Тургенев «Ася»: главные герои и основная мысль

Действующие лица

Главные герои:

  • NN — молодой человек, предпочитающий спокойный образ жизни, но не без мечтаний. Экономические условия молодого человека позволяют ему много путешествовать.
  • Анна Гагина (Ася) — молодая и наивная девушка. У него веселый и веселый характер. Незаконнорожденная дочь помещика и горничной. После смерти родителей единокровный брат девочки был занят воспитанием девочки, что дало сестре прекрасное образование.
  • Гагин, брат Аси, умный, добрый и понимающий молодой человек, любит рисовать. Он любит свою сестру, готов пожертвовать своими интересами ради ее же блага.

В первых главах рассказывается о знакомстве Н.Н с Гагиным и его сестрой Асей. Произошло это в немецком городе Z. Небольшой тихий городок был лучшим решением для NN, который разочаровался в своей первой любви и искал уединения.

Честный и искренний Гагин сразу понравился рассказчику, а юная Ася произвела на юношу неизгладимое впечатление. Однажды Н.Н случайно подслушал отрывок из разговора Гагина с Асей, в котором девушка призналась в любви. Герой очень расстроился, решив, что молодые люди его обманывают. Но на следующий день Гагин развеял свои сомнения, рассказав историю своей семьи.

Интересно! Информации о реальном прототипе Аси не сохранилось. Предполагается, что прототипом героини стала сестра писателя Варвара или его внебрачная дочь Полина.

Любовь нечаянно нагрянет

NN начинает понимать, что это нравится Асе. Рядом с девушкой он чувствует себя легко, непринужденно и после встречи с ней возвращается домой вдохновленный. Герой задается вопросом, любовь ли это. И тут она получает записку от Аси с просьбой встретиться у каменной часовни.

Не успел юноша прочитать записку, как прибыл Гагин с сообщением, что сестра влюбилась в Н.Н. Девушка все рассказала брату, прося увезти ее из города. Гагин решил поговорить с Н.Н., будучи уверенным, что происхождение его сестры станет препятствием для брака. Герой просит время подумать.

Девушка неожиданно меняет свидание. Он ждет Н.Н в доме, сидя у окна. Войдя в комнату, герой обвиняет героиню в том, что она все рассказала брату. Девушка в слезах убегает.

Через некоторое время герой узнает об исчезновении Аси. Вместе с братом они ищут девушку. Наконец, брат сообщает герою, что он нашел свою сестру, с ней все в порядке.

Спокойный молодой человек решает сделать Асе предложение, но откладывает разговор до утра. Но утром он узнает, что Гагины уехали, а девушка оставила прощальную записку.

Молодой человек делает несколько попыток найти любимую, но все они заканчиваются неудачей.

История заканчивается тем, что NN признает, что никогда не испытывала таких чувств ни к кому, как Ася.

Объяснение сюжета

В рассказе Аси смысл произведения — передать внутренний мир человека. Чтобы показать тайники душ персонажей, Тургенев использует разные приемы.

Писатель описывает движения души Аси с помощью подробного описания портрета и поведения девушки. Автор передает чувства героини через словесное описание мимики, жестов, вокальных интонаций.

Внутренний мир NN раскрывается через воспоминания и озарение мыслей, которыми обладает герой. С помощью рассказчика Тургенев размышляет над темой, ставшей основной в повести, — на тему любви.

В любви раскрывается истинная сущность героев. Для открытой, искренней Аси, считающей любовь смыслом жизни, первый опыт разочаровал. Но это помогло ей лучше понять себя и свои желания. Наивная маленькая девочка превратилась в умную и уверенную в себе женщину, не утратившую своего достоинства. Это и было главной целью Тургенева: показать, как может измениться женская природа благодаря сильному чувству.

Именно поэтому автор назвал свое творение детским именем героини. Смысл названия рассказа — показать раскрытие личности девушки, прошедшей нелегкий путь от Аси-ребенка до Анны-женщины.

Другие важные вопросы, поднятые писателем, неразрывно связаны с темой любви:

  • моральный выбор;
  • чувство долга и ответственности;
  • внебрачные связи;
  • прочность семейных уз.

Не менее важен аргумент еще одного человека, выросшего на работе. NN — образованный и богатый дворянин никак не может использовать свои способности.

Неудача героя проявляется и в сфере любви. Страх признаться в чувствах не только героине, но и самому себе становится причиной чудовищной ошибки, трагедии, которую герой осознал слишком поздно.

Соответствия

Зная соответствие своего имени камнями, растениями, животными и прочим, девушка может использовать их в своей жизни для привлечения удачи и успеха.

Таблица: соответствия имени Ася

Планета Меркурий
Знак зодиака Близнецы, Дева
Элемент Воздух
Число 7
Цвет Альт
Тотемное животное Обезьяна, лиса, попугай, жаворонок
Древесина Грецкие орехи
Растение Петрушка, валериана, базилик
Расчет Изумруд, горный хрусталь, порфир
День недели Среда
Металл Меркурий, висмут

Роль пейзажно-психологических зарисовок в повести

Историю неудавшейся любви можно рассматривать как философское обобщение, поэтому реалистичные детали и образы природы в повести «Аси» могут приобретать символическое значение. Тургенев показывает любовь как часть природного элемента, контролирующего Вселенную. Понимание сущности любви перекликается с философией природы (натурфилософией). Наброски пейзажа в сюжете рассказа занимают мало места, это не изящные сценарии действий героев. Человек связан с природой «тысячей неразрывных нитей». Источником различных человеческих чувств является естественная среда. Герои любят природу, она незаметно участвует в их судьбе.

Н.Н и Ася, любуясь с горы Рейн и его долины, мечтают парить и летать в голубом небе, как птицы. NN говорит, что они могут обрести крылья, потому что есть чувства, которые позволяют им оторваться от земли. Ася, вспоминая этот разговор, с грустью определит свою судьбу: «У меня крылья выросли, а лететь некуда». Мотив вдохновения принимает форму метафоры — «крылья любви», которая многократно повторяется в повествовании.

Природа представлена ​​живым существом, которое меняет свои состояния. Вибрации в воздухе, запахи, звуки и цвета ощутимы, ощутимы. Воздух летит над лицами, «качается и качается», запах лип заставляет грудь дышать глубже, луна «смотрит» на душу, озаряя душу «волнующим светом», соловьи «заражают» сладкий яд их песни.

Философский подтекст в описании звуков природы в главе XNN, чувствуя смутное неудобство, просил носильщика опустить весла и отпустить лодку по течению. Он смотрел в небо, но даже там не было покоя, «все тряслось, шевелилось, дрожало». А на поверхности воды покоя не было, отблески звезд дрожали, покачивались. А душевное беспокойство и стремление к счастью росли. Кажется, Н.Н поверил потоку по собственному желанию. На самом деле он втянут в бесконечный поток жизни, которому невозможно сопротивляться. Величественный Рейн символизирует течение жизни. Также символично, что герои отделились от Рейна для встречи с Гагиными, в общении с которыми он нашел любовь и дружбу, NN вам предстоит пройти через эту стихию. Лунный столб символичен, он тянется «золотым мостом» через реку, которую Н.Н. «раздавил», войдя в нее на лодке. Сломанный столб луны предвещает единство душ, которые он разрушил. Гагины плывут по Рейну, чтобы навсегда покинуть его жизнь.

Русская критика о повести «Ася»

Творчество Тургенева было неоднозначно встречено российской критикой. В статье Н.Г. «Русский мужчина на свидании» Чернышевского, написанной в 1858 году, основная идея повести Тургенева «Ася» была представлена ​​с точки зрения общественных отношений, а не личной драмы героя. Сам герой представлен как человек, живущий без цели в жизни, хотя он умен, благороден и честен. Причину этого критик видел в подлости и бессердечности действий, отношений, идеалов этого человека, который олицетворял собирательный образ русской интеллигенции. Чернышевский назвал повесть «Ася» поэтическим и идеальным произведением, но не о «черных сторонах» общества, не затрагивая социальных проблем.

Д.И. Писарев в главной героине повести «Ася» увидел «милое, свежее и свободное дитя природы». Лишенная тщательного присмотра в воспитании, душившая в ребенке все живое, она не могла стать воспитанной молодой женщиной. А главного героя он назвал «бестарником», в жизни которого все запуталось из-за его «нормального» светского воспитания. НА. Некрасов писал, что этот рассказ исходит из «духовной молодости», язык его повествования — «чистое золото поэзии».

История создания повести и прототипы

Иван Тургенев начал писать рассказ в июле 1857 года и планировал закончить его к концу лета. Однако работа затянулась до октября. Столь медленный темп объяснялся слабым здоровьем писателя: он был вынужден исправлять неврологическое расстройство в зарубежных санаториях.

Как признался сам Иван Сергеевич, первая мысль о написании рассказа с похожим сюжетом пришла к нему в гостиничном номере небольшого немецкого городка Зинциг. Выглянув в окно своей комнаты, Тургенев заметил в противоположном окне голову пожилой женщины, а в окне над собой виднелось лицо красивой девушки. Этот образ вызвал интерес в душе писателя и стал размышлять о возможной судьбе этих женщин. Позже он настолько увлекся этим занятием, что решил изложить свои мысли на бумаге.

И.С. Тургенев, 1871 г
И.С. Тургенев, 1871 г

В том же немецком городе Тургенев познакомился с художником А.П. Никитиным и братом и сестрой Сабуровых, которые могли стать прототипами главных героев.

Кроме того, многие исследователи жизни Тургенева склонны думать, что судьба его внебрачной дочери Полины подтолкнула писателя к образу Аси. Девочка родилась в результате отношений Ивана Сергеевича с прачкой в ​​доме матери. О существовании девочки он узнал, когда ему было уже 7 лет. Поскольку положение девушки в доме было очень незавидным (мать писателя ее не принимала, а все придворные высмеивали ее, называя «барышней»), Иван Сергеевич решил забрать девушку с собой и посадить в чужой дом колледж.

Кроме того, у Ивана Сергеевича была двоюродная сестра Анна, или, как ее называли дома, Ася. Она была внебрачной дочерью своего дяди Николая Николаевича Тургенева и воспитывалась в доме матери писателя. Ася росла вместе с Варварой, внебрачной дочерью матери писателя. Таким образом, Иван Тургенев не раз встречал в своей жизни судьбу девушек, подобных своей литературной Асе, близко видел их душевные страдания и тем самым мог ярко и образно передать их читателям.

Другие персонажи

  • Старик, отправивший NN по рекламе
  • Хозяин дома, где останавливались Гагин и Ася
  • Фрау Луиза — пожилая немка, вдова бывшего мэра города, Ася часто ходит к ней в гости
  • Транспортеры через Рейн
  • Ганчен — официантка в таверне

Глава I

История рассказывается от имени г-на Н.Н., уже немолодого. История помнит. Герой переносится 20 лет назад, когда в молодости он решает взглянуть на мир Бога, путешествовать без всякой цели. Как сам NN говорит о себе: меня интересовали только люди .. лица, живые человеческие лица… — вот без чего я не мог обойтись.

Герой рассказывает историю своих отношений с некой молодой вдовой, которая покорила его сердце и очень быстро приняла нашего рассказчика за баварского лейтенанта. Перерыв с ней, NN едет в городок Z., что на правом берегу Рейна.Однажды вечером, сидя на своей любимой скамейке в саду, он слышит звуки вальса, доносящиеся с противоположного берега. Узнав от проходившего мимо старика, что здесь отмечают, он собирается пересечь реку Рейн.

Глава II

Оказавшись в прошлом предприятии перед небольшой гостиницей под знаком Солнца, герой испытывает необычайное чувство радости, кипение молодой и свежей жизни, этот импульс вперед, он хочет присоединиться к ученикам, но он останавливается. Познакомьтесь с Гагиным и Асей, такими же отдыхающими, как он. В то же время обратите внимание на… милое, ласковое лицо с большими мягкими глазами и мягкими вьющимися волосами… Гагину. В Асе он замечает… что-то свое, особенное. Он совсем не был похож на своего брата.

Брат и сестра приглашают Н.Н на ужин в дом, расположенный на горе, откуда открывается прекрасный вид на Рейн.

За обедом Н.Н продолжает свои наблюдения за Асей, отмечая ее изменчивый и подвижный характер. Герои встречаются сегодня вечером и расстаются поздно вечером как идеальные друзья.

Глава III

На следующее утро Н.Н просыпается от того, что к нему пришел Гагин и предлагает пойти посмотреть его этюды. Как оказалось, он хотел посвятить себя живописи, в своих работах .. было много жизни и правды, чего-то свободного и широкого .. но ни один из эскизов не был закончен. А наш рассказчик, в свою очередь, рассказывает Гагину историю его неудавшейся любви. Друзья не находят дома Асю и не ищут ее.

Глава IV

Ася, по словам хозяйки, ушла к «развалинам», как называли остатки феодального замка. Героиня сидела на выступе стены, прямо над пропастью. Н.Н отмечает в ней . что-то напряженное, не совсем естественное….

Герой не понимает Аси, но восхищается ее ловкостью и легкостью. И вы видите… самое непостоянное лицо… в мире. Теперь он грустный и задумчивый, затем расплывается в смелой улыбке. Она — загадка для героя, и NN не понимает, есть ли в ней какая-то приятная тайна. Во всяком случае, поведение Аси необычно: вернувшись домой, она сломала длинную ветку, положила ее на плечо, как ружье, и в совершенно непристойной даме вернулась домой. Пообедав с мужчинами, Ася отправляется в гости к фрау Луизе.

Поговорив много, Гагин и Н.Н идут гулять и одновременно находят Асю. Подойдя к дому фрау Луизы, они вызывают Асю, которая, высунувшись из окна, бросает ветку герани в Гагина, затем просит передать ее Н.Н. С этого момента рассказчик понимает, что ее мысли полностью заняты этой девушкой. И еще один вопрос не дает ему покоя:

«.. и его сестра?»

Главы V-VII

На следующее утро Н.Н всегда у Гагина, но прежде всего его интересует, как поведет себя Ася. Герой удивляет ее, когда она шьет на ткацком станке, и замечает простоту изображения. Но он не в настроении общаться. Молодые люди уезжают рисовать этюды с натуры. И, как считает Н.Н., .. день прошел в трезвых ощущениях.

2 недели герой каждый день навещает Гагиных, наблюдает за Асей, которая ему кажется смущенной и расстроенной, но удивительное открытие: она совсем не похожа на молодую женщину, она была неспокойна во всем.

Н.Н читает Гагину «Германа и Доротею», Ася, не останавливаясь, слушает и начинает действовать как Доротея. Герой уверен, что он не сестра Гагина, особенно это подтвердилось после разговора NN, в котором Ася умоляла брата:

«.. Я не хочу никого любить, кроме тебя…».

После этого случая Н.Н ходит 3 дня пешком в горы, он не хочет видеть Гагина. Дома он находит записку от своего друга и возвращается ему навстречу.

Глава VIII

При встрече Гагин рассказывает историю Аси. Отец Гагина воспитывал мальчика один, так как его мать умерла преждевременно. Позже Гагина привез в Петербург его дядя. А у отца заводится роман с горничной Татьяной, на которой даже хотел жениться. Ася родилась от нее. Татьяна умирает, а Асю с 10 лет воспитывает отец, который ее балует. Но приходит и его черед умереть. А опека над Аси лежит на Гагине. Он говорит о своей сестре:

«.. он хотел заставить весь мир забыть о его происхождении…»

Страстно привязан к брату. Гагин отвозит ее в Петербург, помещает в интернат, где она живет и учится 4 года. После этого герой удаляется, берет сестру и отправляется с ней в путешествие.

«Это настоящий порох! .. Но это проблема, если ты кого-то любишь».

После рассказа Гагинского Н.Н вкусил сладость в моем сердце. И с чувством легкости отвозит Гагина домой.

Главы IX-XIII

Друзья находят Ася дома, бледная и молчаливая. Н.Н и Ася идут гулять по винограднику, во время разговора слышны звуки песни, это была молитвенная песня, паломники пошли на службу. И Ася успокаивается, становится кроткой. Если бы мы с тобой были птицами, как бы мы могли летать, летать….

Наслаждаясь прогулкой, Н.Н и Ася возвращаются домой и вальсируют под звуки Ланнера. Этот танец наш герой не забудет надолго. NN чувствует себя как

«. во мне загорелась звезда счастья!»

Она пока не называет это чувство любовью, но Ася занимает все ее мысли.

На следующий день рассказчик находит грустной Асю, которая в очередной раз сбивает с толку Н.Н., пожимает ему руку и чувствует тепло, исходящее от этой хрупкой девушки: она в него влюблена. Но разговор не получается.

На следующий день, гуляя по городу, герой получает через мальчика записку, в которой Ася назначает ему встречу в каменной часовне у руин.

Глава XIV-XVI

Н.Н., задумавшись, возвращается домой, где находит отчаявшегося Гагина, который просит честно объяснить сестре. Герой понимает, что не может жениться на 17-летней девушке, но все же идет ей навстречу. Ася доставляет записку о смене места встречи, теперь через полтора часа ее закрепляют за фрау Луизой.

Ася встретила рассказчика молча, в ней

«.. в его робкой неподвижности было что-то трогательно беспомощное…»

Сердце NN растаяло. Обними героиню, но

«. вдруг память о Гагине, как молния, просветила меня»

Он скажет Асе, что им пора уходить, но она, рыдая, убегает.

Глава XVII-XX

Раздраженный герой идет в дом, где жила Ася, там он находит только Гагина и они вместе идут искать девушку. Во время поисков NN начинает испытывать угрызения совести, сожаления и любви к Асе, но нигде не может найти девушку. Вернувшись в дом Гагина, он успокаивает героя, что Ася вернулась, но предпочитает никого не принимать и отдыхает. NN, воодушевленный возможностью будущего счастья, идет к себе домой, чтобы на следующий день сделать предложение Асе.

Действующие лица

Повесть «Ася» написана в лирической манере и является одним из самых трогательных произведений писателя. Главные герои — молодые люди, которые искренне полюбили друг друга, но из-за слабого характера и некоторых обстоятельств не нашли возможности быть вместе.

Описание главных героев спектакля следует начинать с Аси.

  • Ася очень молодая и красивая девушка. Она немного застенчивая и застенчивая, история ее рождения драматична. Тургенев описывает Ася как очень добрую и нежную девушку, способную на глубокие и чистые чувства.
  • НН — так Иван Сергеевич обозначил второго героя рассказа, от имени которого рассказывается история. Это довольно спокойный и уравновешенный молодой человек, привыкший получать удовольствие от жизни. Для него самое главное — гармония и комфорт. Нерешительность, неумение действовать по зову сердца и любви позволили ему полностью потерять ту единственную любовь, воспоминания о которой преследовали его до конца жизни.

Второстепенные персонажи — брат Аси Гагиной и фрау Луиза.

  • Гагин занят воспитанием сестры, которая намного младше его. Он военный в отставке, художник-любитель.
  • Фрау Луиза — милая старушка, соседка Гагина, вдова. Ася с ней дружит и часто навещает. Это очень добрая и понимающая женщина, искренне полюбившая девушку.

В кратком изложении повести Ивана Тургенева «Ася» будет представлен другой образ: молодая вдова, которая бросила NN, предпочтя его некоему лейтенанту. По сюжету этот персонаж встречается только в воспоминаниях рассказчика.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, утверждает, что невнимательность и ненужность существования сделают человека несчастным. NN в старости он горько жалуется на себя в молодости, сожалея об утрате Аси и самой возможности изменить ее судьбу: «Мне тогда даже не приходило в голову, что мужчина — не растение и не может процветать на земле» много времени. » Он с горечью понимает, что это «цветение» не принесло плодов. Таким образом, мораль в повести «Аси» открывает нам истинный смысл бытия: нужно жить ради цели, ради близких, ради творчества и созидания, как бы это ни выражалось, и не только для себя. Ведь именно эгоизм и страх упустить возможность «расцвести» удерживали NN от того милого слова, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе» — это утверждение, что не надо бояться своих чувств. Героиня полностью отдалась им, выгоренная первой любовью, но она многое узнала о жизни и о человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она будет внимательнее относиться к людям, научится их понимать. Без этого жестокого опыта она не оказалась бы человеком, не поняла бы себя и свои желания. После разрыва с NN она поняла, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не бойтесь искренних порывов души, вы должны дать им карт-бланш и что бы ни случилось.

Проблемы

  1. Причина России. В начале строительства, когда Н.Н ни о чем не думал и возвращался домой, его поразил редкий для Германии запах. Он увидел пятно конопли возле дороги. Запах был знаком и напомнил ему о его родине. Внезапно для себя его пронзила тяга к своей Родине. Возникло желание снова прогуляться по русским просторам и насладиться этим воздухом. Н.Н начал задаваться вопросом, зачем он здесь и зачем. После этого Ася тоже стала напоминать ему абсолютно русскую девушку, и это чувство усилило влечение героя к ней. Этот отрывок содержит личные переживания И.С. Тургенева. Хотя он жил за границей, писателя охватила тоска по дому.
  2. Трагедия Аси в основном в ее происхождении. Девушка совершенно не умеет вести себя в обществе и стесняется общаться с незнакомцами. Хотя главная трагедия истории в том, что Ася позволила себе полюбить того, кто не смог дать ей тех чувств, которых она заслуживает. Молодая, искренняя и гордая девушка не могла подавить в себе трепетную любовь и привязанность. Трагедия Аси связана с темой лишнего человека в творчестве Тургенева. Н.Н был беззаботным и неуравновешенным молодым человеком. Боясь стать счастливым, он огорчил главного героя.

Проблематика произведения достаточно многогранна, поэтому, помимо вышеперечисленных проблем, в повести «Ася» Тургенев задает читателю другие, не менее важные проблемные вопросы.

  • Например, описывая судьбу Аси, писатель поднимает вопрос о внебрачных связях. Обращаем внимание читателей на то, что это ненормально и малыш страдает от этого больше всего. Общество не готово принимать такие союзы, поэтому не следует осуждать детей на непризнание и отчуждение.
  • С этим связана и проблема подросткового возраста. Ася, по сути, еще подросток, ей всего семнадцать и ее поведение не всегда понятно Н.Н. Тургенев показывает, что она еще совсем молода и как личность не обучалась, поэтому взяла за себя довольно обычного и глупого человека его идеал.
  • В повести также ярко отражена проблема трусости и морального выбора. Главный герой ошибался из-за боязни решительных действий, а также боялся реакции общества на его брак с внебрачной девушкой. Он слишком зависим от внешнего мнения, от общепринятых канонов, и даже любовь не смогла освободить его от социального рабства.

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя обращается, прежде всего, на главных героев произведения. Именно они воплощают замысел автора и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина) — типичная «тургеневская девушка»: дикая, но чуткая девушка, способная на настоящую любовь, но не приемлющая трусость и слабость характера. Вот как ее описал брат: «В ее самолюбии сильно выросло даже недоверие; прижились вредные привычки, исчезла простота. Она хотела (она однажды призналась мне), чтобы весь мир забыл о ее происхождении; ей было стыдно за свою мать, и ей было стыдно за свой позор, и она гордилась ею ». Она выросла на природе в имении, училась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать, горничная в ней дом.Отец.После смерти девушку привезли к своему хозяину.Затем образование продолжил законный сын, брат главного героя.Анна скромный, наивный, образованный человек.Она еще не повзрослела, поэтому она творит дураки и шутит, не воспринимая жизнь всерьез.Однако ее характер изменился, когда она полюбила NN: он стал непостоянным и странным, девушка то была слишком живая, то грустная.Изменяя образы, она бессознательно стремилась привлечь внимание кавалера, но ее намерения были абсолютно искренними. Она даже заболела лихорадкой из-за чувства, давившего ей на сердце. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она женщина сильная и волевая, способный пожертвовать собой ради чести. Ее описание дал сам Тургенев: «Девушка, которую он называл сестрой, мне на первый взгляд показалась очень хорошенькой. Было что-то свое, особенное в его круглой смуглой физиономии, с маленьким тонким носом, почти детскими щеками и бледно-черными глазами. Построен он изящно, но как будто еще не полностью разработан. «Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. — рассказчик, который через 20 лет после описываемого события берет в руки перо, чтобы дать душе облегчение. Он не может забыть свою потерянную любовь. Он предстает перед нами как эгоистичный и праздный богатый молодой человек, который путешествует без дела. Он одинок и боится своего одиночества, потому что, по его собственному признанию, любит находиться в толпе и наблюдать за людьми. При этом знакомиться с россиянами не желает, видимо, боится нарушить свой покой. Он с иронией отмечает, что «он считал своим долгом на время погрузиться в печаль и одиночество». Это желание показать себя даже перед ним раскрывает в нем слабые стороны природы: он неискренен, фальшив, поверхностен, он ищет оправдание своей лени в фиктивных и искусственных страданиях. Нельзя не заметить его впечатлительность: мысли о своей земле его раздражали, встреча с Анной радовала. Главный герой вежлив и благороден, живет «как хочет», отличается непостоянством. Он понимает искусство, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Ему нравится анализировать людей своим умом, но он не слышит их своим сердцем, поэтому так долго не мог понять поведение Аси. Любовь к ней не раскрыла в нем лучших качеств: трусость, нерешительность, эгоизм.
  3. Гагин — старший брат Анны, который заботится о ней. Так, автор пишет о нем: «Он был просто русской душой, правдивый, честный, простой, но, к сожалению, немного ленивый, без упорства и внутренней теплоты. Молодость не кипела в нем, как ключ; он светился тихим светом. Он был очень милым и умным, но я не мог представить, что с ним станет, когда он повзрослеет ». Герой очень добрый и отзывчивый. Он уважал и уважал семью, потому что он честно исполнил последние желания своего отца и любил свою сестру как его.Анна ему очень дорога, поэтому он жертвует дружбой ради душевного спокойствия и уходит из NN, забирая героин. В общем, он охотно жертвует собственными интересами ради других, потому что для воспитания его сестра уезжает и покидает родину. Остальные персонажи в его описании всегда кажутся положительными, он находит оправдание для всех: и сдержанный отец, и самодовольная официантка, упрямая Ася.

Второстепенные персонажи упоминаются рассказчиком только мимоходом. Это молодая вдова на воде, отвергнувшая рассказчика, отца Гагина (человек добрый, добрый, но несчастный), своего брата, устроившего племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна — гордая и неприступная женщина.), Яков (дворецкий Гагина Старшего)… Приведенное автором описание героев позволяет еще глубже понять историю «Аси» и реалии той эпохи, которая легла в ее основу.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно, Ася — это сказка. Рассказ никогда не делится на главы, и его объем намного меньше. Отрезок жизней героев, изображенных в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой маленькой прозе. Этого мнения о жанровой природе своего творчества придерживался и Тургенев.

Традиционно в истории больше персонажей и событий, чем в самой истории. Более того, сюжетом содержащегося в нем образа становится именно последовательность эпизодов, в которых раскрываются причинно-следственные связи, которые приводят читателя к осознанию смысла концовки произведения. Так же и в книге «Ася»: герои знают друг друга, их общение вызывает взаимный интерес, NN узнает о происхождении Анны, признается ему в любви, боится серьезно относиться к своим чувствам и в конечном итоге все это приводит к разрыв отношений. Писатель сначала интригует нас, например, показывает странное поведение героини, а затем объясняет это через историю ее рождения.

Размышления о любви

В главной героине читатель видит особенную и необычную девушку. Он талантливо рисует, любит литературу, обладает чуткой, ранимой душой и чутко воспринимает любую несправедливость. Из-за внутренних противоречий Ася постоянно привлекает экстравагантные поступки, которые пугают главного героя, но в то же время манят его. Он никак не может понять ни ее, ни ее чувства к этой необычной девушке.

Ася очень молода и неопытна, впервые встречает влюбленность, которую неожиданно обнаруживает в душе. В название произведения входит женское имя «Ася», что впоследствии позволило литературоведам выделить новый тип женской героини: «Тургеневская девушка».

Автор никогда не называет имени главного героя, NN остается безымянным на протяжении всей истории. А поскольку NN является одновременно и центральным персонажем, и рассказчиком, автор рассказа как бы отстраняется и освобождается от необходимости комментировать события, поведение героев и приближать читателей к персонажам рассказа.

Елена Коренева в роли Аси
Елена Коренева в роли Аси

В результате перед NN встает выбор: взять на себя ответственность за любимого человека и его дальнейшую жизнь или сделать вид, что ничего не произошло. Такого прорыва вполне достаточно в традициях русской литературы, где герои часто проходят «испытания любовью». Н.Н упал духом в решающий момент, проявил себя слабее собственных чувств, а тем более чувств девушки.

Прав ли был Н.Н или его предостережение было правильным? Принесет ли этот союз NN и счастье семье Аси? Автор не дает заранее подготовленных ответов на все эти вопросы, предлагая читателям самостоятельно подумать над этой важной темой.

Мнения о повести «Ася»

    • — «Если бы мне сказали, что« Ася »получилась великолепной — я был бы удивлен — зная, что у меня за психическое расстройство, когда я писал ее — но я бы поверил этому; а теперь верю и, кажется, тоже вижу что бесплодно и плохо »(письмо Тургенева Толстому из Вены от 27 марта (8 апреля) 1858 г)

 

    • — «Ася» Тургенева, на мой взгляд, самое слабое из всех, что он написал »(Толстой — Некрасов, 21 января 1858 г)

 

    — «История имеет чисто поэтическую, идеальную направленность, не затрагивая ни одной из так называемых черных сторон жизни. Здесь, подумал я, душа отдохнет и освежится. И действительно, она освежала себя этими поэтическими идеалами, пока история не достигла решающего момента. Но последние страницы рассказа не такие, как первые, и после прочтения ее впечатление остается еще более мрачным, чем рассказы об отвратительных развратниках с их циничным грабежом… »(Чернышевский« Русский мужчина на свидании. Размышления о прочтении рассказа Тургенева «Ася»)

Пересказ тезисно

Зная аннотацию произведения «Ася», читатель поймет, что это история богатого молодого дворянина, бесцельно путешествующего по городам Европы.

В небольшом немецком городке на берегу Рейна он знакомится с необычной молодой парой: братом и сестрой. Находя достаточно приятную компанию друг друга, они много времени проводят вместе.

Поведение сестры Гагина кажется господину Н.Н во многом странным: она может быть застенчивой и застенчивой, а через несколько минут — громкой и веселой. Его привычки часто напоминают ему поведение темпераментного и избалованного ребенка.

Краткое содержание И.С. Тургенева «Азия»

Однажды Гагин раскрывает секрет своей сестры. Оказалось, что Ася родилась от связи отца Гагина с горничной. Мать Аси после рождения дочери отказалась переезжать в хозяйский дом в качестве жены, жестоко воспитывая дочь в одиночестве.

Ася стыдится своего положения, уверена, что не может конкурировать с дворянами. Однако она влюбляется в Н.Н и приглашает его на свидание. Девушка открывает ему свое сердце, но молодой человек ругает ее за поспешность и нетерпение.

Позже Н. Н осознает свою ошибку. Собираясь сделать предложение, он приходит в дом Гагиных, но там никого не находит.

NN больше не сталкивается с ними, хотя некоторое время проводит в поисках. Он помнит Асу даже спустя годы, оставшись холостяком до конца своей жизни.

Темы

  • Основная тема рассказа — любовь. Впрочем, как и во многих произведениях Тургенева. Любовь к Ивану Сергеевичу — непростое чувство. По его словам, это тот элемент, который играет судьбой людей. Ася не смогла найти настоящей взаимной любви, поглощающей все. Его счастье с NN было обречено на невозможность. Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева о «ламповых чувствах» в истории сформировалось под влиянием немецкого философа. Таким образом, чистое и красивое чувство осталось только воспоминанием для героев рассказа. Тема любви в трактовке писателя неразрывно связана с трагедией притяжения двух сердец.
  • Природа. И.С. Тургенев как настоящий художник описывает природу в своих произведениях. Чувствуется восхищение автора ее могучей силой. К тому же пейзаж несет в себе эмоциональную нагрузку. Чтобы создать романтическую и умиротворенную атмосферу, Тургенев специально поместил своих героев в тихий городок в Германии. Подробное описание характера и переживаний героев заставляет восхищаться мастерством писателя.
  • Рок-тема. Судьба в повести «Аси» — это судьба, безжалостно разлучившая Н.Н и Аси. Однако предопределения не было бы, если бы он не побоялся вовремя проявить свои чувства. Разрыв произошел только по его вине. Но, похоже, Н.Н не осознавал этого до конца. В эпилоге он говорит, что, может быть, это все к лучшему, и судьба правильно устроила их жизнь. По мнению NN, их брак, скорее всего, будет несчастливым. К тому же он тогда был еще молод, и будущее его не беспокоило.

Художественные детали

Роль пейзажа. Чтобы раскрыть настроение героев, Тургенев использует пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». У него всегда есть роль. Романтический, затем психологический. Кроме того, пейзаж выполняет в тексте несколько функций. Он может быть просто фоном или приобретать символическое значение, создавать образ героя. Каждая деталь пейзажа Тургенева тоже дышит по-своему. Например, в первой главе, когда Н. Н вспоминает свою любовь к молодой вдове, его чувства не такие искренние. А город, описанный Тургеневым, полон жизни. Таким образом, читатель замечает, как писатель тонко сравнивает это с «любовью» NN. Человек наслаждается ложным желанием, хотя его душа уже успокоилась и расцвела, как в цветочном сценарии рассказа. Или седьмая глава, где рассказчик подавлен задушевным разговором Аси и Гагиным. NN находит утешение в красоте природы.

Музыка. С помощью музыки писатель раскрывает скрытые ранее аспекты своих персонажей. Читая рассказ, человек может не сразу обращать внимание на его смысл. Мы впервые «слышим» музыку, когда Н.Н знакомится с Асей и ее братом. Следующим важным моментом является упоминание вальса Ланнера во второй главе, что является важной деталью повествования. Н. Н слышал его звуки, когда ехал домой. Позже на том же вальсе он гастролировал с Асей в танце. В этой серии мы видим, как Тургенев в очередной раз раскрывает девушку по-новому. Он прекрасно танцевал. Этот момент знаменателен, так как отметим, что NN небезразличен к героину. Автор не зря вторично использует звуки вальса. Это просто поворотный момент для влюбленных. В конце истории музыка гаснет и больше не появляется.

Оцените статью
Блог про смысл произведений