Философская лирика А

Направление лирики

Характеристика тем и мотивов его произведений в разные периоды жизни поэта

Основные философские мотивы в текстах Пушкина постоянно менялись: просматривается четкая периодизация. В начале писательских лет поэт был романтиком, в первую очередь интересовавшимся развлечениями и развлечениями с друзьями. Впоследствии, во времена революции, ссылки и цензуры, она пережила различные духовные и личные кризисы. Жажда героических поступков и романтики постепенно сменяется суровым реализмом и цинизмом.

В конце жизни писатель приходит в гармонию с самим собой. В своих произведениях он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого существования, жизни и смерти. При этом явно выражены нотки ностальгии по счастливой старине.

Александр Сергеевич с юности был склонен к философским рассуждениям. В своих ранних стихотворениях он призывает читателя сохранять свободный дух, веселиться, веселиться с друзьями и ни о чем не беспокоиться. Яркие примеры таких стихотворений — «Гроб Анакреона» (1815), «Толстой зал» (1819). Они отмечают праздники, застолья и простые радости, которыми Пушкин наслаждался в школьные годы.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, в начале 20-х годов коренным образом изменились. Культурная революция и политические события того времени привели его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в том, чтобы тратить время на развлечения, но он искал подвиги. Кумирами писателя в те годы были Байрон и Наполеон.

Мотивы в пушкинских текстах

В середине 1920-х Пушкин переживал очередной личный кризис. Романтизм в его стихах сменяется холодным реализмом. Есть мысли о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и вина писателя за то, что он не помог своим друзьям свергнуть царский режим.

Поздние стихи Александра Сергеевича пропитаны грустью и одиночеством, которые он тогда испытал. В нем учащаются размышления о природе жизни и смерти, распространяются религиозные темы. Поэт старался не описывать традиции и внешние атрибуты церкви, а глубже вникать и разобраться в сложных вопросах веры.

Еще одна черта поздних стихотворений — явная ностальгия по прошлому, по простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Чаще всего старшеклассники» и «Эра темпа».

Похожая лирика других авторов

У других авторов русской литературы также были одноименные произведения:

  1. Есенин. Его «Память» была посвящена деду по материнской линии. Автор написал ее в молодом возрасте. Главный герой произведения выразил тоску и сожаление о прошедших юных годах. Поэма пронизана страхом Есениной дожить до старости, нежеланием встречаться с ней.
  2. Жуковский. Автор написал свои «Воспоминания» в жанре поэтической миниатюры. Тексты посвящены друзьям поэта, которых уже нет. В небольшом томе (только катрен) Жуковский смог выразить благодарность своим «товарищам», веру в бессмертие души и верную дружбу.
  3. Гумилев. Поэт Серебряного века придавал большое значение стилистике и фонетике своих произведений. «Я помню» вошел в первый сборник Гумилева. Уже на этом этапе прослеживалась трагедия созданных автором тонов и образов. Используя метафоры, поэт сравнивает человеческую душу с летящей птицей.
  4. Рылеева. Элегия «Рикорди» посвящена автором своей жене. Поэт сожалеет о пропавшей юности и прошлой любви. Романтизм работы подчеркнут яркими образами природы, увидевшей свидания двух молодых людей.

Тема воспоминаний часто проявляется в творчестве современных поэтов. Сильные эмоции, переживаемые человеком, «никуда» не уходят. Люди, наделенные поэтическими способностями, «сливают» в стихах чувства, живущие в душе.

Основная мысль и проблематика

Основная идея стихотворения — осуждение крепостного права. Автор сочувствует крестьянам, которые до изнеможения работают на своего хозяина. Поэт отмечает, что таких рабов общественного строя с каждым днем ​​становится все больше. Лирический герой пытается донести свою идею до масс, но тщетно. Либо он не наделен таким даром, либо люди его просто не хотят слышать.

Природа села

Авторская позиция заключается в том, что поэт конкретно описывает, насколько прекрасна природа его Родины. Таким образом он пытается показать, что высшие слои общества не могут выбраться из своих роскошных домов, чтобы увидеть реальную жизнь. Только там можно оставить человека наедине со своими мыслями и подумать, что делать дальше. Там же можно увидеть бедных фермеров, пытающихся угодить хозяину. С помощью своего творчества Пушкин пытается донести до людей необходимость перемен.

В стихотворении писатель поднимает вопросы, волновавшие его и все общество в то время. Постарайтесь донести до читателя, что скрывается за красивыми загородными пейзажами. В ходе работы были затронуты такие вопросы, как:

  • Проблема рабства и тирании. Поэт описывает жизнь безвольных крестьян, до изнеможения работающих с хозяином. Пушкин им симпатизирует, но вместе с тем понимает, что поэзия не сможет изменить общественный строй, который создавался более десяти лет. Автор считает, что перемены произойдут только тогда, когда проблема угнетенных крестьян будет поднята на политическом уровне.
  • Проблема бессилия поэта. Александр Сергеевич понимал, что своими стихами он не сможет достучаться до людей и помочь беднякам. Поэта мучает его неспособность изменить общественный строй через убеждения.

«Анчар»

Произведение «Анчар» — одно из самых ярких произведений великого поэта. Александр Сергеевич написал ее в 1828 году, а через четыре года она была опубликована. Когда поэт работал над этим произведением, он жил в Москве. Цензура внимательно следила за ним. Дело в том, что Александр Сергеевич уже позволил себе открыто высказывать свое мнение, что очень не нравилось царю. За это поэт отправился в ссылку. Поэтому теперь поэт становится осторожнее и прикрывает свое истинное мнение аллегорией. Он делает дерево упас-анчар, обладающее ядовитыми свойствами, как центральный образ баллады. Наконечники стрел были пропитаны соком.

Что касается темы произведения, то можно сказать, что оно касается зла мира, которое автор рассматривает с философской и социальной точки зрения. Автор заключает зло мира в ядовитом дереве.

Поэт ставит вопрос о свободе и тирании, потому что эта тема сильно задела автора. Но он уже не говорит об этом прямо, он ставит эту проблему в общефилософском смысле. Это отличает его следующий этап творчества от предыдущего.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я вас любил…»

Я любил тебя: я все еще люблю, может быть

В моей душе он не исчез полностью;

Но не позволяйте этому больше беспокоить вас;

Я не хочу вас ничем огорчать.

Я любил тебя без слов, без надежды,

То нас мучает застенчивость, то ревность;

Я так искренне, так нежно любил тебя,

Как дай Бог вам, близким, отличаться.

«Я любил тебя…» А.С. Пушкина (1829) — образец авторских любовных текстов. Это стихотворение — целый мир, в котором царит любовь. Она безгранична и чиста.

Все строки стихотворения наполнены нежностью, легкой грустью и благоговением. Безраздельная любовь поэта лишена всякого эгоизма. (Текст «Я тебя любил…» А.С. Пушкина см. В конце текста). Он искренне любит эту женщину на работе, проявляет к ней заботу, не хочет беспокоить ее признаниями. И она просто хочет, чтобы избранное ею будущее любило ее так же сильно и сильно, как и он сам.

Анализируя «Я тебя любил…», можно сказать, что это лирическое стихотворение созвучно другому стихотворению Пушкина — «На холмах Грузии». Тот же объем, та же четкость рифм, некоторые из которых просто повторяются (в обоих произведениях, например, рифмуется: «может» — «беспокоит»); тот же структурный принцип, легкость выражения, соблюдение богатства словесных повторов. Там: «от тебя, от тебя, только от тебя», здесь трижды: «Я тебя любил…». Все это придает обоим стихотворениям необычайную лиричность, искрометную музыкальность.

Не совсем понятно, кому адресованы строчки в «Я любил тебя». Вполне возможно, что это А. А. Оленина. Но, скорее всего, это останется для нас секретом.

Не происходит развития лирической темы в стихотворении. Поэт рассказывает о своей любви к прошлому. Все мысли поэта не о себе, а о ней. Не дай бог он расстроит ее своей настойчивостью, доставит неприятности, любя ее. «Я не хочу тебя ничем огорчать…»

Знаменитая поэма Пушкина «Я тебя любила…» исполнена в сложном и точном ритме. У него приятная «синтаксическая структура, интонация и звук». Размер этого лирического произведения — пентаметр ямба. За исключением двух случаев, ударение в каждой строке приходится на второй, четвертый, шестой и десятый слог.

Ясность и порядок ритма еще больше усиливаются тем фактом, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза. Кажется, что способность Пушкина создавать абсолютно естественный текст с максимальной гармонией и организованностью ритма уникальна.

Слова «молчание — безнадежность», «застенчивость — ревность» — рифмы, но подходят они настолько органично, что совершенно незаметно.

Система рифм симметрична и упорядочена. «Все странные рифмы инструментированы на звуке« w »:« возможно, это беспокоит, непоправимо, нежно », и все рифмы также инструментованы на« m »:« совсем нет, ничего, устало, другое » разумным и понятным способом.

Стихотворение «Я любил тебя…» — это стихотворение, входящее в программу поэта «Наследие любви». Необычно тем, что все эмоции лирического героя передаются напрямую — прямым именем. Произведение завершается примирительно: внутреннее напряжение лирического героя утихает, когда он расставил для себя все «i».

Поэма «Я тебя любила…» А.С. Пушкина передает тончайшие нюансы нежной и всепоглощающей любви. Поразительная эмоциональность содержания, музыкальность языка, композиционная законченность — все это великие стихи великого поэта.

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану 4 вариант

1. История создания
Поэма «Узник» создана в 1822 году. Это было тяжелое время, когда Пушкин находился в ссылке на юге.

Поэма передает стремление автора к свободе, его ностальгию, его переживания. Это художественно переосмысленное отражение реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление
Работа принадлежит к романтизму.

3. Пол
По характеру литературы это текст.

4. Пол
Жанр «Узника» — лирическое стихотворение.

5. Проблемы
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее несвободы.

Через образ сидящего за решеткой узника и орла, который по желанию зовет его вслед, поэт передает свои мысли, желания, стремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он этого хочет.

6. Тема
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать свободно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и общественности. Все это передано в метафорических образах.

7. Идея
Мнения поэта становятся идеей поэзии: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Поиск свободы и воли навсегда останется в нем, даже «за решеткой».

8. Пафос
В произведении явно присутствует ностальгия, грусть человека в плену, горячее стремление к свободе.

9. Система изображений
В общем, все стихотворение построено на противопоставлении, между ними много противоположных образов:

пленник — вольный орел,
подземелья — райские просторы, ветер, края синего моря.
Благодаря этому читатель практически ощущает на себе желание узника, его желание освободиться, выбраться из тюрьмы.

10. Центральные персонажи
Главный герой — заключенный, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом из окна.

Акила — олицетворение свободы, свободной жизни. Лирический герой отождествляет его со своим спутником, зовет его туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой
Лирический герой представлен здесь в виде узника, сидящего в «мокрой темнице». Он борется за свободу, мечтает о свободе, но не может: это метафорическое изображение несвободы, которую испытал сам автор.

В целом образ заключенного в стихотворении исследователи рассматривают как собирательный. С одной стороны, в нем ярко проявляется личность самого Пушкина, который находится вдали от своей родины, которой он жаждет, стремится вернуться. С другой стороны, это может быть изображение любого ссыльного или узника.

12. Сюжет
Поэма имеет простой сюжет. Некий заключенный сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит клюющего орла, но тут же запускает добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что он его верный товарищ. Он думает, что орел зовет его следовать за ним в небе на свободе. В конце концов, ему почти кажется, что он парит рядом с птицей.

13. Состав
Композиция произведения линейна.

Заключенный состоит всего из трех строф:

В первом нам представлена ​​выставка и обстановка.
Заключенный сидит в тюрьме и смотрит в окно. Вдруг он видит, как орел клюет еду, бросает ее и смотрит на арестанта.
Во втором стихе события разворачиваются и достигают своей кульминации.
Заключенный наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что хищник с перьями — добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из плена, стать свободным. В этом катрене проступает основная идея: «Улетим!».
Наконец, в третьем стихе читатель видит эпилог.
Заключенный воображает себя рядом с орлом, где гуляют «… только я и ветер». Они оба вольные птицы, и никто не может остановить их полет.

14. Поэтический метр, рифма, стих
Заключенный написан классическими катренами (то есть катренами).

Пушкин использует это измерение как амфибию.

Рифмы везде парные (AABB), мужского рода (т.е с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения
Вся поэма — отличная метафора несвободы и желания освободиться, быть свободным.

Заключенный — своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке по собственному творчеству. Орел — символ свободы, воли и не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: что бы ни случилось, я напишу, как считаю нужным, и никто не может запретить мне это делать.

Язык стихотворения простой, основная идея легко читается и изложена очень ярко, понятно.

16. Средства художественного самовыражения

Антитезис: противостояние воли и рабства.
Сравнение: Заключенный сравнивает себя со вольной птицей.
Эпитеты:
сырой
молодой
грустный
бесплатно

Подражания:
орел товарищ,
ветер идет.

Инверсии:
мокрое подземелье
молодой орел

17. Ценность работы
В произведении автор выразил свои мысли о свободе творчества.

Затем эти идеи разовьются в других стихотворениях и пройдут красной нитью по всему творчеству поэта, постоянно притесняемые, осуждаемые или открыто осуждаемые цензурой, правительством и общественностью.

18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает нюансы настроения через образы. В этом смысле его можно назвать психологическим.

это актуально и сегодня, ведь жажда творчества и желание выразить свои переживания через произведения искусства характерны для человека любой эпохи.

19. Мое отношение
Мне нравится это стихотворение, потому что в нем автор смог выразить свои мысли о свободе и о том, что нельзя запретить творцу творить в аллегорической форме.

Даже за решеткой он будет стремиться к свободе, ища возможность сбежать.

20. Чему это учит
Поэзия учит верить в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что мы можем выбирать свой путь и творить так, как считаем нужным. Он очень смелый, красивый и глубокий.

 

Периоды творчества поэта

Литературная деятельность Пушкина тесно связана с периодами его жизни. Историки литературы выделяют следующие этапы творчества поэта:

— Период учебы в лицее — начало литературного пути Пушкина. На тот момент стихи были полностью пропитаны патриотизмом и максимализмом. Одно из таких творений — «Наполеон суль Эльба».

— Период жизни в Санкт-Петербурге. На этом этапе Пушкин создал такие произведения, как стихотворение «Руслан и Людмила», стихотворение «Свобода» и др. свобода прослеживается в творчестве поэта.

— Пушкин Южное звено. Шедевры поэта еще более полны любви к свободе, но романтика проявляется, например, в произведении «Кавказский пленник».

— Подключение к с. Михайловское. Романтические мотивы начинают покидать поэта, а творчество приобретает признаки реализма (трагедия «Борис Годунов»).

— Период жизни в Москве. На этом этапе одним из самых известных стихотворений было «В недрах сибирских минералов…» Литературная деятельность Пушкина проникнута верностью идеалам свободы.

— Период осени Болдинская. Пушкин глубоко переосмысливает роль поэзии и поэта в жизни людей, создает такие произведения, как «Я поставил себе памятник…», «Сказки Белкина», завершает работу над романом «Евгений Онегин».

Творчество 30-х годов 19 века. Великие идеи Александра Сергеевича «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Дубровский» отражают противостояние личности и государства.

Александр Сергеевич Пушкин — символ и национальная гордость русской литературы.

Пушкин

Образы и символы

  1. В центре стихотворения — образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как нормального человека, который не выделяется в обществе, пока «его святая лира не умолкнет». Но когда до поэта доходит вдохновение, он начинает творить, он убегает от людей, он уходит в естественный уголок.
  2. Природа в поэзии становится символом спокойствия и умиротворения. Это место, где душа поэта находит вдохновение.
  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих стихах как вестник творческого призыва.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник» 3 вариант

Поэма «Узник», написанная Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и поехать в Кишинев. Несмотря на то, что местный мэр князь Иван Инзов относился к поэту довольно снисходительно, Пушкин занял новую должность службы в глухой губернской канцелярии как личное оскорбление. Будучи по натуре свободолюбивым и лишенным права выбора, поэт понимал, что из-за слишком свободной поэзии его ждет как минимум ссылка в Сибирь. И только благодаря ходатайству друзей он сохранил дворянский титул и должность секретаря колледжа. Однако пребывание в пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринял как плен. И именно этому периоду его жизни посвящено стихотворение «Узник». Александр Пушкин с первых же строк рисует очень грустную картину, сравнивая южный город с сырым подпольем. Он был свободен в своих действиях и нередко игнорировал служебные обязанности, но отсутствие возможности вернуться в Петербург или Москву заставляло поэта испытывать беспомощный гнев. Поэтому знойный юг у него ассоциировался с тюремной камерой, а офисная работа — с заключением. Образность, которой Пушкин характеризует этот период жизни, подкреплена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть отчаяние своего положения, поэт проводит параллель с кормившимся в неволе орлом, который является его опальным братом. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая опьяняющего чувства свободы, намного сильнее и свободолюбивее, чем он, потому что своим криком и взглядом он выглядит так: «… хочет говорят: «Улетим! ». И, поддавшись его уговорам, сам поэт осознает:« мы — вольные птицы; Пора, брат, пора! »Что именно имел в виду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? Прежде всего, это было осознание собственного свободолюбивого« Я », в результате чего раздражительность поэта усилилась. Он понимал, что родился свободным и независимым человеком, и никто не имеет права указывать, как и где жить. Однако нынешний царский режим пытается навязать свои правила игры всем подданным Российской Империи. Независимо от титулов и звания. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он недвусмысленно предполагает, что пойдет «туда, где синее море». «И действительно, вскоре поэт подает прошение мэру Одессы графу Воронцову о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, но желанием изменить хоть что-то в своей судьбе и действовать вопреки власть имущим, нарушая их прямой приказ. Сам по себе переезд в Одессу не изменил судьбу поэта, все еще вынужденного жить в ссылке, но позволил ему заявить о себе и доказать, что только он имеет право распоряжаться собственной жизнью. Это означает, что никто не может запретить поэту писать стихи и публиковать их. Интересно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин полностью осознал, что занимается русской литературой, и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество поистине талантливых и восхитительных произведений, в том числе стихотворение «Узник», которое стало своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

«Если жизнь тебя обманет…»

Это стихотворение написано в 1825 году, во время ссылки в Михайловском. Работа появилась для альбома Евпраксии, который жил по соседству. Хотя работа не совсем подходит молодой девушке, Александр Сергеевич выбирает именно это.

То же стихотворение «Если жизнь обманывает…» носит философский характер. В нем автор обсуждает жизненные трудности. Поэт говорит, что каждый день отличается от другого, поэтому мы никогда не знаем наверняка, преподносит нам судьбу хороший или плохой сюрприз. Однако лирический герой не теряет оптимистического настроения, а пытается настроить на себя читателя. Поэма состоит всего из двух строф, в которых звучит мысль.

Человек устроен так, что всегда верит, что его ждет только самое лучшее. В этом уверен Александр Сергеевич. Своим оптимизмом он пытается заразить читателя.

История создания

В начале 19 века многие авторы в своих произведениях поднимали тему быта крестьян. Затем к властям стали поступать сведения о жизни простых людей, а литература наполнилась произведениями, в которых говорилось о социальном неравенстве. Однако большинству из них просто не разрешили печатать из-за цензуры. В таких условиях Пушкин написал в 1819 году стихотворение «Деревня.

Александр Сергеевич начал писать свои работы

Александр Сергеевич начал писать свои произведения, когда был в Михайловском. Первую версию стихотворения передали для прочтения императору Александру 1. Он положительно отзывался о нем и похвалил поэта за его творчество. Однако стихотворение «Деревня» не было допущено к печати.

После восстания декабристов 1825 г издатели усилили цензуру. Поэту пришлось внести изменения в произведение, чтобы его можно было напечатать. Еще в 1826 году измененное стихотворение было опубликовано под названием «Одиночество». Полную версию произведения читатели увидели только в 1829 году. Название «Деревня» использовалось в более поздних публикациях.

Анализ лирического стихотворения Пушкина: ключевые моменты

Чтобы показать, как должен выглядеть грамотный анализ, возьмем стихотворение «Анчар», созданное Александром Сергеевичем в период с сентября по ноябрь 1928 года. Анализ лирической поэмы Пушкина начнем с важных для творчества биографических сведений.

он был создан после возвращения поэта из ссылки в Михайловский. На этом его надежды на свободное творчество были полностью разрушены. Работа основана на полулегендарных рассказах о ядовитом дереве Анчар, которое якобы растет на острове Ява. Стихотворение лирическое, но наличие явного сюжета роднит его с лирико-эпическим жанром — балладой.

план для анализа лирического стихотворения 7 класс

Анализ лирической поэмы Пушкина требует рассмотрения композиции. Он состоит из 2-х частей, включая 5-ю и 4-ю строфы. В стихах первой части читатель становится наблюдателем безжизненного образа мира, c. Здесь время словно остановилось, и пространство голых и пустых территорий открылось и охватило всю вселенную. Во второй части мы переносимся в область человеческих отношений между «хозяином» и «рабом».

Композиция

Текст стихотворения условно можно разделить на три части.

  1. В первой части рассказывается о возвращении лирического героя на родину. Прошло время, изменилось не только Михайловское, но и сам поэт: он многое пережил, стал старше, опытнее и мудрее. Воспоминания заставляют его погрузиться в прошлое, пережить прежние чувства.
  2. Вторая часть представляет нам образы природы и сельской жизни, которые открываются перед лирическим героем. Разбросанные по побережью городка, озера и дороги — пейзаж на первый взгляд такой же, как был десять лет назад, но теперь причина увядания и деградации закрадывается в описание: рыбак тянет «жалкий невод» «Старая мельница« с силой развевает свои крылья на ветру».
  3. Возле знакомых сосен по пути поэт замечает молодняк, и это становится отправной точкой для третьей части — размышлений о преемственности поколений и обращения к потомкам.

интересно, что стихотворение «Я снова побывал» построено как выступление лирического героя. Интонационный узор создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и многолетние духовные поиски поэта кажутся выходящими за рамки произведения, но отчетливо видны в паузах и в пунктах текста.

Жанр, размер и направление

Жанр оперы «Поэта» — лирическое стихотворение. Работа написана от лица автора, который рассказывает об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мнению автора, выдающегося человека можно не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснется рука Аполлона. Погружаясь в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.

Поэму четко можно разделить на две части: человек в реальном мире, в мире филистимлян до того, как его коснулось «божественное слово»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусства. Это значит, что данное произведение можно отнести к романтическим текстам. Одна из характерных черт романтизма — принцип двойного мира, который мы наблюдаем в стихотворении «Поэт».

Размер пьесы — тетраметр ямба, с помощью которого создается единый регулярный ритм. Стихотворение начинает восприниматься как притча. Когда вы произносите слово «притча», седой старик сразу вовлекается в воображение, спокойно и осторожно рассказывая красивую и мудрую историю. Итак, вот оно. Александр Сергеевич создал атмосферу красивой легенды, завораживающей своей мягкостью, погружающей вслед за лирическим героем читателя в мир грез и муз.

Анализ произведений

Чтобы лучше понять суть мыслей и жизненных ценностей писателя, стоит проанализировать философские тексты Пушкина в стихах. Важно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.

Ода Пушкина Пророк

Пушкинская литература

Поэма «Пророк» написана в 1826 году. Своеобразие произведения заключается в его жанре. Обычно оду пишут с целью похвалить что-то, но стихотворение Пушкина имело противоположную цель: в ней писатель выражал презрение к славе, богатству, признанию и уважению высшего сословия.

Основная тема произведения — поиски места в мире поэтом, осознание своей миссии и роли в обществе. Это он метафорический пророк — Пушкин использует религиозные темы, чтобы скрыть истинный смысл стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести людям свет и направлять их на правильный путь, а не искать человеческого признания.

Стих написан возвышенно, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Подчеркните: стать настоящим поэтом можно только через упорный труд, страдания и развитие талантов, и не каждый может этому противостоять. Только пройдя испытания, человек сможет духовно подняться и донести свои идеи до других. К тому же тяжелый труд вряд ли будет вознагражден при жизни, который Александр Сергеевич хочет передать своим молодым коллегам.

Стихотворение Узник

История создания этого произведения попала в тяжелые моменты жизни поэта. С 1820 по 1824 год он служил в южной ссылке, где выполнял обычные канцелярские обязанности. Наказание угнетало автора, считало это несправедливым оскорблением и насилием над человеком, а потому продолжало пренебрегать своими обязанностями и писать «непристойные» стихи. Одним из них был «Узник», в котором Пушкин метафорически описал свое положение.

В своем творчестве поэт говорит путем сравнения. Он представлен читателю в виде молодого орла, «кормившегося в неволе». Этому были даны две интерпретации:

  • Александр Сергеевич намекает на вседозволенность самодержавной власти, при которой каждый человек свободен лишь мнимо и может попасть в тюрьму в любой момент за неправильное слово.
  • Поэт попал в тюрьму в очень юном возрасте, когда личность только формировалась, а потому подобное насилие над ним может серьезно повлиять на его характер и судьбу.

Анализ отдельных произведений писателя

Какой бы ни была правильная интерпретация, писатель категорически возражает против своего вывода. Он противопоставляет радость свободы и трагедию узника контрасту между заточенным орлом и «вольной птицей» — они изначально одинаковые, но затем были разделены решеткой по прихоти хозяина. Разница между качеством их жизни проявляется в сравнении пищи хозяина и кровавой добычи — символа независимости и свободы.

Свободный орел предлагает своему заключенному брату улететь в далекие страны, избавившись от насилия и преследований. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине 1920-х годов.

Произведение Цветок

Это литературное произведение было написано в 1828 году, когда Пушкин уже освободился из ссылки и вернулся в Петербург. Но свобода и долгожданное возвращение не принесли поэту необходимой радости: столичное общество выступило против него, а власти продолжали пристально следить за писателем, готовые преподать ему новый урок. Поэтому в стихотворении «Цветок» четко прослеживаются причины разочарования: оно посвящено грустным мыслям и быстротечности жизни и увядшей красоте.

Сюжет прост: лирический герой находит на страницах книги давно забытый цветок и размышляет о своей судьбе. В текстах проводится параллель между жизненным циклом растения и жизнью самого поэта:

Философские тексты Пушкина

  • цветение — беззаботная юность, во время которой человек полон радостных надежд и думает, что весь мир ему открыт;
  • момент, когда кто-то срывает красивый цветок, не задумываясь о том, что тем самым лишает его жизни — это метафора внезапного изгнания Пушкина, ничего не подозревая о неминуемой опасности;
  • заключенный в страницы книги, цветок теряет возможность обонять и радовать людей своей красотой — так же, как поэт засыхает в неволе, неспособный донести до людей свое творчество.

В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам властей сделать его произведения личной собственностью — ведь сорвавшие цветок хотели оставить его красоту для себя. Но он не мог прямо выразить свои мысли, опасаясь рассердить Николая I, освободившего его.

Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намека на конкретные личности. Поэт вспоминает, что его подобрали и подарили как символ памяти, а затем он стал свидетелем любовных историй и страстей людей, которых, возможно, уже нет в живых. Поэма исследует тему быстротечности жизни, раскрывает проблему людей, которые не могут оценить свои лучшие годы, а затем разочаровываются.

Если жизнь тебя обманет

Поэма была написана в период ссылки Пушкина в Михайловском в 1825 году. Она была посвящена Э. Вульф, женщине, в которую писатель давно влюблен, но затем отношения переросли в крепкую дружбу. Он провел много дней в доме своей семьи, радуясь своему одиночеству.

Анализ произведений Пушкина

Поэт, переживавший личный кризис, страдавший от преследований и притеснений за свои убеждения, чувствовал себя в безопасности и комфортно рядом с Э. Вулфом, а потому мог на время отбросить грустные мысли. Это сыграло огромную роль в ее жизни — в некоторых отрывках литературоведов даже говорится, что эта женщина стала прообразом Ольги Лариной в «Евгении Онегине».

Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровывалась в жизни и познала ее жестокость. Поэтому он написал стихотворение оптимистично и утвердительно. Он говорит, что даже если настоящее кажется скучным и унылым, человек всегда может что-то изменить в будущем. Раскрывается проблема стремления к счастью: не нужно ждать, пока оно наступит, а создавать его самостоятельно, упорно трудясь.

Поэт призывает читателей спокойнее относиться к неизбежным неудачам и падениям, утверждая, что «все пройдет» и «наступит день веселья» после нескольких часов отчаяния. Автор учит принимать жизнь такой, какая она есть, и вкратце передает правдивую мысль о том, что даже прошедшие годы неудач и трудностей со временем останутся прекрасными и радостными воспоминаниями.

Погасло дневное светило

Пушкин написал это стихотворение в 1820 году, когда плыл из Феодосии в Гурзуф на корабле. В этом философском произведении с элементами пейзажных текстов отражены контрасты и противоречия в переживаниях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволнован вечным изгнанием, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:

Цветок произведения искусства

  • отчаяние и неуверенность — Пушкин не знал, что его ждало, и не представлял, вернется ли он когда-нибудь на родину, потому что воспоминания о былой любви, друзьях, надеждах и желаниях вызывают у него печаль и слезы;
  • послушание — поэт сравнивает несправедливую силу с несгибаемым морем, подчеркивая его недоступность и беспомощность обычного человека, являющегося лишь песчинкой;
  • разочарование — писатель несколько доволен своим изгнанием с родины, потому что именно там он утратил былые наивные иллюзии насчет свободы и справедливости, понял самодовольную натуру современников, к которым теперь испытывал презрение.

Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого путешественника по морю. Что его делает интересным, так это его глубокая личная связь с Пушкиным, который не только впервые увидел море, но и был настоящим изгнанником с родины, что произвело на него очень глубокое впечатление.

Телега жизни

Пушкинская колесница жизни

Это литературное произведение было написано в 1823 году, когда Пушкин находился в ссылке на юге. Он был вынужден заниматься скучной офисной работой, вызывая депрессивные мысли. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своей жизни.

Утро в стихотворении отождествляется с молодостью — первые строки стиха показывают дух юности, который, «презирая лень и блаженство», готов беззаботно скакать, пока не «сломает себе голову». Но в полдень приходит разочарование: пропадает прежнее мужество, теперь нужен холодный расчет в действиях. Затем наступает вечер, к которому человек настолько привыкает к своей колеснице, что уже не испытывает радости от предстоящего и пересеченного пути — не он гонит лошадей, а погода.

Персонажи стихотворения представлены обобщенно. В ней Пушкин описывает психологию роста обычного человека и не делится своим личным опытом. Поэт считает себя частью общей массы людей, подчиняющейся законам мироздания.

Средства выразительности (тропы)

В стихотворении А.С. Пушкина «Поэт» используются такие выразительные средства, как метафоры («его святая лира молчит», «душа ест холодный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит. Когда святые молчат, демоны начинают править. Душа не просто спит, а «пробует», что создает впечатление обывательской сытости, праздного благополучия. Ее устраивает комфорт своего слепого существования, стремления и мечты, ей чужды сильные эмоции и чувства.

Интересны эпитеты, используемые поэтом («священная жертва», «суетный свет», «холодный сон», «божественный глагол»). Они подчеркивают основополагающий принцип построения стихотворения. Работа построена на противоположности: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.

Кроме того, автор использует инверсию в начале стихотворения («Еще не требует поэта / К священной жертве Аполлона»), которая уже предполагает читателю, что автор расскажет нам, что происходит с поэтом в мгновение ока вдохновения. Это также указывает на временность пребывания поэта в этом сонном и мертвом состоянии, мы полагаем, что рано или поздно его душа проснется.

Оцените статью
Блог про смысл произведений