- Определение слова
- Проницательность Печорина
- Жанр
- Анализ повести «Фаталист» («Герой нашего времени»)
- Глава «Фаталист»
- Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
- Вариант 2
- Анализ новеллы
- История создания
- Вариант 2
- Темы и проблемы
- Понимание роли судьбы героями романа
- Объяснение сюжета повести «Фаталист»
- Образы главных героев
- Композиция
- Игра с судьбой
- Тема
- Смысл
Определение слова
Фаталист — это человек, который верит в предопределенный путь, в неизбежность событий, в злую и добрую судьбу. Эти люди отрицают свободу выбора. Фатум, латинское слово, переводимое как «судьба», считается противоположностью волюнтаризма — веры в то, что человек определяет свою судьбу.
Фатализм часто ассоциируется с религией, с верой в божественное предназначение. Так или иначе явление встречается у следующих религий и конфессий:
- Китайская философия.
- Иудаизм.
- Ислам.
В мифологии это явление тесно связано с мистикой. Например, в греческой мифологии судьба определяется моарами, которые плетут нить жизни человека. Это 3 сестры:
- Clotho.
- Lachesis.
- Атропос.
В скандинавских легендах норны делают то же самое. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, влияющие на события.
Проницательность Печорина
Григорий внимателен к окружающим. Он следует за ними как за актерами театра. Кто хорошо играет, кого уже нужно исключить из игры. Вся история подтверждает такое поведение Печорина. Он не просто сторонний наблюдатель, он еще и кукловод. Но так бывает не всегда. В главе «Фаталист» герой проверяет на себе консолидированное мнение верующих: судьба господствует над человеком, он сам не в состоянии изменить то, что ему предназначено. Как доказать летальность? Печорин увидел на лице Вулича знак приближающейся смерти. Автор не говорит, как это выглядит. Что заметил Грегори: изменение цвета лица, потускневшие глаза? Что такое печать смерти? Все остается в душе Печорина. Но Григорий не скрывает увиденного, он говорит об этом прямо, даже немного смело. Вулич пытается бросить вызов, но интуиция Печорина пугает. Не погибнув от собственной пули, офицер погибает от рук разъяренного пьяного казака. Между желанной смертью и подготовленной смертью меньше часа. Значит ли это, что судьба все-таки есть?
Жанр
Жанр произведения — рассказ, о чем свидетельствуют следующие характеристики: небольшой объем, два главных героя, необычное событие, на котором сосредоточено внимание, трагический финал, сюжет всегда держит читателя в напряжении. Работа М.Ю. «Фаталист» Лермонтова, как и весь роман «Герой нашего времени», следует отнести к реалистической направленности, так как повествование построено на реальных событиях и дано правдивое отображение действительности.
Анализ повести «Фаталист» («Герой нашего времени»)
«Фаталистический» рассказ завершает роман, но точка, которую ставит автор в конце, является воображаемой, поскольку герой в финале романа снова оказывается в крепости, словно снова вступая в свой «романтический» путь. Составление колец — это осознанная техника, призванная замкнуть историю в круг, сделать разговор об одном человеке бесконечным. Применяя этот прием, Лермонтов добивается эффекта изображения героя, с одной стороны, как конкретного человека, с другой — как вечного, родового человека.
Неудивительно, что новейший рассказ поднимает вечные вопросы человеческой жизни, в первую очередь судьбы и отношения к ней, и носит философский характер. Главный вопрос, связанный с отношением человека к судьбе, показан как проблема выбора жизненной позиции: слабо и слепо подчиняться жизненным обстоятельствам или активно противостоять вредным условиям существования, проявить волю к жизнеутверждающему действию. Если принять во внимание трагический конец «Княгини Марии», то возникает проблема дальнейшего решения героя: как жить, что делать в жизни потерявшему надежду в дружбе и любви? Этот вопрос одновременно жизненно важен для героя и имеет философское значение для смысла рассказа; можно сформулировать так: принимать или не принимать жизнь? Обе проблемы (жизненная позиция и принятие / отказ от жизни) легли в основу сюжета, они определяют его философский характер.
Повесть «Фаталист» четко разделена на экспозицию, основную часть и финал. Выставка представляет собой беседу-диспут между офицерами о существовании предопределения или судьбы в жизни человека, очерчивает круг основных вопросов, которые возникают у человека, когда дело касается судьбы. Этих вопросов пять, их выражает персонаж, загадочно названный «кто-то»: во-первых, есть предопределение; во-вторых, кто может это подтвердить; в-третьих, если известно время смерти человека; в-четвертых, потому что человеку даны воля и разум; в-пятых, если человек несет ответственность за свои действия. Ответы на эти вопросы необходимо давать на протяжении всего рассказа и в его финале.
Поскольку в философской концепции рассказа возможны две позиции, в системе его образов представлены два главных героя: Печорин и Вулич. Оба героя повести «Фаталист» искушают судьбу, только Вулич действует бессмысленно, подвергая свою жизнь неоправданному риску. Выстрелив себе в голову, Вулич, по сути, совершает убийство, так как не борется за свою жизнь и готов отказаться от нее. Печорин искушает судьбу, принимая все возможные меры, чтобы снизить риск, но даже тогда он мог расплатиться своей жизнью. Если сравнить оба теста во всех деталях и большинство из них сознательно создают пары для сравнения, то можно прийти к выводу, что Вулич отвергает жизнь из страха перед ней, Печорин, наоборот, принимает жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. В основе сюжета — ключевой эпизод самоубийства Вулича. Его смерть, несомненно, является результатом безумного эксперимента с ударом по голове. Обратим внимание на деталь, которая совпадает с «Пиковой дамой»: Пушкин героем выбирает обрусевшего немца, Лермонтов — серба. Видимо, оба писателя хотели указать на то, что поведение их персонажей не является исконно русским, что характерно для православного сознания.
Финал Fatalista разделен на две части. В первой Печорин обсуждает произошедшее и в ходе своих рассуждений дает ответы на вопросы, поставленные в начале рассказа. «После всего этого, как вы думаете, вы не становитесь фаталистом?» — спрашивает герой, и сама форма, в которой задается вопрос, одновременно является ответом на него: героем мог стать, но он не стал фаталистом. Второй вопрос: «Но кто знает наверняка, убежден он в чем или нет?» — содержит потребность в достоверных знаниях, а также предупреждает автора о невозможности их получения из-за «обмана чувств или ошибки разума». Автор словами Печорина утверждает мужество и решимость человека перед лицом неизвестного. И, наконец, Печорин принимает смерть как закон жизни: «Ведь ничего хуже смерти не случится — и смерти не избежать». Эти аргументы героя подводят итог истории, но в то же время связаны с проблемами всего произведения.
Во второй части финала к сомнениям и рассуждениям Печорина присоединяется Максим Максимыч. Печорин рассказывает пожилому штабс-капитану о происшествии в селе, и тот, польщенный тем, что Печорин интересуется его мнением, проявляет в своих рассуждениях простой здравый смысл. Максим Максимыч ничего не может сказать об испытании судьбы Вулича, потому что для его здравого смысла это не имеет смысла, поэтому его отвлекают рассуждения о молотках, винтовках и черкесских шашках. По поводу абсурдной смерти Вулича Максим Максимыч выносит, казалось бы, фаталистическое суждение: «Но видно, что так писали в его семье…» — та же насмешка.
Глава «Фаталист»
Это последняя часть психологического романа «Герой нашего времени». Он был опубликован в 1839 г в издании «Отечественные записки».
Григорий Александрович Печорин пребывает в одной из крепостей Кавказа, где уже велась долгая война с горцами. По делам его отправили в казачью станицу. Там военные по вечерам играют в карты, обсуждают разные истории и веселятся. Однажды они говорят о мусульманской вере в то, что вся жизнь человека написана на небесах. Некоторые верят в это, а некоторые нет.
Один из крупнейших игроков по ставкам по имени Вулич решает попытать счастья и делает ставку. Для этого он снимает со стены первое попавшееся ему ружье и нажимает на спусковой крючок. Он не знает, заряжено ли ружье. Печорин говорит ему, что видит на своем бледном лице неминуемую смерть.
Вулич направляет ствол в сторону виска и нажимает на спусковой крючок. Оружие не стреляет, но заряжено. Когда он второй раз стреляет в стену, он легко пробивает висящую там фуражку.
После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, что Вулич непременно должен умереть сегодня. По возвращении домой главный герой видит на улице свинью, отрезанную саблей. Григорий идет домой спать, но вскоре его будят казаки и рассказывают о пьяном товарище, разорвавшем свинью на куски. Позже он узнает, что казак ночью убил Вулича.
Перед смертью Вулич успел сказать всего 2 слова: «Он прав». Смысл этих слов понял только Григорий Александрович.
Сам киллер спрятался на окраине поселка в пустой хижине. В руке у него пистолет, но он не сдается. Никто не хочет заходить в дом, чтобы обезвредить его. Печорин решает попытать счастья и добровольно.
Пока казаки убеждают своего товарища сдаться, отвлекая его, Пекорин открывает ставни и вылетает в окно. Сразу же производится выстрел, но пуля лишь слегка касается одежды героя. Григорий передергивает убийцу, казаки врываются в избу.
Вернувшись в крепость, Печорин рассказывает Максиму Максимычу о происшествии. Опытный офицер не любит философские рассуждения и комментарии о плохих азиатских членах, которые часто ломаются, если их плохо смазывать или не надавливать. Он сожалеет о Вуличе, но говорит, что с пьяницей нельзя разговаривать по ночам. На этом все заканчивается.
Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
В этой главе автор исследует философский вопрос о предопределении и свободе воли. Однако для Лермонтова важнее была тема взаимоотношений человека и общества, насколько сильно влияние окружающей среды. В главе «Фаталист» он дает ответ на этот вопрос.
Действия персонажей возникают в основном от скуки. Именно порождающая его бесцельность существования — главная тема «Героя нашего времени». Один из офицеров — Вулич во время спора из-за мусульманских верований решает проверить, есть ли судьба, от которой человеку не уйти. Обладая характерной для офицеров отвагой (это происходит на Кавказе во время долгой и вялотекущей войны с высокогорьем), он предлагает рискнуть своей жизнью, чтобы увидеть, насколько свободен человек и насколько это может повлиять на его жизненный путь.
Смертельный эксперимент заканчивается невероятной аварией. Один выстрел в голову не удался, а следующий выстрел сбоку попадает в цель. Это должно было убедить всех, что Вуличу суждено продолжать жить, что предопределение существует.
Однако автор усиливает впечатление. Печорину кажется, что Вулич должен был умереть в тот день. Главный герой видел это в мелких и непонятных деталях. Через несколько часов пьяный казак убивает офицера, рискнувшего жизнью для разрешения чисто теоретического спора. Эта авария довольно необычна и усугубляется происшествием с пропуском воспламенения непосредственно перед этим. Оказалось, что человек не может выбрать не только время своей смерти, но и способ.
Когда Печорин говорил об этом с Максимом Максимовичем, последний не хотел углублять эту тему, от которой отчетливо чувствовался страх и необходимость сильно переосмыслить свою жизнь. Наивный офицер предпочел связать происшедшее в тот день с цепочкой происшествий. Печорин даже не был склонен сразу принимать мировоззрение, основанное на всемогуществе судьбы. Однако он явно чувствовал, что этот инцидент может многое объяснить в жизни.
Завершил работу, посвященную влиянию обстоятельств на неординарного человека, которому нет места в существующем порядке вещей, этим эпизодом автор устанавливает взаимосвязь действий, продиктованных личным выбором и социальной средой. Общество оказывается сильнее личности, нормы и правила поведения, которые ему навязываются в ряде случаев, определяют жизнь не хуже, чем предписанная свыше загадочная судьба. Именно в этом смысле человек лишен свободы. Чаще всего герой произведения выполняет свои обязанности на службе и вынужден соблюдать принятый в дворянском обществе этикет. В предыдущих главах Печорин побеждал противников и добился своей цели, но против общего жизненного пути был бессилен. Однако даже такой неординарный человек, как Печорин, не мог проявить свои таланты и способности, в результате чего его постоянно одолевала скука, толкавшая его на экстравагантные поступки.
Вариант 2
Произведение описывает жизнь молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы, возникшие в одной главе, находятся в следующей.
Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа с натуры. Все, о чем он писал, на самом деле было, что герои — реальные люди. Считается, что это тоже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияла мораль, царившая тогда в армии, или его жизнь в целом.
В этой главе столкнулись два убеждения, которые мало чем отличаются друг от друга. Один офицер хотел доказать, что мистер Ченс несет ответственность за всех, а другого нужно было убедить. Окружающие не особо возражали против их спора. Но после того, как пистолет Вулича разорвался, многие не согласны с тем, почему это произошло, но они вздохнули с облегчением, не нужно объяснять властям.
Многие верили в судьбу. Взять, к примеру, карточные игры офицеров. Победить в них мог любой желающий, все зависело не от мастерства, а от случайности. Кому повезло. То есть игрок полностью увлекся Lady Fortune. Среди боевых действий офицерам было скучно, пришлось как-то разнообразить свою жизнь. Так что мне пришлось играть роли фаталистов, страстных любовников, разочарованных бродяг и стойких холостяков. Наш герой Печорин — одинокий и свободолюбивый человек. Несмотря на то, что он сам страдал от своей чрезмерной свободы, он не станет другим. Он боится сделать кого-то счастливым, отдать частичку своего сердца. Но ему ничего не стоит подтолкнуть человека к поступку, от которого пострадают оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий обиженных, сколько от собственных страданий. И в то же время говорить, что он не умеет жить по-другому или не хочет этого, — это такой негодяй.
Анализируя главу, начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, но принимают это как должное. Его цель — играть со смертью, дразнить ее.
Анализ новеллы
«Фаталист» — очень необычная и интересная глава, можно сказать загадочная. В романе «Герой нашего времени» части не следуют друг за другом, нарушая хронологию. Михаил Юрьевич Лермонтов сделал это специально. События в «Фаталисте» происходят одновременно с сюжетом первого рассказа «Бела», когда Печорин уезжает на время из крепости в деревню.
Целью автора было не биография главного героя, а постепенное раскрытие персонажа, как сказал советский писатель и литературовед Ираклий Луарсабович Андронников. В первых сказках история рассказана от имени Максима Максимыча, поэтому трудно понять истинные причины поступков. Читателю кажется, что Григорий Александрович очень жестокий и бесчувственный человек.
Так повествовательная нить переходит в руки главного героя, когда читатель знакомится с его журналом. Главы «Тамань», «Княгиня Мария» и «Фаталист» раскрывают внутренний мир персонажа. Андронников пояснил: «Мы понимаем характер героя в его неизбежной двойственности».
В «Фаталисте» Лермонтов завершает портрет Печорина, добавляя последние штрихи. Читатель становится свидетелем героического подвига, когда он решает взять убийцу живым, рискуя своей жизнью. Правда, и здесь не все так просто: Григорий закалял судьбу и делал это не из любви к человеку.
Русский литературный критик Виссарион Белинский писал, что Печорин говорил только о деле, свидетелем которого он был, поэтому никаких новых черт в герое романа не видно. Однако у читателя не остается странного и грустного ощущения от знакомства с Григорием Александровичем. Все чувства, которые волновали человека при чтении романа, сливаются в единое целое.
«Фаталист» — это эпилог, — пояснил советский литературовед Борис Эйхенбаум. Он сказал, что последний диалог Печорина с Максимом Максимычем может вызвать кривую улыбку, потому что заранее известно, как холодно они расстанутся.
В конце концов, стал ли Печорин фаталистом? Сам он говорил о доступности для всего, потому что «хуже смерти не будет». Но герой все еще подвергает сомнению все, поэтому нельзя сказать, что он полностью верит в предопределение.
История создания
Последняя часть романа М.Ю. Лермонтов написан в 1838 году. Источники сюжета исследователи расходятся. Наиболее распространена следующая версия: М.Ю. Лермонтов вместе со своим другом А.А. Столыпиным участвовал в аварии с автоматом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, послужила случайность в жизни дяди писателя.
Некоторые ученые считают, что сюжет романа заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспомнил, как его школьный друг решил искушать судьбу, заменив пистолет в голове.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для более рациональных — краткое содержание «Фаталист»
- для самых нетерпеливых — очень краткое содержание «Фаталист»
Вариант 2
В главе романа «Фаталист» все персонажи объединены вокруг главного героя. Эта глава — дневник Печорина, помогает точнее понимать все его действия. Печорин не согласен с обществом, он противостоит ему, но он не может восстать против него.
Печорин остается верен своим принципам, что бы ни случилось. Пока знакомые просят Вулича положить пистолет, Печорин предлагает сложить пистолет или застрелиться. После трагических событий вечера мы становимся свидетелями интересных размышлений главного героя романа. Да, свою вину он признает, но со слов товарищей. Размышляя далее, он заключает, что сегодняшнее поколение молодых людей — всего лишь жалкие потомки, неспособные думать, чувствовать или действовать. Как будто они бродили по земле с мыслью о неизбежном конце. Казалось, он винил молодое поколение в их бездействии. Но сам он полностью находится под властью судьбы.
Во времена Печорина многие люди из-за невозможности объяснить то или иное событие были фаталистами, верили в неизбежность судьбы. Ввиду чего вся общественная жизнь казалась бесполезной и бессмысленной. Лермонтов в романе, но прежде всего в главе «Фаталист», хотел подчеркнуть, что помимо рока существует еще и воля человека. Так он попытался изобразить Печорина. Он проверяет свою судьбу, бегая навстречу смерти, и преодолевает ее. Обязательно бороться и сопротивляться. Он действовал, но по намеченному плану событий, для проверки или сравнения. Во время поездки Печорин обронил приговор: «Может, я где-нибудь умру!». Сознательно готовьтесь к неизбежности, независимо от обстоятельств. Ведь Печорин физически абсолютно здоров, но душа его была неизлечимо больна.
Печорин ненавидит всех вокруг. Так больно, без причины, даже самым близким людям. Эгоистичный характер героя приносит только слезы и смерть. Он умеет жить в своем индивидуализме, такое общество ему в тягость. Он никогда не жертвует своими принципами, своим мнением, в то время как окружающие легко расходуются. Такие его действия совершаются не из душевной злобы, а из борьбы внутри себя. Мы видим, как его мучает собственное эго. Печорину очень трудно жить с такими мнениями, которые его раздирают. Но в то же время он не готов жертвовать своими личными принципами.
Лермонтов не показал нам эгоистичного фаталиста, но выдвинул глубоко философский аргумент о судьбе человека на земле.
Темы и проблемы
Темы и проблемы в этой главе можно описать более подробно, если они понадобятся читателю. Мульти-эссе Lytrecon с радостью завершит анализ главы «Фаталист», если вы напишете в комментариях, чего не хватает.
- Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования судьбы, избежать которой никому не удастся. Люди задумывались над этими вопросами и раньше, считая, что боги предписывают каждому свой жизненный путь. И невозможно угадать, когда должно было произойти то или иное знаменательное событие.
- Это также поднимает проблему столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все пошло именно так, поэтому и говорит себе: «. после всего этого, кажется, кажется, не стать фаталистом?» Однако он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать!».
Понимание роли судьбы героями романа
Судьба героев «Героя нашего времени» обычно трагична. Герои стремятся к счастью, но понимают, что им нельзя обладать.
В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастная черкес Бэла, похищенная братом и подаренная Печорину для забавы, несчастная Мария Лиговская, юная княгиня Печорина полюбила посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастной светской львицы Веры и тайный любовник Печориной, который страдает тайной страстью и глубоко страдает от осознания безысходности своего положения. Гордый и умный доктор Вернер не может найти радости в жизни; амбициозный молодой Грушницкий, влюбленный в Марию, погибает на дуэли. И даже самого доброго Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как Печорин, однако он часто испытывает боль по поводу событий окружающего мира.
Особая тема романа — тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже самый важный аргумент в пользу творчества Лермонтова. На протяжении всей своей жизни писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: какое его поколение, в чем его призвание, смысл жизни?
В результате Лермонтов приходит к печальному выводу, что судьба его поколения трудна, потому что лучшие люди России — образованные молодые представители дворянства — не могут найти своего места в жизни. Они неугомонны и винят в этом себя и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов писал об этом так:
«Мы больше не способны на великие жертвы ни во благо человечества, ни во имя собственного счастья, потому что мы знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»
Писатель, по сути, воссоздает в «Герое нашего времени» образ потерянного поколения. Это поколение не знает, куда направить свою жизненную силу, как служить Родине.
В романе «Герой нашего времени» писатель ставит вопросы о смысле жизни существования человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и в реалистическом плане. Сама тема привлекает внимание читателей, что делает работу более увлекательной и интересной. Этот материал будет полезен ученикам 9-х классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе« Герой нашего времени»».
Объяснение сюжета повести «Фаталист»
Основная тема «Фаталиста» — предопределение. Раскрывая смысл главы «Фаталист», автор использует литературные приемы, характерные для психологических романов:
- Внутренний монолог
- Ирония
- Афоризмы
- Намёки
Через внутренние монологи главного героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов призывает читателей задуматься о судьбе и власти человека над жизнью.
На заметку! Смысл названия повести «Фаталист» отсылает читателей к сюжету Вулича, который страстно рискнул сыграть с судьбой, приняв пари с Печориным. Фаталист — это тот, кто верит в предопределение. По сюжету фаталист — лейтенант Вулич, потому что верил в силу судьбы.
Глава названа так не только из-за образа Вулича. Автор проецирует смысл главы «Фаталист» на самого рассказчика. В этой главе автор насмехается над Печориным. Главный герой, бывший романтический мечтатель, разочаровывается в жизни, обществе и себе, играет с людьми, их чувствами. Печорин ни к чему не относится всерьез, он хочет играть со смертью, даже если считает, что смерти не избежать. Эта глава еще раз демонстрирует, насколько Печорин является дисгармоничной натурой, полной противоречий. Благодаря развернутому и детальному внутреннему характеру главного героя читателям знакома противоречивая фигура Печорина. В этом художественное значение фаталистической главы».
Образы главных героев
Помимо главного героя всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробное описание), ироничного и скучающего молодого человека, мнения которого внезапно подвергаются испытанию, — в главе есть еще два не менее ярких образа.
- Лейтенант Вулич, национальность которого автор определяет как серб, отмечая характерные черты портрета, был довольно закрытым в общении человеком. Он не доверял ни одному из своих чувств и секретов, но отличался смелостью и азартом. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а уж потом драться напрямую.
- Казак Ефимыч — убийца Вулича, не полностью признавший свою вину и не желавший быть наказанным за преступление. Здесь он выступает своеобразной «рукой судьбы», являясь причиной аварии.
Композиция
План анализа литературного произведения обязательно включает характеристику композиции. Формально-смысловая организация произведения проста: последовательность содержащихся в нем элементов сюжета не прерывается, но и отсутствует разоблачение, поскольку мы уже знакомы с главным героем. «Фаталиста» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, гибель Вулича и эпизод, воспроизводящий пленение казака.
Игра с судьбой
Вулич разрабатывает тщательно продуманный план, чтобы проверить влияние судьбы. Предлагает поиграть с заряженным пистолетом. Вулич стреляет в себя. Отсутствие зажигания вызывает удивление всех присутствующих. Разве они не понимают, что это такое? Почему не выстрелил пистолет? Игра в рулетку с судьбой никому не раскрывает правды. Возникают другие вопросы. Пистолет не стреляет в висок офицера, а стреляет через капюшон. Дым от выстрела сравним с туманом в головах зрителей. Он медленно рассеялся, оставив страх и ужас. Самоубийство могло произойти на наших глазах. Не все готовы свидетельствовать об этом. Только Печорин спокоен и уравновешен. Он не верит в ошибочность своих ощущений. Лермонтов позволяет читателям рассуждать вместе с Печориным, искать причины пропусков и ошибок прогнозов. Сомнения исчезают через несколько часов. Пьяный казак находит Вулича рвущим саблей. Последние слова офицера: «Он прав!
«. Тот, кто только что пережил пропущенную стрельбу, понимает, что смерть была совсем рядом, но он ждал своего часа. Он жестоко пошутил с ним, а не с ней.
Тема
В главе «Фаталист» анализ следует начинать с анализа мотивов и идеологического звучания.
Истоки мотива рок (рок) находятся в античной литературе. Впоследствии его разработали многие перцы, интерпретируя его в духе своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализируемом произведении тема судьбы в жизни человека развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно увидеть в других главах романа, но именно в последней главе они наиболее выразительны.
Имидж-система «Фаталиста» не разветвленная: Печорин, сербский лейтенант Вулич, пьяный казак. Образы трех офицеров и Максима Максимыча играют второстепенную роль. В основе сюжета — пари между Печориным и Вуличем. Оба героя тогда служили в казачьем селе. У офицеров была традиция по вечерам играть в карты.
Один из таких вечеров был последним для Вулича. Странный человек — так думали другие — решил посмотреть, сможет ли он управлять своей судьбой. Только Печорин решил поспорить с ним, который считал, что только один человек контролирует его жизнь. Лейтенант взял пистолет и поднес его ко лбу. Игроки застыли и вздохнули с облегчением только тогда, когда произошла осечка. Вулич утверждал, что жизнь человека предопределена.
Пекорин заметил печать смерти на лице лейтенанта и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прям и жесток, его правда всегда страшна его открытости. Ночью поручик был убит пьяным казаком. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил доказать свою судьбу. Он вошел в дом казачьего убийцы и сумел схватить его. Казалось бы, это третий тест. Но даже после этого герою не хотелось верить, что он не хозяин собственной жизни.
Прочитав произведение, легко понять, что смысл заголовка главы связан с воспроизведенными в нем событиями. Вулич — не единственный фаталист. Можно предположить, что не без иронии автор звонит Печорину.
Основная идея произведения: каждый человек вправе сам решать, верить в свою судьбу или нет, но все же с судьбой лучше не играть.
Смысл
В этом эпизоде Лермонтов показывает непредсказуемость бытия, описывает загадочную историю, чтобы проверить на прочность мировоззрение персонажа. Печорин сначала рискует чужой — во время пари, а потом и собственной жизнью, торопясь задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Это основная идея главы «Фаталист».
Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она судила, кому и когда умереть. Однако автор не дает своей оценки случившемуся: возможно, подозрительный герой подумал, что на лице Вулича была отметина смерти, а его смерть — несчастный случай, от которого никто не застрахован.