О чем «Горе от ума»: главная мысль и анализ произведения

История создания

История написания комедии «Горе от ума» начинается за пределами России. Так что Грибоедов остался в Тифлисе после дипмиссии. Изначально писатель был основан на разговоре со своим давним знакомым, который рассказывал ему о жизни дворян в Москве. Однако идея игры не давала Александру Сергеевичу покоя. Он продолжал писать произведения в России на основе личных бесед с представителями русской знати.

смысл комедии горе от изобретательности

Грибоедов в своей пьесе высмеивал дворян XIX века. На тот момент это стало проблемой, поэтому работа была неоднозначно воспринята обществом. Интересен тот факт, что из-за образа Софии и негативной коннотации, придаваемой дворянам, при жизни автора произведение ни разу не ставилось.

На написание комедии Александра Сергеевича натолкнула случайность, случившаяся с ним по приезду в Санкт-Петербург. Когда писатель был на аристократическом собрании, он в глубине души возмутился высказываниями присутствующих о иностранном госте. Грибоедов выразил возмущение окружающим, для которых они считали его сумасшедшим.

Этот слух так быстро распространился по городу, что на следующий день знакомые писателя приехали к нему в гости и поинтересовались его здоровьем.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о героях произведения: главных героях «Горе от ума».

Значение названия

Чтобы понять, почему произведение получило такое название, необходимо разобрать жизненный путь Александра Чацкого. У главного героя разум, который мешает ему жить и отнимает у него все общепринятые блага. Чацкий любит Софию, но предпочитает строить отношения с глупым и самодовольным Молчалиным.

Беда из разума, это

Также главный герой не может подниматься по карьерной лестнице, потому что не хочет идти против своего мировоззрения. У него нет таких же стремлений и мыслей, как у окружающих. В этом смысл названия спектакля «Горе от ума».

Также в названии автор хотел показать две стороны русского дворянства. Дворяне хотели казаться умными, но в то же время отрицали науку и искусство.

Они думали только о своем материальном положении, а не о своем развитии.

Мировоззрение главного героя

Чацкий — представитель «нынешнего века». Он ценитель свободы, по каждому вопросу имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Разочарованный равнодушием Софии, Александр Андреевич вступает в полемику с окружающими его «фамузианцами» и гневно осуждает их жадность, лицемерие, невежество и ничтожество. Как истинный патриот России, он осуждает «засилье плохих дворян» и не желает иметь с ними ничего общего. На предложение Фамусова жить «как все» Чацкий отвечает решительным отказом. Александр Андреевич признает необходимость служить Отечеству, но проводит четкую грань между «служением» и «служением». Он считает, что это различие принципиально. Смелые монологи Чацкого кажутся местному светскому обществу настолько возмутительными, что его безоговорочно признают безумным.

Александр Андреевич — центральный персонаж произведения, поэтому характеристике его образа посвящен более чем серьезный и подробный анализ. «Горе от ума» Грибоедова рецензировали В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, А.А. Григорьев и другие выдающиеся писатели XIX века. А отношение к поведению Чацкого определяло, как правило, характеристики всего произведения в целом.

Характеристика Молчалина

Живая «картина нравственности» представлена ​​в спектакле «Горе от ума». Анализ героев труда заставляет обратиться к самому тихому и незначительному из них — Алексею Степановичу Молчалину. Этот персонаж отнюдь не безобидный. Своим раболепным подобострастием он успешно пробивается в высшее общество. Его мелкие таланты — «умеренность и точность» — дают ему пропуск в фамусианскую гвардию. Молчалин — стойкий консерватор, который зависит от мнения других и поддерживает «всех людей без исключения». Как ни странно, это помогло ему завоевать расположение Софии. Люблю Алексея Степановича без памяти.

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещаются наиболее острые проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема образования и т.д., жюри, цензура и институты.

Не менее важные для драматурга нравственные аспекты рождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как лучшие качества человека гибнут под натиском «семейного общества». Например, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе у него никогда не получится. Поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драме: оно отражает реальные конфликты и немыслимые жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в стиле классицизма: соблюдение трех частей, наличие громких монологов, говорящие имена персонажей и т.д. Контент реалистичный, поэтому спектакль до сих пор раскуплен во многих театрах России. Герои не олицетворяют порок или добродетель, как это было принято в классицизме, они разнообразны автором, их герои не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого дураком или излишне импульсивным героем. София не виновата в том, что за время своего долгого отсутствия она полюбила того, кто был близок, а Чацкий тут же обижается, ревнует и истерически осуждает все вокруг только за то, что его забыла его возлюбленная. Вспыльчивый и сварливый персонаж не рисует главного героя.

Стоит отметить разговорный язык игры, где у каждого персонажа свои речевые шаблоны. Эта идея усложнялась тем, что произведение было написано стихами (ямб разное положение), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Еще в 1825 г писатель В. Ф. Одоевский констатировал: «Почти все строки пьесы Грибоедова стали пословицами, и я часто слышал в обществе, все разговоры которых были большей частью строками из« Горе от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и самодовольную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «насмешливый», что означает грубое поведение в обществе.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения позволяет выделить многие темы, затронутые автором. Актуальные проблемы того времени, поднятые Грибоедовым, были встречены цензурой враждебно. Основная тема «Горе от ума» — пороки общества, которые пустили глубокие корни и расцвели в ярких красках. Лицемерие и бюрократизм, высокомерие и уважение к чину, любовь к иностранцу — все это происходит в пьесе Грибоедова.

Главная проблема — противостояние «новой» и «старой» жизни, извечный конфликт поколений, в котором Фамусов является представителем старого образа жизни, а Чацкий — приверженцем новых точек зрения.

В этом смысл имени «Горе от ума» — в то время прогрессивно мыслящий человек, борющийся за новую жизнь, широко и всесторонне мыслящий, для обычных людей, придерживаясь старого стиля, он был дурак, человек с причудами. Для знаменитостей и неразговорчивых одним из таких представителей, страдающих «остроумием», является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея игры уже заложена в ее название. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативной знати, а общество обвиняет его в безумии. Легче обвинить безумие, чем изменить свою тихую мещанскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, потому что это затронет не только личный мир каждого, но и общество в целом, затронув многие другие сферы жизни. Необходимо будет пересмотреть национально-культурные, бытовые и политические вопросы, изменить всю структуру жизни.

Суть пьесы

Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на родину. Герой решил посетить дом Фамусовых, где жил в детстве.

Значение названия комедии неприятностей от ума

По прибытии Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр сообщает Павлу Афанасьевичу, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов возражает и считает, что его дочь может выйти замуж только за богатого человека, который достоин называться дворянином. Но София уже нашла себе избранника, Молчалина, которого интересовало только материальное положение отца.

Когда Чацкий раздражает Софью своим поведением, его объявляют сумасшедшим в доме Фамусовых. Слухи об этом быстро распространились по городу.

После танца девушка разоблачает Молчалина, а Чацкий, оскорбленный и униженный, уезжает из того места, где он рос и воспитывался.

Философия московского барина

Намного умнее Чацкого автор комедии «Горе от ума». Она предлагает начать анализ действий Софии с понимания среды, в которой она росла и формировалась как личность. Прежде всего, это общество характеризует Фамусов, отец главного героя. Это обычный московский мастер. В его характере преобладает смесь патриархата и тирании. Не обременяет себя заботами на службе, хотя и занимает серьезное место. Его политические идеалы сводятся к простым мирским радостям: «получать призы и веселиться». Идеал Фамусова — человек, сделавший карьеру. В этом случае деньги не имеют значения. Слова Петра Афанасьевича часто расходятся с фактами. Например, он хвастается «монашеским поведением», но сначала активно заигрывает с Лизой. Это главный оппонент искреннего и ярого Чацкого.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — это комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьесу нельзя отнести исключительно к жанру комедии. В первую очередь нужно обратить внимание на окончание работы — это трагично. Сегодня принято определять «Горе от ума» как драму, но в XIX веке такого разделения не было, поэтому ее назвали «высокой комедией» по аналогии с высоким и низким спокойствием Ломоносова. В этой формулировке есть противоречие: только трагедия может быть «высокой», а комедия по умолчанию — тихой «низкой». Шоу не было уникальным и типичным, оно было вырвано из существующих театрально-литературных штампов, поэтому было так оценено как современниками, так и нынешним поколением читателей.

Тематика комедии

Особого внимания заслуживает разнообразие тем в произведении «Горе от ума». Тема книги охватывает аспекты, актуальные и по сей день:

горе изобретательности смысл произведения

  1. Тема лишнего человека занимает центральное место в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, слишком хороших для Российской Империи. Взгляды главного героя не приняли представители знати. Когда он попытался передать их в массы, его описали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому он всегда может вернуться на родину и победить общество Фамуса.
  2. Семейная тема. Автор показывает дворянский род как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении дочери, для него главная цель — удачно жениться на ней. Когда старый Фамусов узнает о романе Софьи с Молчалиным, его волнует только ее репутация. Но девочка не особо интересуется жизнью отца и старается от него дистанцироваться.
  3. Тема мечты. Грибоедов считал, что мечтать могут только искренние люди. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий хотел исправить этот мир к лучшему. Но все их мечты были отделены от реальности, поэтому оба героя потерпели неудачу. Софию обманом заставили обмануть Молчалина и Чацкого, оскорбили и отвергли, сбежали из дома Фамусовых в другом городе.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликтов: частный (любовная драма) и публичный (противостояние старого и нового времени, «знаменитого общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, можно утверждать, что в произведении присутствует романтический конфликт между личностью (Чацкий) и обществом (Фамусовское общество).

Один из строгих канонов классицизма — единство действия, предполагающее причинную связь между событиями и эпизодами. В «Горе от ума» эта связь уже значительно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего существенного не происходит: герои ходят то тут, то там, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразное. Однако динамика и драматизм устанавливаются именно в диалогах персонажей, спектакль в первую очередь нужно слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции в том, что она построена по канонам классицизма, количество актов с ней не совпадает.

Если комедии писателей конца XVIII — начала XIX веков освещали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный образ жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, воинственность, жестокость и бюрократическая инерция — все это реалии Российской Империи. Московское дворянство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в бизнесе олицетворяет Фамусов, скучный военный карьеризм и тупую совесть — Скалозуб, холопство и лицемерие бюрократии — Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми видами «общества Famus» и видят, что их сплоченность является результатом солидарности порочных людей. Многогранная и разнообразная клика впитала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которые общество привыкло обожать и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в повторах актеров (законодательница нравственности княгиня Марья Алексевна, автор «образцовой чуши» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Прототипы героев

Мудрец Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и для вашего удобства представил их в таблице.

герой прототип оправдание
чацкий прогрессивный философ П. Чаадаев 1) сходство фамилий

2) судьба: царь признал безумного философа за трактат о свободомыслие «Философские письма».

3) мнения и принципы очень схожи, особенно по вопросу крепостного права

известный дядя Грибоедов Алексей Федорович сам автор написал произведение «Характер моего дяди» и обозначил все те принципы и характеристики, которые характерны для его героя.
тихий несколько полдня служил секретарем опекуна и очень любил навещать гостей для покровительства. Об этом говорили современники Грибоедова — А. Н. Веселовский, В. В. Калла.
софия сестра грибоедова софия алексеевна об этом писали современники Грибоедова, знавшие характер девушки.
пуховик полковник Шварц основные черты этого исторического персонажа вполне подходят для описания фугу это грубый и невежественный солдат, который благодаря покровительству получил контроль над Семеновским полком и организовал там жесткую систему телесных наказаний.
горичев и и. Огарев, друг Грибоедова согласно легенде, писатель сам посетил друга и признался ему, что написал о нем в книге.

Чему учит?

Автор комедии «Горе от ума» превозносит разум и благородство, осуждает невежество и пошлость. Его вывод прост: мы должны избавиться от плохих традиций, которые тянут страну в пропасть.

Это учит нас, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на недопонимание и трудности. Мораль пьесы «Горе от ума» очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованиям морали и справедливости.

Жанр

определить жанр «Горе от ума» одним словом невозможно. Мнения критиков при такой жанровой оригинальности произведения сильно расходятся в своих оценках. Пьеса Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальные и любовные конфликты идут параллельно, тесно взаимосвязаны и не приводят к логическому завершению. В обоих конфликтах каждая сторона противостоящих сил остается неубедительной, не находя понимания со стороны противника. Развитие двух конфликтов одновременно не укладывается в структуру традиционного классицизма, и вместе с тем произведение имеет ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова — одно из самых цитируемых произведений русских классиков, фразы которого стали крылатыми и разлетелись по миру, не утратив актуальности и по сей день.

Элементы классицизма в «Горе от ума»

Знаменитая комедия Грибоедова считается первой русской реалистической комедией. В то же время он сочетает в себе черты классицизма, бурно развивавшегося в эпоху романтизма и новаторского реализма. Тщательный анализ комедии «Горе от ума» показывает, что произведение соответствует основным требованиям для создания «высокой комедии.

В пьесе единство места (дом Фамусова) и времени (действие происходит в течение дня). Однако в произведении присутствуют два конфликта: любовный и социально-политический. Это означает, что единство действий в спектакле было нарушено Грибоедовым.

В пьесе присутствует традиционный «любовный треугольник» и тесно связанная система характеров: героиня, два претендента на ее благосклонность, «благородный отец», горничная-субретка и так далее. Однако Грибоедов «вдохнул» новую жизнь в своих героев. Из мультяшных комических персонажей они превратились в сложные портреты.

Александр Сергеевич наделил своих героев «говорящими» фамилиями: Скалозуб, Репетилов, Фамусов, Молчалин. При этом характеристики его персонажей выходят далеко за рамки характеристики.

Особенности сюжета, композиции произведения

Автор берет за основу сюжета день пребывания в доме московского дворянского помещика Фамусова. Именно в этот респектабельный дом утром неожиданно приезжает молодой человек Чацкий, страстно влюбленный в дочь Софьи Фамусовой. Провести весь день в доме Фамусова.

Готовые работы на аналогичную тему

400 Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор Работа курса 260 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий анализ Конспект 190 ₽ Грибоедов А.С. «Беда от ума», краткий разбор

Жанр произведения считается комедией, к тому же реалистичным: все действия происходят в определенной среде. Есть ярко выраженные атрибуты того времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, академический комитет, взаимное обучение Ланкастера. Прототипы героев взяты Грибоедовым с натуры.

Композиция «Горе от ума» уникальна, в ней два сюжета: светский и любовный. Сначала на первый план выходит любовная линия. И он построен на привычном любовном треугольнике: есть героиня романа и две претендентки на руку и сердце. Но затем блестящая социальная линия откладывает линию любви, которая становится своеобразным каркасом для серьезного противостояния Чацкого и общества.

Элементы реализма в «Горе от ума»

Во-первых, Грибоедов отказался от схематического изображения своих героев. Образы его героев и изображаемый им в пьесе «редкий образ хороших манер» иногда пугают своей достоверностью. Например, многогранность персонажа Фамусова проявляется в его диалогах с другими персонажами: он флиртует с Лизой, ласкается перед Скалозубом, читает инструкции Софии.

Однако против Чацкого в игре выступают не только конкретные представители Гвардии Фамузиан, но и весь консервативный «прошлый век». Анализ «Горе от ума» позволяет выявить в произведении множество эпизодических образов, призванных расширить картину социально-политического конфликта.

Реалистичный подход к созданию произведения проявляется и в отношении автора к главному герою. Чацкий иногда ведет себя непоследовательно и постоянно попадает в комичные ситуации из-за своего безрассудства и несдержанности. Он отнюдь не является абсолютно положительным персонажем в произведении. В конце концов, его мотивы эгоистичны. Постарайтесь завоевать любовь Софии.

Общественно-политическая тематика произведения

Комедия поднимает важнейшие проблемы жизни российского общества первой половины XIX века: ущерб чести и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы воспитания и просвещения, честного служения Родине и долгу, самобытность русской национальной культуры и тд. Грибоедов также обратил внимание на вопрос об общественно-политическом устройстве Российского государства. Все эти моральные и политические вопросы прошли через призму личных взаимоотношений персонажей.

Смысл названия

У главного героя есть разум, но от этого общепризнанного блага он получает только страдание. Возлюбленная предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество даже признает его сумасшедшим. Сам разум не позволяет Чацкому найти свое место в обществе и службе, что делает его одиноким. В этом смысл названия «Горе от ума».

Титул венчает разоблачение двойных стандартов московской знати. Внешне люди пытаются создать впечатление ума, но внутри они противостоят разуму и считают его враждебной силой.

Темы и проблемы

Темы и проблемы комедии «Горе от ума» многочисленны и актуальны по сей день:

  1. Спор поколений — Грибоедов отразил начало преобразований русского дворянства. По его словам, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в ожесточенный конфликт с реакционерами. И хотя на тот момент Грибоедов не видел принципиальных изменений, он надеялся на долговременную победу прогрессивного лагеря.
  2. Костюмы знати — драматург изображает аристократию в самом незначительном свете. Продемонстрировать обман, пошлость и лицемерие. По его словам, те дворяне, которые составляют доминирующее общество Фамус в России, являются не чем иным, как эгоистичными паразитами, которые озабочены только удовлетворением своих потребностей и амбиций.
  3. Тема лишнего человека — Чацкий представлен в пьесе как изгой, дворянин, слишком хороший для Российской Империи. Однако в то же время Грибоедов показывает, что его герой не одинок и, главное, не разочарован своими идеями, а потому всегда имеет шанс вернуться и победить окостеневшее и порочное общество Фамуса.
  4. Семейная тема — Благородная семья в пьесе изображена как рассадник лжи и взаимной вражды. Старик Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая только о том, как удачно на ней жениться. Когда открывается роман Молчалина и Софьи, Павла Афанасьевича беспокоит только нанесение ущерба его репутации. Сама София тоже совершенно равнодушна к отцу и старается максимально от него уйти.
  5. Развитие страны — На протяжении всей истории некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и друзьях, которые отказались от жизни и вековой карьеры, посвятив свою жизнь науке и личному развитию. Этим Грибоедов отразил назревающие в обществе изменения, остановить которые уже не могут ни Фамусов, ни Скалозуб, ни кто-либо еще.
  6. Тема мечты — По словам Грибоедова, мечтать могут только очень искренние и открытые люди. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — о построении нового, лучшего мира. Однако писатель показывает, что мечты, оторванные от реальности и лишенные личного опыта, часто приводят человека к неудачам. Софья поддалась обману негодяя Молчалина, а Чацкий был публично пристыжен и отвергнут.
  7. Образование — Образованные люди изображаются в пьесе как образец для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. А тех, кто отвергает науку и образование, безжалостно высмеивают.
  8. Судьба — Чацкий искренне верил, что его судьба должна быть с Софией, но жизнь оказалась слишком тяжелой и его идеалистические мечты пошли прахом.
  9. Традиции — Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображаются смешными, ограниченными людьми. По традиции они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
  10. Любовь — писатель призывает людей быть осторожными, поддаваясь чувству любви. Ведь потеряв контроль над собой, вы легко можете повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  11. Крепостное право. На примере Лизы давайте посмотрим, как во времена крепостного права обычные люди рассматривались только как инструменты и игрушки для развлечения. Чацкий в своем монологе осуждает жестокость дворян и бесправие крестьян. Это доказывает, что для аристократии жизнь бедняков важнее судьбы животных. Они оцениваются примерно на одном уровне.
  12. Идеалы декабристов — Игра воплощает практически все идеалы тайного общества декабристов, выступавших за ослабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В творчестве Грибоедова высмеиваются феодалы и традиционалисты, идеализируется молодой боец, заинтересованный следовать за своей страной по пути прогресса.
  13. Проблема языка — Грибоедов кратко коснулся искажения русского языка, вызванного незнанием дворянства. Люди пытались заменить родной язык «помесью французского и нижегородского».

Две сюжетные линии

Анализ «Горе от ума» Грибоедова позволяет выявить два идентичных конфликта в произведении. Это любовная линия, в которой Чацкий противостоит Софии, и социально-политическая, в которой главный герой встречается с обществом Famus. На первый план, с точки зрения проблем, выходят социальные противоречия. Однако личный конфликт также является важной составляющей сюжета. Ведь именно ради Софии Чацкий приезжает в Москву, а ради нее остается в доме Фамусова. Оба сюжета усиливают и дополняют друг друга. Они одинаково необходимы для проведения достоверного анализа «Горе от ума», для понимания психологии, мировоззрения, характеров и взаимоотношений главных героев пьесы.

Направление, жанр и размер

Своеобразие жанра «Горе от ума» состоит в том, что эта комедия сочетает в себе элементы сразу трех литературных течений: классицизма, романтизма и реализма.

  • От классицизма произведение получило единство действия, времени и места. Есть еще говорящие фамилии.
  • От романа до комедии есть одинокий главный герой, который морально превосходит окружающих его людей, но имеет гораздо меньшее влияние. Он вступает в сознательно проигрывающий конфликт с обществом и, потерпев сокрушительное поражение, оставляет людей искать новое место в этом мире.
  • Элементы реализма в произведении представлены большим количеством персонажей, чем в классической традиции. Автор постарался детально передать реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей основательны, и их нельзя разделить на строго положительные и строго отрицательные.

Жанр книги тоже неоднозначен. Поэтому «Литература многих мудрецов» перечислит признаки комедии в пьесе «Guai dall’ingegno» и художественные приемы автора:

  1. Комические несоответствия. Например, Фамусов, известный своим монашеским поведением, тащит за собой слугу, пока его никто не видит. О своей службе в казенном доме он говорит: «Подписано и снято с плеч». Положение героев не соответствует их действиям и словам, которых они сами, кажется, не замечают.
  2. Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, популярный, разговорный, полный лозунгов.
  3. Прием «Беседа глухих». Например, разговор бабушки графини с князем Тугоуховским.
  4. Традиционные для театра того времени комические роли героев: хитрый слуга, любитель героев, его несчастный противник, обманутый отец и т.д.

Моральная комедия «Guai dall’ingegno» написана ямбиком.

Проблематика произведения

При анализе стоит проанализировать вопросы работы.

Автор поднял вопросы, которые до сих пор волнуют общество:

что означает название беда из разума

  1. Судебные тяжбы между поколениями. Грибоедов попытался показать, чем старое дворянство отличается от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет изменить мир, полный жестокости и лжи.
  2. Мораль дворянства. Писатель показывает дворянское общество с худшей стороны. Автор считал, что общество Famus целиком состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, составляющие основную часть дворянства, — паразиты, удовлетворяющие только свои основные потребности.
  3. Развитие страны. Во время работы некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, так как они решили посвятить себя науке и искусству. Такая трансформация в стране дает понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб ничего не могут поделать с изменениями.
  4. Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открыть для себя что-то новое. Отвергните благородство, высмеивающее людей науки.
  5. Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софии и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
  6. Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаться любви. Если, не задумываясь, продолжать чувства, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  7. Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, которые поддерживали прогресс в стране.

Основная идея

В пьесе Грибоедов показывает новую Россию Чацкого, в которой ценятся ум, благородство, честность и доброта.

Значение названия комедии Грибоедов боль от ума

На смену фамусовской России приходит ложь, пошлость, лицемерие и жестокость. Смысл пьесы «Горе от духа» — обличить пороки, ставшие приемлемыми для старой знати.

Писатель понимал, как трудно будет свергнуть фамусовскую Россию, но надеялся, что ум и честность, наконец, выйдут за пределы основных человеческих качеств.

Основная цель автора — направить читателя по пути прогресса и показать его важность для страны и народа.

Композиционные особенности

Композиция оперы «Горе от ума» соответствует стандартам классицизма. Комедию можно разделить на 4 смысловые части, каждая из которых связана со следующей по смыслу:

  1. В первой части читателям раскрываются все персонажи.
  2. Вторая часть зарезервирована для строки. Здесь возникают основные конфликты: любовный треугольник, спор отцов и сыновей, противостояние консерваторов и реформаторов.
  3. Третья часть — кульминация. В нем конфликты достигают высшей точки.
  4. В заключительной части решается судьба героев, подводятся итоги случившегося.

Завидный жених

Фамусов безмерно любит полковника Скалозуба. Это «золотой мешок» и «марки генералов». О лучшей супруге для дочери Павел Афанасьевич даже не мечтает. Полковник — надежный защитник «прошлого века». Его нельзя «обмануть» наукой; он готов разрушить всю книжную «мудрость» упражнениями на плацу. Скалозуб — тупой солдат, но в фамусском обществе принято не замечать. Изучение костюмов московского аристократа, их детальный анализ приводит к неутешительным выводам. «Горе от ума» Грибоедова свидетельствует о том, что учеба у петербургских профессоров и стремление к просвещению — самый долгий и неэффективный путь к карьерным высотам.

Язык «Горя от ума»

Одним из элементов драматического новаторства Грибоедова является использование разговорной речи при написании комедий. Гибкий поэтический метр (свободный ямб) позволяет Грибоедову создавать словесный облик персонажей. У каждого из них свои особенности речи. «Голос» главного героя уникален и выдает в нем яростного противника московских обычаев. Он издевается над «странными и умными людьми», «простыми умными», праздными людьми и «злыми языками». В его монологах — страстная убежденность в своей правоте, высокий пафос утверждения ценностей реальной жизни. Анализ пьесы «Горе от ума» показывает, что язык игры не имеет интонационных, синтаксических и лексических ограничений. Это «неряшливый», «грубый» элемент разговорной речи, превращенный Грибоедовым в чудо поэзии. Пушкин отмечал, что половину стихотворений Александра Сергеевича «нужно включить в пословицу».

Эпизодические роли

Грибоедов характеризует московскую аристократию меткими чертами. «Горе от ума», анализ которого представлен в данной статье, насыщен выразительными эпизодическими ролями, раскрывающими многогранность общества Famus.

Например, богатая старуха Хлестова приводит с собой на светские вечера «девочку и собаку», она обожает молодых французов и, как огонь, боится просветления. Его основные характеристики — невежество и произвол.

В обществе Фамуса Загорецкого открыто называют «мошенником» и «игроком». Но это не мешает ему перемещаться среди местной аристократии. Он умеет «служить» со временем, поэтому пользуется симпатией богатых.

Очень большой отражающий материал содержит «Горе от ума». Анализ произведения позволяет уточнить отношение автора к некоторым «тайным» обществам, возникшим в современной России. Например, Репетилов — «шумный» заговорщик. Он публично заявляет, что у них с Чацким «одинаковые вкусы», но он не представляет опасности для общества Famus. Сам Репетилов сделал бы карьеру, но «встретил неудачи». Поэтому он сделал заговорщицкую деятельность формой старинного времяпрепровождения.

В «Горе от ума» много персонажей вне сюжета, которые не принимают прямого участия в пьесе. Они упоминаются вскользь героями игры и позволяют расширить масштабы до масштабов всего российского общества.

Оцените статью
Блог про смысл произведений