Герой повести «Белые ночи» Достоевского: характеристика персонажей

Главные герои

Мечтатель

Молодой петербуржанин, около 30 лет. У нее хорошее образование, видимо, работает в каком-то маленьком офисе, так как зарплата у нее очень низкая. Это настоящий «человечек»: ему ничего не интересно, он ничего не ищет, сновидца все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он неприметный и бесполезный человек. Вся его жизнь превратилась в непрерывные сны, он не может действовать, он предпочитает оставаться в непрерывных снах, в своем маленьком призрачном мире.

Настенька

это полная противоположность главного героя истории. Ей 17, это веселая, живая девушка, в отличие от мечтательницы, трезво смотрит на жизнь. Он живет под пристальным наблюдением и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Его планы идут очень далеко, он ставит цель и стремится ее достичь. Когда у них появляется новый жилец, молодой человек, Настя все свои силы обращает на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи и сама идет к нему. После его отъезда, ожидая его, когда арендатор не отвечает на его письма, она соглашается выйти замуж за другого.

Новый жилец

Красивый молодой человек, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Видя, как скучна жизнь девочки, предлагает ей почитать книги, неоднократно приглашает ее в театр к бабушке. Ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собирался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставила перед фактом и не оставила выбора. Он обещает вернуться через год и, если Настя не передумает, женится на ней.


Тема

Центральная тема произведения — одиночество в большом городе. Это состояние было очень распространено в Санкт-Петербурге в середине XIX века, чему способствовало нестабильное социальное положение города. В результате большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель — типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и бесхитростной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался только со своими коллегами, а Настенька — с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время забыть насущные проблемы, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», бросившись с головой в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении через призму чувств Настеньки к возлюбленному и безответной любви Сновидца к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех ее проблемах, когда она оставляет его одного. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным и за те моменты счастья, которые она ему подарила. Тщательно взращивайте его представление о счастье — даже если в его жизни есть только частички настоящего счастья, он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная идея произведения — оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых повседневных вещей. Предпочитая висеть в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

История создания повести «Белые ночи»

Повесть «Белые ночи» относится к первому периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые он был опубликован 27-летним писателем в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» в 1848 году. Критики благосклонно восприняли рассказ, назвав его одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению. Федор Достоевский, молодой выпускник военно-инженерного училища, уже в то время был известным писателем благодаря своему первому рассказу «Бедные люди» (1846), который произвел фурор в литературном мире.

В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие насущные проблемы, волновавшие современников. Герои произведений Достоевского — бедняки, сюжеты о безрадостном существовании и печальной судьбе «человечка». В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в своем окружении познакомился со многими выдающимися русскими писателями. Молодого писателя увлекали их революционно-демократические идеи, но он считал, что задачи литературы гораздо глубже, их не следует ограничивать только проблемами социальной реорганизации. Он видел призвание литературы в понимании сложности и разнообразия характера человека, живущего в противоречивом мире, в изучении тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестал посещать его кружок.

С 1847 года Достоевский стал постоянным гостем «Пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 года Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Он вместе с другими петрашавцами был приговорен к смертной казни, замененной за несколько минут до казни на 4 года принудительных работ с последующей ссылкой. На долгие годы он будет лишен способности читать и писать. После тяжелой работы и ссылки он полностью откажется от революционных взглядов, его работы будут проникнуты христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два важных этапа. Роман «Белые ночи» стал последним значительным произведением первого периода.

Образы Достоевского мечтателей, людей особого толка, нашли отражение в нескольких ранних рассказах. До появления этих картин в 1847 году была опубликована серия фельетонов «Петербургская летопись», в которой Достоевский пытался проанализировать причины появления людей с таким образом жизни. Он считал, что мечтания возникают у слабого человека из-за неудовлетворенности существующей реальностью. Не имея сил бороться, он попадает в выдуманный мир своих грез и грез. Достоевский писал, что у персонажей, жаждущих активности, но «слабых, женственных, нежных», постепенно возникает мечта и человек превращается в мечтателя, становясь странным нейтральным существом. Окружающая реальность пугает сновидящую природу, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, поэтому она хочет «спрятаться в своем любимом уголке», который выглядит «золотым», но по сути является «пыльным, грязным, грязным» и грязным ». Но сновидец думает, что удовольствия, порождаемые его фантазией, «более полны, роскошнее, более любвеобильны», чем в реальной жизни.

Со временем сновидец начинает уклоняться от людей и их интересов. Он становится неспособным к деятельности, непригодным для службы, которая ему не нравится. Эти люди без процентов «тянут свой бизнес», просто чтобы заработать, что «хуже безделья». Таким образом, «настоящий жизненный талант» незаметно запятнан. Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечты и не искал ей оправданий. С одной стороны, он был солидарен с мечтательными героями, с другой — осуждал их оторванность от реальности. Он доказал, что когда сны сталкиваются с реальной жизнью, от них не остается и следа. Достоевский наиболее полно раскрыл образ сновидца в повести «Белые ночи».

Петербургский чиновник

Главный мужской персонаж рассказа не называет своего имени. Он считает себя мечтателем. Ему 26 лет, из них 8 лет он прожил в Санкт-Петербурге. Он служит чиновником и снимает небольшую комнату, где Матрёна помогает ему по хозяйству. Говорят, молодой человек небогат, иногда ему даже не за что платить за жилье. Его внешний вид, как и название, не описывается, но приводится пара деталей:

  • бледное лицо, «как будто скомканное;
  • широкая улыбка.

У сновидца нет друзей, но при этом он добр и открыт миру. У него никогда в жизни не было романтического интереса, поэтому он немного застенчив, но вежлив и искренен. Настенька отмечает, что рассказчик очень умен и самоотвержен.

Герой рассказа сознательно ускользает от реальности своей серой жизни в фэнтези, где его больше не обвиняют в одиночестве. В своем воображении он создает целые романы, гуляя по городу или сидя дома, иногда грустно. Когда происходит знакомство с Анастасией, герой настолько погружается в эти встречи, что буквально живет ими, а в конце рассказа испытывает к девушке только благодарность, нисколько не злится.

Достоевский. Белые ночи (главные герои)

Белые ночи Достоевского — это короткая история любви. В нем рассказчик знакомится с Настенькой на улицах Петербурга, участвует в ее судьбе. Вопреки просьбе девушки рассказчик влюбляется в нее. В повести Достоевский уделяет пристальное внимание описанию Петербурга, как будто город — еще один герой истории, живущий своей жизнью.

Итак, главные герои «Белых ночей» Достоевского:

Достоевский. Белые ночи (главные герои)
Автор или Рассказчик — молодой сентиментальный мечтатель. Сдам квартиру, за которой ухаживает и убирает домработница Матрёна. Характеризуя этого героя, следует признать, что он одинок. Ему некомфортно с людьми, и люди это чувствуют. Всякая дружба заканчивалась при первом посещении, при первом разговоре. Боится встреч с женщинами, и по этой причине у него нет девушки, подруги, невесты. Он встретил Настеньку только благодаря господину, который приставал к одинокой девушке на улице. Он заступился за девушку, подошел к ней поздороваться, и они заговорили.

Настенька — девочка семнадцати лет, сирота. Она жила с бабушкой, которая ее вырастила, дала домашнее образование. Настенька полюбила молодого человека, арендатора, а когда узнала, что он уезжает, сама пошла к нему и призналась ему в любви. Он испытывает дружеское сочувствие к рассказчику, братскую любовь, смешанную с благодарностью за роль, которую рассказчик сыграл в своей жизни. Когда Настенька встретила рассказчика, ей в этот момент потребовалась чья-то дружеская поддержка. Ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить. Рассказчик стал таким человеком.

Бабушка Настеньки — слепая старушка, которая вырастила Настеньку, когда она осталась без родителей. Она всегда пыталась оградить любимую племянницу от глупых поступков, и для этого приколола ее к платью. Бабушка любила Настю, ведь она мечтала, что девушка выйдет замуж. Живет воспоминаниями о прошлом, носки вяжет на ощупь.

Арендатор молодой, образованный, респектабельный человек. Достоевский почти ничего не говорит о своем характере и образовании. Можно только представить, что он один из обедневших дворян. Он влюбился в Настеньку, но, понимая, что не может жениться на ней, избегал встречи с ней, вел себя с ней сухо, официально, чтобы не смущать свое юное сердце. Через год он вернулся за Настенькой, но познакомился с ней не сразу, только через несколько дней, чтобы снова не расставаться.

Встреча с Настенькой не пройдет для рассказчика бесследно. Даже если они никогда не встретятся, он сохранит в своем сердце чувство благодарности и признательности к ней. В последней главе Рассказчик увидел свое одинокое будущее. Он понимал, что нельзя быть одному. И, надо полагать, станет смелее в общении с женским полом, наконец-то сможет найти свою вторую половинку.

Сирота Настенька

Сирота Настенька

Главная героиня «Белых ночей» — Анастасия. С первой встречи герой назовет ее Настенькой. Девушке 17 лет. Сирота, она выросла на попечении слепой бабушки. Настенька не очень хорошо знакома с окружающим миром, получив скромное домашнее образование и большую часть времени проводила в прямом смысле бабушкиной юбки, так как последние 2 года она прикалывала подол булавкой.

Когда молодой человек устраивается на бабушку пенсию, молодые люди сближаются и влюбляются. Девушка, узнав, что арендатор уезжает, готова уехать с ним, но он обещает вернуться через год, когда отложит их на свадьбу. Его внешний вид:

  • кудрявая брюнетка;
  • умные черные глаза;
  • детский смех.

Особенность описания Настеньки в том, что все ее действия и внешний вид характеризуются уменьшительно-ласковыми суффиксами. Это подчеркивает как нежное отношение рассказчика к девушке, так и ее невинный детский образ.

она неопытна в силу возраста и жизненных обстоятельств. Наивность сближает ее с главным героем, который также намекает на ее ум и красоту. Как и рассказчик, она одна, у нее нет друзей.

Анастасия оплакивает свое доброе сердце и говорит, что она тоже мечтательница. В то же время его мечты вполне конкретны.

Полагая, что возлюбленный обманул ее, она принимает чувства главного героя, но просит подождать, пока боль предательства поселится в ее сердце. В тот момент он искренне верит своим словам, как когда, встретившись с арендатором, он пишет письмо сновидцу, извиняясь за свой выбор, благодарит его за поддержку и предлагает продолжить их дружбу.

Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

В повести «Белые ночи» отражены самые важные проблемы, волновавшие общество в 1840-е годы, а именно противоречия между идеалом и действительностью, мечтой и действительностью. За эти годы сновидец превратился в очень распространенный социальный тип. Эпоха реакционной власти Николая I, вынужденная смириться с действительностью, породила желание исключить себя из общественной жизни. Передовые люди того времени не могли выносить таких проявлений гражданской пассивности. Уже в 1840 году Белинский писал: «Что такое сон? Призрак, форма без содержания, продукт разбитого воображения, праздная голова… ». Критик определяет современный девятнадцатый век как врага задумчивости, «смешной, пошлой и надоедливой».

Достоевский развил критическое отношение к мечтаниям под влиянием Белинского. Однако, осуждая своих героев за бездействие и оторванность от жизни, писатель не скрывает своей симпатии к ним, понимая униженное и растоптанное положение жертв социальной несправедливости. Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского чувствуется «боль за человека», который понимает, что «он не может .. быть настоящим мужчиной».

Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь своеобразным предупреждением об опасности погружения в мир соблазнительных, но бесполезных иллюзий, которые рано или поздно растворяются. В ХХ веке подобное явление в психологии называется «бегством от реальности».

Волшебный фэнтезийный мир обманчивым образом помогает забыть, уйти от настоящих забот. В этом воображаемом мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать о том, как решить насущные проблемы. Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов уйти от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, медиа, вредные и даже смертельные зависимости. Иногда слабые люди, погруженные в иллюзорный мир, уже не могут вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересной сюжетной структуре: первые четыре из пяти глав посвящены ночам Петербурга, а последняя глава называется «Утро».

Это более точно отражает динамику развития сюжета от сна до пробуждения.

Конструкция символична. На фоне романтических белых ночей Петербурга читатель может увидеть все этапы любви главного героя к Настеньке, все его мечты и переживания. Но, в конце концов, неизбежно наступает «утро», момент прозрения, который становится личной драмой для Сновидца. Он уже нашел любовь, пусть и безответную, но такую ​​милую. И теперь он вынужден прощаться с ней навсегда — беспощадное утро развеивает пустые фантазии, но вместе с тем вселяет надежду на светлое будущее.

Работа наполнена различными техниками и художественными средствами. Таким образом, Федор Михайлович умело использует метод параллелизма: почти каждая глава начинается с подробного описания природы, что невольно дает намек на то, чем эта глава закончится — весело или грустно.

Помимо двух главных героев, Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это Петербург, как собеседник и давний друг рассказчика. Город чутко относится к внутренним переживаниям Сновидца, создавая неописуемо красивый антураж для его романтического настроения и оправдывая смысл названия произведения — «Белые ночи».

Сюжет

За восемь лет жизни в Санкт-Петербурге герой не может заводить друзей или просто хороших знакомых. Одиночество становится его верным и единственным спутником. Его отличает замкнутый, асоциальный, но в то же время мечтательный и романтичный характер.

Однажды герой замечает на берегу канала плачущую девушку. Он защищает ее от преследований пьяного мужчины, и поэтому он узнает ее поближе. Молодой человек просит ее о встрече, и незнакомец соглашается. Настя рассказывает о себе, о своей скромной жизни. Сновидец замечает, сколько общего в их душах.

Настя живет со старой бабушкой. Однажды молодой человек снял у них комнату, вежливый и обходительный. Настя влюбляется в него, и молодой человек обещает жениться на ней, как только вернется в Петербург из дальнего путешествия. Настя признается своей новой подруге, что ее возлюбленный уже вернулся в город, но еще не побывал в нем. Из-за этого он на днях горько плакал. Герой обещает передать письмо парню Настеньки через общих знакомых.

Настя хочет забыть обманавшего ее возлюбленного. Девушка начинает привязываться к сновидцу, вместе они строят планы на жизнь. Но внезапно появляется пропавший жених и вскоре герой получает письмо с приглашением на свадьбу.

Краткое описание персонажей

Главные герои

  • Сновидец — бедный молодой чиновник, одинокий и чувствительный человек, привыкший в своих фантазиях покидать реальный мир.
  • Настенька — молодая неопытная девушка, большая мечтательница, духом похожая на Мечтателя.

Другие персонажи

  • Бабушка — бабушка Настеньки, которая вырастила девочку после смерти родителей.
  • Гость — парень Настеньки, прагматичный и вменяемый молодой человек.

Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастический сюжет, а также на то, что место действия повести — Петербург.

Основные сведения

История писалась в конце 19 века. Сюжет основан на описании жизни двух главных героев. Их случайная встреча приносит как яркие чувства, так и переживания. Автор рассказывает о безответной любви и реальных проблемах молодежи. Произведение написано в жанре натурализма и сентиментальности. Выявляя серьезные социальные проблемы, он все же привлекает внимание читателей.

Сюжет повести отражен в прессе, фильмах, радио, спектаклях и опере.

Самыми популярными являются:

  • радиоспектакль Сергея Баталова;
  • фильм итальянского режиссера Лукино Висконти «Белые ночи»;
  • герои истории представлены в индийском фильме «Обман»;
  • французская адаптация «Приключения»;
  • спектакль Молодежного театра на Фонтанке;
  • произведение композитора Евгения Кармазина.

Аниме «Белые ночи» не основано на творчестве Достоевского, хотя все же можно проследить пересечение характера персонажей.

У главного героя нет ярко выраженной личности; она, как и Мечтательница, одна и живет в мире грез. Ей намного проще замкнуться в себе, чем взаимодействовать с реальным миром.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ночь первая

Рассказчик — двадцатишестилетний государственный служащий. Он прожил в Санкт-Петербурге 8 лет, но не завел «почти ни одного знакомства». Его любимое занятие — прогулки по Санкт-Петербургу, он любит этот город, его дома и жителей. Юноше становится грустно, когда с наступлением жары город заметно пустеет, многие уехали на дачи. Он уехал за город и долго любовался природой.

Вечером, возвращаясь домой, сновидец увидел у ограды канала рыдающую девушку. Желая ее успокоить, он подошел к ней, но девушка испугалась и быстро ушла. Пьяный джентльмен ухватился за нее, но, увидев палку в руке молодого человека, тут же упал. Молодой человек предложил незнакомцу сопровождать ее, чтобы пьяница больше не волновалась, и она согласилась. Они заговорили, и девушка поняла, что ее новый знакомый — очень порядочный человек и мечтатель. Он согласился встретиться еще раз, но поставил одно условие: не влюбляться в нее.

Ночь вторая

На следующий день Настенька попросила молодого человека рассказать о себе. Он сказал, что он один из тех мечтателей, чья жизнь представляет собой «смесь чего-то чисто фантастического, теплого-идеального и в то же время .. скучно-прозаического». А после путешествия в мир снов его еще больше тяготит одиночество. Настенька пообещала ему, что отныне они будут друзьями. Девушка сказала, что ей нужен совет, и рассказала о своей жизни.

История Настеньки

В раннем детстве Настенька осталась сиротой, девочку вырастила и дала образование бабушка: училась самостоятельно, наняла учителя. В 15 лет обучение закончилось, и Настенька уже 2 года дома. После одного из своих действий слепая бабушка, опасаясь, что не увидит своей задорной внучки, стала прикреплять к себе платье, чтобы она могла читать и вышивать рядом с собой.

Они живут на средства арендаторов антресолей. Однажды бабушка подарила антресоль молодому человеку. Случайно увидел, что Настенька сидит приколотая к бабушке. Понимая, что девочке надоело сидеть весь день дома, арендатор подарила бабушке свою библиотеку (чтобы Настенька могла читать свои книги из библиотеки). Узнав, что у девочки нет друзей, что ей скучно, он пригласил ее и ее бабушку в театр. В театр ходили несколько раз, но в гости к хостесс арендатор приходил редко. Настенька полюбила его и, узнав, что молодой человек уезжает в Москву, решилась на отчаянный поступок: она пошла к арендатору с вещами в узле, чтобы поехать с ним. Увидев ее слезы, молодой человек понял его намерение и признался, что Настенька может сделать его счастливым. Но поскольку он беден и даже не имеет достойной службы, он пока не может жениться на ней. Он также сказал, что пробудет в Москве ровно на год, и если к тому времени девушка не разлюбит его, они поженятся. И вот прошел год, Настенька знает, что он уже 3 дня в городе, но он к ней не приехал.

Теперь сновидец понял причину слез девушки в день их встречи. Он посоветовал ей написать письмо молодому человеку. Оказалось, что Настенька уже написала письмо и теперь попросила сновидца передать его общим знакомым влюбленных.

Ночь третья

Из-за дождя третья встреча состоялась только ночью. Настенька, ожидая жениха, очень волновалась и много болтала. Он поблагодарил сновидицу за то, что она не влюбилась в нее, а за то, что она стала другом, мечтающим о будущем. Герой стало грустно, потому что он полюбил Настеньку, но она этого не заметила. Когда время назначенного свидания прошло, а жених не явился, девушка упала духом. Сновидец стал ее утешать и успокаивать.

Ночь четвёртая

На следующий вечер Настенька, узнав, что письма от жениха все еще нет, сказала герою, что она намного лучше мужа, который трусливо обманул ее. Сновидец признался в любви, и девушка предложила ему переехать в антресоль своей бабушки, чтобы лучше узнать его и полюбить. Молодые люди начали мечтать об общем будущем.

Вдруг Настенька замолчала: прошел молодой человек, пристально посмотрел на нее и крикнул: «Настенька! Настенька! Это ты!» Девушка бросилась к нему, а сновидец с болью смотрел на встречу влюбленных, когда они уходили, держась за руки.

Общее мнение

В «Белых ночах» Достоевского главные герои известны тем, что никто из них не совершал злодеяний умышленно. В этом их отличие от персонажей других произведений автора. В книге Достоевского «Белые ночи» герои крайне одиноки и отчаянно нуждаются в дружбе и любви в близких людях.

Они легковерные, искренние, добрые и мечтательные, чтобы раскрасить грустную историю яркими красками. Остается надежда, что эти молодые люди будут счастливы в будущем.

Есть еще одноименное аниме «Белые ночи». Их герои не имеют ничего общего с героями Достоевского.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многие современники Достоевского имели склонность мечтать о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, вызванные поражением декабристов. В конце концов, подъем освободительного движения в 1960-е годы еще не созрел. Сам Федор Михайлович смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Однако главному герою «Белых ночей» не удалось вырваться из плена грез, хотя он понимал пагубность собственного отношения.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Молодой человек, по натуре мечтатель, живет отшельником в Санкт-Петербурге. Но по-своему он хорошо знает весь город, его дома и жителей. Норма в его жизни — чуткое и сердечное отношение к людям. Сновидец сочувственно думает о часто встречающемся старике, мысленно разговаривает с фасадами фамильных домов. Молодой человек мечтает о подруге жизни. Однажды случайно он встретил девушку, очень привлекательную, искреннюю, с чистой душой. Настенька тоже понравилась сновидцу. Девушка считает, что она лучше своего парня, который с нетерпением ждет этого после долгой разлуки.

Знакомясь с Настенькой, молодой человек понимает, что ждет от него братской помощи и участия. Настенька очень переживает, что жених не явился в назначенное время, а снисходительный к ней сновидец пытается отвлечь ее от грустных мыслей. Постепенно он понимает, что влюбился в девушку, но не боролся за ее счастье, когда она встретила своего парня. Сновидец бескорыстен, он желает любимого счастья, не заботясь о собственном счастье. Молодой человек готов всю жизнь довольствоваться воспоминаниями о «минуте настоящего счастья», которую подарило ему знакомство с Настенькой.

Полная характеристика героев

Главные герои

  • Мечтатель

Главный герой романа — Мечтатель. Ему около 30 лет. Он живет в Санкт-Петербурге около 6-8 лет. Он приехал учиться в город и остался там. Сновидец — человек добрый и эмоциональный. Однако он нерешителен, застенчив, неопытен, поэтому все его мечты остаются его мечтами.

У Сновидца нет друзей, поэтому он очень одинок. Этот персонаж немного пассивен. Он не боится ни беспорядка в комнате, ни собственной жизни. Его все устраивает. Сновидец — маленький человек.

Он служит в небольшом отделе и любит гулять по городу по вечерам. На одной из прогулок он встретил Настеньку, которая не любила друг друга.

  • Настенька

Настенька — активная и смелая девочка лет 17, которая живет под присмотром строгой бабушки, которая запрещает ей много гулять, так как ее родители умерли. Настенька страдает одиночеством и скукой.

Встретив Мечтателя, начните с ним мирно гулять по каналам. Ей очень нравятся такие прогулки. Она открылась новому другу в любви к арендатору.

  • Жилец

Арендатор — образованный молодой человек, поселившийся в квартире бабушки Настеньки. Он видит скуку молодой девушки в этом обществе, поэтому дает ей книги и водит в театр.

Настенька полюбила его, но он не любит ее в ответ. Девушка поставила его перед фактом, что он должен был на ней жениться. Его не было уже год, и ожидается, что он станет мужем Настеньки по прибытии.

Второстепенные герои

  • Бабушка насти

Бабушка Настеньки боится за будущее внучки-сироты. Она прикрепляет его к платью, чтобы девочка не убежала. В это время бабушка просит внучку читать вслух или вязать.

Моя бабушка когда-то была обеспеченной женщиной, а теперь снимает комнаты в квартире. Мечтает, что племянница выйдет замуж за хорошего человека с деньгами, поэтому мечтает устроить такого жильца.

  • Дамы в хвосте

Джентльмен во фраке ищет приключений в ночном городе. Он мечтает встретить молодую девушку и поехать с ней развлекаться.

Он прилипает к Настеньке на прогулке, и за девушкой встает Мечтатель. Так они и познакомились. Этот персонаж не имеет большего значения.

  • Матриона

Слуга в доме Мечтателя. Иногда, кроме нее, с ним никто не может поговорить. Матрёна не очень хорошо выполняет свою работу из-за халатности, а Сновидец даже не ожидает от неё идеальной чистоты.

  • Фекла

Я работаю в бабушкином доме. Фёкла — пожилая женщина с нарушениями слуха. Она тоже не может качественно оказывать свои услуги, но бабушка с ней не ссорится

Каждый персонаж играет свою роль в произведении, независимо от значения.

Господин во фраке

Авантюрист, мужчина солидного возраста. Он бродил по городу, видимо, с целью повеселиться. Я увидел одинокую девушку, которая была на улице в столь поздний час, и решил попытать счастья. Его прервал сновидец, который находился поблизости с тяжелой палкой в ​​руках. Недоволен таким исходом дела, сильно возмущен. Джентльмен в хвосте стал поводом для знакомства молодых людей.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Пожилая и слепая женщина. Когда-то она была богатой дамой, а теперь живет, сдавая комнату жильцам. С малых лет воспитывает Настеньку, сироту. Она учила свою племянницу французскому языку, чтобы она получила образование, нанимая для нее учителей. Она пытается сделать из племянницы добродетельную и высокоморальную девушку. Он не разрешает ей выходить из дома, читать аморальную литературу. Обеспокоенная своим будущим, мечтает снять комнату молодому и достойному человеку.

Господин во фраке

Авантюрист, мужчина солидного возраста. Он бродил по городу, видимо, с целью повеселиться. Я увидел одинокую девушку, которая была на улице в столь поздний час, и решил попытать счастья. Его прервал сновидец, который находился поблизости с тяжелой палкой в ​​руках. Недоволен таким исходом дела, сильно возмущен. Джентльмен в хвосте стал поводом для знакомства молодых людей.

Матрена

Служанка сновидца, пожилая неряшливая женщина. Он занят уборкой в ​​квартире молодого человека.

Фекла

Домработница в доме глухой бабушки Насти.

Этот список содержит краткое описание характеров и характеристик героев романа Ф. М. Достоевского «Белые ночи», которые можно использовать для написания эссе на уроках литературы.

Ночь первая

Мечтатель. Иллюстрация И. Глазунова

Достоевский не называет имени главного героя. Это одинокий молодой человек 26 лет, который восемь лет живет в Санкт-Петербурге, но не нашел друзей. В свободные минуты он бесцельно бродит по улицам города и мечтает, воображая себя героем романтических произведений.

История начинается с описания беспричинной меланхолии Сновидца, который чувствует себя брошенным всеми. Его комната пуста и заброшена, повсюду паутина и пыль. В ней герой холоден и грустен.

Когда странный молодой человек гулял по узким улочкам, он встречал много людей. Он давал им имена, говорил с ними в своих фантазиях. Кто-то стал ему казаться совершенно родным. Но вдруг улицы опустели: все разошлись по дачам. Он остался один.

Покидая город, Сновидец любуется красотой природы, радуется весне, кланяется незнакомцам. Его настроение улучшается, пусть и ненадолго: возвращаясь в безлюдный город, он по-прежнему испытывает то же уныние.

Однажды ночью, возвращаясь домой поздно вечером, на берегу канала он видит плачущую девушку. Он хочет успокоить ее слезы, но боится приблизиться к ней. Подозревая в мужчине зло, девушка поспешно уходит. Сновидец следует за ней, перебирая в голове возможные причины явки. Внезапно девушка испугалась проходящего мимо пьяницы. Герой бросается на помощь и прогоняет его.

Девушка с радостью принимает просьбу Сновидца проводить ее домой. Счастливчик восхищается ее красивым молодым лицом, длинными черными волосами и говорит, что впервые в жизни встретит такую ​​девушку. Незнакомец удивлен, он сомневается в словах своего защитника.

Настенька. Иллюстрация И. Глазунова

Молодой человек просит девушку встретиться еще раз. Она соглашается, записываясь на завтра там же. Его единственная просьба — это просьба не влюбляться в нее, так как она не готова к романтическим отношениям. Я согласен завтра открыть секреты жизни друг друга.

Ночь вторая

Молодой человек с нетерпением ждет второй встречи. На свидании выясняется, что незнакомку зовут Настенька. Она заботится о своей слепой бабушке и ни на мгновение не дает девочке отойти от нее, привязав к себе юбку булавкой. Герой признается Настеньке, что вся его жизнь прошла во сне. Он понимает, что фантазии не имеют смысла, а настоящая жизнь продолжается рядом. Сновидец желает найти человека, который его абсолютно понимает и разделяет его мечты. Но вокруг никого нет, жизнь пуста и одинока. Девушка сочувствует своему новому знакомому и, утешая его, говорит, что теперь они друзья. Затем он рассказывает о своей жизни.

История Настеньки

Настеньке только что исполнилось 17 лет. Однажды девочка обманула бабушку, пока та спала — она ​​прикрепила к своей одежде платье глухонемой повара Феклы. Проснувшись, старуха заговорила с внучкой. А Фёкла не смогла ответить, испугалась и убежала. Затем обман девушки раскрылся, и бабушка стала контролировать ее еще более жестко.

Настенька живет в небольшом двухэтажном доме на первом этаже, на втором — гости. Один из жильцов, приезжий молодой человек, однажды подошел к старухе, чтобы отремонтировать комнату. Бабушка попросила внучку принести купюры, та трепыхалась, забыв, что она застегивается шпилькой. Она покраснела от стыда, даже мужчина смутился и сразу ушел.

Через несколько дней ведущий предложил Насте достать от него книги для бабушки. Старуха одобрила это, предупредив, что книги должны иметь моральное содержание. Благодаря этому он прочитал несколько произведений Пушкина и У. Скотта.

Однажды Настя наткнулась на жильца на лестничной площадке, между ними завязался разговор. Он спросил его мнение о книгах. Через пару дней он спросил Настеньку, не грустно ли ей проводить все время с бабушкой и почему она не общается с друзьями. Девушка призналась, что друзей у нее нет.

Арендатор вызвал героиню в театр, но испугался реакции бабушки и отказался. Затем молодой человек пригласил их обоих к Севильскому цирюльнику; позже они пошли еще на несколько спектаклей. Тогда девушка не заметила, как полюбила хозяина. Она боялась, что на ее чувства не ответят взаимностью. Вскоре он понял, что его опасения не напрасны.

Арендатор неожиданно объявил, что едет в Москву по делам. Настю мучила надвигающаяся разлука и в ночь перед отъездом молодого человека она решила сбежать с возлюбленным. Она собрала чемоданы и пошла к нему.

Герой не ожидал такого поворота событий. Настенька, вся в слезах, призналась ему в любви, в готовности бросить бабушку и поехать с ним в Москву. Арендатор, утешая ее, сказал, что теперь у нее нет денег, чтобы выйти замуж. Он обещал вернуться через год и сделать ей предложение. Ровно через год они решили встретиться на набережной в 22:00 — там и встретили Мечтателя. Его возлюбленная была в городе несколько дней, но ни разу не пришла на свидание.

Сновидец предложил Насте принять письмо от имени девушки. Он с энтузиазмом одобрил идею. Тем более, что письмо было уже готово, и сама Настя подумала спросить об этом нового знакомого. Билет предполагалось передать общим знакомым Насти и ее жениха, так как последний обещал съездить туда перед отъездом.

Ночь третья

Письмо было доставлено. Настя ждала возлюбленного в указанное время вместе с Мечтателем. Он решил познакомить их. Находясь в хорошем настроении, Настя гадала о своем будущем. Глядя на нее, главный герой истории понял, что влюбился в нее. Ему больно быть для нее просто хорошим другом.

Сердце девушки разбито: жених не явился. Сновидец утешает ее тем, что обязательно приедет завтра. Настя просит подругу пойти за ответом и договориться о новом свидании, но на послезавтра из-за дождя.

Ночь четвертая

Весь день шел дождь. Сновидица все же приезжает в назначенное место, а Настя так и не появляется. Он не может дождаться наступления следующей ночи.

На письмо нет ответа, нет любимой Настеньки. Думая, что жених никогда не вернется, она плачет. Утешения Сновидца напрасны. Девушка заявляет, что все кончено, что любви к обманщику больше нет.

Здесь Сновидец решает признаться ей в любви. Он думает, что теперь она его вышвырнет, так как он нарушил договор об их дружбе. Но девушка его прощает, говорит, что знала о его чувствах. Вместе они мечтают о свадьбе, совместной жизни.

Затем к паре подходит молодой человек, в котором Настя узнает своего возлюбленного. Он все забывает, бросается в его объятия. Сновидцу остается грустно смотреть на эту нежную встречу.

Оцените статью
Блог про смысл произведений