Смысл произведения «История одного города»: основной сюжет

История создания

Салтыков-Щедрин решил написать объемный труд, чтобы показать, насколько ужасен общественно-политический строй. Действие оперы происходит в городе Дураков. Это коллективный поселок, но многие считают, что его отменил Киров, который тогда назывался Вяткой. Причины такого мнения достаточно убедительны: когда писателю было 22 года, он был сослан в этот город за свободу мысли. Салтыков-Щедрин имел возможность досконально изучить обычаи и быт местных жителей и собрать материал для романа.

Салтыков-Щедрин

Образ города впервые появился в очерках писателя в начале 1960-х годов. Отмена крепостного права способствовала началу освободительной борьбы низших классов. В 1867 году автор написал рассказ о правителе-тиране. Впоследствии он стал частью «Истории города», став частью главы «Органчик».

Книга была завершена в 1870 году. Все это время Салтыков-Щедрин был занят созданием небольших произведений. Оригинальные названия романа:

  • «Летописец дураков»;
  • «История Старого города».

Писатель работал главным редактором журнала «Отечественные записки», и сначала произведение публиковалось там, но не целиком, а по главам. Когда книга была закончена, вышла полная версия.

Публика негативно восприняла работу, и шквал критики выпал не только со стороны коллег по перу. Возмутились даже горожане, которых писатель оскорбил гротескным описанием их пороков. Автор открыто показал несколько сущностей:

  • гнилая самодержавная система;
  • реалии жизни обычных людей;
  • пороки, общие для всех классов;
  • проблемы, которые назрели давно, даже если никто не хотел этого видеть.

Правда оказалась слишком оскорбительной, чтобы к ней можно было относиться с самодовольством, и после выхода в свет «Истории…» интерес к творчеству Михаила Евграфовича пошел на убыль. Одни были обижены, другие боялись потерять благосклонность, потому что автор открыто критиковал и высмеивал автократическую систему.

Главные герои

Главные герои произведения — лидеры. Анализ главы «Опись для губернаторов» показывает, что среди них были одни из самых ярких персонажей, достойных перечисления их характеристик. Выдающиеся губернаторы города дураков:

Грудастая. Глупый и ограниченный человек по прозвищу Органчик

  • Грудастая. Глупый и ограниченный человек по прозвищу Органчик. «Я не потерплю» — была единственная фраза, которую он произнес.
  • Бородавочник. Он правил 20 лет, за это время сжег несколько деревень, издал много жестоких приказов и активно собирал недоимки. Когда Бородавочник умер, глуповцы вздохнули с облегчением.
  • Прыщи. В прошлом этот человек был солдатом. Пока он правил, горожанам удалось разбогатеть, но некоторым это не понравилось. Выяснилось, что голова мэра набита, и глупцы ее съели.
  • Двоекуров. Он активно развивал индустрию и наказывал людей розгами за проступки. Благодаря ему в городе начали производить мед и пиво.
  • Мрак-Грамблев. В записях говорится, что этот лидер был идиотом, обманщиком и дураком. Он разрушил старый город и решил построить на его месте новый. Затем произошло странное природное явление, и Мрак-Грамблев исчез.
  • Фердищенко. Мужчина с хорошим аппетитом. Поначалу горожане были с ним счастливы, но на шестом году правления он словно сошел с ума. Однажды Фердищенко прогулялся по городу и поел, после чего умер.

Чему учит книга?

Глупцы, олицетворяющие людей, пребывают в бессознательном преклонении перед властью. Они безоговорочно подчиняются прихотям самодержавия, абсурдным приказам и произволу правителя. В то же время они испытывают страх и трепет перед покровителем. Власть в лице городских губернаторов в полную силу использует свой инструмент подавления, независимо от мнения и интересов граждан. Поэтому Салтыков-Щедрин подчеркивает, что простые люди и их лидер — это друг друга, потому что, пока общество «вырастет» до более высоких стандартов и научится отстаивать свои права, государство не изменится: на примитивный вопрос оно ответит жестоким и несправедливое предложение.

Символическая концовка «Истории города», в которой умирает деспотический мэр Мрак — Бурчеев, призвана дать понять, что у российского самодержавия нет будущего. Но также нет уверенности, постоянства в вопросах власти. Остается только кислый привкус тирании, за которым может последовать что-то новое.

Смысл названия

Гротеск присутствует и в названии произведения. Просто «История», а не рассказ. Ведь автор — архивист — не только ведет летопись, но и рассказывает историю, наглядно демонстрируя все законы и систему воспитания и развития города. Он считает эти жалкие хроники достойными уважения, если не восхищения вождями, и гордо называет их «Историей». И в продолжении названия: «город» (не Дурак, но пока неизвестно какой) прослеживается некое обобщение. Все сказанное относится не только к Дуракам, но и к другим местам. Злобный намек адресован именно России. Этот гротескный смысл заключен в названии произведения.

Сам город был назван первым мэром, призванным управлять им по просьбе самих жителей — негодяев (их так назвали, потому что они «бились» головами об землю). Подобное название городу дали за глупость его жителей, которые не могли управлять собой по незнанию и сознательно ограничивали свою свободу.

Основная идея

Основная идея (своего рода дидактика) работы — еще больше защитить людей от слепого потакания начальству и разоблачить произвол властей, уменьшив вероятность народных волнений и подготовив людей к кардинальным изменениям внутри себя и в обществе. — политическая система страны. Автор показывает не столько историю, сколько современность, и даже сегодня можно найти многое из того, что он так подробно описал. В этом суть его плана: сатирой сжечь те стороны и проявления государственной жизни, которые не мешали, а мешают развитию страны в это время. Поэтому актуальность его книги неоспорима.

Салтыков-Щедрин был сторонником эволюционной модели прогресса общества, не верил в спасительный огонь беспорядков, что ярко отразил в своем творчестве. Его убеждения раскрывают смысл книги: подготовка к переменам изнутри, снизу, показ людям уродливые черты авторитарного режима и переосмысление истории своей родной страны. Его хроника содержит едкие намеки на события, которые мы изучаем на протяжении всей истории. Этим он демонстрирует убедительность своих опасений и аргументов. Например, призыв Рюрика к царству и татаро-монгольское иго высмеиваются в первых главах, посвященных князю и его вороватым правителям. Период дворцовых забастовок отражен в главе о шести мэрах. Глава о Меланхолёве обнажила эпоху немецкого фаворитизма. Таким образом, сатирик переосмыслил историю родной страны, выделив позорные страницы, повторение которых никак нельзя допустить, а также восхищение ими.

«О корени происхождения глуповцев»

Глава, открывающая Летописец, «На корне безумия» начинается с вымышленной цитаты, имитирующей текст «Слова о полку Игореве». Историки Н.И. Костомаров (1817–1885) и С.М. Соловьев (1820–1879) упоминаются здесь потому, что придерживались прямо противоположных взглядов на историю России и России: по Костомарову, главным была стихийная народная активность («он бродил по миру») земля как серый волк »), а русская история, по мнению Соловьева, была создана только благодаря подвигам князей и королей (« он качнул робкого орла под облаками»).

Обе точки зрения были чужды писателю. Он считал, что Российское государство может быть создано только через организованное и сознательное движение людей.

Анализ романа История одного города

В этом городе проживают его основатели довольно малочисленные люди. Но даже то, что они были совсем глупы, не мешало им покорять соседние племена, жители города всеми силами старались улучшить свою жизнь. У них не было правителя, который помогал бы навести порядок в городе. Даже за определенную сумму денег никто не соглашался править в собственном городе.

Через некоторое время принц соглашается завладеть им в свои руки, но его правление ни к чему хорошему не приводит, а лишь в конечном итоге разрушает город. Можно сказать, что все правители города Дураков были странными. Возможно, потому, что само название города говорило само за себя.

Каждый правитель города был по-своему глуп, их действия были своеобразными. В конце концов, не только правители были недалеки, но и горожане были глупы. Они проводят демонстрации с поводом или без такового и провоцируют военную ситуацию. Жители думают, что пытаются навести порядок в городе, но все получается, наоборот, из-за их необдуманных идей в городе творится хаос.

Но забавно выражать тот факт, что когда происходит смена правителя, жители города безумно счастливы, искренне верят, что новый предшественник наведет порядок. Но жаль, что они простейшие не понимают, какой линейкой будет этот порядок. Да, конечно, народ достоин избранного им правителя. И это прослеживается на протяжении всего романа Салтыкова-Щедрина.

Резюмируя это произведение, поэт своим романом заставляет задуматься, потому что в реальной жизни происходит ровно то же самое, просто люди сами этого не осознают. Ведь в произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города» четко прописана пародия на события, происходящие в России, в отношении смены правителя и поведения людей. Хорошо видно, что беспредел как был, так и остался. Что высокопоставленные чиновники всегда останутся безнаказанными за свои действия. Всеми цветовыми сочетаниями рисуется образ глупости людей и цинизма правителей.

И это правило присуще каждому городу и каждой стране. И нет порядка. Ведь весь порядок зависит от человека, который стоит у власти.

Раскрытие проблем

Проблемы романа полны моральных, социальных и политических вопросов. Все они актуальны и сегодня. В работе выявлены следующие проблемы:

Чтение книги «История города»

  1. Жестокость. Во время беспорядков в город вторглась смерть, погибли сотни горожан, но остальные спокойно прошли мимо трупов. Жертвы нападения были нормальными для глуповцев. Это социальное следствие деспотизма: если градоначальники равнодушны к безопасности жителей, то они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, ведь человеческая жизнь ничего не стоит.
  2. Невежество. Люди не восставали против несправедливости и постоянной бедности, потому что не знали, что могло быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы чувствовать потребность в свободе.
  3. Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание царствовать в начале произведения. Глупцы добровольно сдались на растерзание тиранам, а горожане постоянно потакали всем прихотям градоначальников. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на людей, которые могли бы бороться с угнетением, но при этом слепо следовали примеру властей.

Главный смысл романа — впоследствии защитить людей от потакания правителям и разоблачить их произвол, уменьшив возможность беспорядков и подготовив людей к значительным изменениям в государственном и социальном устройстве страны. В этом суть замысла писателя: сатирой сжечь все стороны жизни, мешающие развитию простых людей.

Книга учит нести ответственность за свою судьбу. Глядя на губернаторов, можно увидеть все их недостатки, а также то, как они ужасно относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: люди не должны допускать такого отношения к себе. Правительство нужно критиковать и направлять по правильному пути, иначе оно превратится в бездушную машину.

Средства создания комического

Автор надеялся подвергнуть высшие слои общества (мэров) вымогательству, мошенничеству и другим махинациям, разрушающим город. Он высмеивал пороки этих людей: жадность, кровожадность, эгоизм, ограниченность, жестокость, безнравственность, лень и нечестность. Салтыков-Щедрин не полагался на добрый юмор, а использовал сарказм (саркастические насмешки, злая ирония). Его задачей было высмеивать и высмеивать, чтобы разрушить то, что мешало развитию Родины. Поэтому сатирические приемы представлены в изобилии.

Салтыков-Щедрин рассматривал гротеск (художественный метод преувеличения, фантастический и уродливый комический стиль) и сатирическую гиперболу (преувеличение действительности) как методы, позволяющие добиться более реалистичного раскрытия сущностных сторон действительности, а также психотипа символы. Автор выделил гротеск, сарказм, иронию, гиперболу, эзопов язык, фантастические элементы, пародию с преобладающими средствами художественного выражения. Он указал, что гротескный тип изображения действительности не всегда точен, но в конечном итоге вполне реален и несет в себе наиболее характерные и характерные черты этого типа.

Инструменты для создания комиксов с примерами из текста:

  • Гротеск: Мрачный-Грамблев держал семью в подвале, морил их голодом, потому что кормил их один раз в день хлебом и водой. Мать и дети были такими дикими, что не могли говорить, рычали на людей и даже «умирали», когда ели щи.
  • Фантазия: Голова Прыща была полна трюфелей, Органчик жил с механизмом вместо мозга, а один из князей убил себя огурцом.
  • Гипербола: Микаладце увеличил популяцию Дураков в несколько раз, подчиняясь соблазну непреодолимой страсти к местным женщинам.
  • Ирония: автор использовал церковно-славянские фразы князя, которые звучат тяжеловесно и серьезно, но абсурдны: «Не бывает чуши горшок, как чушь!».
  • Сарказм: Злым издевательством можно назвать описание деятельности Бородавочника: «Он вел кампанию против недоимок, сжег тридцать три деревни и с помощью этих мер собрал недоимки в два с половиной рубля».
  • Пародия. Автор пародировал эпоху дворцовых забастовок, описывая ее в сокращенном стиле грубой насмешки в главе «О шести губернаторах города». Глупые и пошлые женщины соперничали за власть, не имея на нее права. Такая же ситуация наблюдалась в вышеупомянутую эпоху: жены, дальние родственники и регенты императоров, происходящие из иностранных держав, были у власти, но результаты их правления нельзя назвать блестящими, как и пути достижения их.
  • Эзопов язык. Чтобы спасти «Повесть о городе» от цензуры, писатель прибегает к аллегории. Затем он описал распри древнерусских племен (полянов, древлян, радимичей и др.) И их последующее объединение в первых главах, когда глупые враждовали с соседними племенами: людоедами, лягушками и руками. После смены названий племен он по-прежнему описывал все те исторические события, которые с ними происходили, поэтому читатель быстро понял, что это политическая сатира на Россию.

Вариант 3

Произведение представляет собой описание столетней истории города под названием Глупов, являющееся сатирической аллегорией жизни русских императоров и исторических деятелей того времени.

Город был построен по инициативе жителей, которые решили найти мэра, чтобы навести порядок.

За описываемый период в сто лет город один за другим сменяют многие лидеры, которые абсолютно ничего не делают для улучшения города и улучшения жизни населения, а заботятся только о собственном благополучии.

Все руководители города не умеют ответственно выполнять возложенную на них работу, они отличаются только стремлением к профессиональному росту и прибыли. Они глухи к проблемам простых граждан и даже при желании не могут им помочь. Население не имеет права на действия мэров, а правители никоим образом не несут ответственности за свои действия, а в исключительных случаях лишаются должности. Горожане привыкли к подобострастию и чести, поэтому не отстаивают свои права и не обрекают свои семьи на жизнь в беспомощности. Кроме того, население чрезмерно религиозно, и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя — раскрыть несовершенную политическую систему государства, в которой люди смиренно принимают свое угнетенное положение и считают его правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без властолюбия, а в его отсутствие они немедленно попадают во власть анархии.

Таким образом, писатель пытается сказать, что вся светская история государства Российского — это состояние бессознательного поклонения народу перед властью, подчинения приказам самодержцев и одновременно чувство страха и почтения к правителю.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает идею о необходимости глобальных изменений в обществе, но в то же время не требует революций и восстаний. Писатель утверждает, что людям нужно обрести свободу совести и осознать свою ответственность за происходящее в государстве. Слепое подчинение населения власти не может гарантировать благополучие страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно в данной ситуации.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту идею, описывая смерть следующего мэра, Глупого, и как бы оставляя свое сообщение о том, что в таком состоянии, без каких-либо изменений, у российского государства нет будущего.

Герои и образы

«Самые известные губернаторы города» заслуживают большего внимания со стороны издателя.

Дементий Варламович Брудасты «более чем странный». Он тихий и мрачный, к тому же жестокий (в первую очередь, всех водителей хлестал), склонен к припадкам гнева. У Брудасты есть и положительное качество: он исполнительный, он приводит в порядок задолженность своих предшественников. Правда, делает это одним способом: чиновники ловят граждан, бьют их плетью, описывают их имущество.

Глупые люди ужасаются такой власти. Их спасает сломанный механизм, который находится в голове Брудасты. Это орган, который повторяет только два предложения: «Я разорю» и «Я не потерплю». Появление второй брудасты с новой головой избавляет дураков от пары органов, объявленных самозванцами.

Многие герои высмеивают настоящих правителей. Например, шесть мэров — императрицы 18 века. Их внутренняя борьба длилась 6 дней, а на седьмой день Двоекуров прибыл в город.

Двоекуров — «продвинутый человек», новатор, который в Глупове плодотворно работал: две дороги вымостил, открыл производство пива и меда, заставил всех употреблять горчицу и лавр, и стервы упрямые, но «со вниманием, то есть , по делу.

Три главы посвящены мастеру Петру Петровичу Фердищенко. Фердищенко — бывший слуга князя Потемкина, человек простой, «добродушный и немного ленивый». Дураки считают мэра дураком, дураком, смеются над его тупой речью, называют старым идиотом.

За 6 лет правления Фердыщенко глуповцы забыли о притеснениях, но на седьмом курсе Фердищенко рассердился и забрал жену мужа Аленку, после чего началась засуха. В порыве ярости Глупцы сбросили Аленку с колокольни, но Фердищенко воспылал любовью к лучнику Домашке. За это Глуповити устроили страшный пожар.

Фердищенко каялся перед людьми на коленях, но его слезы были лицемерными. В конце жизни Фердищенко уехал на пастбище, где умер от горла.

Василиск Семенович Варткин (сатира на Петра 1) — гениальный губернатор, с ним Глупец переживает золотой век. Бородавочник был невысокого роста и не одинокий статный, но громкий. Он был писателем и смелым утопистом, политическим мечтателем. Перед тем как завоевать Византию, Бородавочник побеждает глуповцев «войнами за просвещение»: он вновь вводит забытую горчицу после Двоекурова (за что предпринимает целую военную кампанию с жертвами), просит построить дома на каменных фундаментах, посадить персидскую ромашку и основать глупые академия. Упорство глупцов было побеждено вместе с удовлетворением. Французская революция доказала вредность просвещения Бородавочника.

Онуфрий Иванович Негодяев, капитан, бывший кочегар, начал эпоху увольнения с войн. Мэр проверяет стойкость глупцов. В результате испытаний глуповцы обезумели: покрылись шерстью и сосали лапы, потому что не было еды и одежды.

Ксавер Георгиевич Микаладзе — потомок царицы Тамары с соблазнительной внешностью. Он протянул руку подчиненным, нежно улыбнулся, покорил сердца «исключительно хорошими манерами». Микаладзе срывает просвещение и расстрелы и не принимает никаких законов.

Правление Микаладзе было мирным, наказания были мягкими. Единственный недостаток мэра — его любовь к женщинам. Население Дурака увеличилось вдвое, но он умер от истощения.

Феофилакт Иринархович Беневолинский — статский советник, помощник Сперанского. Это сатира на самого Сперанского. Беневолинский очень любил законодателя. Изобретенные им законы так же бессмысленны, как «Хартия хорошего выпечки тортов». Законы мэра настолько глупы, что не мешают процветанию глуповцев, поэтому они как никогда толстеют. Беневолинский был сослан за отношения с Наполеоном и назван мерзавцем.

Иван Пантелеевич Прищ не просто издает законы и правила в духе «безграничного либерализма». Он успокаивает и склоняет к этому глупцов. Богатеют и горожане, и мэр.

Вождь знати наконец понимает, что у Прыща чучело головы, и бесследно ест ее.

Городской голова Никодим Осипович Иванов тоже глуп, потому что его рост не позволяет ему «вместить ничего большого», но это качество городского головы дуракам идет на пользу. Иванов умер от страха, получив «слишком обширный» указ, или был уволен из-за сухости мозга из-за их бездействия и стал родоначальником микроцефалов.

Эраст Андреевич Грустилов — сатира на Александра 1, человека чуткого. Тонкость переживания Меланхолёва обманчива. Он сладострастен, раньше прятал казенные деньги, развратен, «торопится жить и развлекаться», да так, что склонил глупцов на язычество. Меланхолия арестовывается и умирает от меланхолии. За время его правления глуповцы отвыкли работать.

Мрак-Грамблев — сатира на Аракчеева. Он негодяй, ужасный человек, «чистейший идиот». Этот мэр истощает, ругает и уничтожает глупцов, за которых они называют его сатаной. У него деревянное лицо, его взгляд свободен от мыслей и бесстыден. Мрак-Ворчун бесстрастен, ограничен, но полон решимости. Это похоже на силу природы, которая движется по прямой линии, не признавая разума.

Мрачно-Грамблев разрушает город и строит Непреклонск на новом месте, но не справляется с рекой. Кажется, что сама природа поднимает из него глупцов, унося смерчем.

Приход Мрака-Грамблева, а также очередное явление под названием «оно» — это образ апокалипсиса, положившего конец существованию истории.

Художественные средства

Своеобразие повествования выдает своеобразное переплетение мира фантастического и реального, где сосуществуют фантастический гротеск и журналистский накал текущих и реальных проблем. Инциденты и необычные и невероятные события подчеркивают абсурдность представленной действительности. Автор умело использует такие художественные приемы, как гротеск и гипербола. Все в жизни глуповцев невероятно, преувеличено, смешно. Например, пороки мэров разрослись до колоссальных размеров, они сознательно вынесены за пределы реальности. Писатель сгущает краски, чтобы искоренить проблемы реальной жизни через публичные насмешки и оскорбления. Ирония также является одним из средств выражения позиции автора и его отношения к происходящему в стране. Люди любят посмеяться, и серьезные аргументы лучше приводить в юмористической манере, иначе произведение не найдет своего читателя. Роман Салтыкова-Щедрина «История города», прежде всего, забавный, поэтому пользовался и продолжает пользоваться популярностью. В то же время она безжалостно правдива, болезненно затрагивает актуальные темы, но читатель уже попался на удочку в виде юмора и не может оторваться от книги.

Второстепенные персонажи

Всех глупцов можно назвать второстепенными персонажами. Автор изобразил людей, для которых жизнь немыслима без самодержавного гнета. Вынужденные существовать без правителя, они действительно хотят, чтобы ими руководил. Благодаря образу жизни и природным особенностям люди приобрели следующие характеристики:

  • жестокость;
  • доверчивость;
  • засорение;
  • пассивы;
  • невежество;
  • привычка боготворить мастеров.

Поскольку автор все эти качества преувеличил, в работе они кажутся острее, чем в жизни. В одной главе рассказывается, что случилось с глуповцами, когда у них не было начальника. Мужчины оскорбляли женщин, сильные нападали на слабых. Одни опустошили чужие участки. В результате население практически истреблено. Когда предки глуповцев начали голодать, они поняли, что им срочно нужен правитель.

Люди начали обращаться к различным принципам и просили их руководить ими. Но никто не согласился: все были поражены тупостью населения.

Князь сжалился и стал править, да так, что он не нравился людям, но деваться было некуда. Впоследствии глуповцы смирились с капризами всех мэров.

Тема и основная мысль

Роман о Глупом и его обитателях

Роман о Глупом и его обитателях значительно опередил свое время, поэтому во многих обзорах его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичевая не только систему, но и раболепное отношение людей к своему положению. По мнению автора, вынести такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.

Самый острый и главный вопрос — неправильная политическая система. Высшие классы крадут и сходят с ума, в то время как низшие классы терпят, и со стороны кажется, что они даже получают удовольствие от унижений и буквально ограблений. С другой стороны, русскому человеку, по словам Михаила Евграфовича, нужен жесткий правитель. Когда к власти приходят добрые городские губернаторы, начинается анархия.

Проблематика романа основана на том, что при смене правителя рассказ трактуется по-новому. Государство представляет информацию о важных событиях таким образом, чтобы это было выгодно следующему монарху. В романе это демонстрируется на примере мэров. В каждом из них угадываются характеристики, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних мэров скопированы с исторических личностей, а другие сочетают в себе черты нескольких человек.

Основная идея в том, что страна не будет развиваться, пока люди не научатся нести ответственность за происходящее. Причина бедности и разорения — это извечная привычка людей смириться с тем, что им навязывают власти, и послушно выполнять самые безумные приказы. Современникам казалось, что писатель смеется над Россией и ее населением, но на самом деле он просто хотел показать, что есть пороки, которые необходимо искоренить. В этом смысл романа.

Чему учит произведение?

«История…» учит читателей нести ответственность за свои поступки и судьбу. Мы смотрим на мэров, видим их явные недостатки и пороки, мы видим, как они ужасно относятся к своему народу, и делаем соответствующий вывод: люди сами не должны допускать такого отношения к себе. Власть необходимо критиковать и направлять в правильном направлении, иначе она превратится в бездушную машину, подавляющую любую инициативу.

Продиктованная автором мораль будет блестяще сформулирована писателем А. П. Чеховым: «Надо по капле выдавливать из себя раба».

Композиция романа

Произведение состоит из 16 глав, написанных от лица разных персонажей. Оригинальный роман имел иную композицию. Когда «История…» вышла впервые, Михаил Евграфович внимательно проанализировал содержание и кое-где изменил некоторые главы. Он также обработал критические комментарии, полученные после публикации, и написал ответ, назвав его «Письмо в редакцию».

В аннотации к «Повести города» автор поясняет, что ему довелось познакомиться с летописью, в которой рассказывается история Глупца и его жителей. Затем начинается основная часть истории. Летописец рассказывает, как появился Глупец, информирует читателя о формировании властных структур. Согласно выдуманной истории, сначала на этой территории проживало несколько племен, которые постоянно враждовали. Потом были те, кто поработил их, и граждане стали жить под руководством правителя.

В главе «Инвентарь для губернаторов» кратко рассказывается о лидерах. За всю историю города их было 22. Исключительные люди:

Меланхолия Эраст

  • Дыня;
  • Гиганты;
  • Негодяи;
  • Грудастая;
  • Баклан;
  • Двоекуров.

Последняя глава называется «Подтверждающие документы». Он состоит из посланий мэров тем, кто будет править после них. В раздел включены адреса Беневоленского, Микеладзе и Бородавкина.

Объяснение сюжета

Салтыков-Щедрин предпочитал писать сатирические произведения. Роман «Глупец» не стал исключением.

Описанные автором события абсурдны, а образы мэров фантастичны и преувеличены. Но каждое из изображений несет определенную смысловую нагрузку.

На заметку! Автор «Повести одного города» придал особое значение пятой главе — «Органчику», открывающей описание мэров Глупов. Губернатор Брудасты олицетворяет бездушного бюрократа с механизмом вместо головы. «Органчик» — символ глупости и ограниченности.

В романе Щедрина «История города» смысл повествования — выявить недостатки политического устройства российского государства. На примере дураков писатель показывает рабское положение людей, которые смиренно подчиняются власти и не стремятся изменить свою жизнь.

Кроме того, автор поднимает такие важные темы, как:

  • невежество;
  • почитание звания;
  • незаконное присвоение;
  • похоть;
  • жестокость и насилие.

Высмеивая пороки людей, писатель использует разные художественные приемы: иронию, сарказм, пародию, сатирическую гиперболу, гротеск, начиная с названия произведения.

Неслучайно автор не называет конкретное место, тем самым доказывая, что повествование применимо ко всей России. Люди, похожие на героев оперы, встречаются во всех уголках страны. Таким образом, название романа «История города» заключает в себе глубокий гротескный смысл.

Литературное направление и жанр

Салтыков-Щедрин — писатель реалистического направления. Сразу после публикации книги критики определили гендерное разнообразие романа как историческую сатиру и по-разному отреагировали на роман.

С объективной точки зрения Салтыков-Щедрин такой же великий историк, как и прекрасный сатирик. Его роман — пародия на источники новостей, прежде всего «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Салтыков-Щедрин предлагает свою версию рассказа, отличную от версий современников Салтыкова-Щедрина (цит. По первому летописцу Костомарову, Соловьеву, Пыпину).

В главе «От редакции» сам господин М. Щедрин отмечает фантастичность некоторых эпизодов (городской голова с музыкой, полеты мэра в воздухе, ноги мэра повернутыми назад). В то же время в нем говорится, что «фантастический характер рассказов ни в коей мере не устраняет их административного и образовательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Повесть о городе» нельзя считать фантастическим, это мифологический текст, объясняющий менталитет людей.

Фантастика романа связана с гротеском, позволяющим передать типичное через максимальное преувеличение и деформацию образа.

Некоторые исследователи находят в «Истории города» антиутопические черты.

Опубликованное произведение автора

«История города» — одно из самых известных произведений М.Е. Салтыков-Щедрин. Он был опубликован в «Отечественных записках», что вызвало большой интерес к роману. Чтобы получить четкое представление о работе, нужно ее проанализировать. Отсюда и анализ «Истории города» Салтыкова-Щедрина. По жанру это роман, по стилю письма — историческая хроника.

Читателю сразу становится понятна необычная картина автора. Это «последний архивист-летописец». С самого начала М.Е. Салтыков-Щедрин сделал небольшую приписку, в которой указывалось, что все опубликовано на основе оригинальных документов. Почему это сделал писатель? Чтобы придать правдоподобия всему, о чем пойдет речь. Все дополнения и уведомления об авторских правах помогают создать историческую правду в произведении.

Описание города

Глупец находится в далекой провинции, мы узнаем об этом, когда голова Брудасты портится по пути. Это небольшой поселок, уезд, потому что двое самозванцев приезжают забрать из провинции, то есть город — это лишь незначительная ее часть. Здесь даже нет академии, но благодаря Двоекурову производство меда и пива процветает. Он разделен на «поселки»: «Пушкарская слобода, за ней — поселки Болотная и Негодница». Здесь хорошо развито сельское хозяйство, так как засуха, обрушившаяся на грехи очередного вождя, сильно затрагивает интересы жителей, они даже готовы к восстанию. При прыщике урожайность повышается, что безмерно радует дураков. «История города» насыщена драматическими событиями, вызванными аграрным кризисом.

Мрачно-Грамблев боролся с рекой, из чего делаем вывод, что район находится на берегу, в холмистой местности, а мэр уводит людей на поиски равнины. Главное место в этом районе — колокольня: с нее изгоняют неугодных горожан.

Оцените статью
Блог про смысл произведений