Фильм «Начало» с Ди Каприо: объяснение концовки

О чём фильм: расшифровка сюжета

Главные герои фильма Доминик Кобб и его помощник Артур занимаются корпоративным шпионажем с использованием фантастических технологий: они проникают в мир грез и крадут информацию из подсознания людей, владеющих ею. Это может быть довольно опасно. Например, по ходу фильма мы узнаем: жена Кобба, Мел, покончила жизнь самоубийством, думая, что она была во сне.

Экспериментируя с осознанными сновидениями, пара провела около пятидесяти лет в так называемом подвешенном состоянии — мире чистого подсознания (на самом деле прошло всего пять часов). После этого Мел уже не могла отличить сон от реальности: прыгнув с уступа, она была уверена, что находится во сне.

Леонардо Дикаприо
Леонардо Ди Каприо с Домиником Коббом. Всегда из фильма.

Коббу обвинили в смерти жены, и он не смог вернуться домой к своим детям. Новый клиент, бизнесмен Сайто, предлагает решить эту проблему — он дает Доминику задание: он должен проникнуть через сон в подсознание сына конкурента Сайто Роберта. Необходимо внушить Роберту мысль о крахе отцовской компании.

Герой добивается успеха, но его команда ждет больших приключений, достигая разных уровней сна, а также неудачливой конечности. Помимо Артура, в команду Cobb входят: архитектор снов Ариадна, подражатель Имс, техник Юсуф и, собственно, заказчик Сайто. В своих снах они сталкиваются с агрессивными проекциями (изображениями людей), пытающимися их убить, включая проекцию Мола, а также с хитростью самого мира, играющего против команды шпионов.

Математики шутят

В фильме время от времени появляется число 528491. Поклонники ленты выдвинули миллион скудных теорий о значении этих чисел (не миллион теорий, а 528491).

Однако никто не ждал особо веских аргументов или комментариев автора по номеру.

Командная игра

В интервью Entertainment Weekly режиссер признал, что все роли в команде разработчиков сна распределяются по классической кинематографической схеме: «Я попытался изобразить творческий процесс, и у меня получилось так, как я привык» почему Леонардо Ди Каприо (Доминик Кобб) похож на режиссера мечты. Джозеф Гордон-Левитт (Артур) — продюсер. Эллен Пейдж (Ариадна) — художник-постановщик. Том Харди (Имс) — актер. Кен Ватанабе (Сайто) представляет студию. Наконец, Киллиан Мерфи (Роберт Фишер) — зритель.

Кстати, первые буквы имен героев (Дом, Роберт, Имс, Артур, Мал и Сайто) складываются в слово «мечты», то есть мечты.

Что касается фамилии персонажа Ди Каприо, то это Кобб, тезка известного в Америке архитектора небоскреба. Отсюда тяга героя к строительству башен.

Почти все имена персонажей фильма имеют какой-то скрытый оттенок: библейский, лингвистический, культурный или исторический.

Фото № 2 - 6 фактов о фильме «Начало», которые нам кто-то подарил в подсознании

Матрешкин сон

Фильм был написан и снят в условиях глубокой секретности (обычная практика для Кристофера Нолана). Чтобы не разглашать подробности сюжета, режиссер рассказал всем, что фантастический фильм делает с ментальной архитектурой. Готовый фильм отправили в кинотеатр под вымышленным названием «Песочные часы».

Настоящая финальная идея «Начала» — это продвижение концепции не просто сна, а одной мечты из одной мечты в другую и так далее. Некоторым зрителям надоело складывать пальцы, рассчитывая степень вложенности той или иной сцены в фильме. В Японии телеканалы даже последовали примеру зрителя и сопровождали телевизионные проекции субтитрами в углу, где четко сообщалось, какой слой сна наблюдается в данный момент.

Смысл концовки

Финал фильма, когда Кобб, отойдя от детей, поворачивает верх, вызывает больше всего вопросов. Во-первых, действительно ли герой реален? Может быть, Мол был прав и все, что нам показали, было мечтой? В Интернете можно найти массу отзывов, подтверждающих и опровергающих это.

Сам Нолан утверждает, что ответ на вопрос о реальности событий в конце концов не важен: главное, чтобы в финале Кобб получил то, что хотел: он воссоединился со своей семьей. И в принципе для фантастического шпионского триллера, которым является «Начало», этого достаточно. Наличие скрытого смысла вовсе не обязательно: герой пошел к цели — герой ее добился.

сайто бизнесмен
Бизнесмен Сайто сыграл Кен Ватанабэ. Всегда из фильма.

Можно сказать, что смысл финала фильма «Начало» в том, что когда мы счастливы и получаем желаемое, мы расслабляемся и предпочитаем не вдаваться в подробности. В конце концов, то, что происходит, — это сон или реальность, в конечном итоге для Кобба тоже не имеет значения. Он уходит, не дожидаясь результатов своего эксперимента с мини-вращением. Это драгоценная мысль, которую стоит запомнить и к которой стоит возвращаться, размышляя об идее фильма.

При этом следует иметь в виду: режиссер отнюдь не пытался сделать логику фильма линейной и предсказуемой. Он не только оставил финал открытым, но и замусорил множество улик на протяжении всего фильма, которые могут как подтвердить одну из версий, так и полностью запутать тех, кто хочет докопаться до истины.

В фильме нам дается объяснение того, как работают тотемные столбы, один из которых — вершина Кобба. Их значение таково, что люди могут использовать их, чтобы отличить мечту от реальности. Эти объекты обладают уникальными характеристиками в реальном мире. Во сне они никак себя не проявляют. Итак, кости Артура на самом деле падают определенным образом, во сне, случайным образом. В обычном мире шахматная фигура Ариадны падает в определенном направлении, во сне — в случайном. Имс шутит с грамматической ошибкой, но только на самом деле.

Для Кобба вершина почему-то работает наоборот: во сне она ведет себя однозначно (вращается в бесконечность), в реальном мире она должна упасть. Но разве это его тотем? Он принадлежал Мэлу. Почему Кобб его использует? Почему Кобб рассказал Ариадне о принципе тотема? Ведь никто, кроме владельца тотемного столба, не должен знать детали его работы и трогать его — это уточнил режиссер «Начала» с помощью взаимодействия персонажей. Тотемный столб работает и в мечтах других людей.

Существует теория, что настоящий тотемный столб Кобба — обручальное кольцо. Покадровый анализ показывает, что в тех сценах, которые преподносятся нам как события действительности, у героя нет кольца на пальце, а в сценах мира снов он есть. Однако сам по себе этот факт ничего не доказывает. Зная об агрессивном поведении проекции мертвой жены, Кобб мог демонстративно носить кольцо, погружаясь в мечты. Отсутствие кольца могло рассердить Мэла.

Марион Котийяр
Марион Котийяр исполнила роль Лизы. Всегда из фильма.

Или объяснение еще проще: во сне влияние подсознания более отчетливо. Там Кобб все еще женат — он не может избавиться от мыслей Мела. Поэтому она его сопровождает как проекцию. Подсознание само создает там этот элемент. На самом деле Кобб, напротив, пытается жить настоящим и не носит кольца.

Дети Кобб в конечном итоге говорят: «Мы строим дом на скале». И в самом начале фильма нам показывают главного героя на берегу недалеко от этого места. В доме на скале в ветке Сайто провел сорок лет. Элементы подсознания человека, в сновидении которого находятся персонажи, работают постоянно. Так может быть, Кобб все еще во сне Сайто?

Вы все еще можете уловить некоторые элементы мира, который представлен как реальный в начале фильма: внезапная атака (как будто из ниоткуда) со стороны агентов, сама погоня в городе, который выглядит как лабиринт в духе Творения Ариадны. Но здесь многое может быть оправдано концепцией операторской работы (в каком бы мире ни находились персонажи), а иногда и просто грубыми ошибками. Последние, несмотря на провозглашенную гениальность режиссера, здесь тоже возможны.

Чтобы ответить на эту загадку, стоит отвлечься от самого фильма «Начало» и обратить внимание на то, что актеры знают о реальности финала. Вы можете найти интервью с Майклом Кейном, в котором он цитирует фрагмент своего разговора с Кристофером Ноланом. На вопрос «Где мечта, а где реальность?» Режиссер ответил: «Если ты в кадре, это реальность». А в финальной сцене просто присутствует герой Кейна.

Ваша песенка спета

Фильм длится 2 часа 28 минут, что, опять же, втайне выдает желание масштабировать события. Лейтмотив фильма «Начало» — композиция Эдит Пиаф «Non, je ne regret rien» — изначально звучала 2 минуты 28 секунд.

Актриса Марион Котийяр, приглашенная на роль Мола, как известно, на тот момент уже имела статуэтку «Оскар» за свою интерпретацию Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом». Многие думали, что именно поэтому ее и вызвали на «Начало», но Нолан говорит, что это было чистое совпадение, что ему даже не понравилось, и он решил заменить песню Пиаф в сюжете на кого-то другого. Только Ханс Циммер убедил режиссера оставить все как есть.

Тяжелая и шумная музыка титров также основана на замедленной записи «Non, je ne give rien». В титрах он снова загорается, что символизирует сигнал к пробуждению зрителя.

Менее известен тот факт, что бывший гитарист Smiths Джонни Марр сыграл несколько партий в саундтреке Inception».

Фото №3 - 6 фактов о фильме «Начало», которые нам кто-то подарил в подсознании

Оцените статью
Блог про смысл произведений