью
Блог про смысл произведений