Роман «Герой нашего времени»: основная мысль и анализ произведения

Смысл названия романа Герой нашего времени сочинение 9 класс

«Герой нашего времени» — одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает жизнь молодежи в третьем десятилетии XIX века. Роман имеет глубокий смысл, как и в других произведениях автора.
При написании романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов ставил своей главной задачей как можно точнее передать психологические особенности подрастающего поколения своего времени. Об этом он пишет прямо в предисловии, подчеркивая, что, создавая портрет главного героя, он одарил его пороками современников. Но смысл в другом.

Автор решил, что название «Герой нашего времени» больше подходит для произведения, оно кратко и ярко выражает его суть. Но изначально название было другое, роман назывался «Один из героев начала века». М.Ю. Лермонтов считал его недостаточно емким и понятным.

Молодой человек, живший, когда русский престол занял Николай I, был очень похож на Пекорина. В то время свобода мысли и слова была максимально ограничена, поскольку правительство опасалось, что что-то вроде восстания декабристов может повториться. Между тем многие молодые люди образованные и умные были готовы изменить действительность, посвятить ей всю свою жизнь. Однако компания их не приняла. По этой причине целое поколение не могло реализовать себя и свои способности.

Далее последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Им не удалось стать счастливыми и сделать счастливыми других. Всех этих несчастных Лермонтов показал в лице Печорина. Они были талантливы и могли многое сделать для общественного блага, но у них ничего не вышло. В этом их трагедия, они герои своего времени. Именно в этом смысл названия романа.

Надо сказать, что в этой работе Лермонтов достиг нескольких целей. Сначала был раскрыт и описан психологический портрет молодых людей начала XIX века. Во-вторых, поднимался вопрос о мужчине и возрасте. В-третьих, произведение можно понять так, чтобы каждая эпоха имела своего героя и соответствовала времени.

Смысл произведения «Герой нашего времени» – кратко

Рассказ состоит из пяти частей, хронологии нет. Писатель вызывает у читателя чувства в начале романа, затем заставляет задуматься, проанализировать суть произведения. Краткое содержание каждой части:

  1. Бела. Знакомство с главным героем, командиром Максимом Максимовичем. Во время службы впервые проявляется непоследовательность персонажа: бесстрашие сменяется испорченным поведением. На свадьбе Григорий влюбляется в Белу, дочь хозяина дома. Похищает девушку, героиня влюбляется в офицера. Попав в руки грабителя, она ранена, погибает. Однако любовь Печорина к этому времени уже сгорела.
  2. Максим Максимович. Встреча офицера с командиром после долгой разлуки не вызывает у героя эмоций. Он равнодушно реагирует на радость Максима, отворачивается от него.
  3. Тамань. Эгоистичный персонаж мешает обычному образу жизни контрабандистов, приносит неудачу. Ундина пытается утопить Грегори. Он понимает, что разрушает жизни других.
  4. Княгиня Мария. Большой отрывок повествования рассказывает об убийстве Грушницкого, о потере любимой женщины Печорина. Главный герой снова приносит боль, страдает и он сам.
  5. Фаталист. Мистический и тревожный эпизод. Вулич погибает от рук пьяного казака. Печорин думает о предопределенности жизненных событий.

Классическая версия происхождения названия романа

Согласно исследованиям ученых, особенно работ известного лермонолога Ираклия Андроникова, автор, создавший свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярен, поэтому его название было у всех на слуху.

Произведение Мюссе повествовало о судьбе молодого человека, который исповедовал свои пороки и недостатки в исповеднической форме и рассказал о событиях в своей жизни, которые не могли вызвать уважения со стороны окружающих.

Действительно, этот роман свидетельствует о закате эпохи романтизма. В центре повествования была личность, ее внутренние переживания, однако, не были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Изначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев рубежа веков». Но затем, скорее всего, из-за того, что имя показалось ему слишком сухим, он изменил имя, относя его к своим современникам.

Смысл титула «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, был сутью вопроса, поставленного автором перед читателями: насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? У них не все получается, как у Григория Александровича Печорина — интеллигентного человека с благородными порывами, но эгоистичного и гордого, неспособного принести счастье тем, кто его любит и в кого влюблен сам.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, с верой в личность, в чистоту своих помыслов и стремлений, характерных для этого литературного направления.

Черты романтизма в романе

Зрители быстро поняли, что это произведение принадлежит течению романтизма. В герое нашего времени есть много типично романтических черт:

1) Например, автобиография Печорина; многие его мысли — это мысли Лермонтова, многие события, описанные в романе, действительно произошли. Отличается только внешность героя: Лермонтов скопировал ее со Столыпина, так как сам был некрасив и очень ревновал к Столыпину.

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, в котором отображаются все его чувства.

3) Собственная личность Печорина таит много загадок. Непонятно, откуда взялся Печорин с самого начала и из-за чего он впоследствии умер.

4) Герой очень яркий, постоянно конфликтует с окружающими и борется за свободу. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных персонажей романа.

Через романтическое понимание своего героя Лермонтова пытается описать свою эпоху и свое поколение. Об этом и говорится в названии романа. Доказано, что Печорин изначально очень яркая и богатая натура, в нем много хорошего. Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в еще одного человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в сложной ситуации.

Сочинение 3

Одно из самых известных творений Лермонтова было и остается творением героя нашего времени. В нем он описывает жизнь подрастающего поколения. Автор придал этой работе глубокий смысл. При написании романа главной целью писателя было передать характерные черты юности того времени, в котором он жил как автор.

Лермонтов открыто указывает, что герой его произведения наделен пороками людей своего времени. Но смысл работы был немного другим. Во-первых, автор дал этому произведению другое название, его называли «Один из героев начала века». Но автору показалось, что это название совершенно неясно и неинтересно.

Пекорин и молодой человек, жившие в то время, когда страной правил Николай I, были очень похожи друг на друга. В то время свобода слова и мысли была ограничена, поскольку правительство опасалось нового восстания. Общество не принимало образованных и умных людей. Они были готовы изменить свою жизнь, но из-за того, что общество не хотело принимать их такими, какие они есть, они не могли реализовать себя. Печорин был несколько дерзок в своем поведении, иронично и язвительно оценивает всех людей. Укажите всем на недостатки и слабости, это может легко унизить человека, ради его же блага и корысти.

Он, как и многие, своим поведением противостоит обществу. Он был избалован и не относился к событиям, происходившим в его жизни, не скрывал своих разочарований как избалованного человека.

Написав этот роман, Лермонтов хотел достичь многих целей. Первой и главной целью названия было раскрыть портрет молодого поколения той эпохи. Второй план состоял в том, чтобы поднять проблемы человека. И третьей главной целью автора было показать, что у каждой эпохи есть свой герой, полностью соответствующий тому времени, в котором она живет.

Почему название «Герой нашего времени» – суть заголовка повести

Смысл титула «Герой нашего времени» включает описание основных социальных проблем, возникающих на пути героев. Автор выделяет типичные недостатки молодых людей:

  • Психическое опустошение.
  • Отсутствие желания двигаться вперед по жизни.
  • Незначительность существования.
  • Нереализованная личность.
  • Безразличие к окружающим.

Нереализованная молодость стала трагедией поколения. Автор проводит своеобразный личностный тест Грегори. В названии он указывает главную проблему: кого считать героем, какими качествами он должен обладать. Несостоятельность собирательного образа говорит о том, что в человеке скрыты пороки и достойные качества. Название побуждает читателя самостоятельно идентифицировать героя.

Существуют различные варианты выбора названия рассказа. Их смысл тот же: размышление автора над центральной проблемой поиска личности с героическими качествами. Эта личность — образец для подражания, урок для нереализованных людей.

Проблемы

Особого внимания заслуживают и проблемы романа:

  1. Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, порождающее таких людей, как Печорин или Грушницкий. Все остальные проблемы и пороки, упомянутые в «Герое нашего времени», исходят от него. Сам Печорин в своем признании княгине утверждает, что стал эгоистичным и циничным только потому, что он вступил на путь, навязанный окружающей средой. Они увидели в нем, кем он был, и он стал им, удовлетворив требование.
  2. Больше людей. Лермонтов поднимает проблему подрастающего поколения дворянского общества. Поэт увидел, как эти беззаботные и уставшие от жизни люди могут в будущем стать страшной проблемой для страны. Они просто бродят по жилым комнатам и живут на деньги, заработанные на сельскохозяйственных работах. Такие граждане не способствовали процветанию страны, но разрушили ее. Кроме того, автор затронул личностный аспект социальной проблемы: кто самый «лишний» человек, который осознает свою тревогу? В этом значение печоринской трагедии, о которой Литрекон многих мудрецов подробно написал в небольшом очерке.

Темы

Тема романа «Герой нашего времени» полна разнообразных вопросов, которые мы задаем себе довольно часто.

  • Любовь в романе Лермонтова приносит только несчастье. Печорин пытается искренне любить, но только вредит другим и себе. Любовь сделала Веру несчастную. Это разбило сердце Мэри и разрушило жизнь Белы. Любовь — это не благословение, а очень тяжелое испытание.
  • Дружба. Лермонтов скептически относится к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но не мог его понять. Были разрушены и теплые отношения с Вернером. По словам Лермонтова, человек всегда один в этом мире.
  • Судьба. Лермонтов считает, что все предопределено. Печорин обречен жить несчастной жизнью, страдать и заставлять страдать других. Однако Лермонтов призывает не принимать судьбу, а бороться с ней, потому что это то, что делает человека человеком.
  • Пейзаж. Окружающая природа очень важна для рассказа. Он отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Более подробно (с примерами из текста) пейзаж и его роль в романе «Герой нашего времени» раскрываются в мини-очерке.
  • Кавказ. Кавказ предстает перед нами как экзотический и красивый край с пышной первозданной природой, населенный благородными дикарями со своими особыми традициями.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

Значение титула «Герой нашего времени» вызвало много споров среди современников. При этом часть просвещенной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.

Прочие читатели романа полюбили произведение, потому что автор сумел передать трагедию своего поколения: трагедию неисполнения и духовной пустоты.

Среди последних читателей произведения был известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Глубокая правда Лермонтова, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человеческой психики. Белинский высоко оценил творчество автора, считая, что он отразил в нем духовные старты всего своего поколения: образованные и умные люди, не лишенные зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающие, что с собой делать, не понимают законы бытия и не могут понять смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути, не существует (ведь Печорин не может быть объектом для подражания), и как рассказ о поисках настоящего герой.

Поэтому блестящий критик в своей статье о романе предсказал сочинение М.Ю. У Лермонтова светлое будущее, ведь с проблемой поиска героя своего времени всегда будут сталкиваться люди из разных социальных эпох.

Поэтому существует множество версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но в итоге все они сводятся к тому, что это название было очень уместным. Именно это позволило автору отразить не только центральную проблему своего рассказа — поиск человека, который мог бы стать образцом для своих соотечественников, но и блестяще передать быт, обычаи и культуру своего времени.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, расположенных не в хронологическом порядке. Лермонтов хотел, чтобы читатель сначала волновался, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой грустной и трогательной главы Бэлы. В этой главе читатель впервые встречает главного героя — молодого офицера Григория Александровича Печорина. Он служит военной крепостью на Кавказе под командованием Максима Максимовича, доброго и мудрого мальчика.

В крепости Печорин ведет себя странно: «Бесстрашно едет на коне по скалам», потом вдруг начинает жаловаться на насморк и дрожит, как избалованная девушка.

Чтобы развеять меланхолию молодого человека, Максим Максимович водит его на черкесскую свадьбу. Печорин очень любил черкесскую дочь хозяина Белу. Он решил украсть ее руками брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путем помог заполучить лучшего коня вора Казбича.

Пленный поначалу боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только чувства уже остыли. Вот и все Печорин: быстро мигает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствие мужчин похищает Белу, а затем сильно ранит ее, понимая, что ему не избежать погони с ней. Бела прожила недолго после того, как была тяжело ранена и умерла. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Он называется «Максим Максимович». На нем изображена встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович был очень доволен своим старым другом (им пришлось многое пережить вместе), он хотел его обнять. Пекорин хладнокровно отвернулся от Максима Максимовича; его глаза были полны безразличия.

В главе «Тамань» рассказывается, как Печорин из-за своего эгоизма и чрезмерного любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил ее. После того, как Печорин вылез из воды (девушка-ондина пыталась его утопить), он понял, что обидел всех: девушку, Янко, мальчика и старуху.

Четвертая глава романа «Княжна Марья» — величайшая. В нем много сюжетов, которые переплетаются между собой и приводят к печальному концу: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Марья заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все недовольны. Печорин тоже недоволен.

Последняя глава, «Фаталист», полна мистики и тревог. Печорин здесь играет роль фаталиста. Он видит преждевременную смерть на лбу агента Вулич. Вулич смеется над словами Пекорина и стреляет себе в голову. Пистолет плохо стрелял. Но в тот вечер Вулич все же был обречен на смерть: пьяный казак убил его саблей.

Любовная линия

От действий скучающего и увлекающегося интригами Григория страдают искренне относящиеся к нему женщины. Белу, юную кавказскую девушку, похитили по просьбе Печорина. Ему нравилось привлекать ее внимание, брать верх над ее недоступностью. Эта игра позабавила русского офицера. Однако когда Бела сдался и влюбился в него, потерял к ней интерес, девушка ему больше не была нужна. Трагический исход был неизбежен.

Даже если бы Казбич не обидел Белу, она не смогла бы жить той же жизнью и вернуться домой. По традициям своего народа девушка оказалась в опале, поэтому не смогла бы создать семью и обрести счастье в браке. Когда Печорин начал этот рассказ, он не думал о Беле, а только думал о его желаниях. Офицер достиг своей цели и остыл, но девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре он сожалел только об одном: они не могли видеть друг друга на небесах, так как исповедовали разные религии. Вот так Печорин по прихоти стал причиной смерти молодой девушки.

Были разбиты сердца двух других влюбленных в героя женщин. Мария страдала от чар Григория, потому что хотела подразнить, приручить своего друга Грушницкого. Печорина очень позабавила реакция молодого человека, гнев, бурлящие в нем страсти. Интрига увенчалась успехом: сердце Марии покорилось, и ее пылкий поклонник сошел с ума от ревности и ненависти к Пекорину. Только вот скука снова вернулась — вся история Григория порядком надоела, поэтому он стал гадко вести себя с влюбленной в него принцессой.

Мария часто плакала от холодности и равнодушия Печорина, но все равно не изменилась

твои чувства к нему. И в то же время Григорию наскучила Вера, в которую он был влюблен. В итоге закрученная история Печорина печально закончилась: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Марии было разбито, а муж забрал Веру из Пятигорска, чтобы все это забыть.

Такова была личность постдекабристской эпохи: несомненно, сильная, способная к действию, но потерявшая ориентацию и неспособная реализовать свой потенциал. В результате таких временных условий человек совершил жестокие, даже аморальные поступки. Внешне это эгоистичный и циничный, скучающий интриган, но внутри была работа, которая иногда позволяла сознанию проснуться. Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов, происходящих в обществе и в сознании людей.

Поступки героя

Оказавшись в массовом порядке ненужным для общества, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе не причинили ему вреда. Печорин играет судьбами, чувствами других, не задумываясь о моральной составляющей своих действий.

он заинтересован в покорении женских сердец, глядя на их переживания, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Белы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не покончил жизнь самоубийством, а повлиял на ее действия в таком результате, то в истории с молодым человеком он оказался убийцей, который легко приписал гибель курсанта преступнику. Сбежали черкесы и к ответственности.

Неосознанность, тщетность привели к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-то интерес к жизни и разнообразию. Скука и апатия ко всему сделали его циничным, несколько жестоким человеком. Это характеристики поколения, которое хотел изобразить писатель.

1830-1840 гг. — эпоха утраченных вех, сдвига морально-этических представлений в сторону эгоизма. Личность, не находя себе применения, пыталась хоть что-то сделать в этом мире.

Когда в обществе преобладает эгоизм, это приводит к ужасным и непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неправильных действий. Отчуждение от них и предубеждение по отношению к собственным интересам и желаниям приводят к разрушенной и сломанной судьбе других людей. Печорин внес неприятности в жизнь Белы, Марии, Веры и Грушницкого.

Главный герой и его конфликт

Перенесемся в 19 век, к нашему герою. Он жил во время суровых государственных репрессий Николая 1, попутно не было свободы мысли. Инициатива декабристов, как мы все знаем, жестоко подавлялась, и самодержавие сдерживало дворянство и амбициозных молодых личностей.

Главный герой принадлежит именно к такой группе молодых людей. Всеми своими действиями он противостоит обществу, он ищет своего счастья. Вместо желаемого воплощения своих способностей и мечты он находит только полное разочарование. Эта напряженная борьба сделала главного героя совершенно эгоистичным и оцепеневшим человеком.

Как отмечалось ранее, Печорин — это собирательный образ, его личность и история отражают конфликт между человеком и обществом, который пронизывает историю России, особенно в 18-19 веках.

Главные герои и их характеристика

Вкратце о системе имиджа и каждом значимом персонаже Multisaggio Litrecon написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красиво снаружи, но опустошено внутри. Перед ним нет цели. Он не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но в то же время умен, по-своему благороден и даже способен любить. На протяжении всего романа он пытается заполнить пустоту внутри себя, неся другим только страдания. Он умирает, не найдя себя. В этом произведении раскрывается образ Печорина.
  2. Мэри — юная принцесса. Культурная светская красота, сохраняющая естественность и живость образов. Наивно он поддается очарованию окружающих мужчин. Станьте жертвой жестокого эксперимента Печорина, разбившего ей сердце.
  3. Бела — красивая и гордая грузинская принцесса. Ее похитил Печорин. Я поддался его манипуляциям и влюбился в него. После того, как Печорин потерял к ней интерес, она ушла, опечалилась, а затем стала жертвой мести альпиниста Казбича своей семье. Более подробно о женских образах многословный Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой кадет. Он служит кривым зеркалом Грегори. Попытайтесь представить себя страдальцем жизни, как Печорин, раздражая его. На самом деле он прагматичен, подл и подл. Он проигрывает битву за сердце Мэри и умирает на дуэли от рук Грегори.
  5. Вернер — старший врач. Двойник Печорин. Циничный и умный, но в то же время сострадательный и гуманный. Как и главный герой, он презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимной дистанции. Вот очерк на эту тему, посвященный аналогам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатый человек. Несмотря на ее второй брак, она любит только Грегори, полностью осознавая те страдания, которые он ей принес. В конце концов, он тоже уходит от Печорина, доводя его до отчаяния.
  7. Максим Максимович — простой крестьянин, дослужился до офицерского звания. Опытный солдат. Исполнительный и трудолюбивый. Обладает высокими моральными качествами. Она осуждает поведение Печорина, но не может не сочувствовать ему.

Образ Печорина

Какое было поколение 1830-1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в его романе? Чтобы ответить на вопрос, следует обратиться к личности главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин — образ, сочетающий индивидуалистический принцип с обобщенным историческим типом, поэтому его нельзя оценивать в одностороннем порядке:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек с сильным характером, определенными качествами, который не всегда поступает правильно с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он содержит обобщенные характеристики поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применение, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, образован. Собеседники сочли его умным человеком. Но в то же время характер Печорина был противоречивым, странным и непредсказуемым: то он чувствовал дискомфорт из-за какой-то незначительной ерунды, то проявлял смелость в опасные и рискованные моменты.

Он был незаурядной личностью, способной на многие успехи, но по каким-то причинам герой не мог реализовать свой потенциал, потому что обществу это было не нужно. Поиски себя не принесли успеха. Ему было откровенно скучно и без какой-либо цели в жизни. Основная причина действий — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, повеселиться, так как Григорий, говоря простым языком, в обществе лишний.

Значение имени герой нашего времени

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических характеристик, таких как южная экзотика и яркая личность, в отличие от остального общества, «Героя нашего времени» обычно относят к направлению реализма. Лермонтов стремится к естественному изображению всех сторон жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим законам. Здесь кратко очерчены черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает в себе глубокий психологизм с четкой сюжетной схемой и активными характерными действиями.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе организованы не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Значение размещения глав, хронология и характеристики композиции отражены в кратком эссе.

Оцените статью
Блог про смысл произведений