Основная идея произведения «Очарованный странник»: проблематика повести Лескова

Анализ «Очарованный странник» Лесков

Произведение Лескова «Очарованный странник» изучается в десятом классе на уроках литературы. В школьном возрасте это довольно сложно осознать и понять, проблемы справедливости и веры уже не так актуальны для подросткового возраста.

Для глубокого понимания и досконального анализа работы подготовка к экзамену требует определенных знаний. Предлагаем вам ознакомиться с нашей версией анализа «Очарованный странник» по плану.

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам ознакомиться с самим Enchanted Wanderer.

Год написания — 1872–1873, впервые опубликовано в газете «Русский мир» в том же году.

История создания — создание произведения автора мотивировано путешествием по Ладожскому озеру, необыкновенной природой тех мест, чудесными краями, где проводят свою жизнь монахи.

Тема — праведность, поиск своей судьбы, веры и патриотизма.

Композиция — 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Пол — это история. В произведении ярко выражены черты древнерусских житийных текстов, приключенческих и былин.

Направление — романтика.

В «Очарованном страннике» анализ не был бы полным без письменного опыта. Идея написать рассказ о бездомном, нравственно порядочном русском странствующем герое пришла к Лескову во время поездки на Ладожское озеро. Именно эти места монахи выбирают для своего земного пристанища, здесь особая атмосфера и природа.

Начав работу в 1872 году, Николай Семенович Лесков закончил книгу за один год.

Примечание

В 1873 году он отнес рукопись в редакцию «Русского вестника», но главный редактор посчитал ее незаконченной и отказался опубликовать.

Затем писатель изменил название произведения с «Черноземный телемак» на «Очарованный странник» и передал книгу в редакцию «Русского мира», где она и вышла в том же году.

Повесть Лесков посвятил Е.П. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), сам автор впервые прочитал книгу у себя дома.

Значение имени заключается в необычайной способности главного героя созерцать окружающую среду и восхищаться им, очаровываться им, а персонажу суждено сыграть роль путешественника, человека без дома и без семьи.

Своеобразная легенда о моральной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, рассказ создавался «на одном дыхании», легко и быстро.

Повесть затрагивает многие животрепещущие темы, описывает период 1820-30 годов. Первоначально он назывался «Очарованный странник». Его жизнь, переживания, мнения и приключения ». Именно эти вехи затрагиваются в произведении, которое входит в цикл легенд о праведниках россиян. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор определяет проблемы в начале рассказа: это рассказ о справедливости и православии. Праведник, по мнению автора, — это не тот, кто не грешит, а тот, кто осознает необходимость покаяться и признать свои ошибки. Путь праведников — это жизнь, полная проб и ошибок, без которой человеческое существование невозможно.

Тема ностальгии пронизывает все повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет по ночам. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещеным детям, рожденным от пленных татарских жен. Флягин «попадает» в войну на Кавказе, проявляет себя бесстрашным воином, не боится смерти и ему благоприятствует удача.

Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей чистой любви, его опыт общения с женщинами печален — судьба решает, что Флагин не предназначен быть отцом и мужем. Основная идея рассказа в том, что рано или поздно человек находит свое предназначение, вся его жизнь — это движение в этом направлении.

«Очарованный странник» состоит из двадцати глав, которые составлены по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя — рассказчика. Есть некое подобие «истории в истории», когда в первой главе монах Измаил отплывает на пароход и рассказывает о своей жизни по просьбе пассажиров.

Время от времени он отвечает на вопросы аудитории, что позволяет автору высказать свою точку зрения и выделить наиболее важные моменты рассказа.

Кульминацией произведения можно считать духовное возрождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытание темных сил.

Важный

Перед героем еще эпилог, он будет бороться за русский народ, желая отдать жизнь, если нужно, за веру, за Родину.

Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует иную лексику при передаче определенного сюжета (татары, жизнь князя, любовь к цыганке Груше).

Мы написали отдельную статью о героях произведения: главных героях «Очарованного странника».

Традиционно жанр «Очарованный странник» принято называть рассказом. В первых публикациях было указано: рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за рамки простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе особенности жизни и характеристики приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке.

Рассказ связан с жанром жизни своей структурой и особой смысловой нагрузкой: странствиями, перипетиями, поисками душевного покоя, страданиями, «хождением» и терпеливым ношением. Духовный рост героя, его мечты, мистические моменты и многое другое — признаки агиографического жанра.

Древнерусские жития святых построены по принципу соединения нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, и хронологическая последовательность у этого рода соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение перекликается с смыслом художественного текста: динамическое повествование со сменой различных видов деятельности: главный герой — жених, няня, врач, заключенный, участник военные бои на Кавказе, артист цирка, монах. Необычайное богатство событий для жизни обычного человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает героя русских былин — героя.

Композиция

«Очарованный странник» состоит из двадцати глав, которые составлены по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя — рассказчика. Есть некое подобие «истории в истории», когда в первой главе монах Измаил отплывает на пароход и рассказывает о своей жизни по просьбе пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы аудитории, что позволяет автору высказать свою точку зрения и выделить наиболее важные моменты рассказа.

Кульминацией произведения можно считать духовное возрождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытание темных сил. Перед героем еще эпилог, он будет бороться за русский народ, желая отдать жизнь, если нужно, за веру, за Родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует иную лексику при передаче определенного сюжета (татары, жизнь князя, любовь к цыганке Груше).

Сюжет

Иван был поздним ребенком — его мать долго не могла забеременеть, но судьба была к ней несправедлива — ей так и не удалось испытать счастье материнства — женщина умерла при родах. У рожденного ребенка была необычайно большая голова, в честь которой и был назван Головань. Однажды из-за пренебрежения Иван стал причиной смерти инока, и с этого момента он узнал некое пророчество своей жизни — покойный инок сказал во сне, что Иван всегда будет спасен от смерти, но в критический момент. В тот момент он попал в монастырь и стал монахом.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с аннотацией произведения «Человек на часах», написанного Николаем Лесковым.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того, как экипаж, который он вел, упал со скалы, затем он спасает цыган от самоубийства, повесившись.

Флягин решает примкнуть к цыганам: по просьбе нового знакомого ворует лошадей у ​​своего хозяина. Вместе с цыганкой Иван продает лошадей на рынке, но не получает за это нужного денежного вознаграждения. Иван здоровается с цыганкой и уезжает в Николаев.

Здесь Иван начинает служить хозяину: он заботится о дочери. Через некоторое время появляется мама девочки и просит подарить ей ребенка. Иван сначала сопротивляется, но в последний момент передумал и убегает с мамой девушки и ее новым мужем. Затем Иван падает на татар — Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был присоединиться к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не убежал от них, татары вшили ему в пятки остриженный конский волос — после того, как Иван не мог нормально ходить, волосы у него были сильно прямыми. Иван дважды побывал в татарском плену — и в первый, и во второй раз ему дали по две жены. От жен второго «брака» у Флягина есть дети, но никаких изменений в жизни Флягина это не внесло — Иван к ним равнодушен. После побега от татар Иван служит князю. Влюбленность в цыганку Грушу стала для Ивана трагедией — Флягин испытал муки безответной любви.

Пера, в свою очередь, была безответно влюблена в принца, известие о замужестве которого вызвало у девушки эмоциональный срыв. Груша опасается, что ее действия могут нанести непоправимый урон принцу и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван уходит в армию — сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственный сын был приведен в армию, из жалости к старикам Иван прикидывается другим человеком и вместо этого уходит работать их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь: сюда приезжает Иван после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное адекватными знаниями, не позволило Ивану реализовать себя.

Странность поведения Флягина стала причиной того, что монахи отправили его в путешествие по святым местам. На этом история заканчивается. Во время путешествия сам Флягин выражает надежду вернуться на фронт.

Структура

Рассказ Николая Лескова — часть цикла рассказов, объединенных темой монашества и религиозности. Структура работы следующая: рассказ состоит из 20 глав. С композиционной точки зрения они делятся на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава — это выставка. По канонам литературной критики за ним должно следовать начало, но в сказке Лескова этого не происходит — это связано со структурой самой сказки — следующие главы представляют собой фрагменты жизни главного героя, которые по своей сути достаточно самостоятельны и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок… Действительно, эти фрагменты в структуре композиции являются развитием действия.

также невозможно точно определить кульминацию этих элементов — каждое воспоминание особенное и связано с определенным поворотным моментом в жизни героя — нереально определить, какое событие было более значимым, чем они. Некоторые исследователи склонны полагать, что кульминацию можно отнести к фрагменту текста, в котором рассказывается о встрече Флягина с Грушей — именно в это время в его жизни Флягин переживает самое сильное опустошение — он много пьет и пьян, фактически , он в депрессии. В истории также отсутствует эпилог: путешествие героя по Ладожскому озеру — еще один фрагмент, который, вероятно, повлечет за собой новые изменения в жизни персонажа. Все главы выполнены в виде небольших, логически оформленных рассказов, каждая из которых действительно имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

На сказку Лескова указывает ряд особенностей в изображении действующих лиц. В основном это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха — его внешность напоминает героя. Иван — высокий, широкоплечий, физически развитый мужчина, он словно сошел со страниц эпических рассказов. Иван обладает мудростью и способностью рассуждать логически, но в то же время он склонен действовать крайне глупо, безрассудно, что часто оказывается фатальным для других персонажей, а также несет в его жизни непоправимые и негативные последствия.

Даже образ Перы не лишен противоречий и ее особенностей — типичная цыганка — страстная и импульсивная, и в ней соседствует ангел. Груша понимает, что из-за своей эмоциональности он не сможет справиться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своей возлюбленной или будущей жены. Классически ей приходилось следовать своим эмоциям, но вот и другая сторона ее личности — Груша — добродетельный человек — она ​​предпочитает умирать сама, но не приносит неудач.

Жизнь каждого слуги не обходится без вмешательства представителей аристократии. История Лескова не стала исключением. Автор активно вводит некоторые особенности в описание персонажей этого типа. Лесков сознательно создает негативный образ представителей высшего общества: в истории все помещики представлены как корыстные тираны, плохо обращающиеся со своими слугами.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде истории мало что сказано.

Единственное изображение солдата, которое можно увидеть в истории, — это полковник. В целом образ этого человека типичен для военного, «он был храбрым и любил позировать, как Суворов», но в нем живет другая личность, напоминающая образ его отца. Полковник внимательно слушает историю жизни Флягина, но не только не учитывает все сказанное, но и убеждает Ивана, что все происходило только в его фантазиях. С одной стороны, это кажется безрассудным поступком со стороны полковника, но в то же время спасает Флигина от наказания вместо звания офицера.

Следующая категория изображений относится к иностранцам: в истории, помимо русского народа, изображены еще три национальности: цыгане, татары и поляки. Все представители этих национальностей наделены преувеличенными отрицательными качествами: жизнь иностранцев преподносится как аморальная, нелогичная и потому искусственная, лишенная красок истинных чувств и искренних эмоций. У иностранцев (за исключением Груши) нет положительных черт характера: они всегда лицемеры и нечестные люди.

В истории есть и представители монашества. Образ этих людей каноничен. Они суровые и суровые люди, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и тревогу, но в то же время они сочувствуют ему и выражают беспокойство за его судьбу.

Идея повести

Идея рассказа — глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее душевные качества характера. Жизнь обычного русского человека неразрывно связана с разочарованиями и несправедливостями, однако, как бы часто и в какой степени эти проблемы ни возникали в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежды на чудо — по Лескову, именно так в этом оптимистическом качестве кроется тайна русских душ.

'Эпизод из истории

Автор подводит читателей к выводу, что без Родины и религии человек не может существовать полноценно. Сколько бы грехов ни было в жизни человека, искреннее покаяние позволяет начать жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена большой системой тем. Поднятые в произведении вопросы имеют разную формулировку и способны комплексно очертить особенности и сложности жизни обычного человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Несомненно, влияние религии во времена Флягина на человеческую жизнь было намного сильнее: в тот момент другие социальные институты взяли на себя часть ответственности социальной сферы. В то время церковь была носителем нравственности, учила взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные черты характера. Религия в то время также помогала людям находить ответы на свои научные вопросы. Некоторая информация, воспринимаемая обществом в то время, могла быть воспринята как действие потусторонней мистической силы, что сделало церковь еще более важной в глазах людей.

Таким образом, религия помогла человеку найти верный путь на своем жизненном пути, очертить идеал реального человека и пробудить в людях интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что история Лескова создана, чтобы проследить важность и значение любви (во всех смыслах). Это и любовь к отечеству, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему испытать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес для читателя представляют отношения Флягина с представителями противоположного пола.

Если чувства Флягина к своим татарским женам естественны — раз уж они возникли как «необходимость», то чувства к цыганке Груши плачевны — как и любое другое проявление безответной любви.

Иван очарован девушкой, но надежда найти счастье Флягина с Грушей тает так же быстро, как разгорается любовь Груши к принцу.

Отцовские чувства

За время пребывания у татар Ивану «даются» жены — это женщины, с которыми Иван не испытывал родственных чувств. У этих женщин в «семье» рождаются дети, но мужчина не чувствует родства с ними и, следовательно, не развивает к ним родительских чувств. Иван объясняет это тем, что его дети не исповедовали христианскую веру. В то время влияние религии на человека было более значительным, чем сегодня, поэтому это могло вызвать отчуждение. Подобные причины неоднократно появляются в литературе. Так, например, в стихотворении Шевченко украинского литературного деятеля Т.Г. «Гайдамаки» главный герой не предотвращает гибель своих детей, потому что они «отличны» от веры, а мужчина не испытывает ни угрызений совести, ни сожаления. Исходя из этих причин, отношение Ивана Флягина к своим детям кажется вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась, что Иван Флягин получил возможность узнать об особенностях быта разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа: Иван с детства знал сложные взаимоотношения между социальными элементами русского народа, психические особенности, которые тоже вызывают определенные трудности. Однако это не только составная часть русского человека: особенности природы и отношения человека к ней, фольклор, направленный на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с цыганской общиной, Флягин четко понимает, что «такая жизнь не для него» — традиции этих людей и их мораль слишком отличаются от того, чем руководил Флягин.

Не привлекала Ивана и жизнь татар — нет сомнений, что жизнь этих людей была совершенно не аморальной и непривлекательной, но Флягин не мог чувствовать себя «как дома» — образ своей родины постоянно был в его мыслях. Возможно, это связано с тем, что его пребывание с представителями других национальностей было насильственным: Иван вошел в это общество не потому, что жил в духовных отношениях, а потому, что обстоятельства были такими.

Основная идея

Перед нами душа простого русского крестьянина, нелогичного, а иногда и легкомысленного в своих поступках и поступках, а самое страшное — непредсказуемого. Объяснить действия героя невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, обычного — лабиринт, в котором можно заблудиться. Но что бы ни случилось, всегда есть свет, который приведет вас на правильный путь. Этот свет для людей — вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь затмила ее водопадами. Итак, основная идея рассказа «Очарованный странник» заключается в том, что любой человек может стать праведником, нужно лишь впустить Бога в свое сердце, покаяться в своих дурных поступках. Николай Лесков, как никакой другой писатель, умел понимать и выражать русский дух, о котором А.С говорил аллегорически и неопределенно. Пушкин. Писатель видит простого крестьянина, олицетворявшего весь русский народ, — убеждение, которое многие отрицают. Несмотря на это очевидное отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чудес и спасения. Он до последнего момента ищет в своем существовании что-то священное, непонятное, духовное.

Идеологическая и художественная оригинальность книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о блудном сыне в современную реальность автора и показывает, что христианская мораль не знает времени, актуальна в каждом столетии. Иван тоже рассердился на обычное поведение и ушел из отцовского дома, только с самого начала его дом был церковью, поэтому возвращение в родное имение не принесло ему покоя. Он оставил Бога, предаваясь греховным развлечениям (алкоголь, смертельные битвы, воровство) и все глубже погружаясь в трясину разврата. Его путь был чередой случайностей, в нем Н.С. Лесков показал, насколько пуста и абсурдна жизнь без веры, как бесцельно ее течение, всегда ведущее человека не туда, где ему хотелось бы оказаться. Следовательно, как и его библейский прототип, герой возвращается к своим истокам, в монастырь, который ему завещала его мать. Смысл произведения «Очарованный странник» заключается в обретении смысла бытия, призывающего Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более честолюбивого и правильного, чем это посвящение всему человечеству. Это его справедливость, это его счастье.

Анализ повести “Очарованный странник” Лескова

Иван Флягин и Пера.
Художник И. Глазунов

Повесть «Очарованный странник» — одно из самых известных произведений Николая Лескова.

(отрывок из очерка «Н.С. Лесков (Очерк творчества)”)

«… Повесть« Очарованный странник »(1873 г.). Здесь Лесков уже отходит от церковной темы: герой чернозема Иван Северянич Флягин, похожий на Илью Муромца, знатока лошадей, авантюрист «нелетальный», он становится монахом-монахом только после тысячи приключений, когда ему уже «некуда деваться”.

История странствий Ивана Флягина по жизни Ивана Флягина наполнена особым и глубоким смыслом. Отправной точкой этих странствий является крепостное право, дворовая позиция героя. Он подсвечен особым, чисто лесковским способом. За хлыстом странных предзнаменований, таинственной «судьбой», нависшей над будущим путешественником, читатель видит горькую правду рабских отношений. Иван Флягин ценой безмерной самоотдачи спас жизнь своего хозяина, но может быть безжалостно выпорот за то, что не удовлетворил кошку хозяйки. На этой теме, теме оскорбления личного достоинства, Лесков особо не настаивает, потому что в данном случае его интересует другое, ему интересно углубление и дальнейшее развитие этой же темы. Самое главное, что в сознании Ивана Флягина нет ориентира, нет нити, связывающей отдельные проявления его личности. Неизвестно, как он будет действовать в том или ином случае: так или иначе он может действовать. Внутреннее запутывание норм классовой жизни отражается здесь в отсутствии морали и вообще любых других критериев душевной жизни. Случайность: это главный признак «душевной экономии» Ивана Флягина в начале его странствий .. чистая случайность и, так сказать, связная и безграничная .. единственная норма внутренней жизни. Именно это полное безразличие как к добру, так и к злу, отсутствие внутренних критериев движет странником по миру. Случайность внешних поворотов его судьбы органически связана с особенностями внутреннего мира странника. Эпос о страннике — это одновременно (и это его основная тема) поиск новых связей, поиск высоких нравственных норм. В результате «мучений», странствий Иван Флягин обретает эти высокие нравственные нормы. Важно то, как он их находит.

Кульминация духовной драмы путешественника — встреча с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях.

Иван Флягин, случайно встреченный в трактире «знатным» человеком, рассекреченным знатным странником, просит избавить его от этой болезни, и тот его воспитывает (сюжет «Очарованного странника» вообще отмечен чертами эпической феи сказка). Его алкоголь, как и падение самого «магнетизера», является следствием разрухи и утраты старых социальных связей.

Флягин самоотверженно, с бесконечной готовностью служить другому человеку полюбил цыганку Грушу. В другом человеке, в безмерном уважении к нему, в восхищении им, путешественник нашел первые нити связи с миром, обнаруженные в высокой страсти, совершенно свободной от эгоистической исключительности, а в его личности — высокой ценности человеческой индивидуальности.

Совет

Итак — прямой путь к любви, еще шире и полнее — любовь к людям, к Родине.
Эпопея «Хождение через муки» оказалась драмой в поисках путей служения Родине. Крестный ход попал в монастырь не по призванию, религиозному фанатизму, а не потому, что его осудила сказочная «судьба». Он попал туда, потому что человеку, вышедшему из его среды, «некуда было деваться.

Он произносит совершенно необычные для монаха речи… В конце рассказа Флягин сообщает своим слушателям, что идет на войну .. постоянные опасности. Поэтому тема «справедливого человека» во всем творчестве Лескова чрезвычайно значима.

В нем, в этой теме выражается стремление писателя найти новые нормы поведения, морали и, в более общем плане, новое национальное самоопределение в эпоху развала старых социальных связей. Уже Ивана Флягина характеризовали как человека-художника… Итак — тема «обаяния», «света», художественного отношения к жизни.

Этот аспект изложения темы Лескова сохраняется и в вещах, которые конкретно демонстрируют работоспособность, размах и художественное мастерство обычного русского человека. В этом плане Лескову очень характерна «Сказка о тульском косом левше и стальной блохе» (1881).”

(отрывок из очерка П. Громова и Б. Эйхенбаума «Н. С. Лесков (Очерк творчества)», «Собрание сочинений в 11 томах», том 1, 1956 г.)

Главные герои и их характеристика

Сюжет насыщен персонажами самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев «Очарованного странника» столь же многогранны, как и их разнообразный и неоднородный состав.

  1. Иван Флягин — главный герой книги. Ему 53 года. Это седой старик огромного роста с открытым темным лицом. Лесков описывает его так: «Он был в полном смысле слова героем и, более того, типичным простым и добрым русским героем, напоминающим своего деда Илью Муромца в красивой картине Верещагина и в стихотворении графа А.К. Толстого. «. Это добрый, наивный и простой человек, обладающий необычайной физической силой и храбростью, но лишенный хвастовства и чванства. Он откровенен и искренен. Несмотря на свое низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Итак, он говорит о своей честности: «Только я не продал себя за большие деньги, не за маленькие, и я не собираюсь продавать себя». В неволе Иван не предает Родину, так как его сердце принадлежит России, он патриот. Однако, даже при всех своих положительных качествах, мужчина совершил множество глупых и случайных поступков, которые стоили жизни другим людям. Так писатель показал несостоятельность русского национального характера. Возможно, поэтому история жизни персонажа сложна и насыщена событиями: 10 лет он находился в плену у татар (с 23 лет). Через некоторое время он поступил в армию и прослужил на Кавказе 15 лет. За подвиг он получил награду (Георгиевский крест) и чин офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В 50 лет он пошел в монастырь и получил имя отец Измаил. Но даже в служении церкви путник в поисках истины не находит покоя: к нему приходят демоны, у него есть дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его выпустили из монастыря в путешествие по святым местам в надежде, что это ему поможет.
  2. Груша — страстная и глубокая натура, которая завораживает своей томной красотой. При этом ее сердце верно только принцу, который выдает ее силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит покончить с собой, потому что не хочет мешать счастью своего изменнического любовника, но она не может даже принадлежать другому. Сравните исключительную добродетель с демоническим обаянием, разрушающим мужчин. Флягин также совершает бесчестный поступок ради собственного блага. Женщина, соединив положительные и отрицательные силы, после смерти принимает облик ангела или демона: иногда она защищает Ивана от пуль, иногда нарушает свой покой в ​​монастыре. Таким образом автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой сосуществуют мать и соблазнительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи благородного происхождения представлены в негативной карикатуре. Таким образом, хозяин Флягина предстает перед читателем тираном и жестоким человеком, не жалеющим своих слуг. Князь — легкомысленный и эгоистичный ублюдок, готовый продать себя за богатое приданое. Лесков также отмечает, что сама знать льгот не дает. В этом иерархическом обществе они даются только деньгами и связями, поэтому герой не может устроиться на работу офицером. Это важная особенность дворянства.
  4. У неверующих и иностранцев тоже есть своя особенность. Например, татары живут так, как должны, у них несколько жен, много детей, но нет настоящей семьи и, следовательно, настоящей любви нет. Неслучайно герой даже не вспоминает оставшихся там детей, между ними не возникает чувств. Автор демонстративно характеризует не отдельные личности, а людей в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, что невозможно без единой культуры, социальных институтов — всего того, что русская православная вера дает россиянам. Цыгане, нечестные люди и воры, и поляки, чья мораль порочна, взяли у писателя. Зная быт и обычаи других народов, очарованный путешественник понимает, что он другой, он не на правильном пути с ними. Немаловажно и то, что он не развивает отношений с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовенства суровы, но судьба Ивана небезразлична. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое заботится о нем. Очевидно, они не сразу принимают это. Например, отец Илья отказался признаться беглому крестьянину после порочной жизни с татарами, но эта жестокость была оправдана еще и тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

Повесть затрагивает многие животрепещущие темы, описывает период 1820-30 годов. Первоначально он назывался «Очарованный странник». Его жизнь, переживания, мнения и приключения ». Именно эти вехи затрагиваются в произведении, которое входит в цикл легенд о праведниках россиян. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор определяет проблемы в начале рассказа: это рассказ о справедливости и православии. Праведник, по мнению автора, — это не тот, кто не грешит, а тот, кто осознает необходимость покаяться и признать свои ошибки. Путь праведников — это жизнь, полная проб и ошибок, без которой человеческое существование невозможно.

Тема ностальгии пронизывает все повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет по ночам. Он не питает отцовских чувств к своим некрещеным детям, рожденным от пленных татарских жен. Флягин «попадает» в войну на Кавказе, проявляет себя бесстрашным воином, не боится смерти и ему благоприятствует удача. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей чистой любви, его опыт общения с женщинами печален — судьба решает, что Флагин не предназначен быть отцом и мужем. Основная идея рассказа в том, что рано или поздно человек находит свое предназначение, вся его жизнь — это движение в этом направлении.

«Очарованный странник» – анализ повести Лескова

Многим знакомо произведение Николая Лескова «Очарованный странник». Действительно, эта история — одна из самых известных в творчестве Лескова. А теперь давайте сделаем краткий анализ романа «Очарованный странник», посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и сделаем выводы.

Так, Лесков написал повесть «Очарованный странник» в период с 1872 по 1973 год. Дело в том, что идея родилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился на остров Валаам в 1872 году, знаменитый убежище для монахов.

К концу того же года история почти закончилась и даже готовилась к публикации под названием «Black Earth Telemac». Но издательство отказалось опубликовать произведение, посчитав его сырым и незаконченным. Лесков не сдержался и обратился за помощью к редакции журнала «Новый мир», где рассказ был принят и опубликован.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу рассказа «Очарованный странник», кратко рассмотрим суть сюжета.

Оцените статью
Блог про смысл произведений