Главные герои рассказа «Хамелеон»: о ком повествует Чехов

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.

Проблема: выравнивание, лестное и унизительное превращают жизнь человека и окружающих в ад.

человеку важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство и действовать честно и лояльно. Психология раба настолько укоренилась в сознании людей, что иногда они не видят очевидной несправедливости и не могут ей противостоять.

Так, например, в сюжете толпа видит, что Очумелов не пытается разрешить конфликт справедливым путем. Ему важно «апеллировать к генералу», а не на словах или делах рассердить высокопоставленное должностное лицо. Несмотря на понимание ситуации, Очумелова никого не возмущают, для многих такое поведение — в порядке вещей.

Возникает вопрос, так ли важны преимущества такого низкого пути? Как не стать рабом, не превратить свою жизнь в положение рептилии, способной менять цвет? Думаю, каждый может ответить на этот вопрос только самому себе. Я хочу написать только об опасениях, которые существуют перед властями. Этот страх, генетически заложенный в нас, вызывает такое поведение.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В повести показан сатирический пафос произведения, где высмеиваются человеческие пороки. Таковы Очумелов и Эльдырин, и Хрюкину важно только получить незаслуженную компенсацию за то, что не работал несколько дней и продолжал пить.

С помощью диалогов, точно подобранных цветных слов Чехову удается достойно высмеять персонажей, показать их беспринципность, позицию гадов и незаинтересованность в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые представлены в таком ярком и комическом свете.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Главные герои — милиционер Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.

Образ Хрюкина сравнивают с изображением собаки, которой он сам заткнул сигарету в лицо. Все зависит от того, на чьей стороне примет Очумелов. Начальник полиции колеблется, пока не узнает, кому принадлежит собака, как будто это имеет первостепенное значение.

В зависимости от того, кто является владельцем собаки, образ Очумелова то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Ему все равно, кто виноват в сложившейся ситуации, но важно только не испортить отношения с генералом. У Чехова есть замечательное описание собаки, которое будет проявляться по-разному.

Образ полицейского сливается с образом полицейского. Образ Эльдырина похож на тень Очумелова, которая предупреждает о любом его желании. Фотография Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что надзиратель полиции знает, как достать кого-то еще, не брезгует конфискованным имуществом.

Есть еще один персонаж: образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию» противостоять Хрюкину, который вроде бы известен. Люди высмеивают «жертву», смеются над ней.

п.4. Литературные приёмы

Автор не описывает внешность главных героев. Он только дает им имена, которые отражают суть каждого из них. Эта техника подчеркивает универсальность, повсеместность изображений, которые существовали и будут существовать во все времена. Эти люди все еще существуют. И у нас могут появиться те же черты, но мы не всегда их замечаем.

интересно прочитать, какими фразами Очумелов выражает свое отношение к собаке: либо эту «подлость» надо «искоренить», значит, он еще и прекрасное «нежное существо».

В оборотах слов своих героев писатель характеризует героев. Ответы, брошенные толпой, например «кажется», «в чашке», «тяпни», указывают на то, что на площади собрались обычные люди.

Очумелов изливает соответствующие его позиции клише: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться указу», но, охваченный эмоциями, говорит как невежественный и недалекий человек: «Я покажу маме», «Я скучаю по брату».

В лексике Хрюкина изображен наглый человек, который хочет что-то вырвать себе: «Я рабочий человек», «пусть мне платят», «их честь».

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт происходит между детенышем и пьяным ювелиром Хрюкиным. Блюститель закона Очумелов вовлечен в этот конфликт, создавая новый конфликт между справедливым и честным исполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными чиновниками в лице генерала и его брата.

Главная идея

Сам читатель не раз видел этих «гадов» в каменных джунглях, но цель автора — заставить меняющего цвет человека узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому основная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дикой эта повседневная ложь и инстинктивное желание «вписаться». Рабство духа, которое писатель хотел искоренить, так или иначе живет в каждом из нас, поэтому всем нам нужно видеть, насколько жалко и уродливо наше внутреннее иго. Это делает нас рабами в полном смысле этого слова. Автор усилил комическое начало и юмор в произведении, чтобы читатель стыдился марионетки внутри себя и своего желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Дело в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличия. Эта проблема не так очевидна и остро социальна, как многие другие, но ощутимо затрагивает человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то невидимой волей.

Посыл автора

По задумке автора, даже «говорящая» фамилия героя рассказа может придать ему характеристику и сформировать образ в подсознании читателя. Фамилия Хрюкин свидетельствует о поросячьем поведении и отношении к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки опекуна, то автор категорически осуждает способы поведения хозяина. Это видно из эпитетов, которые милиционер применяет к ювелиру, называя его свиньей и подразумевая, что ему нет места в обществе воспитанных и образованных людей.

Резюмируем из того, что не во всех литературных произведениях есть положительные герои. Некоторые истории призваны показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. История «Хамелеона» — яркий тому пример.

Сюжет

Отличительная черта прозы Чехова — динамизм. Нет ни долгих размышлений, ни отсылки автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень быстро. История начинается с описания того, как по рыночной площади ходит милиционер Очумелов. Описание деталей внешнего вида главного героя, а также окружающего пространства дано скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить себе полноватого мужчину средних лет (ну, кем еще может быть надсмотрщик полиции) и идущего рядом с ним полицейского, у которого на руках нестерпимая тяжесть. — сито с конфискованными ягодами крыжовника. Площадь очень тихая и унылая («нет даже нищих»). Несомненно, изображенный город — цитадель буржуазии, к которой Чехов испытывал ужасное отвращение.

Но вернемся к истории. Размеренное шествие Очумелова и мэра прерывает шум. Еще секунда — и мужчины видят сначала собаку, выбегающую из сарая, а потом Хрюкина, ювелира, гоняющегося за ним с окровавленным пальцем. Привлечь толпу. Очумелов выслушивает рассказ потерпевшего (которого укусила собака из-за того, что пьяница направил ему сигарету в лицо) и заключает: истребить собаку. Но потом кто-то понимает, что животное могло принадлежать генералу. Очумелов немедленно принимает сторону собаки, пока милиционер не выразит сомнений в происхождении собаки. Так Очумелов несколько раз передумал, пока проходивший генеральский повар Прохор не свидетельствовал: животное принадлежит брату пришедшего в гости генерала. Это заставляет охранника улыбаться и угрожать Хрюкину. Конец истории. Неясно одно: кто такой хамелеон в рассказе Чехова? А как объяснить название работы? Обычный пересказ сюжета текста на эти вопросы не ответит.

кто такой хамелеон в рассказе Чехова

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В природе хамелеон — это рептилия, меняющая цвет, маскирующаяся под свое окружение. Как хамелеон меняет цвет, чувствуя опасность, так и герой рассказа меняет свое мнение на ходу, чтобы избежать проблем при подаче. В этом смысл названия «Хамелеон».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? Книга дает намек на типичность описываемой ситуации. Так что, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на все общество, говоря, что все люди — одни и те же беспринципные хамелеоны, приспосабливающиеся к любой ситуации для обеспечения своей безопасности.

Говорящие фамилии

Читатель видит, что у персонажей нет типичных имен, которые явно несут смысловую нагрузку. Их видно невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

  1. Очумелов
  2. Хрюкин
  3. Элдырин
  4. Жигалов

Но мы не знаем, каковы главные герои рассказа, писатель не приводит портретных зарисовок. Это показывает универсальность мазков. Дело не в конкретных людях, а в том, как устроено общество.

Приемы комического

Помимо сравнений с животными, Чехов обращается и к другим юмористическим уловкам, например, к произнесению фамилий. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… Очумелов и Хрюкин попадают в эту прекрасную компанию. Для понимания образа последнего особенно важна говорящая фамилия. Несмотря на то, что при первом чтении ювелира мастер может быть принят за жертву, внимательный читатель заметит душевную глупость персонажа, что позволит ему сравнить его со свиньей.

также нужно обращать внимание на детали. Они тоже разговаривают с Чеховым. Таким образом, непрекращающаяся смена решений, которая сама по себе кажется достаточно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя надеть, а затем снять пальто. Возможность потерять расположение генерала оказывает прямое физическое воздействие на Очумелова, заставляя его чувствовать жар или холод.

Второстепенные действующие лица

Чтобы вкратце разобраться в сюжете произведения «Хамелеон», автор вводит в текст не только главных героев, но и второстепенных:

  • Владимир Иванович.
  • Прохор.
  • Жигалова (генерал).

О первом герое известно немного: он брат генерала и пользуется уважением в народе. Сам генерал внушает всем окружающим не только уважение, но и трепет. Это видно по тому, как люди сами защищают собаку генерала.

Прохор — генерал-повар с простым и бесхитростным характером. В конце концов, помогите шефу полиции выяснить, кто эта собака. И в то же время он говорит правду.

В рассказе есть еще один персонаж: это собака, вокруг которой происходит действие. Видно, что на протяжении истории его статус постоянно меняется. Автор дает более подробное описание животного. Так что вначале она просто «главный подозреваемый», а вскоре ее стали называть «грубой» и «мерзкой». И когда они обнаруживают, что это животное принадлежит к генералу, оно становится «собачкой» и «нежным существом».

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, действия героев вам показались смешными, какие — болезненными, грустными?

Эпизоды:

Становится грустно, когда созерцаешь образ, который рисует Чехов: «открытые двери магазинов и кабачков печально смотрят на свет божий, как голодные уста». Еще печальнее осознавать, что здесь не может быть ничего интересного. Зрителей привлекает и такой незначительный случай, как решение судьбы бездомной собаки.

История названа «Хамелеон» не случайно. Подобно ящерице, которая может менять цвет, ситуация в начале истории (жаркая и безлюдная рыночная площадь) принимает совершенно другой характер. Как только Хрюкин нарушил тишину, любопытные зеваки собираются вокруг него целой толпой.

Диалоги:

Непроизвольная улыбка вызвана еще и ее обращением к борзой: «Так ты кусаешь, блин? Сегодня кусать не приказали!» Чеховский полупьяный герой оказывается в одном ряду с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Действия:

Смешно, что величественное восхождение Хрюкина окровавленным пальцем вверх, обнажая его.

Вы помните имена чеховских героев, и их имена помогают лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В повести «Смерть чиновника» есть герой по имени Червяков. Он стал символом покорности и чести.

В «Хамелеоне» Очумелов как бы находится в трансе, в состоянии безумия. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой чеховского повести «Унтер Пришибеев» бесспорен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит вам лучше узнать его главных героев.

Суть: о чём?

Проходя по рыночной площади, прораб Очумелов и милиционер Эльдырин видят, как ювелир Хрюкин гонится за белым щенком борзой. Процесс начинается. Хрюкин сообщает, что собака без причины укусила его за палец. Реакция смотрителя однозначна: убить собаку и оштрафовать хозяина. Однако внезапно из толпы раздается крик, что детеныш принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что сам Хрюкин ударил пса сигаретой по лицу.

В этот момент ситуация снова кардинально меняется, когда Эльдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов намерен снова убить собаку, но милиционер, утверждая, что собака еще может быть генералом, снова сеет в его сердце сомнения. Страж носит пальто, затем приказывает отвести собаку к генералу и попросить его.

В этот момент на площади появляется повар генерала Прохора, который заявляет, что собака совершенно не принадлежит генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку надо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, приехавшему к нему в гости. Толпа смеется над Хрюкиным, а страж прерывается любезностями, отпускает собаку и, наконец, пригрозив мастеру, продолжает свои дела. Краткий обзор работы для читательского дневника вы можете найти по ссылке.

Обыденность образа Хрюкина

Автор рассказа знакомит читателя с Хрюкиным в «Хамелеоне» как с расточителем и пьяницей. При первом упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и ужасного похмелья. Антон Павлович Чехов старается представить своих героев неоднозначными людьми, наделенными всеми чертами характера, которые можно найти в любом человеке. Поэтому одного из главных героев также можно назвать ящерицей, меняющей цвет при разных обстоятельствах.

Актуальность образа Хрюкина в повести «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на тему дня.

Описание главного виновника того, как выглядит ювелирный мастер в рассказе, также неоднозначно. Собака, от укуса которой пострадал несчастный пьяница, предстает перед читателями мерзким существом, а иногда и чудесной собачкой и добрым зверем.

Анализ произведения

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

Подробный анализ и краткое содержание чеховского «Хамелеона» поможет разобраться в теме, основной идее и идее этого рассказа. Таким образом, тема чеховской миниатюры — показать культ чина, рабства, пороков и оппортунизма, преобладающий в современном мире.

В тексте Антон Павлович Чехов поднимает несколько вопросов, которые тесно переплетаются между собой:

  • Несогласованность взглядов.
  • Суть судебной системы.
  • Психология рабов.

Это произведение можно отнести к такому литературному течению, как реализм. По жанрам это сатирически написанный рассказ. Основные черты жанра рассказа:

  • Небольшой объем.
  • Два-три героя.

Композиция построена на линиях начальника полиции, Хрюкина и толпы. Поведение Очумелова также определяется типом комментария, который бросает кто-то из толпы. Так проявляется «хамелеон» комиссара полиции. История построена так, чтобы показать, как люди пытаются доставить удовольствие своему начальству и приспособиться к нему.

Чехов, главная идея своего творчества, решил показать, насколько низок человек, обладающий психологией раба. Поэтому основная идея подводит читателя к тому, что в любой ситуации человек должен действовать справедливо, придерживаться выбранной позиции, чтобы не быть таким смешным и пафосным, как Очумелов и его помощник.

У всех чеховских героев нет индивидуальных черт, что позволяет говорить о том, что таких людей всегда было много, ведь каждый человек может оказаться хамелеоном. А характеристики персонажей чеховской повести можно использовать для написания творческих произведений и для читательского дневника.

История создания

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

известно, что Антон Чехов написал юмористическое произведение «Хамелеон» на раннем этапе своего творчества, когда еще учился в мужской гимназии города Таганрога. Точная дата написания неизвестна. В то время неизвестный писатель публиковал свои рассказы в различных юмористических журналах. Он опубликовал короткие забавные миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте.

Забавный рассказ «Хамелеон» был создан Антоном Чеховым в 1884 году. Тогда он только закончил учебу и пошел работать врачом, но продолжил сотрудничество с журналами. Впервые эта юмористическая миниатюра была опубликована в 36-м номере журнала «Осколки» от 8 сентября 1884 года.

В 1886 году был издан сборник писателя Чехова, где и было помещено это произведение, но только с небольшими изменениями. Позже, при жизни писателя, этот рассказ Антона Павловича был переведен на многие языки:

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

  • Болгарский.
  • Немецкий.
  • Венгерский язык.
  • Польский.
  • Финский.
  • Сербский хорват.
  • Чешский язык.

Как Чехов относится к своим героям?

Автор никогда не пишет об этом прямо, он всегда старается скрыть свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по описанию персонажей видно, что отношение Чехова к героям иронично. Он тонко высмеивает их, но в этом контексте они даже не люди, а социальные пороки с человеческим лицом. Насмешки над трусостью и подобострастием нельзя приравнивать к насмешкам над конкретным человеком.

В рассказе каждого писателя есть мораль, даже если она не выражена прямо. В первую очередь Чехов в повести «Хамелеон» учит читателя независимости мнений и суждений. В конце концов, цена выгоды, которую можно получить таким унизительным способом, не так уж и велика. Однако жизнь дается человеку один раз и в рабство ее не превратить. Сегодня эта идея приобретает особое значение. А в тексте «Хамелеона» мы отмечаем, что Чехов опечален предчувствием этой важности.
О чем работа «Хамелеон»

Очумелов устремляется в правду

Очумелова совершенно не интересовалась, кто кого укусил — собаку Хрюкина или, наоборот, она его укусила. Людям вроде него на самом деле неинтересно, им важно оставаться там, где они есть.

Вся работа посвящена тому, как Очумелов устремляется в правду. Решающий выбор зависит от того, кому он принадлежит.

Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, Очумелов также придерживается этого мнения. Если военные думают иначе, они обязательно предложат застрелить собаку, чтобы она не причинила вреда другим гражданам.

Основная идея и тема рассказа

Чехова, это произведение создано для того, чтобы показать людям, насколько неправильно бегать из одной стороны в другую, успешно приспосабливаясь к другим. Это качество есть в душе практически у каждого человека, поэтому автор пытается показать эту проблему. Поддавшись общественному мнению, люди, сами того не осознавая, становятся рабами. Ноты юмора использовались не зря, они усиливают смысл сказанного и заставляют человека стыдиться перед собой.

Тема: человеческий облик и стремление всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно действовать честно, ценить себя, а не смиряться — это пытается передать своим рассказом Чехов.

Смысл названия и жанр написания

Имя имеет открытое значение. Ящерица-хамелеон меняет цвет, чтобы соответствовать своему окружению. Затем человек также меняет поведение, чтобы показать свою лучшую сторону в глазах руководства. Прямо сейчас он не думает, что может принизить себя.

Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

  • всего 2 главные роли;
  • небольшой объем текста.

Повесть написана очень реалистично, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.

Работа Антона Павловича «Хамелеон»

Чехов не пытается навязать читателям свое мнение и не говорит об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно увидеть, что он ко всем относится иронично и издевается над ними. В каждом чеховском рассказе есть чистая мораль. В рассказе «Хамелеон» он говорит, что нельзя полагаться на мнение других. Лучше отказаться от личной выгоды, но оставаться хорошим человеком в глазах общества.

Отзывы о рассказе

В рецензиях на «Хамелеон» А.П. Чехова читатели отмечают, что практически ни один из представленных ими персонажей не вызывает у них ни сочувствия, ни сочувствия. Ни Очумелов, ни Хрюкин.

К последним, напротив, они начинают относиться с презрением, поскольку этот полупьяный персонаж обнаруживает, что развлекается явно не по возрасту и не по статусу. Он прикрепляется к маленькому беспомощному щенку, который в конце концов кусает палец.

Так что краткий обзор чеховского «Хамелеона» можно дополнить тем, что, пожалуй, только этот щенок вызывает симпатию читателей. В обзорах многие отмечают, что эта работа раскрывает более беспристрастные стороны человека. Представляя все это в комической форме, Чехов высмеивает безобразованность, раболепие и карьеризм людей, за что они готовы жертвовать своим достоинством и честью.

Краткий пересказ

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

В чеховском «Хамелеоне» действие происходит на рыночной площади, которую рано утром пересекают милиционер и милиционер. Внезапно, неожиданно они слышат крики и вопли собак. Вскоре они уже видят бегущую им навстречу собаку, выскочившую из-за склада купца Пичугина. Она бежит на трех ногах, и ее преследует полупьяный мужчина — Хрюкин, который, догнав собаку, тут же хватает ее за задние лапы.

Люди быстро стекаются под этот шум. И тогда Очумелов решает разобраться в происходящем. Оказалось, что Хрюкин, которого все знают как «ювелира», стоял возле складов. Он поднял правую руку, чтобы все видели его окровавленный палец. В центре толпы сидит щенок борзой белого окраса с желтым пятном на спине.

Отвечая на вопросы милиционера, Хрюкин объясняет, что бездомная собака неожиданно укусила его за палец. Но он ювелир, его работа небольшая, и он может работать только всеми руками. А теперь из-за этой собаки он целую неделю не сможет пошевелить пальцем, поэтому получит урон.

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

Смотритель сразу стал выяснять, кому принадлежит собака, чтобы оштрафовать хозяина и выплатить компенсацию Хрюкину, а также истребить животное. Но тут кто-то неожиданно из толпы предполагает, что, скорее всего, это собака генерал. После этого известия Очумелов греется и тут же просит своего помощника снять пальто.

Очумелов нападает на Хрюкина с упреками, обвиняет его в том, что он, наверное, ногтем разомкнул палец, а потом стал всем врать, указывая на бедное животное. Также была версия, в которой Хрюкин «наставил» сигарету на бедного зверя. Но тут помощник Очумелова начинает сомневаться, говоря, что у Жигалова нет такой породы, похоже, что у него «милиционеров все больше и больше».

Услышав это, начальник полиции тоже меняет свое поведение. Начните спокойно говорить ювелиру, что от этого дела просто не стоит уходить и что собаку все равно нужно преподать урок. Новый крик из толпы, что после генеральского пса Очумелов трепещет и вдруг остывает. Он приказывает надеть на него пальто и снова угрожает Хрюкину. Он немедленно дает команду отвести собаку генералу.

Мимо этой толпы проходит повар Прохор, работающий на генерала. Он сразу говорит, что собака не генерал. Очумелов, услышав это, сразу же заключает, что собаку надо истребить. Но после такого заявления Прохор сразу говорит, что к генералу пришел его брат, а это его собака.

Такое заявление сразу же приводит Очумелова в другое состояние, так как он начинает с нежностью смотреть на этого щенка, говорит, что Хрюкин сошел с ума, прогоняет его под смех толпы, продолжает свой марш и приказывает передать собаку в руки. Общее.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, подобострастие и лицемерие Очумелова. Сатира в повести «Хамелеон» создана с помощью антитезиса. Чтобы подчеркнуть изменения, происходящие в его поведении, он описывает, как снимается и надевает пальто, подталкивая полицейского помочь ему в этом. Поразителен контраст отношения надзирателя к подчиненному — милиционеру и генералу: с одним из них он обращается, как с Хрюкиным, но перед генералом и его семьей склоняется перед любовью, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует просторечие в речи героев: «они», «ты, ты», «цуцык» и так далее. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркнут гримасами персонажей: например, лицо стража «наполняется улыбкой эмоций», когда он обнаруживает, что прибыл брат генерала и что собака принадлежит ему.

Объяснение сюжета

Особенность произведений Антона Павловича в том, что автор часто включает в заголовки главную идею. Не стал исключением и рассказ «Хамелеон», название которого дает намек на понимание смысла произведения.

Милиционер Очумелов, как гад, пытается приспособиться к любой ситуации. Он готов быть самодовольным, униженным, лгать, чтобы сохранить свое место на службе. У этого человека нет принципов. Он не защищает свою позицию просто потому, что у него ее нет. Полицейский в любой момент становится на ту сторону, которая ему выгодна и удобна. И даже большое количество свидетелей не мешает герою мгновенно передумать в свою пользу.

На заметку! Автор сознательно не дает подробных описаний внешнего вида персонажей. Но «говорящие фамилии» героев Хамелеона несут в себе скрытый смысл, точно передающий внутреннее содержание нарисованных образов.

По именам персонажей можно судить об их характере и поведении. Например, фамилия Хрюкин сразу выглядит грязным и неряшливым, а фамилия Очумелов предполагает, что ее носит удивленный мужчина, а не «в себе».

В своем рассказе Чехов затрагивает важные темы, раскрывающие значение «Хамелеона»:

  • лицемерие;
  • жадность;
  • пьянство;
  • подобострастие;
  • равнодушие и жестокость.

Под повседневной ситуацией писатель маскировал важные проблемы повседневной жизни. С помощью сатиры и карикатуры автор раскрывает нравственные пороки, побуждая людей быть строже с собой, придерживаться закона, а не в своих интересах.

Средства создания комического

Инструменты писателя разнообразны. Например, художественные детали в чеховском тексте имеют большое значение. Например, Очумелов меняет «цвет» и буквально: одевается, потом снимает пальто. Отвратительный оппортунизм, как и ментальность, — тема, которую автор выражает в деталях. Для героя такое положение вещей естественно, у него выработаны соответствующие жесты и фразы, и даже толпа зрителей не замечает захвата. Значит, среди людей есть такая раболепная черта, и все это понимают.

Писатель пользуется разговорной лексикой: «отпустить», «ничего», «харю», «тяпни», «они». То, как разговаривать, часто показывает нам, сколько стоит наш собеседник. В этом примере очевидно, что людям с таким словарным запасом не следует ожидать стойкости и резкости. Они видят себя рабами и ищут хозяина в каждом хозяине собаки. Само название «Хамелеон» также указывает на то, что герой постоянно опасается за свою судьбу, как будто его окружают дикие животные, как будто его жизнь находится в опасности. То есть проблема не только в нем, но и в окружающей действительности, породившей такой порок. К сожалению, все мы до сих пор понимаем, какой может быть власть у местных чиновников. Персонаж Очумелова — это не только карикатурная карикатура, но и трагическая гримаса на лице общества.

Темы

Тема рассказа «Хамелеон» здесь тоже томится, но не в полную силу. Если вам нужно его интегрировать, напишите в комментариях.

  1. Лицемерие — в истории писатель показал, как в обществе укоренилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и провозглашая справедливость, люди прикрывают свою жадность и желание угодить своим высшим хозяевам.
  2. Честь — главная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в рабстве, поэтому не стесняется толпы и меняет свое мнение, просто чтобы соответствовать высшему человеку. В зависимости от принадлежности собаки он иногда хвалит ее, а потом ругает.
  3. Доброта и жестокость: люди готовы убить животное или сжалиться над ним, но его судьба решается происхождением хозяина, а не степенью вредоносности животного. Никто из толпы не проявил искреннего интереса к судьбе собаки, как будто все были глубоко равнодушны к его жизни.

Основная идея

Под видом повседневной ситуации Чехов кратко описал социальные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл истории «Хамелеон» в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением своих высших хозяев. Они делают это даже не с целью получения выгоды, а просто потому, что они рабы предрассудков. Кто-нибудь подарил кому-то мундир чуть получше, а другие тут же кланяются ему в подобострастии, не задумываясь, зачем ему такие почести? Он, как Хрюкин и Очумелов, свое дело делает, вот и все, а его собаки и слуги к этой службе отношения не имеют. Получается, что люди сами по своему желанию падают ниц и смиряются, теряя себя и собственное мнение. Так не должно быть.

С помощью сатиры и карикатуры писатель стремится раскрыть читателям социальные пороки и жестоко высмеивать их, чтобы побудить людей работать над собой. Чехов осуждает лицемерие, уважение к чести и беспринципность тех, кто должен поддерживать порядок. В этом основная идея рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьезно относиться к законам и строго им следовать, а не пытаться использовать справедливость в своих интересах. Это мораль произведения «Хамелеон». Моральные уроки рассказывания историй побуждают нас быть более мотивированными и независимыми в выборе и отстаивании своего мнения.

Писатель осуждает слепое преклонение перед чином и стремление угодить установленным властям, что противоречит законам общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов предполагает, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня животного.

Жанр и направление

Повесть «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своем творчестве создатель старается объективно отразить реальную жизнь. Образы персонажей, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить, что события, описанные в рассказе, могли действительно случиться.

Жанр «Хамелеон» можно определить как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее небольшой промежуток времени и включающее небольшое количество персонажей. В произведении сознательно отсутствуют какие-либо детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность данной ситуации.

Особенности рассказа «Хамелеон»

В рецензиях на оперу Чехова «Хамелеон» можно познакомиться с особенностями повести. В основе сюжета этого произведения лежит анекдот, то есть короткий, веселый и занимательный рассказ.

Также среди особенностей стоит выделить тот факт, что большую часть текста занимают диалоги, описание происходящего сведено к минимуму. Это больше похоже на авторские реплики. История также иногда становится похожей на драматическое произведение. На первый план выходят внутренние, а не внешние события, психологическое состояние людей.

рецензия на книгу Хамелеон Чехова

Чехову удается ярко описать парадоксальное отношение Очумелова к ситуации. С одной стороны, он хочет снискать расположение генерала, а с другой — показать народу свою значимость. Настроение толпы постоянно меняется, это тоже своего рода хамелеон.

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда означает его отрицательную оценку. Кого вы не найдете в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, у которого селедочная жена. Иначе вы даже столкнетесь с бараном в человеческом обличье — катастрофа! Чаще всего в этом бестиарии можно встретить хамелеонов, обладающих способностью менять свои взгляды по отношению к ситуации. Итак, какой герой — хамелеон? Ответ прост: страж Очумелов, изменения в поведении которого вызвали удивление в толпе и кривую улыбку читателя.

Характеристика главных героев

Герои чеховской миниатюры — разные люди, различающиеся не только внешностью и поведением, но, прежде всего, характером. Поскольку рассказ «Хамелеон», краткое содержание которого приводится ниже, невелик по объему и у автора нет возможности охарактеризовать каждого героя произведения, он использует для этого такой литературный пример, как «говорящие фамилии». В произведении есть несколько главных героев:

«Хамелеон» - краткое содержание и анализ рассказа А.П. Чехова

  • Очумелов.
  • Хрюкин.
  • Элдырин.

Хрюкин, как его называет писатель, «ювелир», любит выпить и устроить скандалы. Он не прочь нажиться за чужой счет, поэтому легко может обмануть и лицемерить. Он не любит животных. Также ему не нравится работать — заниматься собственным ювелирным бизнесом. Толпа, которая собирается вокруг него, смеется над Хрюкиным, потому что не уважает его и не жалеет.

Интересна роль еще одного главного героя: полицейского Очумелова, который предстает перед читателем в новом пальто и свертке, которым его «отблагодарили». Вроде пальто — символ власти, но вскоре читатель понимает, что этот человек беспринципен, он трус и правда для него всегда будет с теми, кто выше по рангу и богаче.

Если также проанализировать речь этого персонажа, то можно увидеть, что он бедный, невыразительный, а иногда даже бессвязный и нелогичный. Содержит много общеупотребительных слов и вокальных тембров. Таким образом, можно сделать вывод, что Очумелов человек невежественный, хотя и представляет власть.

Его помощник Елдырин тоже глуп. Автор обращается как к суперинтенданту полиции, так и к муниципальному служащему только по их фамилии, чтобы подчеркнуть не только их официальный статус, но и отсутствие лица. Элдырин предстает перед читателем с ситом, набитым крыжовником. Для Очумелова это тоже взятка, а милиционер старательно несет для него вещи и выполняет все его приказы. Чехов описывает Эльдырина как рыжеволосого, жалкого и забавного.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» также может быть раскрыта более подробно, если читатель проявит инициативу в комментариях.

  1. Моральные пороки: Чехов за короткий промежуток времени затрагивает довольно большое количество пороков: поклонение, пьянство, жадность, жестокость и невежество, характерных для толпы недалеких обывателей.
  2. Духовное рабство: Толпа послушно слушает Очумелова и таким образом одобряет его образ действий. Никому не покажется странным, что надсмотрщик постоянно меняет свое мнение. Граждане тоже зависят от таинственного генерала, вроде Очумелова. Таблица рангов заменяет их священными текстами, поэтому люди считают себя не братьями, а должностными лицами разных ведомств.
  3. Трусость. Русские настолько напуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за инцидент с собакой. Поэтому Очумелов успокаивается и пытается защитить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерный признак времени.
Оцените статью
Блог про смысл произведений