«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Другие персонажи

  • Савелий — столетний дедушка Филиппа Корчагина, мужа Матрены, бывшего осужденного
  • Влас — мэр села Большие Вахлаки
  • Гриша — девятнадцатилетний семинарист, крестник Власа
  • Павлуша Веретенников — собиратель фольклора на ярмарке, житель города
  • Семья князя Утятина
  • Семья Корчагиных

Часть первая

Пролог

По дороге встречаются семеро мужчин: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старый Пахом и Пров:

Семь временно ответственных
Узкая провинция,
Терпигорьевский уезд,
Пустой приход,
Из соседних деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Плохая идентичность урожая

У каждого из мужчин были свои дела, но он быстро их забывает. Все вдруг задались вопросом:

Кто развлекается вам комфортно в России?

Каждый предлагает свою версию: один думает, что помещик самый счастливый из всех, другой думает, что священник. В третьем говорится, что самый счастливый король. Спор превращается в драку, настолько громкую, что даже лесные звери тянутся посмотреть. Птенец сильвии выпадает из гнезда. Когда мужики успокаиваются, Пахом ловит птенца и говорит, что этот птенец счастливее русского мужика, потому что скоро у него вырастут крылья и он полетит, куда захочет. И если бы у него, Пахома, были крылья, он бы наверняка знал, кому хорошо в России. Другие говорят, что крылья не нужны, но лучше было бы вечером выпить ведро водки, огурцов, кваска и чая. К ним подлетает певчая птица и обещает выполнить свое предназначение: он дает им самодельную скатерть в обмен на жизнь птенца. Он также очаровывает их одежду и сандалии, чтобы они не изнашивались, покрывала для ног, чтобы они не портились, и их тела, чтобы на них не размножались вши. У самодельной скатерти, завещанной славкой, можно просить только ведро водки в день. Дважды сбудется и в третий будут проблемы.

Глава I. Поп

По дороге странники встречают простых людей. Однако вечером они видят священника и объясняют ему цель поездки. Поп хоть и убежден, что ворчать грешно, но развеивает миф о счастливой жизни священника: если представить счастье как «мир, богатство, честь», то священникам ничего из вышеперечисленного не доступно. Они учатся читать и писать с детства и нелегкими методами: завоевать достоинство не так-то просто! Он также признает, что каждой привычке есть свои пределы, и невозможно похоронить или спокойно наблюдать за плачущей семьей.

Село уже не то, оно обеднеет, много помещиков уехало в город, раскольников в нем нет, следовательно, мало налогов. Земля бесплодна. И, более того, крестьяне постоянно ругают духовенство: о них пишут нецензурные песни и поговорки, в которых есть место не только ему самому, но и всей его семье. Мужчин смущает последнее замечание, они пытаются найти оправдания тому, что их так воспитали. Папа отвечает, что не хотел их ругать. Листва. Крестьяне ругают Луку, который предположил, что священник в России живет спокойно.

Глава II. Сельская ярмонка

Бродяги ходят по пустым деревням. Оказывается, все жители уехали в село Кузьминское, на «ярмарку». Мужчины решают заглянуть, ведь ярмарка — это всегда праздник для обычных людей, может быть, там и встретятся счастливые.

В богатом и грязном Кузьминском легче найти пьяного, чем счастливого. Многие нарядно одеты: девушки щеголяют, на них ворчит злой старообрядец. Слышны смех и крики. Путешественники становятся свидетелями драматической истории: грустный старик стоит перед прилавком с туфлями, он пообещал племяннице купить козьи туфли, но все деньги выпил. Положение спасает некий «мастер», собиратель фольклора Павлуша Веретенников: сжалившись над пьяницей, он покупает ему обещанные туфли.

Книготорговцы, офени, продают книги, но, увы, плохо продаются, увы, совсем не Гоголь или Белинский. Офени обманул наивных крестьян села портретами неизвестных «толстых» генералов.

балаганский театр также был создан при

Петрушка
С козой с барабанщиком
И не простой шарманкой,
И с настоящей музыкой.

Бродяги смотрят шоу, пьют, идут на ярмарку и вечером покидают «бурную» деревню.

Глава III пьяная ночь

После «ярмарки» путники переходят деревню. Со всех сторон слышны голоса: развратники, развратницы. Пьяный мальчик плачет над вырытой ямой: он хоронит свою мать, но при взгляде посторонних оказывается, что он закапывает свою рубашку. Павел Веретенников продолжает писать изречения крестьян: подозрительно, они до сих пор с ним делятся. Веретенников ругает их за пьянство, но один из слушателей защищает мужчин. Его зовут Голый Яким. Он заявляет, что в русской жизни мало радостей и никто не имеет права осуждать пьющих:

Для русского хмеля нет меры.
И измерили ли они нашу боль?
Есть мера работы?

— Яким голый

Яким рассказывает Веретенникову свою историю: однажды он купил сыну дешевые гравюры, повесил их на стены и так полюбил их, что когда дом загорелся, он, забыв о других свойствах, бросился спасать отпечатки. На тот момент сгорели все его деньги — 35 рублей.

Глава IV. Счастливые

Мужчины решают остановиться на ночлег и продолжают поиски счастливого, обещая ведро водки. Есть те, кто держится подальше, а есть те, кто отвечает, пытаясь соблазнить выпивкой хитростью и поговорками. Крестьяне заслуженно платили солдатам: участвовал в 20 боях, голоден, его били палками, но он выжил. Некоторые фермеры перечисляют трудности, которые они преодолели, и приходят к выводу, что их счастье — это сомнительная радость выживания на грани. Есть и те, кто радуется болезни: больной подагрой с гордостью говорит о своей благородной болезни, от которой страдают только именитые люди.

Фермер Федосей советует паломникам найти Ермилу Гирина: он единственный, кто действительно подходит под это описание. Он был простым мельником, но мельницу решили продать в долг. Ермила покупает мельницу у купца Алтынникова, собирая задаток за час — простые люди сами приносят деньги честному фермеру. Через неделю он честно возвращает каждую копейку и, найдя лишний рубль, долго искал «кредитора». Ермиль заслужил народную любовь, работая клерком:

Вы подходите к нему первым,
И он посоветует
И это принесет вам помощь;
Где сил хватит — поможет,
Я не буду просить благодарности
А если отдашь, не возьмет!

После смерти старого князя он был единогласно избран мэром, но «грех» за ним хорошо известен: когда хотели завербовать младшего брата Ермиля, Ермила заменил его сыном Ненилы Власьевны. После этого его мучала совесть, он угрожал повеситься, в результате сын был возвращен Власьевне, а брата забрали, но, по слухам, он спокойно служит. Потом Ермила вернулся на мельницу и стал всеми уважаемым и честным мельником.

Вмешивается некий священник, утверждающий, что Ермила Гирин сейчас находится в тюрьме, так как он каким-то образом связан с восстанием в селе Столбняки. Что с ним случилось, паломники никогда не узнают: священник уходит, обещая закончить рассказ на другой встрече.

Завершается глава поркой официанта подагрой: на воровстве поймали обладателя «аристократической» болезни. После наказания он быстро убегает, как будто никогда ничем не болел.

Глава V. Помещик

Бродяги знакомятся с помещиком Гаврилой Афанасьевичем Оболт-Оболдуевым, румяным щеголеватым мужчиной лет шестидесяти. Он принимает их за разбойников, но они объясняют ему причину своих странствий. Теперь дело помещика о своей «счастливой» жизни. Он происходит из старинных аристократических семей.

Он говорит, что дворяне жили как в лоне Христа и как будто весь мир был добр к ним: не только люди, но и леса, поля, травы. Гаврила Афанасьич скучает по охоте: для него это был символ аристократической жизни:

Сожалеем, что ты, матушка Россия,
Нетерпеливо потерянный
он рыцарский, воинственный,
Величественный вид!

Однако особенно ценными для него были «Древнерусские:

Нет противоречия
Кого хочу — помилуй,
Кому хочу — казнь.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Сверкающий выстрел,
Удар яростный,
Ударь зыкуловорррот!..

Помещик жалуется, что с отменой крепостного права они потеряли возможность произвола. Теперь некого казнить или простить. Однако, как уверяет его Гаврила Афанасьич, крестьяне по-прежнему любили его. На Пасху, по его словам, вся его семья исповедалась Христу и не брезговала «последним человеком». Помещик тоскует по России, потерянному помещику, имениям, усадебным садам и зажиточным деревням. Теперь все по-другому:

Недвижимость переводится,
Взамен они расширяются
Питьевые дома!..

В его истории и классе много: он не хочет работать как немец, видит свое предназначение в хранении чести дворянства, охоте и вечеринках. Он жалуется, что не понимает нынешнего мирового порядка и не знает, как жить в эпоху перемен.

Бомжам тоже жалко помещика:

Великая цепь разорвана,
Разорвано — пропущено:
Конец для мастера,
Другой для мужчины!..

— бродяги

Последыш (из второй части)

Мужчины приезжают на Волгу, наблюдают за покосом. Это крестьяне из села Большие Вахлаки во главе с мэром Власом. Вдруг из реки доносится музыка, крестьяне приказывают крестьянам покосить посильнее: это их помещик, главное, чтобы он был счастлив и доволен. Помещик (

Нос клюв как у ястреба
Длинные седые усы
И — разные глаза:
Здоровый — светит,
А та, что слева, мутная, пасмурная,
Как оловянный пенни!

) появляется со всей семьей и в сопровождении невесток пересекает поле. Крестьяне всячески его уважают. Старик заставляет его сдвинуть кучу сухого сена, которое ему показалось влажным и грозило сгнить в барщине. Бродяги гадают, кто этот загадочный старик. Крестьяне говорят, что князь Утятин по прозвищу Последний — перепуганный помещик, отказавшийся принять отмену крепостного права. Когда губернатор приехал лично и рассказал ему о ситуации, у Дака случился инсульт, и половина его тела была забрана. Придя в себя, он пригрозил своим детям лишить их наследства, если они поддержат абсурдный указ об освобождении. Тогда семья Утятиных заключает договор с вольноотпущенниками: пусть опять прикидываются крепостными в присутствии старого князя. После его смерти наследники передадут все луга деревне. Реконструкция крепостного права зашла далеко: мэра «переизбрали», им стал нелепый крестьянин Клим Яковлич, крестьяне кланяются помещику… Даже однажды в сарае Агапа в шутку «порвали» Петров, не пожелавший преклоняться перед дурной выдумкой Утятиных и оскорбивший мастера. Однако шутка заканчивается трагически: в ту же ночь от пьянства умирает Агап Петров.

Тиран-Последний-сын упрекает сено, крестьянский смех, пожалуй, можно сказать счастливым: он сумел окружить себя старым порядком, когда его уже нет. Фермеры со всего мира стараются сохранить легенду, ждут смерти старика и мечтают о аллювиальных лугах.

Утята уходят, но через некоторое время новость доходит до покоса: князь мертв! К сожалению, жители села Старые Вахлаки до сих пор не знают, что родственники Последователя забудут все обещания и клятвы и вступят в долгую судебную тяжбу с его наследниками.

Крестьянка (из третьей части)

Крестьяне решают узнать, как обстоят дела со счастьем русских женщин. Находят Матрену Тимофеевну, губернаторскую жену, женщину лет тридцати, красивую и достойную крестьянку. Она соглашается рассказать им свою историю, если они помогут ей собрать урожай ржи. Бродяги с радостью ответят.

Матрёна хорошо жила в родительском доме, но она выросла и за ней ухаживает Филипп Корчагин, пекарь. Молодые люди любят друг друга (муж побил ее только раз в жизни), и они вполне счастливы вместе, однако, по признанию Матрены, это было единственное кратковременное счастье в ее жизни: в семье мужа ей это не нравилось (

… Я понял
Счастливого девичьего холи в аду!

). У Матрены хорошие отношения только с могущественным дедушкой Савелием, бывшим каторжником. Он часто рассказывал женщине о своей жизни: помещик нанял немецкого управляющего Фогеля присматривать за восставшими крестьянами, он заставлял их работать день и ночь. Они молчали восемнадцать лет, а потом убили Фогеля. Но это в прошлом, теперь Савелий учит Матрену терпеть:

Будьте терпеливы, разносторонне развиты!
Будьте терпеливы, долготерпеливы!
Мы не можем найти правду <…>
Ты слуга!

Работа в семье тестя — рабыня, муж работает. Все меняется, когда у него рождается сын Демушка. Матрене не нравится в нем душа, но это счастье мимолетно. Свекровь запрещает Матрене брать ребенка в лагерь: это мешает женщине работать. Она слушается, но дед Савельич не видел мальчика и свиньи его ели. В ходе судебного расследования тело ребенка вскрывают, после чего равнодушный врач выпивает водку со священником и обедает. Боль Матрены не знает границ даже спустя десятилетия.

После того, как Матрена простит Савелия, он отправился в Песочный монастырь искупить грех. Они встречаются у могилы Демушки, и женщина забирает старика к себе.

спустя 20 лет после смерти Демушки другой ее сын, пастушка Федот, обвиняется в том, что скармливал овец волкам. Федот честно рассказал историю раненой волчицы, которая украла у него пасущуюся овцу. Увидев, что животное уже умерло, Федот сжалился и не стал брать добычу у страдающей волчицы. Крестьяне решают выпороть его за обиду, но Матрена берет на себя наказание.

Позже Матрена сравнивает себя с этой волчицей: у нее был тяжелый год. Ее муж, Филипп, был завербован. Семья восстает против Матрены: она беременна, не может работать, глава семьи уехал, дети — обуза для семьи. Она посылает их просить милостыню, но сама идет к губернатору просить мужа.

Несчастная Матриона рожает прямо в приемной, когда появляется губернаторская жена Елена Александровна. Добрая женщина не только помогает крестьянке вернуть мужа, но и становится крестной матерью новорожденному сыну, давая ему имя Лиодор. С тех пор Матрёну прозвали «Губернаторской». Однако с учетом всего, что пережила женщина, ее вряд ли можно считать счастливой. Сама Тимофеевна говорит паломникам, что нет смысла искать счастья среди русских женщин:

«Вот что ты начал
Ничего подобного — между женщинами
Рад попробовать!..

— крестьянин Матрена Тимофеевна.

Сельская ярмарка

Содержание стихотворения Кому хорошо жить на Руси

Бродяги водятся в селе Кузьминское, торговом поселке и поэтому довольно богатом. В этом грязном месте есть гостиница, заброшенная школа, больница и магазины. Но прежде всего в селе есть питейные заведения.

Старик Вавила потратил деньги, на которые он хотел купить туфли племяннице, на напитки. И хотя все окружающие ему симпатизируют, ничем помочь не могут — у самих нет денег. К счастью, эта история хорошо кончается: туфли для племянницы Вавилы купил случайный добрый человек Павлуша Веретенников по прозвищу «хозяин». Старовер жалуется, что женщины слишком наряжены, и это плохая примета. Книготорговец продает дурацкие книги и портреты выдающихся генералов. В конце дня все были пьяны. У путешественников создается впечатление, что «весь город колышется» вместе с церковью и колокольней.

История Матрены

Крестьяне продолжают узнавать, кто живет в России счастливым и свободным. Почему-то они решают спросить у женщин. Ведь счастливого мужчину они вряд ли найдут. Помнят женщину из села Клин, все считают ее по-настоящему счастливой. Ее зовут Матрена Тимофеевна Корчагина.

Кому хорошо живется в России персонажи

Сама женщина говорит, что несчастна, и рассказывает свою историю. Она родилась в крестьянской семье, ее отец был богатым человеком, никто не пил. Потом пришло время свадьбы. Единственной ее счастливой ночью была та, когда Филипп Корчагин убедил ее выйти за него замуж. Он был пекарем из другой деревни. Впоследствии женщина стала жить обычной деревенской женщиной.

Муж ее не сильно обидел, только раз поднял руку, но через некоторое время уехал работать в Петербург. В доме свекра Матрену не приняли. Единственным, с кем он нашел общий язык, был дед Савелий. Он жил в доме после принудительных работ и в конечном итоге убил там немецкого менеджера.

Женщина родила первенца — Демушку. Жизнь наладилась и, кажется, тоже стала счастливее. Тогда свекровь сказала, чтобы ребенка больше не брали в поле. Он остался дома с дедом Савелием. Он был стар, не мог уследить за малышом и случайно отдал его свиньям с кормом. Вскрытие ребенка производилось в присутствии Матрёны. Он никогда этого не забудет.

После этого родились еще пять мальчиков. Один из них, Федот, стал пастырем. Однажды он пренебрег, и волчица увела их овец. Вместо сына наказали Матрёну.

Когда она была беременна Лиодором, она уехала в город, а ее муж был призван в армию. Тогда ей помогла жена губернатора, которую звали Елена Александровна. Казалось бы, жизнь Матрены в целом складывалась неплохо. Для многих фермеров это могло быть радостью. Но в душе Матрены были такие раны, которых никто не видел. Она не была счастлива в своей жизни и была уверена, что крестьянки в России совсем не могут быть счастливы.

«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения

Какие мысли вложил в работу Некрасов? «Кому хорошо живется в России» (ясно из содержания произведения) — дневник крестьянской жизни пореформенного периода. Разобраться в глубине замысла автора поможет аналитическая справка:

История создания

Некрасов начал писать произведение после реформы 1861 года. Люди были освобождены от крепостного права, что привело к ряду других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушло много лет, все из-за тяжелой болезни, заставившей писателя остановиться.

Незадолго до смерти Некрасову удалось закончить только четвертую главу, хотя он планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что не успел закончить стихотворение.

Более того, Некрасов изначально задумал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что реализовать задуманное не успеет, писатель в итоге отложил раскрытие образа героя, тем самым подчеркнув главную идею стихотворения.

Суть и проблематика поэмы

Главный герой творчества Некрасова — люди. Он получил долгожданный выпуск и теперь сталкивается с новыми проблемами:

  • научитесь строить собственное счастье;
  • думать о будущем;
  • взращивайте в себе любовь к свободе.

Главный вопрос, поднятый автором, — что такое человеческое счастье? Для большинства героев это достаток, спокойная жизнь и уважение к остальным. Пытаясь найти эти так называемые индикаторы счастья, многие готовы к обману, убийству и подлости, зациклены на собственной выгоде. Другие предпочитают забыться в пьяном виде и роптать на судьбу, они заняты своим несчастьем.

Но Некрасов вводит по-настоящему счастливого персонажа. Гриша Добросклонов любит Родину, она готова изменить ее к лучшему и работать на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею — счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и об общем благополучии.

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, отправившихся на поиски поистине счастливого человека.

Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Сюжет

Семь крестьян из бедных деревень уверены, что в России счастлив либо священник, либо помещик, либо купец с министром и чиновником, либо только один царь. Вместо принадлежностей у них есть скатерть, которую можно собрать самостоятельно. Получается, что священник бедный, издевается над народом и стыдится брать с крестьян гроши. Попутно они видят, как люди пьют, но меньше не работают. Сами путешественники дают воду счастливчикам: выжившему в боях солдату, а после них — сильному каменотесу, в руках которого счастье родных. Они узнают историю Ермиля Гирина, честного человека, которого люди собрали на копейки, чтобы купить мельницу. Путники хотят его видеть, но счастье предает его: он сидит в тюрьме за защиту восставших крестьян. Они видят счастливого помещика Оболт-Оболдуева, но после отмены крепостного права он потерял все и всех, а сам ничего не может сделать.

Бродяги мучают женщин к счастью. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: она неустанно работала в семье мужа, потеряла первенца, но спасла мужа от призывников, нашла покровителя перед женой губернатора. Сейчас Матрёну называют «губернаторской женой». Возле села Вахлачина мужчины слушают песни и истории из жизни. Они поют и говорят о голоде, нужде, злом хозяине, жадном крестьянине. Бродяги не знают, что рядом находится семинарист Гриша Добросклонов. После встречи с ним они могли пойти домой. Гриша посвятила себя борьбе за счастье людей. Перед ним ждет слава заступника крестьян, болезней и тюрем. Но она верит в матушку-Россию, в силу своего народа и связывает свое счастье только с ними.

История создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сюжет поэмы был задуман автором в 1850 году, а последняя точка была поставлена ​​им в 1877 году. Некрасов почти 15 лет плотно работал над этим произведением и, к сожалению, смерть не позволила ему завершить работу. Издатели и редакторы получили рукопись в скудном виде, так как писатель не успел расположить ее в нужном порядке. Известная современникам версия стихотворения была подготовлена ​​к печати К. Чуковским на основе заметок, дневников и черновиков Некрасова.

 

Иллюстрация-Кому-на-Руси-жит-хорошо-Герасимов-SV-rasskaz-pomeshhika.jpg

Часть 1

Пролог Однажды семь фермеров собираются вместе и обсуждают, кому хорошо живется в России. Они обещают друг другу не ехать домой, пока не узнают, кому хорошо живется в России. Вечером мужчины отдыхают у костра. Один из них ловит птенца, за которым тут же летит его мать, птица сильвия. Птица просит отпустить птенца, а взамен подсказывает крестьянам, как найти скатерть, собранную своими руками. Выпустив птенца, мужчины ищут волшебную скатерть. Скатерть — прекрасный обед для мужчин. Глава I. Поп На следующий день мужчины продолжают свой путь. Идя по улице, они видят священника и спрашивают его, все ли у него в порядке в России. Поп рассказывает им о своей непростой жизни. Крестьяне понимают, что жизнь священников в России по-своему сложна. Глава II. Сельская ярмарка. Мужчины идут на ярмарку в село Кузьминское. Они видят, как люди веселятся, торговцы продают разные товары. На стенде они ходят на шоу и вечером уезжают из села. Глава III. Пьяная ночь. Выйдя из села, крестьяне кое-где встречают пьяных крестьян. Один из пьяниц, Яким Нагой, объясняет, что жизнь фермера в России очень тяжелая. Вся Россия основана на крестьянском труде, но сами крестьяне живут в тяжелых условиях. Глава IV. Happy Во время праздников семеро мужчин пытаются найти счастливых людей. Кто-то рассказывает им историю о фермере Ермиле Гирине. Добрый и честный Ермило был главой села. Однажды он помог брату уволиться из армии. Вместо брата наняли другого фермера. Ермила не смогла себе этого простить. В конце концов, он послал своего брата в армию и вернулся в дом того фермера. Впоследствии Ермиль ушел с поста начальника и снял мельницу, где честно работал. В конце концов Ермила попала в тюрьму (видимо, за участие в массовых беспорядках). Услышав рассказ Ермиля, семеро мужчин идут на пятую главу. Помещик. По дороге крестьяне встречают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболт-Оболдуева. Крестьяне спрашивают начальника, все ли у него в порядке в России. Хозяин жалуется, что прежде чем жить намного богаче и свободнее, он делал с крестьянами все, что хотел. Теперь, после отмены крепостного права, жизнь помещиков ухудшилась.

Часть 2 «Последыш»

Глава II Семь мужчин приходят в деревню. Здесь они видят, как старый помещик князь Утятин ругается крестьянам за плохую работу. Путешественники не понимают, почему хозяин ругается, почему отменена кабала. Фермер Влас объясняет фермерам, в чем проблема. II князь Утятин был крупным дворянином, жил роскошно и легкомысленно. Когда крепостное право было отменено, он отказался верить в это. За это его прозвали Последним. От волнения он получил удар. Чтобы защитить своего больного отца, дети Afterbirth сказали ему, что крепостные вернулись. Хозяйская семья тоже соглашалась с крестьянами и выдавала себя за хозяйских слуг. За эту услугу крестьяне должны были получить землю (луга). III Крестьяне всячески пытаются притвориться слугами господина. Старик ничего не подозревает. Когда старик умирает, наследники не сдерживают своего обещания и не отдают землю обетованную крестьянам. Спор между наследниками и крестьянами продолжается до сих пор.

Часть 3 «Крестьянка»

Пролог Крестьяне решают спросить у крестьянок их мнение о том, как они живут в России. За ответом советуют обратиться к колхознице Матрене Тимофеевне Корчагиной. Крестьяне находят Матрену и спрашивают, все ли у нее в России. Глава I. Перед свадьбой Матрена рассказывает крестьянам историю своей жизни. Матрёна выросла в любви и привязанности. Была замужем за Филиппом Корчагиным, который живет далеко. Матриона Глава II. Песни Матрена поет песни с мужчинами и продолжает свой рассказ. Выйдя замуж, Матрёна попала в семью мужа. Новые родственники, которые заставляют ее работать в рабстве. Вскоре у Матрены родился сын Демушка. В семье мужа у Матрены был только один близкий человек — дед Савелий. Глава III. Богатырь Матрена Святорусская Савелий рассказывает о жизни деда Савелича. Дед Савельич был хорошим земледельцем. В имении, где жил молодой Савельич, правил немец, притеснявший крестьян. Однажды Савельич и другие крестьяне ухаживали за немцем. За это Савелия отправили на принудительные работы на 20 лет и в поселок на 20 лет. Вернувшись домой, он построил дом и создал семью. Глава IV. Демушка Чтобы работать в поле, Матрена оставила сына Демушку под присмотром деда Савелича. Старик заснул, а маленькую Демушку укусили свиньи. Савелий винил себя в смерти мальчика. Глава V. Волк В конце концов, Матрена простила деда Савелия. Вскоре старик скончался, прожив 107 лет. После смерти Демушки у Матрены родился сын Федот. Однажды 8-летний Федот пас овец. Волчица похитила одну из овец и убила ее. Узнав о смерти ягненка, жители села решили ударить Федота розгами. Матрена обратилась за защитой к учителю, он сжалился и приказал отпустить ребенка. Глава VI. Трудный год. Когда мужа Матрены призвали в армию, она и ее дети стали жить очень плохо. Семья ее мужа ничем не помогала ей. Бедная Матриона послала детей просить милостыню. Глава VII. Жена губернатора В отчаянии Матрена пошла в город просить губернатора о помощи. Матрена рассказывает губернатору о своем горе. Она возвращает мужа Матрены из армии. Когда у Матрены рождается сын Лиодорушка, крестной ему становится жена губернатора. Наконец Матрёна возвращается домой. Семья ее мужа изящно кланяется ей ГЛАВА VIII. Притча о женщине После посещения города Матрена все называют ее правительницей. Сейчас у 38-летней Матрены пятеро детей. Один из сыновей уже ушел в армию. Матрёна говорит крестьянам, что крестьянину тяжело. Матрена считает, что среди крестьянок счастливых женщин не найти.

Часть 4 «Пир — на весь мир»

Введение Семь крестьян, Влас и другие крестьяне поминают хозяина последствий (см. Часть 2). Веселые Собравшиеся крестьяне поют песню «Веселые». Песня о тяжелой и беспомощной жизни крестьян в России. Барщина Крестьяне поют барщину о том, как хозяин избивает крестьян и большую часть недели работают на него. Фермеры едва ли успевают работать в одиночку. Об примерном слуге — Якове Верном. Один из собравшихся здесь мужиков рассказывает историю Якова Верного. Яков всячески радовал своего хозяина, и мастер не мог обойтись без Якова. Однажды внук Якова решил жениться на девушке Арише, которая понравилась мастеру. По этой причине мастер отправил своего противника в армию. Яков не простил мастеру этой обиды. Однажды мастер и Яков были в лесу. Яков покончил жизнь самоубийством на глазах у учителя. О двух великих грешниках Странник Ионушка рассказывает собравшимся крестьянам историю о двух грешниках. Однажды страшный вор Кудеяр разбудил совесть. Он стал монахом и решил искупить свои грехи. Он получил знамение свыше, что он искупит свои грехи, если срежет древний дуб ножом. Несколько лет монах пил дуб, но дерево не упало. Однажды к иноку пришел еще один великий злодей — пан Глуховский. Пан стал хвастаться, что сам мирно спит со своими грехами. Услышав это, Кудеяр напал на Пана и противостоял ему. Обрушился многовековой дуб. Голодные крестьяне поют песню «Голодные». Песня о голодном фермере, мечтающем о еде. К крестьянам присоединяется крестник Власа Гриша Добросклонов. Умный и жизнерадостный молодой человек говорит, что для него самое главное, чтобы крестьяне хорошо жили в России. Гриша уходит. Крестьяне поют песню.

Глава 1. Поп

Мужчины гуляют по березовой роще по широкой тропинке, по пути встречаются с разными людьми. Прежде всего, вы встретите крестьян, солдат, ремесленников и всякого бедняка. Мужчины с ними даже не разговаривают. Так что ясно, что они не преисполнены счастья.

Смотрите также: Платоновский котлован, характеристики главных героев. Описание персонажей рассказа

Вечером по дороге попадается поп. Крестьяне преградили путь священнику, низко поклонились и стали его истязать: «Сладка ли священнику жизнь?».

Священник долго думал, прежде чем ответить, а потом сказал, что роптать на Бога, конечно, грех, потому что он просто опишет, как он живет, а они уже понимают, как узнать, хороша ли его жизнь.

По словам священника, счастье может быть в трех вещах: мире, богатстве и чести. Что касается первого: у священника никогда не было покоя. Работа для него тяжелая, да и служба тоже не в радость. В конце концов, с кем он имеет дело? Сироты ревут, вдовы кричат, умирают стонами. Какое там спокойствие.

Что касается чести, то и здесь — кто бы ни был проницателен людьми, на него все обращают внимание, про него придумывают сказки и басни, всевозможные анекдоты про него и всю его семью — и священника, и детей священника они берут это.

Богатство — тоже непостоянная проблема. В старину, когда священника уважали и ценили, были пышные свадьбы и люди приходили умирать, поэтому у священников было много работы. А теперь все они разошлись в чужие страны, и поэтому заработок основан на медных грошах.

«Самому колхознику нужно, и я бы с радостью подарил, но ничего нет…»

Закончив свою речь, священник продолжил свои священнические дела. Мужчины бросились на Луку, который сказал, что со священником все в порядке. Крестьяне стали ругать Луку и обвинять его в глупости, ведь жизнь священника складывалась хорошо только на первый взгляд.

«Что ты получил? Упрямая голова!»

Крестьяне даже хотели побить Луку за то, что он рассказал неправду о жизни счастливого священника, но потом заметили суровое лицо священника в конце дороги, и бой был отменен.

2 часть. Последыш

Глава 1

Бродяги достигли Волги. Он весело крутил косилку. Иностранцы видели, как хвастался замечательный старик мужиков. Он заставил разогнать героический стог сена. Ему казалось, что сено не сухое. Оказалось, что это князь Утятин. Путники недоумевали, почему крестьяне так себя ведут, если им долгое время давали свободу и вотчина принадлежала не князю, а им. Влас объясняет товарищам, в чем проблема.

Глава 2

Помещик был очень богат и важен. Он не верил, что крепостное право отменено. У него был инсульт. Приехали дети и их жены. Все думали, что старик умрет, но он выздоровел. Наследники гнева отца испугались. Одна из дам сказала, что крепостное право возвращено. Пришлось уговаривать слуг продолжать вести себя, как прежде, в меру свободы. Обещали заплатить за все причуды родителей. Приказы князя были столь же нелепы, как и нелепы. Один из стариков не выдержал и заговорил с князем. Его приказали наказать. Агапа уговорили выпить и закричать, как будто его избили. Они до смерти спили старика, скончавшегося утром.

Глава 3

Крестьяне, веря обещаниям наследников, ведут себя как слуги. Последний князь умирает. Но своих обещаний никто не выполняет, земли обетованные крестьянам не переходят. Идет судебная тяжба.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь. Мужчины идут по улице, когда вдруг слышат, как кто-то говорит о чиновниках и как они обмениваются взятками.

«А мы клерку пятьдесят долларов: сделали запрос», — слышим женские песни с «любовной» просьбой».

Затем они видят, что мальчик, пьяный до смерти, закапывает свою одежду, как если бы он хоронил свою мать.

Достигнув уличного места, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который пишет поговорки и песни крестьян. Он уже много написал и начинает ругать слишком много пьяных крестьян. Те в ответ утверждают, что пьют только за боль, и осуждают или завидуют этому греху.

Тот, кто возражает Веретенникову, Яким Голый. У него есть своя история, которую Павлуша тоже пишет для себя.

Яким в молодые годы покупал маленькому сыну картины популярных гравюр. Я ими тоже восхищался, как ребенок. Однажды в избе загорелась, возник пожар. Первым делом Яким поспешил сохранить изображения, а тем временем все его сбережения, до 35 рублей, были сожжены. Деньги растаяли и оказались комом, за что ему сейчас дают 11 рублей.

Выслушав рассказы, путешественники сели есть. Мы ели и пили. А потом снова пошли искать счастливого, хорошо жившего в России, а Роману оставили присматривать за ведром водки.

Часть третья

Крестьянка: Пролог и главы 1-8

Продолжая поиски человека, знавшего человеческое счастье, 7 мужчин решили искать его среди женщин. Они адресованы женщине по имени Корчагина Матрена Тимофеевна. От нее крестьяне узнают очень печальную и непростую судьбу героини. Из истории крестьяне понимают, что только в отцовском доме ей удалось познать счастье, а когда она вышла замуж, обрекла себя на тяжелую жизнь, потому что это не понравилось ее новым родственникам. Истинные чувства любви царили между Матреной и ее возлюбленным недолго: он ушел работать, а жену бросил в семью. Матрена не знает усталости, она день и ночь работает, чтобы прокормить семью, а ее сын Демушка — луч надежды и радости в ее жесткой женской стороне. О нем заботится Савелий, единственный человек, поддержавший ее в новой семье. Его судьба перестала быть легкой: однажды он вместе со своими товарищами убил управляющего, потому что тот разрушил их деревню. За убийство фермер отправился на принудительные работы, откуда он выглядел больным и слабым. Родственники ругали его за это.

Однажды он попадает в беду: мальчика съедают свиньи. Дедушка пренебрегал им. Настоящий удар для женщины! Он не может забыть сына, даже если другие дети уже появились. Однажды он даже принимает порку, чтобы помочь своему сыну. Он из жалости отдал овцу голодной волчице, и они хотели его, восьмилетнего мальчика, хлестать.

И вот новая беда! Муж завербован и заступаться некому. Матриона идет к чиновнику, чтобы спросить о своем супруге, потому что он единственный кормилец в семье. Он находит жену, и его любовница помогает фермеру: семья остаётся одна. За этот инцидент героиню прозвали счастливчиком.

Теперь Матрёна Тимофеевна по-прежнему жертвует собой ради растущих детей. Жизнь «счастливчика» непроста. Постоянная борьба за семью, мужа и детей «помогла» Матрене Корчагине. В результате он восклицает: «Это не торг — искать счастливую женщину среди женщин!».

Пир на весь мир

Действие происходит на берегу Волги, недалеко от села Вахлачина. Здесь устраивается большая вечеринка, где 7 мужчин остаются в поисках счастливого человека.

Здесь есть самые разные герои, которые рассказывают свои судьбы. У каждого за плечами тяжелый груз жизненных событий, который, как незаживший шрам, дает о себе знать. Они привязаны к рассуждениям о том, что такое жизнь, каков путь нормального фермера и как живут люди.

КРЕСТЬЯНКА

ПРОЛОГ

Бродяги решают искать счастливых людей среди женщин. В одном селе рекомендуется найти Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу «губернатор». Вскоре мужчины находят эту красивую и достойную женщину лет тридцати семи. Но Корчагина не хочет говорить: она страдает, ей срочно нужно убрать хлеб. Затем путешественники предлагают свою помощь на земле в обмен на рассказ о счастье. Матриона соглашается.

Оцените статью
Блог про смысл произведений